Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Путинцева  Елена Валерьевна

Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР.  Оборудование: Раздаточный материал с историческими документами,  карта «СССР после Второй мировой войны», портреты политических деятелей.ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.Опережающее задание: прочитать соответствующий материал в учебнике,  использовать дополнительную литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_alternativy_poslevoennogo_razvitiya_sssr.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                               Урок по истории России  в 9 классе

Тема урока:  Альтернативы послевоенного  развития СССР.

               Урок   рассчитан на 2 часа.

Цель урока:

– сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР;

Задачи урока:

-способствовать развитию у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить в источниках подтверждения своих предположений, аргументировать свою точку зрения.

-формирование понятия «свобода» в политическом и духовном плане.

Тип урока:  изучения нового учебного материала

Форма урока: проблемная дискуссия  по технике «аквариум»

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно - поисковые

Оборудование:

Раздаточный материал с историческими документами,  карта «СССР после Второй мировой войны», портреты политических деятелей.

ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Опережающее задание:

прочитать соответствующий материал в учебнике,  использовать дополнительную литературу.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка проблемы.
  3. Проекты дальнейшего развития экономики
  4. Положение в промышленности.
  5. Послевоенная деревня.
  6. Денежная реформа.
  7. Новый виток репрессий.
  8. Подведение итогов. Оценивание
  9. Домашнее задание.

Ход урока:  

Организационный момент.

            Подготовка урока по технике «аквариума»

.Класс разбивается на несколько дискуссионных групп.

Каждая из них получает задание по исследованию трех проблем послевоенного развития: а) промышленности - города, б) сельского хозяйства - деревни,

в) политической обстановки в целом.

Каждая группа должна четко распределить роли участников дискуссии.

2. Вводное слово учителя.

Учитель начинает урок с характеристики последствий II Мировой войны для советского общества.  Победа в войне предоставила  СССР возможность демократического обновления - развиваться вместе со всем цивилизованным миром. С другой стороны, война укрепила авторитет сталинского режима, его военное превосходство, поэтому могла возникнуть идеализация довоенного времени. Это были две главные альтернативы послевоенного развития.

На уроке предстоит выяснить, насколько реальной была в СССР демократическая альтернатива развития общества? Насколько она напоминала о себе? Какие факторы привели к тому, что она не была осуществлена и реализована?

Анализ архивных материалов сегодня показывает, что сразу после войны даже в «верхах» наметились колебания относительно целесообразности дальнейшего проведения «жесткой» линии. Конечно, речь шла лишь о внесении изменений в существующую систему, о частных улучшениях, поправках, но не об изменении в целом. Эту мысль четко выразил писатель В. Кондратьев: «Мы многое не принимали в системе, но не могли даже представить какой-либо другой».

Развитие событий в СССР и окончательный выбор альтернативы развития зависел от взглядов и действий конкретных людей. Что же это было за поколение послевоенного времени?

Психологический парадокс войны заключался в том, что она породила два типа личности. Первый тип - это неординарные, способные идти на риск, принимать самостоятельные решения люди. Именно война приучила их критически, альтернативно мыслить. Это один из главных нравственно-психологических итогов войны. С другой стороны, война способствовала укоренению другого типа - личности с преобладанием исполнительского «синдрома». На уроке нам предстоит выяснить: какой тип победил и почему? Какие причины привели к тому, что критический «запал» поколения победителей так и остался до конца не реализованным?

Видимо, этот критический «запал» способствовал созданию общей атмосферы дискуссий. Неслучайно послевоенное время - это время «шквала» многочисленных дискуссий по различным вопросам. Экономическое и социальное развитие СССР было в центре обсуждения. Нам предстоит выяснить, какие существовали основные точки зрения в руководстве страны по проблеме перспектив развития экономики СССР после окончания войны? В чем состояли причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития?

Наш урок принимает форму дискуссии. Каждой группе предстоит выяснить:

возможности демократической альтернативы, факторы ее поражения;

причины возвращения страны к довоенной модели экономики;

что следовало и можно было сделать:

 а) для подъема советской экономики 40-50-х годов, б) для улучшения жизни людей?

Ход дискуссии.

1. Проекты дальнейшего развития экономики

Суть дискуссии об экономике СССР в 1945-46 годах сводилась к следующему.

Сторонники довоенной модели развития Г. Маленков, Л. Берия, Л. Каганович настаивали на том, чтобы ускоренно развивалась тяжелая промышленность, сохранялась строгая централизация экономики, плановость хозяйства вплоть до каждого предприятия, контроля за работой администрации и полное отсутствие даже элементов рыночного обмена.

