Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 5-7 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
3. Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования............
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapisk1.novaya.docx | 72.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 4 села Иглино
Муниципальный Район Иглинский район Республики Башкортостан»
«Согласовано» Руководитель РМО ___________(ФИО) «____»________2010 г. | «Согласовано» Заместитель директора по НМР _________ (_______________) «____»____________2010г | «Утверждаю» Директор ________ (Р.И.Хайретдинова ) «___»______________2010г. |
Рабочая программа учебного курса
«Изобразительное искусство»
для 2-7 классов
Составитель: учитель изобразительного искусства, МХК
Разбежкина Марина Михайловна
2010-2011учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
3. Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;
4. Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству разработана в научно-исследовательской лаборатории художественно графического образования Башгоспединститута. Изобразительное искусство: программа для I-VIII классов средней общеобразовательных учреждений/Сост. Пурик Н.Э., Ахадуллина Н.Э./ Под ред. Пурик Э.Э.-Уфа, 2010. – 56с. Отв. Редактор : Хакимов Г.Ф.
5. Обязательный минимум содержания основного общего курса изобразительного искусства;
6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р;
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю) во 2 классе, 34 часа (1 час в неделю) в 3 классе, 34 часа (1 час в неделю) в 4 классе., 34 часа (1 час в неделю) в 5 классе, 34 часа (1 час в неделю) в 6 классе , 34 часа (1 час в неделю) в 7 классе. Программой предусмотрено проведение: практических работ – 34 урока.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Рабочей программой по изобразительному искусству в 6 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению, по памяти – живопись, рисунок)
Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий , дизайн, аппликации, изобразительные техники)
Наблюдение за видимым миром (беседа)
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы изобразительной грамоты.
В шестом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
Требования к уровню усвоения учебного предмета
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
К концу обучения в шестом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения программы учащиеся:
осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;
учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;
овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
В результате изучения изобразительного искусства ученик 5 класса к концу учебного года должен
знать/понимать
- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства
- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.);
- особенности симметричной и асимметричной композиции;
- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
- общие художественные приемы устного и изобразительного фольклора на примерах народного промысла (Хохлома, Скопин и пр.)
- особенности местных традиций в резьбе и росписи кости, дерева, металла и т.п.;
- памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края;
- художественная жизнь родного края.
уметь
Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства;
Рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающих предметов;
Изображать фигуру человека с натуры, по памяти, по представлению карандашом, акварелью, передавая основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении и в покое;
Сравнивать свой графический или живописный рисунок с натурой, исправлять замеченные ошибки;
Использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;
Самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;
Соблюдать последовательность графического и живописного изображения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
В результате изучения изобразительного искусства ученик 6 класса к концу учебного года должен
знать/понимать
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- национальные особенности в классическом изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве;
- особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта;
- центры народных художественных промыслов Российской Федерации (Хохлома, Гжель, Городец и др.);
- виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;
-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.;
- искусств и памятники родного края;
- взаимосвязь изобразительного искусства с другими областями культуры;
- ведущие художественные музеи России и других стран;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью
Уметь
Выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
Использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие, гармония, композиция);
Видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.
Рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж, интерьер, архитектурные сооружения;
Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
Создать художественный образ в композициях;
Выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению;
Изготовить изделия в стиле традиционных художественных промыслов (в доступных техниках)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
В результате изучения изобразительного искусства ученик 7 класса к концу учебного года должен
знать/понимать
Учащиеся должны знать:
о процессе работы художника над созданием станковых произведений;
о месте станкового искусства в познании жизни;
о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;
о произведениях агитационно-массового искусства;
о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;
о выдающихся произведениях современного искусства.
