Урок по ФГОС "Филимоновская игрушка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Самарская Снежана Владимировна

Данная методическая разработка предназначена для введения по стандартам второго поколения в программу по изобразительному искусству. Она рассматривает новый подход к планированию и структурной регламентации урока, привлечением всех видов универсальных учебных действий, поэтапному совместному действию учителя и ученика в решении единой учебной задачи: от предпостановки цели до полной рефлексии через продуктивное сотворчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганск

МБОУ «СОШ № 2 им. А.И.Исаевой»

«Изобразительное искусство 5 класс

Самарская Снежана Владимировна

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Тема урока: «Филимоновская игрушка »

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

Вид урока: урок-путешествие.

Тема урока: “ Филимоновская  игрушка” (народные промыслы).

Цель:

  • способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;
  • закрепить знания геометрического орнамента на Филимоновской  игрушке

Планируемые достижения:

Предметные:

  • представление о народном промысле - глиняная Филимоновская игрушка(Тульская область);
  •  умение видеть форму, цвет, декор игрушки и  передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;
  •  умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе филимоновской  росписи;

Метапредметные(УУД):

  • Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
  • Моделирование (макетирование объемной формы);

Оборудование для учителя:

  • оригинальные образцы филимоновской  игрушки выполненные мастерами промысла;
  • модели глиняных филимоновских  игрушек (работы обучающихся по мотивам филимоновских мастеров);
  • цветные иллюстрации с изображением филимоновских игрушек игрушек, открытки;
  • таблицы с элементами узоров филимоновской  росписи;

                              Описание: http://festival.1september.ru/articles/102252/img4.jpg

  • образцы рисунков-упражнений - “Дорисуй узор”;  

      Описание: Иллюстрация 9 из 9 для Филимоновская игрушка. Альбом для детского художественного творчества. - Ирина Лыкова | Лабиринт - книги. Источник: пихлецкая елизавета дмитриевна              Описание: Иллюстрация 9 из 9 для Филимоновская игрушка. Альбом для детского художественного творчества. - Ирина Лыкова | Лабиринт - книги. Источник: пихлецкая елизавета дмитриевна              Описание: http://www.xxlbook.ru/imgh1147938.png

  • мультимедийная презентация «Филимоновская игрушка».
  • Игра «Найди свой узор».

Для учащихся:

  • рисунки, иллюстрации с изображением филимоновских игрушек
  • таблицы с элементами узоров филимоновской росписи;
  • раздаточный материал: карты-вставки “Дорисуй узор” с дополнительными карточками;

                                                           Описание: http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1270/d-1269969/img6.jpgОписание: http://www.mngz.ru/uploads/posts/www.russianculture.ru/02/02/3_vystavka-filimonovskoy-igrushki-iriny-bezhinoy.jpgОписание: http://www.p-shkola.by/isimages/s000120_776691.jpgОписание: http://www.mngz.ru/uploads/posts/www.russianculture.ru/02/02/2_vystavka-filimonovskoy-igrushki-iriny-bezhinoy.jpg

  • глиняные игрушки на каждого ребёнка;
  • краски гуашь;
  • палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.

Музыкальный ряд:

  • вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
  • Использование музыки на уроке проходит в следующей последовательности: песенные мелодии звучат со сменой ритма и громкости как сопровождение слова учителя в драматургической завязке, а бестекстовые мелодии фольклорного характера звучат негромко фоном во время самостоятельной практической работы учащихся.

Литературный ряд:

  • Стихи о филимоновской игрушке;

Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.

Межпредметные связи: на каждом этапе урока учитель конкретизирует цели и задачи определенного момента урока, озвучивает связь темы урока с учебными предметами – географией, историей, литературой и музыкой.

Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора по объемной форме до упрощенной плоскостной композиции на бумаге.

Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.

ПЛАН УРОКА

 

I. Подведение к цели урока.

Прослушивание песни музыкальной композиции» «Народные промыслы».

