мониторинг УУД художественно-образовательная область изобразительная деятельность
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Андреева Алла Александровна

Современная система образования в контексте Федеральных Государственных образовательных стандартов дошкольного образования выделяют художественно-образовательную область, как одну из важных составляющих воспитательно- образовательной работы в ДОУ. НОД по творчеству играет большое значение для всестороннего развития ребенка, формируют опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства, развивают эстетические интересы, предпочтения, желание познавать искусство, формируют умения и навыки, которые он сможет применить в любой образовательной области. Задача  педагога раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, создать условия для дальнейшего его развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_kheo.docx29.28 КБ
Файл monitoring_kheo.docx29.28 КБ
Файл monitoring_kheo.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг развития детей

художественно-эстетическая образовательная область

изобразительная деятельность

старший дошкольный возраст

Государственные образовательные стандарты ДО выделяют художественно-образовательную область, как одну из важных составляющих воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Занятия по изобразительной деятельности играют большое значение для всестороннего развития ребенка, формируют опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства, развивают эстетические интересы, предпочтения, желание познавать искусство, формируют умения и навыки, которые он сможет применить в любой образовательной области. Задача  педагога раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, создать условия для дальнейшего его развития.

Изобразительная деятельность  имеет огромное значение в формировании УУД. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. 

Система мониторинга интегративных качеств позволяет комплексно оценить уровень развития детей в рисовании, получить необходимый объём информации и определить результаты усвоения элементов содержания по изобразительной деятельности.

Критерии.

Познавательные УУД:

- применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (ситуаций или проблем, поставленных как взрослым, так и самим ребёнком), в том числе и рабочих задач. 

-Знает и различает виды изобразительного искусства (декоративно-прикладное, живопись, архитектура…), жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт)

 -Может самостоятельно описать предмет, выделяя основные и характерные признаки объектов. Устанавливает связи между группой объектов.

-Умеет сравнивать и обобщать предметы сходные по форме и строению. Устанавливает связь между назначением и строением, причинно-следственные связи, реконструирует события.

-сформированы оптико-пространственные представления (ориентируется в пространстве картины, на плоскости листа)

-Предпринимает попытки самостоятельного обследования объектов.

-Способен передать  отчетливую форму, пропорцию, цвет, оттенки и особенность городских объектов, родной природы. Передает несложный сюжет, объединяя несколько предметов. Использует в работе все многообразие усвоенных приемов.

- Правильно держит орудия письма. Линии плавные, слитные, при раскрашивании не выходят за пределы контура.

- Может, как самостоятельно определить замысел будущей работы, так и принимать тему, предложенную педагогом.

-Способен содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, лепке, аппликации, дополняя образ деталям,  передавать полноту изображаемого образа.

Регулятивные УУД:

- Выполняет инструкцию взрослого при работе с инструментами и репродукциями.

Ребёнок способен к волевым усилиям, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело, к контролю способа действия и его результатом с заданным эталоном. Удерживает внимание, слушая короткий текст или рассматривая картины по заданию.

Задание стремится выполнить хорошо.

Умеет работать индивидуально и коллективно, соотносит свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей, работает согласованно. Творчески активен.

Личностные УУД:

- Нравственно-эстетически ориентирован, оценивает содержание художественного произведения.

-Проявляет инициативу и самостоятельность в знакомых видах деятельности.

-Адекватен к оценке взрослого. Замечает недостатки своей работы и исправляет их. Видит интересные изобразительные решения в работах других детей, высказывает суждения и оценки. Спокойно отстаивает свое мнение, помогает другим, радуется общему результату.

-Эмоционально - положительно относиться изобразительной деятельности (к предложенному заданию, к процессу деятельности, к своему продукту).

Коммуникативные УУД:

-Способен к планированию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками. Умеет  договариваться и объединяться для достижения общей цели (выполнения коллективной работы, поделки, рисунка).

-Проявляет интерес к содержательному общению друг с другом и со взрослыми по поводу искусства и изобразительной деятельности.

-В случае необходимости обращается с вопросами.

Творческие способности:

- Обладает развитым воображением, проявляет фантазию, творчество:  работы оригинальны, динамичны, эмоциональны. 

- Самостоятельно  справляется с заданием: подбирает цвета, соблюдает пропорции, передаёт светотени, пространство, использует разнообразные графические средства выразительности. - Владеет традиционными и не традиционными техниками.