Учащиеся должны уметь:
связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
выполнять элементы оформления альбома или книги;
отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
Сетка часов для изучения изобразительного искусства в 2-7 классах:
2 класс | Тема разделов | Количество часов |
Тема № 1 | Наблюдение за цветом в природе | 9 часов |
Тема № 2 | Композиция в декоративных работах | 7 часов |
Тема № 3 | Силуэт и форма в природе | 10 часов |
Тема № 4 | Композиционные работы. Творческий опыт | 8 часов |
3 класс | ||
Тема № 1 | Цвет и настроение | 9 часов |
Тема № 2 | Декоративные работы | 7 часов |
Тема № 3 | Линия, форма и цвет | 10 часов |
Тема № 4 | Композиционные работы. Творческий опыт | 8 часов |
4 класс | ||
Тема № 1 | Цвет и пространство | 9 часов |
Тема № 2 | Декоративные работы | 7 часов |
Тема № 3 | Форма, пропорции | 10 часов |
Тема № 4 | Композиционные работы. Творческий опыт | 8 часов |
5 класс | ||
Тема № 1 | Цвет в природе и искусстве | 9 часов |
Тема № 2 | Форма и строение предметов | 7 часов |
Тема № 3 | Декоративные работы | 10 часов |
Тема № 4 | Композиционные работы. Творческий опыт | 8 часов |
6 класс | ||
Тема № 1 | Цветоведение – научная основа живописи | 9 часов |
Тема № 2 | Формы, пропорции, объем | 7 часов |
Тема № 3 | Декоративные работы | 10 часов |
Тема № 4 | Композиционные работы. Творческий опыт | 8 часов |
7 класс | ||
Тема № 1 | Цвет как средство выразительности | 9 часов |
Тема № 2 | Линия, формы, объем | 7 часов |
Тема № 3 | Декоративные работы | 10 часов |
Тема 4 | Композиционные работы. Творческий опыт | 8 часов |
Контроль уровня обученности
2 класс
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
1 | Цвета осени | Текущий - письменный | Тестирование |
2-33 | Практическая работа по темам | Текущий – письменный | Практическая работа |
34 | Город. Коллективная работа (Итоговый тест) | Текущий - письменный | Тестирование |
3 класс
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
1 | Дождь | Текущий - письменный | Тестирование |
2-33 | Практическая работа по темам | Текущий – письменный | Практическая работа |
34 | Мои друзья | Текущий – письменный | Тестирование |
4 класс
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
1 | Осенний натюрморт | Текущий - письменный | Тестирование |
2-33 | Практическая работа по темам | Текущий – письменный | Практическая работа |
34 | Урок – игра (итоговый тест) | Текущий – письменный | Тестирование |
5 класс
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
1 | Изобразительное искусство и его язык. Выразительные средства | Текущий - письменный | Тестирование |
2-33 | Практическая работа по темам | Текущий - письменный | Практическая работа |
34 | Мир животных (Итоговый тест) | Текущий - письменный | Тестирование |
6 класс
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
1 | Художественный образ-основа искусств | Текущий - письменный | Тестирование |
2-33 | Практическая работа по темам | Текущий - письменный | Практическая работа |
34 | Море (Итоговый тест) | Текущий - письменный | Тестирование |
7 класс
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
1 | Идеал прекрасного в работах художников разных эпох | Текущий – письменный | Тестирование |
2-33 | Практическая работа по темам | Текущий - письменный | Практическая работа |
34 | Что мы знаем об изобразительном искусстве, его языке, видах и жанрах (Итоговый тест) | Текущий - письменный | Тестирование |
Проверка знаний учащихся
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
Цифровые образовательные ресурсы:
Собственные компьютерные презентации;
«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;
«Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;
«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
«Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;
«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
«Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;
Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;
«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.
Интернет – ресурсы:
Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
Перечень литературы и средств обучения
ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методическое обеспечение
1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.
2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2009.
а) основная литература:
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель - АСТ, 2006. – 186 с.
Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.
б) дополнительная литература для учителя
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
в) дополнительная литература для учащихся:
Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
ТАБЛИЦЫ (комплекты)
Хохлома
Гжель
Урало-сибирская роспись
Полхов-Майдан
Мезенская роспись
Дымковская игрушка
Жостово
Введение в цветоведение. 16 штук
Декоративно-прикладное искусство. 12 штук
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Репродукции картин разных художников.
Муляжи для рисования (2 набора)
Серии фотографий и иллюстраций природы.
Фотографии и иллюстрации животных.
Тела геометрические (1 набор)
Предметы для натурной постановки
Таблицы последовательного рисования по темам и классам
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
Коллекция для видео «Чудеса Света»
Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»
Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»
Коллекция «Шедевры русской живописи»
Коллекция «сокровища мирового искусства» и т.д.
