Опыт реализации проектной деятельности на занятиях изобразительным искусством
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Кокоулина Людмила Иннокентьевна

В данной статье демонстрируется как опыт проектной работы в области изобразительного искусства способствует умственному развитию  учащихся со слабой познавательной деятельностью, а также дает стимул развитию их личности. Программа занятий по изобразительному искусству учитывает особенности познавательной деятельности учащихся и позволяет детям осваивать различные виды изобразительной деятельности: графику, живопись, лепку, композиционные и декоративно-прикладные работы. Дети получают определённые знания и умения в области изобразительной грамоты и  участвуют в тематических конкурсах и выставках детского изобразительного творчества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт реализации проектной деятельности на занятиях изобразительным искусством

Проектная деятельность помогла мне разнообразить формы работы с детьми и родителями.

Я работаю в ГБОУ школа № 439, веду занятия  по изобразительному искусству в 1 – 5 классах 15 лет. Контингент учащихся школы (дети с легкой умственной отсталостью). Характерной особенностью учащихся является слабая познавательная деятельность, неустойчивое внимание, неумение сосредоточиться, сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы и явления, недостатки двигательной сферы, расторможенность. Программа занятий по изобразительному искусству учитывает особенности познавательной деятельности учащихся и позволяет детям осваивать различные виды изобразительной деятельности: графику, живопись, лепку, композиционные и декоративно-прикладные работы. Дети получают определённые знания и умения в области изобразительной грамоты и  участвуют в тематических конкурсах и выставках детского изобразительного творчества.

Но, когда раскрытие темы конкурса связанного с историческим событием, требует определённого опыта и глубоких знаний, дети часто испытывают затруднения, теряют интерес к работе. Проектная деятельность помогла мне разнообразить формы работы с детьми и родителями. С начала 2013-14 уч.г. было объявлено несколько конкурсов детского творчества, требующих особой, углублённой подготовки. Это конкурсы, посвященные 70-летию полного освобождения Ленинграда от блокады «Колокола памяти», «Мы отстояли тебя, Ленинград», «Уроки веры и благочестия»

Поэтому с начала учебного года дети активно включилось в проектную работу. Мы стали по-новому готовиться к работе над заданием. Раньше  подготовка к работе над исторической композицией ограничивались сбором натурного материала, выполнением эскизов-поисков композиции, сбором исторического материала, работой над подготовительным рисунком.

Сейчас в своей деятельности я использую педагогические мастерские, на которых работа над темой  начинается с совместного с детьми чтения, выбранных отрывков из книг, обсуждения и изучение нового материала. Дети активно включаются в обсуждение, проникаются темой, сюжетом и содержанием исторического задания. Проникаются  личными переживаниями людей, живущих в драматический исторический временной период. Главное, что у детей формируется авторская позиция по выбранной теме и определяется способ её выражения в рисунке. Совместно с педагогом дополнительного образования  руководителем театральной студии «Рампа» Горовец Светланой Владимировной разработаны и реализованы творческие проекты «Семья Романовых», «Блокада», «Закликаем весну».

Работа в педагогической мастерской «Дневники» очень помогла при работе над конкурсной композицией «Семья Романовых». В первую очередь совместное чтение отрывков дало детям понимание исторических событий, помогло соотнести собственные переживания с созданием выразительных художественных образов композиции. Рассматривание документальных фотографий помогло передать портретное сходство героев.

 При работе в педагогической мастерской «Блокада» чтение отрывков воспоминаний и блокадных дневников подготовило детей к работе над композицией и плакатом, посвященным 70-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. Тема так увлекла детей, что  исследовательской работой они привлекли семью, родителей, дедушек и бабушек. Семьи учащихся начальной года школы Толстенко Насти, Кунике Вари, Иванова Кирила рассказали о боевых и трудовых подвигах, о тяжелых испытаниях, выпавших на долю их родственников.

Через работу над проектами по конкурсным темам можно говорить об интеграции дополнительного и общего образования. В школах №542, 439, Районной  детской библиотеке, Культурно – досуговом центре «Каскад» прошли выставки детского творчества. Работы, выполненные на занятиях детьми,  участвовали в выставках и были отмечены дипломами и грамотами.

Если подводить итоги работы  проектной деятельности на занятиях изобразительным искусством в 2013-14 учебном году, то можно сделать вывод, что проектная работа способствует умственному развитию  учащихся и развитию их личности, коммуникативной и рефлексивной культуры, эмоциональной сферы, включению чувств ребёнка, созданию личного отношения к предмету обсуждения и погружения в тему.

На занятиях мы чаще обращаемся к опыту детей и семейному опыту и

дети более осознанно выполняют творческие задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность на уроках изобразительного искусства

В презентации показана последовательность выполнения учебных проектов.  Дана авторская разработка серии проектных уроков по предмету "изобразительное искусство" в начальной школе и в средней школ...

Статья "Проектная деятельность детей в изобразительном искусстве" (инструмент: «Театр теней») 1-8 класс

Статья предназначена в помощь педагогам дополнительного образования для развития у детей конструкторского мышления и обучения этапам проектной деятельности на примере "Театра теней"....

Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства

Статья посвящена опыту применения проектной деятельности, раскрывает методику применения метода проектов на уроках изобразительного искусства в 6, 8 и 9 классах школы....

Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства (презентация)

Данная презентация иллюстрирует методическую разработку "Интеграция предметов и межпрежметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства", содержит проектные работы, вып...

Опыт работы по теме "Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства".

Решение задач формирования и развития ключевых компетенций, учащихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающихличностное развитие ребенка за счет уменьшения до...

Культурологический аспект обучения билингвов в ходе реализации проектных технологий на уроках изобразительного искусства.

Текст доклада на Международной конференции и научно-практическом семинаре "Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века." Прага (11-13 октября, 2013)...

Педагогический опыт "Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе"

Данный материал содержит описание педагогического опыта формирования гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изо в 5 классе по программе Б.М.Неменского...