№ п/п

Ф И

познавательные

регулятивные

личностные,

коммуникативные

творческие

способности

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Оценка результатов сформированности предпосылок  УУД. 

Высокий уровень

Познавательные УУД:

Знает и различает виды изобразительного искусства, объекты городской скульптуры и архитектуры. Самостоятельно выделяет основные и характерные признаки объектов, устанавливает связи между группой объектов. Проявляет интерес к живописи, получению новых знаний о произведениях искусства, объектах живой и не живой природы. Узнает и называет произведения искусства, художников;

Устанавливает причинно-следственные связи и закономерности, реконструирует события, уже имевшие место, предполагает, что будет дальше.

Различает и называет инструменты (большую и малую рамки, указатели и фишки). Выделяет нужные фрагменты и детали репродукции;

Сформированны оптико-пространственные представления (ориентируется в пространстве репродукции, что ближе, дальше,..)

Различает и называет цвета и оттенки;

Регулятивные УУД:

Удерживает внимание, слушая рассказ взрослого, рассматривая репродукцию или  следуя образцу, пооперационной схеме.

Выполняет инструкцию взрослого при работе с репродукциями, схемами.

Обсуждает проблему, отвечает на вопросы по содержанию прослушанного текста;

Называет действия, изображенные на картине, следуя речевым образцам;

Личностные УУД:

Адекватен к оценке взрослого. Эмоционально - положительно относиться изобразительной деятельности (к предложенному заданию, к процессу деятельности, к своему продукту). Задание выполняет самостоятельно. В случает необходимости обращается с вопросами.

эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, художественные произведения, мир природы;

Творческие способности:

Способен достаточно точно передать  форму, пропорцию, цвет и особенность городских объектов, родной природы, проявляя активный поиск  в подборе особых средств выразительности. Линии плавные, слитные, при раскрашивании не выходят за пределы контура.

Стремится к наиболее полному раскрытию замысла.

Средний уровень:

Познавательные УУД

Определяет большое количество знакомых ему объектов города, видов изобразительного искусства, может самостоятельно передавать характерные особенности, а с помощью педагога и существенные признаки объекта. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства.

Проявляет интерес к живописи, получению новых знаний о картинах. Узнает  произведения искусства, художников, допускает ошибки в названии картины, её жанра, имени художника.

Называет действия, изображенные на картине, следуя речевым образцам;

Различает и называет цвета, затрудняется в подборе и названии оттенков;

Испытывает трудности в установлении  причинно-следственных связей и закономерностей, реконструировании событий, уже имевших место.

Различает и называет инструменты (большую и малую рамки, указатели и фишки, ножницы, кисточки разной фактуры и т.п.), умеет пользоваться ими.

Сформированны неполностью оптико-пространственные представления (ориентируется в пространстве репродукции, что ближе, дальше, допуская ошибки, например лево- право).

Выделяет нужные фрагменты и детали репродукции не всегда правильно (путает горизонтальное расположение частей  изображения с вертикальным);

Регулятивные УУД

Может отвлекаться, терять последовательность событий, слушая рассказ взрослого, рассматривая репродукцию. Требуется дополнительная инструкция, уточнение.

 Выполняет  инструкцию взрослого при работе с репродукциями не всегда последовательно, допуская незначительные ошибки.

Отвечает на вопросы по содержанию прослушанного текста, затрудняется в высказывании своего мнения;

Личностные УУД

Эмоционально реагирует на оценку взрослого. Собственная оценка может быть не адекватна (завышена или занижена). Требуется незначительная помощь взрослого. Бережно относится лишь к своему произведению, в работе допускает небрежность.

Творческие способности

ребенок справляется с заданием, но затрудняется при выборе элементов, деталей изображения.

Способен правильно понимать выразительные средства искусства (линии, форму, цвет, колорит, ритм, композицию). Но допускает незначительные искажения при передаче формы и строении объекта (городского или природного):

- Композиция простая, носит линейный характер.

-Движения переданы неопределенно, неумело.

-Отступления от реальной окраски, цветовой гаммы.

-Линии прерывистые, иногда выходят за пределы раскрашиваемого объекта, сила нажима регулируется не всегда.

Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений, нет уровня художественного обобщения. Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности

Низкий уровень:

Познавательные УУД:

Проявляет слабый интерес к художественной продуктивной деятельности, получению новых знаний, неохотно выполняет задания взрослого. Допускает ошибки в определении видов изобразительного искусства, жанров, имен художников, городской скульптуры и архитектуры. Не может назвать основные выразительные средства произведений искусства. Не умеет пользоваться инструментами и изоматериалами (ножницами,). Художественные навыки и умения не сформированны. Не умеет планировать свою деятельность.

Регулятивные УУД:

Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого. Невнимателен, не может сосредоточиться на задании, не активен, не самостоятелен. Требуется многократная инструкция педагога. Испытывает трудности в соблюдении словесной инструкции. Самостоятельно не может спланировать свою деятельность.

Личностные: Не проявляет заинтересованности к получению новых знаний. Безразличен к оценке взрослого, собственная оценка отсутствует.

Творческие способности: 

Ребенок затрудняется в передаче форм и особенностей городских объектов, родной природы или допускает значительные ошибки в передаче  этих особенностей :

- не раскрывает полноту изображения образа;

-допускает  значительные искажения: пропорциональность разных предметов передана неверно, безразличие к цвету, раскрашивание беспорядочными линиями, сила нажима не регулируема, выходит за пределы контура;

- композиция не продумана, носит случайный характер.

ребенок затрудняется в выборе цвета;

-с помощью педагога подбирает элементы, устанавливает пропорции. В изображении присутствует схематичность, нет попыток передать пространство.

Замысел стереотипный, репродуктивный или оригинальный, но слабо основан на наблюдениях, не эмоционален.

Инструментарий.

Познавательные УУД.

«Картинная галерея » - называть, узнавать картину, жанр живописи, имя художника- беседа, викторина.

«Называть и уметь пользоваться инструментами»- наблюдение в процессе работы с УМК;

Личностные, регулятивные - в процессе работы - наблюдение,

Творческие способности  – по результату продуктивной деятельности.

Мониторинг развития детей

художественно-эстетическая образовательная область

                        изобразительная деятельность

средний дошкольный возраст

Низкий уровень.

Познавательные предпосылки к УУД .

Объем знаний о городских объектах и видах  изобразительного искусства незначителен, допускает ошибки в различении городской скульптуры и архитектуры. Затрудняется в нахождении отличительных признаков.

 Не может назвать основные выразительные средства произведений искусства (цвет, форма, пропорции, линии).

Регулятивные предпосылки к УУД

Проявляет незначительный интерес к городским достопримечательностям. Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого. Сам с вопросами к взрослому не обращается.

Личностные предпосылки к УУД.

Безразличен к продукту собственной деятельности, к оценке взрослого, собственная оценка отсутствует.

Творческие.

Ребенок затрудняется в передаче форм и особенностей городских объектов, родной природы или допускает значительные ошибки в передаче  этих особенностей:

- испытывает затруднения в передаче несложного сюжета;

-допускает  значительные искажения: пропорциональность разных предметов передана неверно, безразличие к цвету, раскрашивание беспорядочными линиями, сила нажима не регулируема, выходит за пределы контура;

-объекты изображены изолированно и носят случайный характер. Изображение небрежно. Использует при закрашивании 1-2 цвета.

Средний уровень  

Познавательные предпосылки к УУД.

Знает и определяет большое количество знакомых ему объектов города с небольшой подсказкой взрослого. Различает виды изобразительного искусства, с помощью педагога и основные признаки объекта. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Способен правильно понимать выразительные средства искусства (линии, форму, цвет, колорит, ритм, композицию).

Регулятивные предпосылки к УУД.

Проявляет неустойчивый интерес к объектам городской культуры, природы, изобразительному творчеству.

Личностные предпосылки к УУД.

Эмоционально реагирует на оценку взрослого. Собственная оценка может быть не адекватна (завышена или занижена). Требуется незначительная помощь взрослого.

Творчество.

Но при передаче формы и строении объекта (городского или природного) допускает незначительные ошибки.

Композиция не сложная, передает простой сюжет, объединяя несколько предметов и носит линейный характер. Движения переданы неопределенно, неумело. Допускает отступления от реальной окраски , цветовой гаммы. Линии прерывистые, иногда выходят за пределы раскрашиваемого объекта, сила нажима регулируется не всегда. Изображение предметов шаблонное, простое , часто повторяющееся использует в работе несколько цветов (3-4)

Высокий уровень.

