Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 5-7 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Разбежкина Марина Михайловна

 

 

 

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1.​ Закон РФ «Об образовании»;

2.​ Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;

3.​ Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования............

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapisk1.novaya.docx72.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 4  села Иглино

Муниципальный Район Иглинский район Республики Башкортостан»

«Согласовано»

Руководитель РМО

___________(ФИО)

«____»________2010 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по НМР

_________ (_______________)

«____»____________2010г

«Утверждаю»

Директор

________ (Р.И.Хайретдинова )

«___»______________2010г.

Рабочая программа учебного курса

«Изобразительное искусство»

для 2-7 классов

Составитель: учитель изобразительного искусства, МХК

Разбежкина Марина Михайловна

2010-2011учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1.​ Закон РФ «Об образовании»;

2.​ Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;

3.​ Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;

4.​ Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству разработана в научно-исследовательской лаборатории художественно графического образования Башгоспединститута. Изобразительное искусство: программа для I-VIII классов средней общеобразовательных учреждений/Сост. Пурик Н.Э., Ахадуллина Н.Э./ Под ред. Пурик Э.Э.-Уфа, 2010. – 56с. Отв. Редактор : Хакимов Г.Ф.

5.​ Обязательный минимум содержания основного общего курса изобразительного искусства;

6.​ Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р;

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю) во 2 классе, 34 часа  (1 час в неделю) в 3 классе, 34 часа  (1 час в неделю) в 4 классе., 34 часа  (1 час в неделю) в 5 классе, 34 часа  (1 час в неделю) в 6 классе , 34 часа  (1 час в неделю) в 7 классе. Программой предусмотрено проведение: практических работ – 34 урока.

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;

способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

Рабочей программой по изобразительному искусству в 6 классе предусмотрены три основных вида  художественной деятельности.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению, по памяти – живопись, рисунок)

Декоративно- прикладная деятельность  (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий , дизайн, аппликации, изобразительные техники)

Наблюдение за видимым миром  (беседа)

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Особенности организации  художественной деятельности по направлениям  по предмету изобразительное искусство

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн)  осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Дизайн, в отличие от других  видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как  это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

 Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся         любимыми. В этом процессе учащиеся познают  радость созидания         и         приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и         творческие         таланты.

 

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности  и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы  изобразительной грамоты.

В шестом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Требования к уровню усвоения учебного предмета

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

К концу обучения в шестом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения программы учащиеся:

осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;

учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;

овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;

приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.

В результате изучения изобразительного искусства ученик 5 класса к концу учебного года должен

знать/понимать

 - отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства

- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.);

- особенности симметричной и асимметричной композиции;

- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

- простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени,  элементы цветоведения;

- общие художественные приемы устного и изобразительного фольклора  на примерах народного промысла (Хохлома, Скопин и пр.)

- особенности местных традиций в резьбе и росписи кости, дерева, металла и т.п.;

- памятники народной архитектуры  и примеры народного искусства родного края;

- художественная жизнь родного края.

 уметь

Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства;

Рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающих предметов;

Изображать фигуру человека с натуры, по памяти, по представлению карандашом, акварелью, передавая основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении и в покое;

Сравнивать свой графический или живописный рисунок с натурой, исправлять замеченные ошибки;

Использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит  и др.;

Самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;

Соблюдать последовательность графического и живописного изображения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

В результате изучения изобразительного искусства ученик 6 класса к концу учебного года должен

знать/понимать

- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- национальные особенности в классическом изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве;

- особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта;

- центры народных художественных промыслов Российской Федерации (Хохлома, Гжель, Городец и др.);

- виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;

-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.;

- искусств и памятники родного края;

- взаимосвязь изобразительного искусства с другими областями культуры;

- ведущие художественные музеи России и других стран;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью

 Уметь

Выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

Использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие, гармония, композиция);

Видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты  света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.

Рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж, интерьер, архитектурные сооружения;

Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

Создать художественный образ в композициях;

Выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению;

Изготовить изделия в стиле традиционных художественных промыслов (в доступных техниках)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

В результате изучения изобразительного искусства ученик 7  класса к концу учебного года должен

знать/понимать

Учащиеся должны знать:

о процессе работы художника над созданием станковых произведений;

о месте станкового искусства в познании жизни;

о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;

о произведениях агитационно-массового искусства;

о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;

о выдающихся произведениях современного искусства.