.Подведение к цели урока.

II.Освоение нового материала.

  1. Беседа о традиционных орнаментах Филимоновской игрушки (мультимедийная презентация).
  2. Упражнение на закрепление изученного материала (Дорисуй узор).
  3. Игра «Найди свой узор».
  4.  Физминутка.
  5. Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек).

III. Применение освоенного в практической деятельности.

  1. Практическое выполнение задания. Кистевая роспись гуашью по ранее вылепленной глиняной или бумажной модели (собака, петушок, лошадка, барыня  и т.п.).

IV. Оценка результатов .

  1. Выставка и оценивание работ, прослушивание музыкальной композиции. Выставочный вариант оценки творческих работ учащихся позволяет проводить фронтальное оценивание всего класса. Учащиеся определяют на основе визуальных и проговоренных критериев удачные и ошибочные моменты, лучшие работы в конкретном классе.

                   Ход урока:

Подведение к цели урока. В кабинете оформлена выставка Филимоновских игрушек и  созданные детьми, на доске висят изображения  игрушки. В кабинете звучит русская народная музыка.

Драматургическая завязка урока. 

Цели и задачи:

        для учителя – познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла;

         для учащихся – создание мысленного и зрительного художественного образа будущего изделия и декора на примере фольклорных и исторических мотивах и символах.

  1. Беседа о филимоновской игрушке

Учитель. – Ребята! Посмотрите,  кто  к нам пришёл? (демонстрируется крупно на экран изображение «Филимоновского коня»)

        Почему эти игрушки называют Филимоновские? (По месту их рождения - они из деревни Филимоново). В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново.

Филимоновской игрушке более 700 лет. Об истории создания филимоновской игрушки почти ничего неизвестно. Местные жители на вопрос об ее происхождении, отвечают, что игрушки у них в деревне делают испокон веков. Существует красивая легенда о гончаре Филимоне. Считается, что именно он и дал начало истории филимоновской игрушки.

В деревеньке Анастасова монастыря люди беднёхонько жили – земли здесь были мало плодородными, какой хлеб посеют, всё хилый урождался, потому что кругом глина была, да на диво всем разноцветная. Только в местных лесах грибов да ягод много было, да речка Упа люд местный рыбкой отменной баловала, на всех хватало. Тем и жили люди те. Появился однажды в тех местах мужик беглый, Филимоном его кликали. Остерегались поначалу люди-то его, чужак все-таки. А он и взаправду странным оказался. Чудак – глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Только из глины-то той он горшки делал, как потом оказалось, махотки разные и ещё безделушки, чтобы ребятишек тешить. А поделки-то его нужными оказались для воды, для молока и квасу разного. Работу свою он стал на ярмарку в Одоев носить. Всё нарасхват, да ещё просят: «Приноси», да «Приноси свистульки свои, мил человек». Люди ему за это деньги давали. Так на эти деньги Филимон хоромы себе новые справил. Тут мужики местные стали к беглому похаживать да рукоделием его интересоваться. Вся деревня заразилась таким ремеслом – и стар и млад. Зажила деревня, прославилась в округе, особенно игрушками-свистульками. Только не из лёгких дело это оказалось. Ведь глина-то особая нужна, чтобы игрушки-то справить – синика называется. Игрушечный промысел всегда считался исключительно женским промыслом, потому что более тяжелой работой, а это производство горшков и другой посуды, в Филимоново занимались мужчины. Керамическая посуда выполняла разнообразные функции – умывальные, кадушки для хранения молока, плошки для приготовления пищи, горшки для хранения соли, крупы, миски, сосуды для питья. Это все были глиняные изделия. Этим занимались мужчины. А женщины занимались игрушкой. Жители окрестных деревень прозвали их «свистулечницами», потому что игрушки делались со свистками.

Учитель. – Понравилась вам ребята легенда? А Филимоновская  игрушка?

Давайте внимательно рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).