Познавательные предпосылки к УУД. Знает и различает виды изобразительного искусства, объекты городской скульптуры и архитектуры. Может самостоятельно описать предмет, выделяя основные и характерные признаки объектов. Устанавливает связи между группой объектов. Умеет сравнивать и обобщать предметы сходные по форме и строению. Устанавливает связь между назначением и строением. Предпринимает попытки самостоятельного обследования объектов.

Регулятивные предпосылки к УУД . Внимателен, управляет своим поведение, планирует деятельность  Задание стремится выполнить хорошо. В случае необходимости обращается с вопросами.

Личностные предпосылки к УУД . 

Любознателен  и активен. Проявляет инициативу и самостоятельность в знакомых видах деятельности. Адекватен к оценке взрослого. Эмоционально - положительно относиться изобразительной деятельности (к предложенному заданию, к процессу деятельности, к своему продукту). Способен к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Эмоционально положительно откликается на произведения искусства

Задание стремится выполнить хорошо. В случае необходимости обращается с вопросами.

Творчество.

Способен передать  отчетливую форму, подобрать цвет и особенность городских объектов, родной природы. Передает несложный сюжет, объединяя несколько предметов. Использует в работе все многообразие усвоенных приемов. Линии плавные, слитные, при раскрашивании не выходят за пределы контура. Предметы наделены оригинальным образным содержанием. Использует много цветов (более 4-х).



Предварительный просмотр:

Мониторинг развития детей

художественно-эстетическая образовательная область

изобразительная деятельность

старший дошкольный возраст

Государственные образовательные стандарты ДО выделяют художественно-образовательную область, как одну из важных составляющих воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Занятия по изобразительной деятельности играют большое значение для всестороннего развития ребенка, формируют опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства, развивают эстетические интересы, предпочтения, желание познавать искусство, формируют умения и навыки, которые он сможет применить в любой образовательной области. Задача  педагога раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, создать условия для дальнейшего его развития.

Изобразительная деятельность  имеет огромное значение в формировании УУД. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. 

Система мониторинга интегративных качеств позволяет комплексно оценить уровень развития детей в рисовании, получить необходимый объём информации и определить результаты усвоения элементов содержания по изобразительной деятельности.

Критерии.

Познавательные УУД:

- применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (ситуаций или проблем, поставленных как взрослым, так и самим ребёнком), в том числе и рабочих задач. 

-Знает и различает виды изобразительного искусства (декоративно-прикладное, живопись, архитектура…), жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт)

 -Может самостоятельно описать предмет, выделяя основные и характерные признаки объектов. Устанавливает связи между группой объектов.

-Умеет сравнивать и обобщать предметы сходные по форме и строению. Устанавливает связь между назначением и строением, причинно-следственные связи, реконструирует события.

-сформированы оптико-пространственные представления (ориентируется в пространстве картины, на плоскости листа)

-Предпринимает попытки самостоятельного обследования объектов.

-Способен передать  отчетливую форму, пропорцию, цвет, оттенки и особенность городских объектов, родной природы. Передает несложный сюжет, объединяя несколько предметов. Использует в работе все многообразие усвоенных приемов.

- Правильно держит орудия письма. Линии плавные, слитные, при раскрашивании не выходят за пределы контура.

- Может, как самостоятельно определить замысел будущей работы, так и принимать тему, предложенную педагогом.

-Способен содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, лепке, аппликации, дополняя образ деталям,  передавать полноту изображаемого образа.

Регулятивные УУД:

- Выполняет инструкцию взрослого при работе с инструментами и репродукциями.

Ребёнок способен к волевым усилиям, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело, к контролю способа действия и его результатом с заданным эталоном. Удерживает внимание, слушая короткий текст или рассматривая картины по заданию.

Задание стремится выполнить хорошо.

Умеет работать индивидуально и коллективно, соотносит свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей, работает согласованно. Творчески активен.

Личностные УУД:

- Нравственно-эстетически ориентирован, оценивает содержание художественного произведения.

-Проявляет инициативу и самостоятельность в знакомых видах деятельности.

-Адекватен к оценке взрослого. Замечает недостатки своей работы и исправляет их. Видит интересные изобразительные решения в работах других детей, высказывает суждения и оценки. Спокойно отстаивает свое мнение, помогает другим, радуется общему результату.