Учебно-тематическое планирование
Изобразительное искусство 2 класс
№ | Название темы | Вид деятельности | Кол – во часов | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
I четверть. Наблюдение за цветом в природе | |||||
1 | Цвета осени | Работа акварелью | 1 ч | ||
2 | Натюрморт из овощей и фруктов | Работа с акварелью | 1ч | ||
3 | Деревья | Работа гуашью | 1ч | ||
4 | Осень в нашем дворе | Монотипия | 1ч | ||
5 | Вечерний город | Работа гуашью | 1ч | ||
6 | Ветер | Аппликация | 1ч | ||
7 | Осеннее небо. Листопад | Работа гуашью | 1ч | ||
8 | Коллективная композиция | Работа гуашью | 1ч | ||
9 | Первый снег | Работа гуашью | 1ч | ||
II четверть. Композиция в декоративных работах | |||||
10 | Дымковская игрушка | Лепка | 1ч | ||
11 | Дымковская игрушка | Раскраска | 1ч | ||
12 | Башкирский народный костюм | Граттаж по акварели | 1ч | ||
13 | Башкирский народный костюм | Граттаж по акварели | 1ч | ||
14 | Комнатные растения | Работа гуашью | 1ч | ||
15 | Стилизация по мотивам башкирского растительного орнамента | Многослойная аппликация | 1ч | ||
16 | Елочные игрушки | Конструирование, украшение аппликацией | 1ч | ||
III четверть. Силуэт и форма в природе | |||||
17 | Деревья | Черно-белая аппликация | 1ч | ||
18 | Древнерусская архитектура. Теремок | Аппликация | 1ч | ||
19 | Сказочный дворец | Работа гуашью | 1ч | ||
20 | Птицы в Городецкой росписи | Работа акварелью | 1ч | ||
21 | Домашние животные | Работа карандашом и акварелью | 1ч | ||
22 | Лепка фигур животных по каркасу | Лепка пластилином | 1ч | ||
23 | Иллюстрация к сказкам народов Башкортостана | Работа гуашью | 1ч | ||
24 | Новогодняя ночь в лесу | Работа гуашью | 1ч | ||
25 | Птица счастья | Конструирование из бумаги | 1ч | ||
26 | Птица счастья | Конструирование из бумаги | 1ч | ||
IV четверть. Композиционные работы. Творческий опыт | |||||
27 | Лес | Работа гуашью | 1ч | ||
28 | Цветущий луг. Природа Башкортостана | Работа гуашью | 1ч | ||
29-30 | Конструирование из гальки | Конструирование из гальки | 2ч | ||
31 | Старинный замок | Аппликация | 1ч | ||
32-34 | Город. Коллективная работа | Объемный макет с использованием упаковочных материалов и пластилина | 3ч |
Итого 34 часа
Учебно-тематическое планирование
Изобразительное искусство 3 класс
№ | Название темы | Вид деятельности | Кол – во часов | Дата проведения | |
план | факт | ||||
I четверть. Цвет и настроение | |||||
1 | Дождь | Монотипия | 1 ч | ||
2 | Портрет друга | Работа гуашью | 1ч | ||
3 | Добрые и злые герои башкирских народных сказок | Работа гуашью | 1ч | ||
4 | Музыка башкирских композиторов | Работа акварелью, восковыми мелками | 1ч | ||
5 | Башкирский мёд | Натюрморт из бытовых предметов | 1ч | ||
6 | Туманное утро в лесу | Гуашь, белила | 1ч | ||
7 | Осенней лес | Обрывная аппликация из тонированной бумаги | 1ч | ||
8 | Осенний лес | Аппликация | 1ч | ||
9 | Натюрморт из фруктов | Работа гуашью | 1ч | ||
II четверть. Декоративные работы | |||||
10 | Образы русской народной росписи | Гуашь | 1ч | ||
11 | Башкирский народный эпос | Акварель, гуашь | 1ч | ||
12 | Абстрактная композиция из геометрических фигур | Аппликация | 1ч | ||
13 | Ритмы большого города | Коллаж | 1ч | ||
14 | Старинное окно. Витраж | Аппликация | 1ч | ||
15 | Цветы | Аппликация, мозаика | 1ч | ||
16 | Маски | Конструирование, из цилиндра | 1ч | ||
III четверть. Линия форма и цвет | |||||
17 | Сухие травы | Тушь, перо | 1ч | ||
18 | Лепка животных | Мелкая пластика | 1ч | ||
19 | Цирк | Граттаж по акварельной основе | 1ч | ||
20 | Цирк | Граттаж по акварельной основе | 1ч | ||
21 | Иллюстрации к легендам и мифам Древней Греции | Работа карандашом и акварелью | 1ч | ||
