Рабочая программа по искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему
Программа разработана для 9 класса по учебнику Г.П.Сергеевой и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_iskustvu_9_kl.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
—актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
—культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
—формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
—углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
—воспитание художественного вкуса;
—приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
Нормативно- правовые документы:
1. Закон РФ «Об образовании»
2. « Обязательный минимум содержания образования по искусству», рекомендованный Министерством образования РФ.
3. Федеральный базисный учебный план.
4. Учебный план Андреевского филиала МБОУ Мучкапской СОШ.
Сведения о программе
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования .
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа состоит из 4 разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение искусства в 9 классе отводится не менее 34 ч из расчета 1 час в неделю.
Формы организации учебного процесса: классные и внеклассные.
Формы организации деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная , групповая, работа в парах.
Основное содержание программы по искусству для 9 класса рассчитано на 34 часа.
Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 7 часов.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Учебно- тематический план.
№ п/п | Тема | Всего часов | |
Воздействующая сила искусства. | 9 | ||
1 - 2. | Искусство и власть. | 2 | |
3- 5. | Какими средствами воздействует искусство? | 3 | |
6 - 7. | Храмовый синтез искусств. | 2 | |
8 - 9. | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. | 2 | |
Искусство предвосхищает будущее. | 7 | ||
10 . | Дар предвосхищения. | 1 | |
11. | Какие знания дает искусство? | 1 | |
12. | Предсказание в искусстве. | 1 | |
13 - 14. | Художественное мышление в авангарде науки. | 2 | |
15 - 16. | Художник и ученый. | 2 | |
Дар созидания. Практическая функция. | 11 | ||
17. | Эстетическое формирование искусством окружающей среды. | 1 | |
18. | Архитектура исторического города. | 1 | |
19. | Архитектура современного города. | 1 | |
20. | Специфика изображений в полиграфии. | 1 | |
21. | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | 1 | |
22. | Декоративно-прикладное искусство. | 1 | |
23. | Музыка в быту. | 1 | |
24. | Массовые, общедоступные искусства. | 1 | |
25 | Изобразительная природа кино. | 1 | |
26 | Музыка в кино. | 1 | |
27. | Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. | 1 | |
Искусство и открытие мира для себя. | 7 | ||
28 | Вопрос себе как первый шаг к творчеству. | 1 | |
29 | Литературные страницы. | 1 | |
30- 34. | Исследовательский проект «Пушкин – наше все» | 5 | |
Всего: |
| 34 |
Контроль уровня обученности
Формы организации учебного процесса: Классные и внеклассные.
Основные методы: словесный, наглядный, практический
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Искусство» в 9 классе обучающиеся должны Знать/понимать:
- представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
- понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
- понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
Уметь:
- ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
- осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
- выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
- выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
Литература и средства обучения
- Учебник (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская "Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений" – М.: «Просвещение», 2012, включенный в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год),
- Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
- Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005.
- Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2006.
- Солодовников Ю.А. Учебник-хрестоматия «Человек в мировой художественной культуре», 8-9 класс, М. «Просвещение», 2008.
- Учебник Г.И. Данилова. Мировая художественная культура. 7-9 классы. М., Дрофа, 2005-2006
Список научно-методической литературы.
- «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2008г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
- Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведен. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 608 с.
- Ильин В.П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII – начала XX века. – М.: «Советский композитор», 1985.
- Календарно- тематическое планирование по искусству в 9 классе
- Кол- во часов за год: 34 ч
- 1 час в неделю
№№ | Название разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | формы контроля | ||||||||
По плану | Фактически | |||||||||||
Воздействующая сила искусства (9 ч) | ||||||||||||
Урок1-2 | Искусство и власть. | 2 | ||||||||||
Урок 3-5 | Какими средствами воздействует искусство. | 3 | ||||||||||
Урок 6-7 | Храмовый синтез искусств. | 2 | ||||||||||
Урок 8-9 | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Резерв | 2 | тест | |||||||||
Искусство предвосхищает будущее (7 ч) | ||||||||||||
Урок 10 | Дар предвосхищения. | 1 | ||||||||||
Урок 11 | Какие знания дает искусство? | 1 | ||||||||||
Урок 12 | Предсказания в искусстве. | 1 | ||||||||||
Урок 13-14 | Художественное мышление в авангарде науки. | 2 | ||||||||||
Урок 15-16 | Художник и ученый. | 2 | тест | |||||||||
Дар созидания (11 ч) | ||||||||||||
Урок 17 | Эстетическое формирование искусством окружающей среды. | 1 | ||||||||||
Урок 18 | Архитектура исторического города. | 1 | ||||||||||
Урок 19 | Архитектура современного города. | .1 | ||||||||||
Урок 20 | Специфика изображений в полиграфии. | 1 | ||||||||||
Урок 21 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | 1 | ||||||||||
Урок 22 | Декоративно-прикладное искусство. | 1 | ||||||||||
Урок 23 | Музыка в быту. | 1 | ||||||||||
Урок 24 | Массовые, общедоступные искусства. | 1 | ||||||||||
Урок 25 | Изобразительная природа кино. | 1 | ||||||||||
Урок 26 | Музыка в кино. Особенности киномузыки. | 1 | ||||||||||
Урок 27 | Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. | 1 | тест | |||||||||
Искусство и открытие мира для себя (7ч) | ||||||||||||
Урок 28 | Вопрос к себе как первый шаг к творчеству | 1 | ||||||||||
Урок 29 | Литературные страницы | 1 | 15.04 | |||||||||
Урок 30-34 | Исследовательский проект «Пушкин – наше всё». Резерв. | 5 | Самостоят. работа | |||||||||
ИТОГО: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...
Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского
Рабочая программа по искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...
Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству Примерной учебной программы основного обра...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...
Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеево...
Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс
Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...
Рабочая программа изобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью
Рабочая программаизобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программедля детей с легкой умственной отсталостью...