-Эмоционально - положительно относиться изобразительной деятельности (к предложенному заданию, к процессу деятельности, к своему продукту).

Коммуникативные УУД:

-Способен к планированию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками. Умеет  договариваться и объединяться для достижения общей цели (выполнения коллективной работы, поделки, рисунка).

-Проявляет интерес к содержательному общению друг с другом и со взрослыми по поводу искусства и изобразительной деятельности.

-В случае необходимости обращается с вопросами.

Творческие способности:

- Обладает развитым воображением, проявляет фантазию, творчество:  работы оригинальны, динамичны, эмоциональны. 

- Самостоятельно  справляется с заданием: подбирает цвета, соблюдает пропорции, передаёт светотени, пространство, использует разнообразные графические средства выразительности. - Владеет традиционными и не традиционными техниками.

№ п/п

Ф И

познавательные

регулятивные

личностные,

коммуникативные

творческие

способности

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Оценка результатов сформированности предпосылок  УУД. 

Высокий уровень

Познавательные УУД:

Знает и различает виды изобразительного искусства, объекты городской скульптуры и архитектуры. Самостоятельно выделяет основные и характерные признаки объектов, устанавливает связи между группой объектов. Проявляет интерес к живописи, получению новых знаний о произведениях искусства, объектах живой и не живой природы. Узнает и называет произведения искусства, художников;

Устанавливает причинно-следственные связи и закономерности, реконструирует события, уже имевшие место, предполагает, что будет дальше.

Различает и называет инструменты (большую и малую рамки, указатели и фишки). Выделяет нужные фрагменты и детали репродукции;

Сформированны оптико-пространственные представления (ориентируется в пространстве репродукции, что ближе, дальше,..)

Различает и называет цвета и оттенки;

Регулятивные УУД:

Удерживает внимание, слушая рассказ взрослого, рассматривая репродукцию или  следуя образцу, пооперационной схеме.

Выполняет инструкцию взрослого при работе с репродукциями, схемами.

Обсуждает проблему, отвечает на вопросы по содержанию прослушанного текста;

Называет действия, изображенные на картине, следуя речевым образцам;

Личностные УУД:

Адекватен к оценке взрослого. Эмоционально - положительно относиться изобразительной деятельности (к предложенному заданию, к процессу деятельности, к своему продукту). Задание выполняет самостоятельно. В случает необходимости обращается с вопросами.

эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, художественные произведения, мир природы;

Творческие способности:

Способен достаточно точно передать  форму, пропорцию, цвет и особенность городских объектов, родной природы, проявляя активный поиск  в подборе особых средств выразительности. Линии плавные, слитные, при раскрашивании не выходят за пределы контура.

Стремится к наиболее полному раскрытию замысла.

Средний уровень:

Познавательные УУД

Определяет большое количество знакомых ему объектов города, видов изобразительного искусства, может самостоятельно передавать характерные особенности, а с помощью педагога и существенные признаки объекта. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства.

Проявляет интерес к живописи, получению новых знаний о картинах. Узнает  произведения искусства, художников, допускает ошибки в названии картины, её жанра, имени художника.

Называет действия, изображенные на картине, следуя речевым образцам;

Различает и называет цвета, затрудняется в подборе и названии оттенков;

Испытывает трудности в установлении  причинно-следственных связей и закономерностей, реконструировании событий, уже имевших место.

Различает и называет инструменты (большую и малую рамки, указатели и фишки, ножницы, кисточки разной фактуры и т.п.), умеет пользоваться ими.

Сформированны неполностью оптико-пространственные представления (ориентируется в пространстве репродукции, что ближе, дальше, допуская ошибки, например лево- право).

Выделяет нужные фрагменты и детали репродукции не всегда правильно (путает горизонтальное расположение частей  изображения с вертикальным);

Регулятивные УУД

Может отвлекаться, терять последовательность событий, слушая рассказ взрослого, рассматривая репродукцию. Требуется дополнительная инструкция, уточнение.

 Выполняет  инструкцию взрослого при работе с репродукциями не всегда последовательно, допуская незначительные ошибки.

Отвечает на вопросы по содержанию прослушанного текста, затрудняется в высказывании своего мнения;

Личностные УУД

Эмоционально реагирует на оценку взрослого. Собственная оценка может быть не адекватна (завышена или занижена). Требуется незначительная помощь взрослого. Бережно относится лишь к своему произведению, в работе допускает небрежность.