        Учащиеся должны уметь:

связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;

выполнять элементы оформления альбома или книги;

отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;

вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.

Сетка часов для изучения изобразительного искусства в 2-7 классах:

2 класс

Тема разделов

Количество часов

Тема № 1

Наблюдение за цветом в природе

9 часов

Тема № 2

Композиция в декоративных работах

7 часов

Тема № 3

Силуэт и форма в природе

10 часов

Тема № 4

Композиционные работы. Творческий опыт

8 часов

3 класс

Тема № 1

Цвет и настроение

9 часов

Тема № 2

Декоративные работы

7 часов

Тема № 3

Линия, форма и цвет

10 часов

Тема № 4

Композиционные работы. Творческий опыт

8 часов

4 класс

Тема № 1

Цвет  и пространство

9 часов

Тема № 2

Декоративные работы

7 часов

Тема № 3

Форма, пропорции

10 часов

Тема № 4

Композиционные работы. Творческий опыт

8 часов

5 класс

Тема № 1

Цвет в природе и искусстве

9 часов

Тема № 2

Форма и строение предметов

7 часов

Тема № 3

Декоративные работы

10 часов

Тема № 4

Композиционные работы. Творческий опыт

8 часов

6 класс

Тема № 1

Цветоведение – научная основа живописи

9 часов

Тема № 2

Формы, пропорции, объем

7 часов

Тема № 3

Декоративные работы

10 часов

Тема № 4

Композиционные работы. Творческий опыт

8 часов

7 класс

Тема № 1

Цвет как средство выразительности

9 часов

Тема № 2

Линия, формы, объем

7 часов

Тема № 3

Декоративные работы

10 часов

Тема  4

Композиционные работы. Творческий опыт

8 часов

Контроль уровня   обученности

2 класс

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

1

Цвета осени

Текущий - письменный

Тестирование

2-33

Практическая работа по темам

Текущий – письменный

Практическая работа

34

Город. Коллективная работа (Итоговый тест)

Текущий - письменный

Тестирование

3 класс

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

1

Дождь

Текущий - письменный

Тестирование

2-33

Практическая работа по темам

Текущий – письменный

Практическая работа

34

Мои друзья

Текущий – письменный

Тестирование

4 класс

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

1

Осенний натюрморт

Текущий - письменный

Тестирование

2-33

Практическая работа по темам

Текущий – письменный

Практическая работа

34

Урок – игра (итоговый тест)

Текущий – письменный

Тестирование

5 класс

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

1

Изобразительное искусство и его язык. Выразительные средства

Текущий - письменный

Тестирование

2-33

Практическая работа по темам

Текущий - письменный

Практическая работа

34

Мир животных (Итоговый тест)

Текущий - письменный

Тестирование

6 класс

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

1

Художественный образ-основа искусств

Текущий - письменный

Тестирование

2-33

Практическая работа по темам

Текущий - письменный

Практическая работа

34

Море (Итоговый тест)

Текущий - письменный

Тестирование

7 класс

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

1

Идеал прекрасного в работах художников разных эпох

Текущий – письменный

Тестирование

2-33

Практическая работа по темам

Текущий - письменный

Практическая работа

34

Что мы знаем об изобразительном искусстве, его языке, видах и жанрах (Итоговый тест)

Текущий - письменный

Тестирование

Проверка знаний учащихся

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

Викторины

Кроссворды

Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

Тестирование

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

Цифровые образовательные ресурсы:

Собственные компьютерные презентации;

 «Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

«Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;

 «Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

«Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;

«Русский  музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

«Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;

Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

 Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;

«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

Интернет – ресурсы:

Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm   

Перечень литературы и средств обучения

ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методическое обеспечение

1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.

2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2009.

а) основная литература:

Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель - АСТ, 2006. – 186 с.

Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.

     

б) дополнительная литература для учителя

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

      Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

      Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

      Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

      Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

      Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

      Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

в) дополнительная литература для учащихся:

Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

ТАБЛИЦЫ (комплекты)

Хохлома

Гжель

Урало-сибирская роспись

Полхов-Майдан

Мезенская роспись

Дымковская игрушка

Жостово

Введение в цветоведение. 16 штук

Декоративно-прикладное искусство. 12 штук

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Репродукции картин разных художников.

Муляжи для рисования (2 набора)

Серии фотографий и иллюстраций природы.

Фотографии и иллюстрации животных.