Вторая точка зрения, представленная А. Ждановым, Н. Вознесенским (председатель Госплана), П. Дорониным (Курский обком), Н. Родионовым (председатель Совмина) заключалась во взвешенном экономическом развитии. Эти люди выступали за равномерное развитие тяжелой и легкой промышленности, за допущение частного сектора в экономику при преобладании монополии государства (сфера обслуживания, мелкое производство), за использование рыночных отношений в смешанной экономике, за ослабление централизации. Реальной демонстрацией этой точки зрения явилось проведение ярмарок в городе Ленинграде и Ленинградской области при участии Совмина РФ.

Общее задание:

Почему победили сторонники первой точки зрения? Насколько на этот выбор повлияла общая послевоенная обстановка голода и лишений, засуха 1946 года? Почему в 1945-46годах И.Сталин поддерживал А.Жданова, а затем

в 1947-48 годах солидаризировался с Г. Маленковым и его группой?

2. Положение в промышленности

Обшее задание для обсуждения в группах: Рассмотрите суть предложений бухгалтера С. Александрова, описанных им в рукописи «Послевоенная отечественная экономика»:

Преобразование государственных предприятий в акционерные и паевые товарищества, в которых держателями акций выступают сами рабочие и служащие.

Децентрализация снабжения предприятий сырьем и материалами путем создания районных и областных промснабов (вместо снабсбытов при наркоматах).

Отмена системы государственных заготовок (обязательных поставок) и предоставление колхозам и совхозам возможности продавать продукцию по свободным ценам на рынке.

Проведение реформы денежной системы с учетом золотого паритета.

Ликвидация государственной торговли и передача ее функций торговым кооперативам и паевым товариществам.

Вопрос: К чему бы привело осуществление этой программы

в ССС?

К концу урока каждая группа должна постараться составить свою программу преобразований экономики послевоенного времени.

Вопросы и задания для обсуждения в группах.

1.Всесторонне рассмотрите и оцените факторы развития
промышленности послевоенного периода: репарации и немецкие патенты на сырье, технологию и оборудование, труд пленных, труд заключенных, масштабные вложения государства в тяжелую промышленность, «экономия» ресурсов на сельском хозяйстве, легкой промышленности и социальной сфере, административный нажим на рабочих.

2. Необходимо ли было вводить принудительные и волевые
методы в промышленности? Какие иные меры можно было принять? Обсудите следующие шаги правительства в области развития промышленности:

закрепление рабочих на предприятиях,

увеличение норм выработки при сдельной оплате труда, увеличение показателей пятилетнего плана (пересмотр),

создание новых крупных грандиозных проектов,

инициирование подъема стахановского движения (герои труда, передовой опыт).

Какой ущерб развитию промышленности был нанесен наращиванием военной мощи СССР?

Какие негативные явления в послевоенной промышленности вам известны? Обсудите диспропорции в промышленности (тяжелая и легкая, различные районы, провал крупных строек).

В итоге 1 этапа дискуссии выясняется цена успехов в промышленности, крайние диспропорции и негативные последствия для людей - рост стоимости жизни и административное давление. Учащиеся должны постараться определить путь развития промышленности в случае победы точки зрения Жданова - Вознесенского.

3. Ограбление послевоенной деревни

Обсуждение этого вопроса начинается с чтения документов.

Документ 1. Из письма слушателя Смоленского Военно-политического училища Н.М. Меньшикова:

«На протяжении 1945-46 годов я очень близко столкнулся, изучил жизнь ряда колхозов Брянской и Смоленской области. Как коммунисту, мне больно выслушивать от колхозников такой вопрос: «Не знаете, скоро ль распустят колхозы?» Свой вопрос, как правило, они мотивируют тем, что «жить так нет сил дальше». И действительно, жизнь в некоторых колхозах невыносимо плохая. Так, в колхозе «Новая жизнь» (Брянская область) почти половина колхозников уже по два-три месяца не имеет хлеба, у части нет и картошки. Не лучше положение и в половине других колхозов района».

Документ 2. Писатель А. Адамович.

«Если назвать самые трагические для советской деревни времена по безнадежности и уже по полному надругательству

над всеми человеческими чувствами, - так это, по-моему убеждению, послевоенные, где-то с 1946 по 1953 год».

