Образ зимы в искуссстве
план-конспект урока (музыка, 5 класс) по теме

Вакуленко Галина Александровна

"Образы зимы в искусстве" - это интегрированный урок, где соединяются живопись, литература и музыка. По программе Е.Д.Критской это последний урок в I четверти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000_obraz_zimy_v_iskusstve_5a.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 1

урок музыки в 5 классе

Тема: «Образ зимы в искусстве».

(интегрированный урок)

учитель музыки: Вакуленко Г. А.

Цели по содержанию урока:

Образовательная:

  • Раскрывать новые грани взаимодействия литературы и музыки.
  • Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина".
  • Знакомство с жанром кантата.

Развивающая:

  • Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства и музыкального произведения.
  • Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать.
  • Способствовать развитию воображения учащихся.
  • Формировать слушательский  и исполнительский опыт.

Воспитательная:

  • Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, к родной природе.

Методы: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Наглядные средства обучения: презентация, выставка творческих работ учащихся, раздаточный материал.

ТСО: 1) компьютер; 2) мультимедийный проектор.

Ход урока

Музыкальное приветствие.

Слайд 1. Эпиграф: "У леса на опушке жила зима в избушке"  (прочитать эпиграф на слайде №1)                                                                                                                        - Ребята, как вы думаете, о чем мы будим с вами говорить на уроке?                             (О зиме).

Слайд 2 .  - Да, ребята, сегодня у нас очень красивая тема урока. (Тема урока на слайде №2)  Образ зимы в произведениях искусства.

 - Скажите, кто из русских поэтов рисовал образ зимы в своих стихах?    (Называют известных им поэтов).

 - Какому русскому поэту принадлежат эти поэтические строчки? (читает учитель)

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы.
Проказам матушки зимы.

 - Чьи это стихи? ( А. С. Пушкин)                                                                                                                                - Какие картины представлялись во время чтения? Попробуйте рассказать, что вы видели, когда читали слова: “Дохнул, завыл…”                                                                              - А как вы представляете картину: “Блеснул мороз”? Разве мороз может блестеть?                                                                                                                                                  Для того, чтобы нам с вами ярче представить картину зимы, поэт использует образные выражения, слова с переносным значением – метафоры.                                             - Как вы понимаете выражение “брега с недвижною рекою”, “пухлая пелена”? Что сравнивается с пеленой?                                                                                                       Для того, чтобы сделать стихотворение выразительнее Александр Сергеевич использует сравнение.

- Послушайте стихотворение ещё раз в исполнении Софии и Саши, и найдите каким, словом называет поэт чудеса зимы?                                                           (Слушание ещё раз в исполнение  детей с презентацией).                            - - Как поэт называет зиму?  (Матушка Зима, волшебница Зима)                                                       - Какие чудеса творит волшебница-зима? Как изменилась природа?

http://festival.1september.ru/articles/213573/img2.JPG

- Александр Сергеевич использует в стихотворении глаголы. И как бы даёт нам ярче представить наступление зимы. Он показывает, что зима действует как живое существо.                                                                                                           - Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? (Восторга, радости…)                                                                                                                                           - На что похоже это стихотворение? (Сказку)                                                                         Мы чувствуем, что поэту нравится  зима, хотя это суровое, метельное и  холодное время года. Давайте споём песню композитора Раймонда Паулса, в которой зима не только волшебная, но и добрая.                                                        (Песня «Добрая зима» Р. Паулс)

Слайд 3.  - Ребята, вы очень хорошо пели, а значит вам тоже  нравится зима? Какой образ зимы вы создали в своих домашних сочинениях? Представьте на миг, что вы поэты, писатели, художники:

Расскажите о своей зиме. (Дети читают свои сочинения, стихи, показывают рисунки; оформляется выставка детских работ).

 - Вы знаете, ребята, что литература - это искусство слова. Она связана с другими видами искусства. Художник - кистью создал образ русской зимы. Композитор - музыкой. Поэт - делает по-своему. Пушкин в 19 веке зиму видел так. А как видел зиму поэт 20 века?

Слайд 4. (Стих "Пороша" С. Есенина, под музыку Г. Свиридова "Романс" читает учитель)                                                                                                                                           - Какой образ зимы удалось создать поэту Есенину? С помощью каких художественных средств?                                                                                                                   (Зима тихая, спокойная, волшебная)                                                                             - Она   заколдовала лес, преобразила сосну в старушку, красивой шалью укрыла землю.                                                                                                                            (Дети находят эпитеты: белая косынка, бесконечная дорога; олицетворения: дремлет лес; сравнения: сосна-старушка).                                                                                                                           - Что можно сказать о человеке, который написал это стихотворение?                                                      ( Автор любит природу, говорит о ней, как о чем-то живом, близком родном).

Слайд 5.  - Есенин много стихов посвятил зиме. Одно из них перед вами.