   II. Освоение нового материала.

Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация).

 Цели и задачи:

 для учителя – научить учеников особенностям филимоновской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям;

для учащихся – познакомиться с традиционными видами росписи, материалами, научиться выполнять эскизы  и простейшую геометрическую композицию.

Какая характерная отличительная особенность у Филимоновской игрушки?

(Филимоновская игрушка – вытянутые линии, длинное туловище и коротенькие ножки – все это отличительные черты данного вида промысла.

 Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

- причудливые полоски, точки, линии.

  • Какие цвета брали для росписи игрушек?

- желтые, лиловые, зеленые, реже синие и фиолетовые.

Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

     Дети садятся за столы.

2. Упражнение на закрепление изученного материала .

Цели и задачи:

для учителя – научить учащихся основным приемам кистевого письма в традициях промысла;

для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи филимоновские элементы.

  • Учитель. – Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы филимоновской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение «Дорисуй узор»).

3. Игра «Найди свой узор».

Цели и задачи:

для учителя – организация командной(групповой) игры для мотивации и закрепления образа, 

для учащихся – организованное самоуправление и развитие коллективного творчества по конкретной теме.

  • Учитель. – А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки с филимоновскими  игрушками, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда первой закончит и правильно подберёт узор, та и победит в нашей игре (дети выполняют задания игры).  

4. Физминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахали,

Друг на друга посмотрели,

Шесть - на место тихо сели.

5.  Постановка художественной задачи.

 Цель для учителя и ученика – выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек в материале.

Учитель. – Ребята!  А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят филимоновские игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для  этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

            Учитель. –

-Какие цвета вы будете использовать для росписи Филимоновской игрушки?

 -Какие элементы росписи будете использовать?

Учитель. – Хорошо. Приступайте к работе (роспись глиняных фигурок по мотивам филимоновских  игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит музыка).

III. Применение освоенного в практической деятельности.

6. Практическое выполнение задания . Самостоятельная творческая работа учащихся.

 Цели и задачи:

 для учителя – помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения; 

для учащихся – выполнение творческих композиций по объемной форме с соблюдением традиционных технологий.

       Во время самостоятельной работы учащихся учитель под музыкальный фон зачитывает тематические стихи: 

Как сказку недосказанную где-то,                            

Держу в ладонях отзвук старины,

И слышу я у сердца рядом где-то,

Открылась дверь к игрушке и любви.

Лепите их! Нужны эти свистульки,

Их сердце чувством, творчеством звенит,

Наш вечный друг, народные игрушки,

Дорогой нужных дел идут в зенит.

Пусть символичен будет образ мишки,

И ум и сила, мудрость простоты

Игрушки также святы, что и книжки

Несут в себе познанье красоты.

---------- -------- ----------- --------------

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

       Оценка результатов.

Выставка работ, под звучание инструментальной народной музыки.

                     Цели и задачи:

-для учителя – обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование  экспресс-просмотра детских работ, оценка и домашнее задание;

-для учащихся – самооценка творческих работ, видение и оценка своего труда и труда своих товарищей, комментирование, игровой момент «Художник и зритель».

Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера филимоновской игрушки игрушки!

 Сегодня  вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.

 

        

данная методическая разработка предназначена для введения по стандартам второго поколения в программу по изобразительному искусству. Она рассматривает новый подход к планированию и структурной регламентации урока, привлечением всех видов универсальных учебных действий, поэтапному совместному действию учителя и ученика в решении единой учебной задачи: от предпостановки цели до полной рефлексии через продуктивное сотворчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-класс "Традиции воспитания из прошлого". Народные игрушки и игрушки сделанной из бумаги и картона.

Народные игрушки народными мастерами.  Игрушки-самоделки своими руками, принесут ребенку удовольствие и пользу....

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"

Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает  сильный эмоциональный отклик,  радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...

Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.

Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР.  Оборудование: Раздаточный материал с историч...