Тела геометрические (1 набор)

Предметы для натурной постановки

Таблицы последовательного рисования по темам и классам

Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ

Коллекция для видео «Чудеса Света»

Коллекция для видео «Музеи России.  Эрмитаж»

Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»

Коллекция «Шедевры русской живописи»

Коллекция «сокровища мирового искусства» и т.д.

Учебно-тематическое планирование

Изобразительное искусство  2 класс

Название темы

Вид деятельности

Кол –  во

часов

Дата проведения

План

Факт

I четверть. Наблюдение за цветом в природе

1

Цвета осени

Работа акварелью

1 ч

2

Натюрморт из овощей и фруктов

Работа с акварелью

3

Деревья

Работа гуашью

4

Осень в нашем дворе

Монотипия

5

Вечерний город

Работа гуашью

6

Ветер

Аппликация

7

Осеннее небо. Листопад

Работа гуашью

8

Коллективная композиция

Работа гуашью

9

Первый снег

Работа гуашью

II четверть. Композиция в декоративных работах

10

Дымковская игрушка

Лепка

11

Дымковская игрушка

Раскраска

12

Башкирский народный костюм

Граттаж по акварели

13

Башкирский народный костюм

Граттаж по акварели

14

Комнатные растения

Работа гуашью

15

Стилизация по мотивам башкирского растительного орнамента

Многослойная аппликация

16

Елочные игрушки

Конструирование, украшение аппликацией

III четверть. Силуэт и форма в природе

17

Деревья

Черно-белая аппликация

18

Древнерусская архитектура. Теремок

Аппликация

19

Сказочный дворец

Работа гуашью

20

Птицы в Городецкой росписи

Работа акварелью

21

Домашние животные

Работа карандашом и акварелью

22

Лепка фигур животных по каркасу

Лепка пластилином

23

Иллюстрация к сказкам народов Башкортостана

Работа гуашью

24

Новогодняя ночь в лесу

Работа гуашью

25

Птица счастья

Конструирование из бумаги

26

Птица счастья

Конструирование из бумаги

IV четверть. Композиционные работы. Творческий опыт

27

Лес

Работа гуашью

28

Цветущий луг. Природа Башкортостана

Работа гуашью

29-30

Конструирование из гальки

Конструирование из гальки

31

Старинный замок

Аппликация

32-34

Город. Коллективная работа

Объемный макет с использованием упаковочных материалов и пластилина

Итого 34 часа

Учебно-тематическое планирование

Изобразительное искусство 3 класс

Название темы

Вид деятельности

Кол – во

часов

Дата проведения

план

факт

I четверть. Цвет и настроение

1

Дождь

Монотипия

1 ч

2

Портрет друга

Работа гуашью

3

Добрые и злые герои башкирских народных сказок

Работа гуашью

4

Музыка башкирских композиторов

Работа акварелью, восковыми мелками

5

Башкирский мёд

Натюрморт из бытовых предметов

6

Туманное утро в лесу

Гуашь, белила

7

Осенней лес

Обрывная аппликация из тонированной бумаги

8

Осенний лес

Аппликация

9

Натюрморт из фруктов

Работа гуашью

II четверть. Декоративные   работы

10

Образы русской народной росписи

Гуашь

11

Башкирский народный эпос

Акварель, гуашь

12

Абстрактная композиция из геометрических фигур

Аппликация

13

Ритмы большого города

Коллаж

14

Старинное окно. Витраж

Аппликация

15

Цветы

Аппликация, мозаика

16

Маски

Конструирование, из цилиндра

III четверть. Линия форма и цвет

17

Сухие травы

Тушь, перо

18

Лепка животных

Мелкая пластика

19

Цирк

Граттаж по акварельной основе

20

Цирк

Граттаж по акварельной основе

21

Иллюстрации к легендам и мифам Древней Греции

Работа карандашом и акварелью

22

Городецкая и северодвинская роспись

Гуашь

23

Интерьер башкирской избы

Работа гуашью

24

Старинное полотенце

Вышивка народов Поволжья

25

Весенние цветы

Акварель

26

Планета цветов

Коллективная аппликация

IV четверть. Композиционные работы. Творческий опыт

27

Наш город в ожидании лета

Работа гуашью

28

Море

Работа гуашью, акварель

29-31

Архитектура Средней Азии. Составление единой композиции

Аппликация, Бумагопластика

32

Животные

Лепка из пластилина

33-34

Мои друзья

Гуашь

Итого 34 часа

Учебно-тематическое планирование

Изобразительное искусство 4класс

Название темы

Вид деятельности

Кол – во

часов

Дата проведения

план

факт

I четверть. Цвет  и пространство

1

Осенний натюрморт

Работа акварелью

1 ч

2

Натюрморт из цветов

Работа гуашью

3

Натюрморт из бытовых предметов: деревянная башкирская посуда

Работа акварелью

4

Волшебный кувшин

Работа акварелью,

5-6

Иллюстрации к башкирским народным сказкам и сказкам народов Башкортостан: фигуры на фоне пейзажа