22 | Городецкая и северодвинская роспись | Гуашь | 1ч | ||
23 | Интерьер башкирской избы | Работа гуашью | 1ч | ||
24 | Старинное полотенце | Вышивка народов Поволжья | 1ч | ||
25 | Весенние цветы | Акварель | 1ч | ||
26 | Планета цветов | Коллективная аппликация | 1ч | ||
IV четверть. Композиционные работы. Творческий опыт | |||||
27 | Наш город в ожидании лета | Работа гуашью | 1ч | ||
28 | Море | Работа гуашью, акварель | 1ч | ||
29-31 | Архитектура Средней Азии. Составление единой композиции | Аппликация, Бумагопластика | 3ч | ||
32 | Животные | Лепка из пластилина | 1ч | ||
33-34 | Мои друзья | Гуашь | 2ч |
Итого 34 часа
Учебно-тематическое планирование
Изобразительное искусство 4класс
№ | Название темы | Вид деятельности | Кол – во часов | Дата проведения | |
план | факт | ||||
I четверть. Цвет и пространство | |||||
1 | Осенний натюрморт | Работа акварелью | 1 ч | ||
2 | Натюрморт из цветов | Работа гуашью | 1ч | ||
3 | Натюрморт из бытовых предметов: деревянная башкирская посуда | Работа акварелью | 1ч | ||
4 | Волшебный кувшин | Работа акварелью, | 1ч | ||
5-6 | Иллюстрации к башкирским народным сказкам и сказкам народов Башкортостан: фигуры на фоне пейзажа | Работа гуашью | 2ч | ||
7 | Горы Башкортостана | Гуашь | 1ч | ||
8 | Листья | Акварель, гуашь | 1ч | ||
9 | Абстрактная цветовая композиция | Гуашь | 1ч | ||
II четверть. Декоративные работы | |||||
10 | Натюрморт из предметов быта. стилизация | Гуашь | 1ч | ||
11 | Зима | Гуашь по черному фону | 1ч | ||
12-13 | Башкирское народное ткачество | Аппликация из тонированной бумаги | 2ч | ||
14-15 | Лепка елочных украшений | Работа с пластилином или глиной | 2ч | ||
16 | Новогодние маски | Аппликация гуашь | 1ч | ||
III четверть. Форма, пропорции | |||||
17 | Листок | Барельеф, пластилин | 1ч | ||
18 | Аквариум | Рельеф из белой бумаги | 1ч | ||
19 | Натюрморт из разрезанных фруктов | Гуашь | 1ч | ||
20 | Башкирская красавица | Акварель, тушь | 1ч | ||
21 | Кони | Работа углем, сангиной | 1ч | ||
22 | Натюрморт из сосудов различной формы по мотивам башкирского декоративно-прикладного искусства | Аппликация | 1ч | ||
23 | Комнатные растения | Работа графическими материалами | 1ч | ||
24 | Герои любимых литературных произведений | Лепка | 1ч | ||
25-26 | Иллюстрации к античным мифам | Вырезка, наклейка на цветной фон | 2ч | ||
IV четверть. Композиционные работы. Творческий опыт | |||||
27 | Мой город | Работа гуашью | 1ч | ||
28 | Домашние животные | Работа гуашью | 1ч | ||
29-30 | Иллюстрации к сказкам Ш.Перро, бр. Гримм | Гуашь | 2ч | ||
31 | Город будущего | Коллаж | 1ч | ||
32 | Моя семья | Гуашь | 1ч | ||
33 | Экскурсия на природу. Зарисовки цветов, листьев | Карандаш, акварель | 1ч | ||
34 | Растения с натуры | Акварель | 1ч |
Итого 34 часа
Календарно-тематическое планирование
Предмет изобразительное искусство в 6 классе
№ | Название темы | Вид деятельности | Кол – во часов | Дата проведения | |||||
6А | 6Б | 6В | |||||||
п | ф | п | ф | п | ф | ||||
I четверть. Цветоведенее – научная основа живописи | |||||||||
1 | Художественный образ – основа искусства | Беседа | 1 ч | ||||||
2 | Осенние березы | Работа акварелью, восковыми мелками | 1ч | ||||||
3 | Холодное утро | Работа гуашью, белилами | 1ч | ||||||
4-5 | Старый фонарь. натюрморт | Работа гуашью | 2ч | ||||||
6 | Абстрактная цветовая композиция. | Игра с цветовым кругом | 1ч | ||||||
7 | Заколдованный лес | Гуашь с черным цветом | 1ч | ||||||
8-9 | Характерные портреты: положительные и отрицательные литературные герои | Смешанная техника | 2ч | ||||||
IIчетверть. Формы , пропорции, объем | |||||||||