(Текст стиха "Поет зима аукает" выразительно читает один из учащихся)

 - Какие образы рисует поэт в стихотворении (анализ стиха).                                                              - А сейчас, ребята, я вам предлагаю побыть в роли композитора. Вы попробуете создать на стихотворение свое музыкальное произведение.                      

Слайд 6. (Таблица №1)

Какой образ зимы встаёт перед нами?                                                                                                                 (Холодной, суровой, властной, злой и грубой хозяйки леса. «Седые облака» наводят холод и тревогу, «вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным и злится всё сильней»)

- Как бы вы изобразили это в музыке? (Мелодия должна быть громкая. Характер грозный, властный).

- А если бы вы писали музыку для смешанного хора, каким голосам поручили бы петь эти строки: «Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». Кругом с тоской глубокою, плывут в страну далёкую седые облака»?                                                                                                                         (Эти строки мы поручили бы мужскому хору)                                                                                - Как бы вы изобразили в музыке образ воробышков?  (Воробышки жалостливые, тихие, беззащитные)                                                                                                           - Каким бы голосам в хоре отдали предпочтение петь эти строки?                                              (О воробышках можно поручить петь женскому хору)                                                               - А если бы вы писали музыку для симфонического оркестра, какой инструмент мог передать жалобное чириканье?                                                    (флейта)                                                                                                                                             - Каким встаёт перед нами образ вьюги? Как можно её изобразить в симфоническом оркестре?                                                                                                    (Вьюга суровая и страшная. Лучше её характер передадут  струнные инструменты – скрипки, виолончели, и медные духовые – трубы и валторны). – Какой бы вы изобразили в музыке весну? Какая группа хора могла бы исполнить эти строки?                                                                                                                                (Весна солнечная, тёплая, радостная, ясная. Эти строки мог бы исполнить женский хор)

- Ребята, давайте послушаем, какую музыку на эти стихи написал настоящий композитор? (слушаем вторую часть кантаты "Поет зима, аукает")

Слайд 7. (Таблица 2)  - Похожа эта музыка на ту, которую вы представляли? (Слушание)

Слайд 8. - Эту удивительную музыку написал наш современник Георгий Свиридов.

Эта кантата называется "Поэма памяти Сергея Есенина" (вторая часть "Поет зима, аукает" - всего десять частей)

Кантата - это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов.

- Мы побывали в роли композитора, а сейчас побываем роли дирижера.                              Физминутка: пластическое дирижирование - сравнить два образа зимы и воробушек.                                                                                                                            (Дети выполняют пластическое дирижирование. Звучит фрагмент второй части кантаты)

- Мы послушали поэтическое описание зимы поэтов 19 в., 20 в., а в 21 в. изменилась зима или осталась такой же прекрасной.                                                             (Дети отвечают).

Слайд 10.   - Хотя зима холодная и суровая, но она вдохновляла на творчество поэтов, композиторов, художников. А сколько радости она несет в наш дом. Вместе с зимой приходит новый год, долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках. Давайте наш урок закончим веселой американской народной песней «Русские зимы» Дилижанс.                                                                                                           - Как мы исполним для себя и наших гостей эту песню? (ответы детей)

                       (Дети исполняют песню «Русские зимы» Дилижанс)

У - Получилось?

Д - Да, получилось!

Вывод:                                                                                                                                          - Какую роль в музыке Г.Свиридова сыграли стихи Есенина?                                              - Дайте определение жанра этого произведения.

Сегодня на уроке мы встретились с произведениями разных видов искусств (музыка, литература, изобразительное искусство). Какой образ создали авторы этих произведений? Назовите их.                                                                        (А.С.Пушкин, Сергей Есенин, Георгий Васильевич Свиридов).

Слайд 11. Домашнее задание:                                                                                                   Сочинить небольшую мелодию на стихи о зиме.

Нарисовать музыку Г.Свиридова "Поет зима, аукает:"

Составить кроссворд по теме урока.

У - Вы хорошо сегодня поработали! (выставление оценок)

- Урок закончен. Всем спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Урок в 3 классе по теме "Образы зимы в различных видах искусства"

Конспект урока в 3 классе по теме " Образы зимы в различных видах искусства"....

Поэтичекий образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Раскрыть новые грани взаимодействия литературы и музыки. Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина", романса «Зимний вечер», ...

Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Интегрированный урок (музыка и литература) для 5 класса...

Открытый урок "Образ зимы в различных видах искусства"

Задача урока - показать различные способы созданий образов в различных жанрах  и видах искусства на примере произведений; выявить выразительные и изобразительные интонации; закрепить средства муз...

Поэтический образ зимы в произведениях литературы.

Цель данного урока:  ввести учащихся в мир поэзии на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою...», А.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняя», С.Есенина «Поет зима, аукает…»....