Работа гуашью

7

Горы Башкортостана

Гуашь

8

Листья

Акварель, гуашь

9

Абстрактная цветовая композиция

Гуашь

II четверть. Декоративные работы

10

Натюрморт из предметов быта. стилизация

Гуашь

11

Зима

Гуашь по черному фону

12-13

Башкирское народное ткачество

Аппликация из тонированной бумаги

14-15

Лепка елочных украшений

Работа с пластилином или глиной

16

Новогодние маски

Аппликация гуашь

III четверть. Форма, пропорции

17

Листок

Барельеф, пластилин

18

Аквариум

Рельеф из белой бумаги

19

Натюрморт из разрезанных фруктов

Гуашь

20

Башкирская красавица

Акварель, тушь

21

Кони

Работа углем, сангиной

22

Натюрморт из сосудов различной формы по мотивам башкирского декоративно-прикладного искусства

Аппликация

23

Комнатные растения

Работа графическими материалами

24

Герои любимых литературных произведений

Лепка

25-26

Иллюстрации к античным мифам

Вырезка, наклейка на цветной фон

IV четверть. Композиционные    работы. Творческий опыт

27

Мой  город

Работа гуашью

28

Домашние животные

Работа гуашью

29-30

Иллюстрации к сказкам Ш.Перро, бр. Гримм

Гуашь

31

Город будущего

Коллаж

32

Моя семья

Гуашь

33

Экскурсия на природу. Зарисовки цветов, листьев

Карандаш, акварель

34

Растения с натуры

Акварель

Итого 34 часа

Календарно-тематическое планирование

Предмет изобразительное искусство в 6 классе

Название темы

Вид деятельности

Кол – во

часов

Дата проведения

п

ф

п

ф

п

ф

I четверть. Цветоведенее – научная основа живописи

1

Художественный образ – основа искусства

Беседа

1 ч

2

Осенние березы

Работа акварелью, восковыми мелками

3

Холодное утро

Работа гуашью, белилами

4-5

Старый фонарь. натюрморт

Работа гуашью

6

Абстрактная цветовая композиция.

Игра с цветовым кругом

7

Заколдованный лес

Гуашь с черным цветом

8-9

Характерные портреты: положительные и отрицательные литературные герои

Смешанная техника

IIчетверть. Формы , пропорции, объем

10

Автомобиль в стиле ретро

Тушь, перо

11

Рыбки в аквариуме

Тушь, кисть

12

Орнаментальный рельеф

Пластилин

13

Женские украшения(по мотивам башкирских народных украшений)

Карандаш, гелиевая ручка

14

Стройка

Гуашь

15-16

Древнегреческие мифы. вазопись

Гуашь

III четверть. Декоративные работы

17

Народное декоративно-прикладное искусство

Беседа

18

Цветы и птицы гжели

Акварель

19

Травы . стилизация

Черно-белая аппликация

20-21

Изготовление декоративной посуды для украшения класса по мотивам башкирского декоративно-прикладного искусства

Конструирование на основе использованной упаковки

22-23

Составление букетов из сухих трав, тонирование, окраска

Набор для трудов

24

Изготовление открытка основе монотипии

25-26

Декоративные шрифты

Аппликация с элементами объема

IV четверть. Композиционные работы. Творческий опыт

27

Закат солнца. Знакомство с творчеством башкирских  художников- пейзажистов

Работа гуашью

28

Полевые цветы

Работа гуашью, акварелью

29

Натюрморт из бытовых предметов с драпировками

Акварель

30

Зарисовки чучел птиц: ворона, сорока, сова

Уголь, сангина

31

Чучело птицы с натуры

Акварель

32

Павлин

Акварель , тушь, перо

33-34

Море

Акварель, гуашь

Дополнительные темы (Резервное время)