10 | Автомобиль в стиле ретро | Тушь, перо | 1ч | ||||||
11 | Рыбки в аквариуме | Тушь, кисть | 1ч | ||||||
12 | Орнаментальный рельеф | Пластилин | 1ч | ||||||
13 | Женские украшения(по мотивам башкирских народных украшений) | Карандаш, гелиевая ручка | 1ч | ||||||
14 | Стройка | Гуашь | 1ч | ||||||
15-16 | Древнегреческие мифы. вазопись | Гуашь | 2ч | ||||||
III четверть. Декоративные работы | |||||||||
17 | Народное декоративно-прикладное искусство | Беседа | 1ч | ||||||
18 | Цветы и птицы гжели | Акварель | 1ч | ||||||
19 | Травы . стилизация | Черно-белая аппликация | 1ч | ||||||
20-21 | Изготовление декоративной посуды для украшения класса по мотивам башкирского декоративно-прикладного искусства | Конструирование на основе использованной упаковки | 2ч | ||||||
22-23 | Составление букетов из сухих трав, тонирование, окраска | Набор для трудов | 2ч | ||||||
24 | Изготовление открытка основе монотипии | 1ч | |||||||
25-26 | Декоративные шрифты | Аппликация с элементами объема | 2ч | ||||||
IV четверть. Композиционные работы. Творческий опыт | |||||||||
27 | Закат солнца. Знакомство с творчеством башкирских художников- пейзажистов | Работа гуашью | 1ч | ||||||
28 | Полевые цветы | Работа гуашью, акварелью | 1ч | ||||||
29 | Натюрморт из бытовых предметов с драпировками | Акварель | 1ч | ||||||
30 | Зарисовки чучел птиц: ворона, сорока, сова | Уголь, сангина | 1ч | ||||||
31 | Чучело птицы с натуры | Акварель | 1ч | ||||||
32 | Павлин | Акварель , тушь, перо | 1ч | ||||||
33-34 | Море | Акварель, гуашь | 1ч | ||||||
Дополнительные темы (Резервное время) | |||||||||
Учебно-тематическое планирование
Изобразительное искусство 5 класс
№ | Название темы | Вид деятельности | Кол – во часов | Дата проведения | |||||
5А | 5Б | 5 в | |||||||
п | ф | п | ф | п | ф | ||||
I четверть. Цвет в природе и искусстве | |||||||||
1 | Изобразительное искусство и его язык. Выразительные средства | Беседа | 1 ч | ||||||
2 | Солнечный день | Работа гуашью, акварелью | 1ч | ||||||
3 | Пасмурный день | Работа гуашью, акварелью | 1ч | ||||||
4 | Натюрморт с кувшином в теплой гамме | Работа акварелью | 1ч | ||||||
5 | Натюрморт из музыкальных народных инструментов | Гуашь | 1ч | ||||||
6 | Облака | Акварель, монотипия | 1ч | ||||||
7 | Осенние цветы | Акварель с натуры | 1ч | ||||||
8 | Фрукты. натюрморт | Акварель | 1ч | ||||||
9 | Фрукты и овощи | Гуашь , мозаичная техника | 1ч | ||||||
II четверть. Форма и строение предметов | |||||||||
10 | Старинная посуда башкир | Пластилин, или гуашь, декоративное рисование | 1ч | ||||||
11 | Кувшин | Уголь, сангина | 1ч | ||||||
12 | Деревья в снегу | Гуашь | 1ч | ||||||
13 | Лепка человеческой фигуры по каркасу | Пластилин | 1ч | ||||||
14 | Портретные зарисовки с натуры | Карандаш | 1ч | ||||||
15-16 | Положительные и отрицательные герои сказок | Маска из папье-маше, | 2ч | ||||||
III четверть. Декоративные работы | |||||||||
17 | Вечерние окна | Гуашь | 1ч | ||||||
18 | Старая крепость | Гуашь | 1ч | ||||||
19 | Русский, марийский, чувашский, татарский народный костюм | Коллаж | 1ч | ||||||
20 | Декоративный шрифт | Аппликация из единого модуля | 1ч | ||||||
21 | Декоративная решетка | Конструкция из полоски бумаги | 1ч | ||||||
22-23 | Модель куба. Роспись . создание единой объемно-пространственной композиции : коллективная работа | Гуашь | 2ч | ||||||
24 | Роспись веера | Работа гуашью | 1ч | ||||||
25 | Башкирский народный костюм | Коллаж | 1ч | ||||||
26 | Интерьер башкирской избы | Гуашь | 1ч | ||||||
IV четверть. Композиционные работы. Творческий опыт | |||||||||
27 | Берег реки. Отражение в воде | Работа акварелью | 1ч | ||||||
