Образ зимы в искуссстве
план-конспект урока (музыка, 5 класс) по теме
"Образы зимы в искусстве" - это интегрированный урок, где соединяются живопись, литература и музыка. По программе Е.Д.Критской это последний урок в I четверти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
000_obraz_zimy_v_iskusstve_5a.docx | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа № 1
урок музыки в 5 классе
Тема: «Образ зимы в искусстве».
(интегрированный урок)
учитель музыки: Вакуленко Г. А.
Цели по содержанию урока:
Образовательная:
- Раскрывать новые грани взаимодействия литературы и музыки.
- Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина".
- Знакомство с жанром кантата.
Развивающая:
- Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства и музыкального произведения.
- Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать.
- Способствовать развитию воображения учащихся.
- Формировать слушательский и исполнительский опыт.
Воспитательная:
- Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, к родной природе.
Методы: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Наглядные средства обучения: презентация, выставка творческих работ учащихся, раздаточный материал.
ТСО: 1) компьютер; 2) мультимедийный проектор.
Ход урока
Музыкальное приветствие.
Слайд 1. Эпиграф: "У леса на опушке жила зима в избушке" (прочитать эпиграф на слайде №1) - Ребята, как вы думаете, о чем мы будим с вами говорить на уроке? (О зиме).
Слайд 2 . - Да, ребята, сегодня у нас очень красивая тема урока. (Тема урока на слайде №2) Образ зимы в произведениях искусства.
- Скажите, кто из русских поэтов рисовал образ зимы в своих стихах? (Называют известных им поэтов).
- Какому русскому поэту принадлежат эти поэтические строчки? (читает учитель)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы.
Проказам матушки зимы.
- Чьи это стихи? ( А. С. Пушкин) - Какие картины представлялись во время чтения? Попробуйте рассказать, что вы видели, когда читали слова: “Дохнул, завыл…” - А как вы представляете картину: “Блеснул мороз”? Разве мороз может блестеть? Для того, чтобы нам с вами ярче представить картину зимы, поэт использует образные выражения, слова с переносным значением – метафоры. - Как вы понимаете выражение “брега с недвижною рекою”, “пухлая пелена”? Что сравнивается с пеленой? Для того, чтобы сделать стихотворение выразительнее Александр Сергеевич использует сравнение.
- Послушайте стихотворение ещё раз в исполнении Софии и Саши, и найдите каким, словом называет поэт чудеса зимы? (Слушание ещё раз в исполнение детей с презентацией). - - Как поэт называет зиму? (Матушка Зима, волшебница Зима) - Какие чудеса творит волшебница-зима? Как изменилась природа?
- Александр Сергеевич использует в стихотворении глаголы. И как бы даёт нам ярче представить наступление зимы. Он показывает, что зима действует как живое существо. - Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? (Восторга, радости…) - На что похоже это стихотворение? (Сказку) Мы чувствуем, что поэту нравится зима, хотя это суровое, метельное и холодное время года. Давайте споём песню композитора Раймонда Паулса, в которой зима не только волшебная, но и добрая. (Песня «Добрая зима» Р. Паулс)
Слайд 3. - Ребята, вы очень хорошо пели, а значит вам тоже нравится зима? Какой образ зимы вы создали в своих домашних сочинениях? Представьте на миг, что вы поэты, писатели, художники:
Расскажите о своей зиме. (Дети читают свои сочинения, стихи, показывают рисунки; оформляется выставка детских работ).
- Вы знаете, ребята, что литература - это искусство слова. Она связана с другими видами искусства. Художник - кистью создал образ русской зимы. Композитор - музыкой. Поэт - делает по-своему. Пушкин в 19 веке зиму видел так. А как видел зиму поэт 20 века?
Слайд 4. (Стих "Пороша" С. Есенина, под музыку Г. Свиридова "Романс" читает учитель) - Какой образ зимы удалось создать поэту Есенину? С помощью каких художественных средств? (Зима тихая, спокойная, волшебная) - Она заколдовала лес, преобразила сосну в старушку, красивой шалью укрыла землю. (Дети находят эпитеты: белая косынка, бесконечная дорога; олицетворения: дремлет лес; сравнения: сосна-старушка). - Что можно сказать о человеке, который написал это стихотворение? ( Автор любит природу, говорит о ней, как о чем-то живом, близком родном).
Слайд 5. - Есенин много стихов посвятил зиме. Одно из них перед вами.