Учебно-тематическое планирование

Изобразительное искусство 5 класс

Название темы

Вид деятельности

Кол – во

часов

Дата проведения

5 в

п

ф

п

ф

п

ф

I четверть. Цвет в природе и искусстве

1

Изобразительное искусство и его язык. Выразительные средства

Беседа

1 ч

2

Солнечный день

Работа гуашью, акварелью

3

Пасмурный день

Работа гуашью, акварелью

4

Натюрморт с кувшином в теплой гамме

Работа акварелью

5

Натюрморт из музыкальных народных инструментов

Гуашь

6

Облака

Акварель, монотипия

7

Осенние цветы

Акварель с натуры

8

Фрукты. натюрморт

Акварель

9

Фрукты и овощи

Гуашь , мозаичная техника

II четверть. Форма и строение предметов

10

Старинная посуда башкир

Пластилин, или гуашь, декоративное рисование

11

Кувшин

Уголь, сангина

12

Деревья в снегу

Гуашь

13

Лепка человеческой фигуры по каркасу

Пластилин

14

Портретные зарисовки с натуры

Карандаш

15-16

Положительные и отрицательные герои сказок

Маска из папье-маше,

III четверть. Декоративные работы

17

Вечерние окна

Гуашь

18

Старая крепость

Гуашь

19

Русский, марийский, чувашский, татарский народный костюм

Коллаж

20

Декоративный шрифт

Аппликация из единого модуля

21

Декоративная решетка

Конструкция из полоски бумаги

22-23

Модель куба. Роспись . создание единой объемно-пространственной композиции : коллективная работа

Гуашь

24

Роспись веера

Работа гуашью

25

Башкирский народный костюм

Коллаж

26

Интерьер башкирской избы

Гуашь

IV четверть. Композиционные работы. Творческий опыт

27

Берег реки. Отражение в воде

Работа акварелью

28

Золушка . Портрет

Работа «по-сырому»

29

Автопортрет

Акварель

30

Лето. Цветущий луг

Гуашь

31

Башкирский хоровод (Фигура на фоне пейзажа)

Гуашь

32

Зарисовки животных

Карандаш

33-34

Мир животных

Гравюра на картоне

Итого 34 часа

Календарно-тематическое планирование

Предмет изобразительное искусство в 7   классе

Название темы

Вид деятельности

Кол – во

часов

Дата проведения

п

ф

п

ф

п

ф

I четверть. Цвет  как средство выразительности

1

Идеал прекрасного в работах художников разных эпох

Беседа

1 ч

2-3

Портрет иллюстрация к литературным произведениям

Акварель, тушь, перо

4

Моя улица

Работа гуашью

5

Деревянная архитектура родного края

Монотипия

6-7

Абстрактная композиция. Понятие ритма в композиции

Коллаж из тонированной бумаги

8

Зима

Гуашь, мозаичная техника по черному фону

9

Метель

Акварель по-сырому

II четверть. Линия, форма, объем

10

Графика . её виды и материалы

Беседа

11

Цветы

Гуашь по- сырой бумаги

12-13

Натюрморт в интерьере

Гравюра на картоне с использованием разно фактурных материалов: ткани, кружев, сухих растений

14

Гипсовые геометрические тела: шар, куб, конус

Уголь

15-16

Натюрморт из бытовых предметов

Карандаш

III четверть. Декоративные работы

17

Башкирское народное искусство

Беседа

18-19

Башкирский народный костюм

Бумажная пластика

20-21

Шрифт, стилизованный под национальные или исторические особенности

Аппликация

22

Афиша театрального спектакля

Аппликация

23

Театральный костюм

Коллаж

24

Птицы. оригами

Белая и тонированная бумага

25-26

Коллективное оформление классной газеты

IV четверть. Композиционные работы. Творческий опыт

27

Ветка цветущего дерева

Работа акварелью

28

Зарисовки деревьев с натуры

Карандаш

29

Куст сирени

Акварель

30

Дождь. Прохожие

Пейзаж с фигурами. Гуашь

31-32

Вечер: прогулка по вечернему городу

Живописная работа по свежим впечатлениям, гуашь

33-34

Что мы знаем об искусстве , его языке, видах и жанрах?

Примечание _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» 5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

Статус документаНастоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа д...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 5-7 классов

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:1.​ Закон РФ «Об образовании»;2.​ Федеральный базисный учебный план для образ...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство с элементами черчения» для 8-9 классов

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: Закон РФ «Об образовании»​ Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 ...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство с элементами черчения» для 8-9 классов

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: Закон РФ «Об образовании»​ Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 ...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень    Разработана   Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...