28 | Золушка . Портрет | Работа «по-сырому» | 1ч | ||||||
29 | Автопортрет | Акварель | 1ч | ||||||
30 | Лето. Цветущий луг | Гуашь | 1ч | ||||||
31 | Башкирский хоровод (Фигура на фоне пейзажа) | Гуашь | 1ч | ||||||
32 | Зарисовки животных | Карандаш | 1ч | ||||||
33-34 | Мир животных | Гравюра на картоне | 2ч |
Итого 34 часа
Календарно-тематическое планирование
Предмет изобразительное искусство в 7 классе
№ | Название темы | Вид деятельности | Кол – во часов | Дата проведения | |||||
7А | 7Б | 7В | |||||||
п | ф | п | ф | п | ф | ||||
I четверть. Цвет как средство выразительности | |||||||||
1 | Идеал прекрасного в работах художников разных эпох | Беседа | 1 ч | ||||||
2-3 | Портрет иллюстрация к литературным произведениям | Акварель, тушь, перо | 2ч | ||||||
4 | Моя улица | Работа гуашью | 2ч | ||||||
5 | Деревянная архитектура родного края | Монотипия | 1ч | ||||||
6-7 | Абстрактная композиция. Понятие ритма в композиции | Коллаж из тонированной бумаги | 2ч | ||||||
8 | Зима | Гуашь, мозаичная техника по черному фону | 1ч | ||||||
9 | Метель | Акварель по-сырому | 1ч | ||||||
II четверть. Линия, форма, объем | |||||||||
10 | Графика . её виды и материалы | Беседа | 1ч | ||||||
11 | Цветы | Гуашь по- сырой бумаги | 1ч | ||||||
12-13 | Натюрморт в интерьере | Гравюра на картоне с использованием разно фактурных материалов: ткани, кружев, сухих растений | 2ч | ||||||
14 | Гипсовые геометрические тела: шар, куб, конус | Уголь | 1ч | ||||||
15-16 | Натюрморт из бытовых предметов | Карандаш | 2ч | ||||||
III четверть. Декоративные работы | |||||||||
17 | Башкирское народное искусство | Беседа | 1ч | ||||||
18-19 | Башкирский народный костюм | Бумажная пластика | 2ч | ||||||
20-21 | Шрифт, стилизованный под национальные или исторические особенности | Аппликация | 2ч | ||||||
22 | Афиша театрального спектакля | Аппликация | 1ч | ||||||
23 | Театральный костюм | Коллаж | 1ч | ||||||
24 | Птицы. оригами | Белая и тонированная бумага | 1ч | ||||||
25-26 | Коллективное оформление классной газеты | 2ч | |||||||
IV четверть. Композиционные работы. Творческий опыт | |||||||||
27 | Ветка цветущего дерева | Работа акварелью | 1ч | ||||||
28 | Зарисовки деревьев с натуры | Карандаш | 1ч | ||||||
29 | Куст сирени | Акварель | 1ч | ||||||
30 | Дождь. Прохожие | Пейзаж с фигурами. Гуашь | 1ч | ||||||
31-32 | Вечер: прогулка по вечернему городу | Живописная работа по свежим впечатлениям, гуашь | 2ч | ||||||
33-34 | Что мы знаем об искусстве , его языке, видах и жанрах? | 2ч |
Примечание _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» 5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)
Статус документаНастоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа д...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 5-7 классов
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:1. Закон РФ «Об образовании»;2. Федеральный базисный учебный план для образ...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство с элементами черчения» для 8-9 классов
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: Закон РФ «Об образовании» Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 ...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство с элементами черчения» для 8-9 классов
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: Закон РФ «Об образовании» Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 ...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...
Рабочая программа учебного курса "Изобразительное искусство" 5 класс
рабочая программа...
Рабочая программа учебного курса "Изобразительное искусство" 6 класс
Рабочая программа...
- Мне нравится (1)