(Текст стиха "Поет зима аукает" выразительно читает один из учащихся)
- Какие образы рисует поэт в стихотворении (анализ стиха). - А сейчас, ребята, я вам предлагаю побыть в роли композитора. Вы попробуете создать на стихотворение свое музыкальное произведение.
Слайд 6. (Таблица №1)
Какой образ зимы встаёт перед нами? (Холодной, суровой, властной, злой и грубой хозяйки леса. «Седые облака» наводят холод и тревогу, «вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным и злится всё сильней»)
- Как бы вы изобразили это в музыке? (Мелодия должна быть громкая. Характер грозный, властный).
- А если бы вы писали музыку для смешанного хора, каким голосам поручили бы петь эти строки: «Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». Кругом с тоской глубокою, плывут в страну далёкую седые облака»? (Эти строки мы поручили бы мужскому хору) - Как бы вы изобразили в музыке образ воробышков? (Воробышки жалостливые, тихие, беззащитные) - Каким бы голосам в хоре отдали предпочтение петь эти строки? (О воробышках можно поручить петь женскому хору) - А если бы вы писали музыку для симфонического оркестра, какой инструмент мог передать жалобное чириканье? (флейта) - Каким встаёт перед нами образ вьюги? Как можно её изобразить в симфоническом оркестре? (Вьюга суровая и страшная. Лучше её характер передадут струнные инструменты – скрипки, виолончели, и медные духовые – трубы и валторны). – Какой бы вы изобразили в музыке весну? Какая группа хора могла бы исполнить эти строки? (Весна солнечная, тёплая, радостная, ясная. Эти строки мог бы исполнить женский хор)
- Ребята, давайте послушаем, какую музыку на эти стихи написал настоящий композитор? (слушаем вторую часть кантаты "Поет зима, аукает")
Слайд 7. (Таблица 2) - Похожа эта музыка на ту, которую вы представляли? (Слушание)
Слайд 8. - Эту удивительную музыку написал наш современник Георгий Свиридов.
Эта кантата называется "Поэма памяти Сергея Есенина" (вторая часть "Поет зима, аукает" - всего десять частей)
Кантата - это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов.
- Мы побывали в роли композитора, а сейчас побываем роли дирижера. Физминутка: пластическое дирижирование - сравнить два образа зимы и воробушек. (Дети выполняют пластическое дирижирование. Звучит фрагмент второй части кантаты)
- Мы послушали поэтическое описание зимы поэтов 19 в., 20 в., а в 21 в. изменилась зима или осталась такой же прекрасной. (Дети отвечают).
Слайд 10. - Хотя зима холодная и суровая, но она вдохновляла на творчество поэтов, композиторов, художников. А сколько радости она несет в наш дом. Вместе с зимой приходит новый год, долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках. Давайте наш урок закончим веселой американской народной песней «Русские зимы» Дилижанс. - Как мы исполним для себя и наших гостей эту песню? (ответы детей)
(Дети исполняют песню «Русские зимы» Дилижанс)
У - Получилось?
Д - Да, получилось!
Вывод: - Какую роль в музыке Г.Свиридова сыграли стихи Есенина? - Дайте определение жанра этого произведения.
Сегодня на уроке мы встретились с произведениями разных видов искусств (музыка, литература, изобразительное искусство). Какой образ создали авторы этих произведений? Назовите их. (А.С.Пушкин, Сергей Есенин, Георгий Васильевич Свиридов).
Слайд 11. Домашнее задание: Сочинить небольшую мелодию на стихи о зиме.
Нарисовать музыку Г.Свиридова "Поет зима, аукает:"
Составить кроссворд по теме урока.
У - Вы хорошо сегодня поработали! (выставление оценок)
- Урок закончен. Всем спасибо. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс
Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....
Урок в 3 классе по теме "Образы зимы в различных видах искусства"
Конспект урока в 3 классе по теме " Образы зимы в различных видах искусства"....
Поэтичекий образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов
Раскрыть новые грани взаимодействия литературы и музыки. Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина", романса «Зимний вечер», ...
Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов
Интегрированный урок (музыка и литература) для 5 класса...
Открытый урок "Образ зимы в различных видах искусства"
Задача урока - показать различные способы созданий образов в различных жанрах и видах искусства на примере произведений; выявить выразительные и изобразительные интонации; закрепить средства муз...
Поэтический образ зимы в произведениях литературы.
Цель данного урока: ввести учащихся в мир поэзии на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою...», А.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняя», С.Есенина «Поет зима, аукает…»....
"Словесно-художественный образ зимы в русской поэзии"
Урок по литературе...