Творческие способности

ребенок справляется с заданием, но затрудняется при выборе элементов, деталей изображения.

Способен правильно понимать выразительные средства искусства (линии, форму, цвет, колорит, ритм, композицию). Но допускает незначительные искажения при передаче формы и строении объекта (городского или природного):

- Композиция простая, носит линейный характер.

-Движения переданы неопределенно, неумело.

-Отступления от реальной окраски, цветовой гаммы.

-Линии прерывистые, иногда выходят за пределы раскрашиваемого объекта, сила нажима регулируется не всегда.

Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений, нет уровня художественного обобщения. Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности

Низкий уровень:

Познавательные УУД:

Проявляет слабый интерес к художественной продуктивной деятельности, получению новых знаний, неохотно выполняет задания взрослого. Допускает ошибки в определении видов изобразительного искусства, жанров, имен художников, городской скульптуры и архитектуры. Не может назвать основные выразительные средства произведений искусства. Не умеет пользоваться инструментами и изоматериалами (ножницами,). Художественные навыки и умения не сформированны. Не умеет планировать свою деятельность.

Регулятивные УУД:

Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого. Невнимателен, не может сосредоточиться на задании, не активен, не самостоятелен. Требуется многократная инструкция педагога. Испытывает трудности в соблюдении словесной инструкции. Самостоятельно не может спланировать свою деятельность.

Личностные: Не проявляет заинтересованности к получению новых знаний. Безразличен к оценке взрослого, собственная оценка отсутствует.

Творческие способности: 

Ребенок затрудняется в передаче форм и особенностей городских объектов, родной природы или допускает значительные ошибки в передаче  этих особенностей :

- не раскрывает полноту изображения образа;

-допускает  значительные искажения: пропорциональность разных предметов передана неверно, безразличие к цвету, раскрашивание беспорядочными линиями, сила нажима не регулируема, выходит за пределы контура;

- композиция не продумана, носит случайный характер.

ребенок затрудняется в выборе цвета;

-с помощью педагога подбирает элементы, устанавливает пропорции. В изображении присутствует схематичность, нет попыток передать пространство.

Замысел стереотипный, репродуктивный или оригинальный, но слабо основан на наблюдениях, не эмоционален.

Инструментарий.

Познавательные УУД.

«Картинная галерея » - называть, узнавать картину, жанр живописи, имя художника- беседа, викторина.

«Называть и уметь пользоваться инструментами»- наблюдение в процессе работы с УМК;

Личностные, регулятивные - в процессе работы - наблюдение,

Творческие способности  – по результату продуктивной деятельности.

Мониторинг развития детей

художественно-эстетическая образовательная область

                        изобразительная деятельность

средний дошкольный возраст

Низкий уровень.

Познавательные предпосылки к УУД .

Объем знаний о городских объектах и видах  изобразительного искусства незначителен, допускает ошибки в различении городской скульптуры и архитектуры. Затрудняется в нахождении отличительных признаков.

 Не может назвать основные выразительные средства произведений искусства (цвет, форма, пропорции, линии).

Регулятивные предпосылки к УУД

Проявляет незначительный интерес к городским достопримечательностям. Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого. Сам с вопросами к взрослому не обращается.

Личностные предпосылки к УУД.

Безразличен к продукту собственной деятельности, к оценке взрослого, собственная оценка отсутствует.

Творческие.

Ребенок затрудняется в передаче форм и особенностей городских объектов, родной природы или допускает значительные ошибки в передаче  этих особенностей:

- испытывает затруднения в передаче несложного сюжета;

-допускает  значительные искажения: пропорциональность разных предметов передана неверно, безразличие к цвету, раскрашивание беспорядочными линиями, сила нажима не регулируема, выходит за пределы контура;

-объекты изображены изолированно и носят случайный характер. Изображение небрежно. Использует при закрашивании 1-2 цвета.

Средний уровень  

Познавательные предпосылки к УУД.

Знает и определяет большое количество знакомых ему объектов города с небольшой подсказкой взрослого. Различает виды изобразительного искусства, с помощью педагога и основные признаки объекта. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Способен правильно понимать выразительные средства искусства (линии, форму, цвет, колорит, ритм, композицию).

Регулятивные предпосылки к УУД.

Проявляет неустойчивый интерес к объектам городской культуры, природы, изобразительному творчеству.