Общее задание: Какие меры можно и должно было принять в СССР против развала сельского хозяйства?

Вопросы для обсуждения в группах:

Почему даже лучшие колхозы теряли всякий стимул в развитии производства?

Как вы полагаете, что и как изменилось бы к лучшему в колхозах, если бы сняли мелочную опеку и руководство центров над ними? Или же все оставалось бы по-старому при проведении таких мероприятий?

Соответствуют ли обстановке те меры, которые из-за голода и засухи предпринял Сталин (снижение норм выдачи хлеба, повышение цен на продукты по карточкам, сокращение лиц, снабжающих хлебом)? Какие иные мероприятия могли бы быть приняты?

Как и почему у колхозников в 1946-48 годах отбирали земли (1946-4,7 млн. га, 1947-49 - 5,9 млн. га)?

Зачем в 1948 году в деревнях забивали скот (2 млн. голов)?

При каких условиях колхознику разрешалось торговать на рынке?

 Возможно ли было такое в послевоенное время?

Оцените факт: полезно или вредно было для деревни и сельского хозяйства упразднять звенья и вводить вместо этого бригады (1950 год)?

К чему вела политика укрупнения колхозов?

 В итоге обсуждения выслушиваются предложения ребят по  альтернативному пути развития сельского хозяйства.

В итоге обсуждения выясняется грабительский характер политики в деревне.  

4. Карточки и денежная реформа

Общее задание: Нужно ли было отменять карточки и проводить денежную реформу? Как сказались эти мероприятия на: а) экономике СССР, б) жизни людей?

Вопросы для обсуждения:

1.Прокомментируйте две точки зрения на отмену карточек
в 1947 году:

а) «Сейчас тяжело с хлебом, недостает. А если отменят карточки, то может быть еще хуже. Спекулянты будут делать свое дело, и мы можем остаться без хлеба».

б)«Самым наболевшим вопросом является вопрос о продовольствии. Всюду слышатся разговоры: когда же отменят карточную систему или хотя бы откроют коммерческую торговлю хлебом и крупой».

Была ли альтернатива денежной реформе, проведенной в декабре 1947 года?

Внешний эффект от реформы был сильным - она дала простор коммерческой торговле, прилавки наполнились товарами, хотя и с высокими ценами. Что дала реформа экономике СССР?

5. «Закручивание гаек» и новый виток репрессий

Общее задание: Почему борьба демократических и тоталитарных тенденций в послевоенные годы завершилась новой волной репрессий?

Документ 1.

Генерал Н.А. Волкогонов. «После войны, особенно в конце 40-х гг., заметно увеличить количество лагерей, число ссыльных, которые составили третью» волну. В ней оказалось 5,5 -6,5 млн. человек».

Задания для обсуждения:

1.Вам предлагается несколько суждений о выборах 1946 г. в Верховный Совет: насколько они были реальны в то время, и кто мог так судить о происходящем: заключенные, колхозники, рабочие, интеллигенция, военные, партийные работники, управленцы.

а) «Государство напрасно тратит средства на выборы, все равно оно проведет тех, кого захочет».

б) «Предстоящие выборы нам ничего не дадут, вот если бы они проводились, как в других странах, то это было бы другое дело».

в) «Выбирать я не собираюсь и не буду. Я от этой власти ничего хорошего не видел. Коммунисты сами себя назначили, пусть они и выбирают».

г) «Для меня эти выборы нерадостные, так как война кончилась, а перемен к лучшему почти никаких нет: как были трудности в военное время, так они и остались».

д) «Миллионы наших солдат, побывавших и других странаx, видели, как там живут, и все говорят, что хуже, чем в нашей стране, нигде не живут»

2. Перед вами 6 групп коммунистов послевоенного времени:
коммунисты довоенного времени (1 млн. чел.),
коммунисты довоенного времени из занятых врагом областей (500 тыс. чел.),

спешно принятые на местах коммунисты (1 млн. чел.),

 коммунисты-подпольщики (очень мало), коммунисты - фронотовики, получившие билет на фронте (2,5 млн. чел.),

 вступившие в ряды партии после войны (1,5 млн. чел.).

Обсудите, какие из них обладали критическим «запалом», а какие нет? Свое мнение обоснуйте. Кто из этих групп мог оказывать сопротивление  существующему режиму и были ли вообще среди них таковые?

Документ 2.

