Развитие творческих способностей у дошкольников с ОВЗ (недоразвитие речи).
статья (изобразительное искусство) по теме
Отсутствие изобразительного замысла у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи,ведёт к низкому уровню развития графических навыков и функций речи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_u_detey_5.docx | 15.34 КБ |
Предварительный просмотр:
*Развитие творческих способностей у детей 5-7 лет
с ОВЗ (общее недоразвитие речи)*
В детском творчестве окружающий мир открывается по-разному, в зависимости от внутреннего состояния. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?
Надо сказать, что даже дети, с недоразвитием речи, в дополнительной мотивации не нуждаются. Творить, познавать себя и окружающий мир в процессе творчества - это их естественное стремление, и нам нужно лишь помочь им его реализовать. Чтобы не спугнуть детский интерес к творчеству, надо придерживаться таких правил:
- не критиковать и не оценивать результаты его усилий;
- поощрять его желание фантазировать, придумывать что-то свое, высказывать собственные идеи и видения;
- не отмахиваться от любого проявления любознательности, стараться отвечать на все его вопросы в доступной для его понимания форме;
- использовать личный пример;
- хвалить поделки и рисунки своего ребенка, акцентируя внимание на том, что у него получилось хорошо, о недостатках же на первых порах лучше умолчать.
При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
В связи с этим, нашей школе стартовал социокультурный проект «В мире детских фантазий». Проект осуществляется на базе детского сада и направлен на эффективное развитие изобразительной деятельности и развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ (общее недоразвитие речи).
Целью проекта является становление и разработка замысла, которые способствуют эффективному развитию изобразительной деятельности и развитию речи детей дошкольного возраста с ОВЗ (общее недоразвитие речи).
Проблема в том, что отсутствие изобразительного замысла у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, ведет к низкому уровню развития графических навыков и функций речи у детей.
В детских садах без специалиста по изобразительной деятельности работа по рисованию, лепке, аппликации сводится, в основном, к копированию готовых образцов. Рисование требует от ребенка самостоятельного определения программы предстоящей деятельности, последовательности и способов её выполнения, требует самостоятельной постановки цели деятельности. Все это осуществляется с помощью речи и воплощается в изобразительном замысле. Замысел является связующим звеном, формируя который можно способствовать развитию основных функций речи, и развитию изобразительной деятельности. Совместная работа со специалистом из художественной школы и воспитателями групп эффективно влияет на развитие изобразительной деятельности и развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ (общее недоразвитие речи). В этом – актуальность проекта.
Проект осуществляется в несколько этапов : подготовительный, основной и заключительный. Каждый этап включает в себя определённые функции.
Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.
Для того, чтобы достичь цели нашего проекта, в творческую деятельность детей целесообразно включать различные техники и приёмы рисования. Использование нетрадиционных техник, раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми. На самом деле тренировка пальчиков — это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.
Таким образом, в проект включены следующие виды деятельности:
-образовательные области : познавательная ; социально-коммуникативная; речевая; художественно-эстетическая, физическая;
-практические области: рисунок, живопись, лепка, декоративно-прикладная композиция;
Задача педагога и воспитателей соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности ребёнка. Данный тип интеграции ,по нашему мнению ,позволит повысить уровень развития речевых умений и умений приобретаемых в процессе творческой работы у детей этого возраста с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством использования игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной у дошкольников с общим недоразвитием речи
Предлагаются игры и творческие задания для развития связной речи у дошкольньников с общим недоразвитием речи...
Развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельнос...
Развитие фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую за...
Методика проведения занятий для развития творческих способностей младших дошкольников
Рассматривая процесс изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста, очевидно, что проявление творчества – процесс сложный, требующий активного нап...
Развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельнос...
Игры и упражнения для развития творческих способностей у дошкольников
Игры и упражнения для развития творческих способностей у дошкольников...