К какой группе вы бы причислили автора статьи В. Кондратьева «Парадокс фронтовой ностальгии»:

«Может быть после победы зажили хорошо? Увы, нет. Надежды наши, что после войны начнется распрекрасная жизнь, что Сталин, убедившись в верности народа, - а какое еще большее доказательство требовалось, чем победа в войне? - прекратит репрессии, тем более в войну они приутихли, - не оправдались. Вернувшиеся инвалидами, особенно те, кто не работал до войны, получили такие нищенские пенсии, которых не хватало даже на то, чтобы выкупить карточный паек... Денежная реформа 1947 года подняла цены на продукты в два раза по сравнению с довоенными, а зарплата осталась прежней. Правда, полны были магазины, но покупать-то не на что...В конце 1948 и в 1949 начали прибирать тех из политических, кого освободили в 47-м. В эти же годы стали сажать бывших военнопленных, прошедших, причем, проверки в 45-м, и отправлять в лагеря. Я думаю, сам Сталин не верил в предательство этих людей, просто надо было избавить общество от тех, кто много знал. Прокатилась волна арестов в высших учебных заведениях, причем бывших фронтовиков. И все наши надежды, что изменится что-то, рухнули... Мы тогда почти ничего не понимали, да и откуда, когда многие сокровища человеческой мысли были для нас закрыты. Находясь в полном неведении, мы быстро смирились с послевоенной жизнью, главное же - война позади, мы остались в живых, а впереди - заманчивые дали коммунизма, в котором будет все «по потребностям». Сказать, что верили мы в это безоглядно, конечно, нельзя. Но все же надеялись на что-то лучшее».

3. Как вы полагаете, почему властей не остановили в новом витке репрессии негативные факторы:

а) необходимость огромных средств на содержание этого «государства в государстве»,

б объяснение мировой общественности причин такого огромного количества заключенных (1945 - 1,5 млн. чел., 1946-53 годы - 2,5 млн. чел.).

в) беспорядки в колониях и лагерях?

Согласны ли вы с мнением писателя А.И. Солженицына, считавшего население ГУЛАГА особым классом в советском обществе, который нещадно эксплуатировал правящий класс? Почему освобождение людей из лагерей не стало полной реабилитаций (оставалось клеймо «врага народа», чувство неполноценности, недоверие к «врагам»)? Объясните, почему тогда люди и не задумывались о «неполноценности» своей свободы?

Подведение итогов дискуссии.

 Выясняются причины победы довоенной модели экономики и позитивные предложения по развитию послевоенного хозяйства. Необходимо также отметить и роль «человеческого фактора». В заключение дается опенка нового витка репрессий конца 40-х - 50-х годов. Обсуждается вопрос: Почему послевоенный период называется временем несбывшихся надежд? Какие надежды имеют в виду, когда так говорят?

Домашнее задание.

П.35-36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории в 11 классе "СССР в 1964—1980 гг. ХХ в. От «оттепели» к «застою»"

Данный конспект сопровождается презентаций. Тема "СССР в 1964—1980 гг. ХХ в. От «оттепели» к «застою»" раскрывает сущность режима в СССР и смену власти в 60-е годы XX столетия....

Урок истории в 9 классе. «СССР в 1945 – 1953 годах. Идеология и культура»

Урок   МеМетодическая разработка урока в 9 классе "СССР в 1945 - 1953 годах. Идеология и культура". Определены цели урока, основные понятия, основные знания и умения, тип урока. Обоснов...

Проект урока истории по теме «Развал СССР-случайность или закономерность»

Проблемная ситуация: Распад СССР. Проблема проекта: Изучение исторических фактов, приведших к распаду СССР. Вид проекта: исследовательский, творческий....

Презентация к уроку истории по теме "Освобождение СССР"

Презентация посвящена  событиям Великой Отечественной войны 194101945 гг., связанным с полным освобождением территории  Советского Союза от немецко-фашистских захватчиков. Иллюстрации и текс...

Дополнительный материал к уроку истории России 9 класс «СССР в 1930-е гг. Культурная революция»

Дополнительный материал к региональному компоненту истории России (9 класс ) по теме«СССР в 1930-е гг. Культурная революция». Рассказывает о особенностях реализации программы большевиков по  ликв...

Элективный курс «Новейшая история: от исторического триумфа СССР до суверенной России», 11 класс

Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации содержания образования. При изучении прав человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, пр...

Контрольное тестирование по истории в 11 классе "СССР в годы Великой отечественной войны"

Контрольная работа составлена в форме ЕГЭ, охватывает многие вопросы времен ВОВ....