Личностные предпосылки к УУД.

Эмоционально реагирует на оценку взрослого. Собственная оценка может быть не адекватна (завышена или занижена). Требуется незначительная помощь взрослого.

Творчество.

Но при передаче формы и строении объекта (городского или природного) допускает незначительные ошибки.

Композиция не сложная, передает простой сюжет, объединяя несколько предметов и носит линейный характер. Движения переданы неопределенно, неумело. Допускает отступления от реальной окраски , цветовой гаммы. Линии прерывистые, иногда выходят за пределы раскрашиваемого объекта, сила нажима регулируется не всегда. Изображение предметов шаблонное, простое , часто повторяющееся использует в работе несколько цветов (3-4)

Высокий уровень.

Познавательные предпосылки к УУД. Знает и различает виды изобразительного искусства, объекты городской скульптуры и архитектуры. Может самостоятельно описать предмет, выделяя основные и характерные признаки объектов. Устанавливает связи между группой объектов. Умеет сравнивать и обобщать предметы сходные по форме и строению. Устанавливает связь между назначением и строением. Предпринимает попытки самостоятельного обследования объектов.

Регулятивные предпосылки к УУД . Внимателен, управляет своим поведение, планирует деятельность  Задание стремится выполнить хорошо. В случае необходимости обращается с вопросами.

Личностные предпосылки к УУД . 

Любознателен  и активен. Проявляет инициативу и самостоятельность в знакомых видах деятельности. Адекватен к оценке взрослого. Эмоционально - положительно относиться изобразительной деятельности (к предложенному заданию, к процессу деятельности, к своему продукту). Способен к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Эмоционально положительно откликается на произведения искусства

Задание стремится выполнить хорошо. В случае необходимости обращается с вопросами.

Творчество.

Способен передать  отчетливую форму, подобрать цвет и особенность городских объектов, родной природы. Передает несложный сюжет, объединяя несколько предметов. Использует в работе все многообразие усвоенных приемов. Линии плавные, слитные, при раскрашивании не выходят за пределы контура. Предметы наделены оригинальным образным содержанием. Использует много цветов (более 4-х).



Предварительный просмотр:

Мониторинг развития детей

художественно-эстетическая образовательная область

изобразительная деятельность

старший дошкольный возраст

Государственные образовательные стандарты ДО выделяют художественно-образовательную область, как одну из важных составляющих воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Занятия по изобразительной деятельности играют большое значение для всестороннего развития ребенка, формируют опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства, развивают эстетические интересы, предпочтения, желание познавать искусство, формируют умения и навыки, которые он сможет применить в любой образовательной области. Задача  педагога раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, создать условия для дальнейшего его развития.

Изобразительная деятельность  имеет огромное значение в формировании УУД. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. 

Система мониторинга интегративных качеств позволяет комплексно оценить уровень развития детей в рисовании, получить необходимый объём информации и определить результаты усвоения элементов содержания по изобразительной деятельности.

Критерии.

Познавательные УУД:

- применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (ситуаций или проблем, поставленных как взрослым, так и самим ребёнком), в том числе и рабочих задач. 

-Знает и различает виды изобразительного искусства (декоративно-прикладное, живопись, архитектура…), жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт)

 -Может самостоятельно описать предмет, выделяя основные и характерные признаки объектов. Устанавливает связи между группой объектов.

-Умеет сравнивать и обобщать предметы сходные по форме и строению. Устанавливает связь между назначением и строением, причинно-следственные связи, реконструирует события.

-сформированы оптико-пространственные представления (ориентируется в пространстве картины, на плоскости листа)

-Предпринимает попытки самостоятельного обследования объектов.

-Способен передать  отчетливую форму, пропорцию, цвет, оттенки и особенность городских объектов, родной природы. Передает несложный сюжет, объединяя несколько предметов. Использует в работе все многообразие усвоенных приемов.

- Правильно держит орудия письма. Линии плавные, слитные, при раскрашивании не выходят за пределы контура.

- Может, как самостоятельно определить замысел будущей работы, так и принимать тему, предложенную педагогом.

-Способен содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, лепке, аппликации, дополняя образ деталям,  передавать полноту изображаемого образа.

Регулятивные УУД:

- Выполняет инструкцию взрослого при работе с инструментами и репродукциями.

Ребёнок способен к волевым усилиям, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело, к контролю способа действия и его результатом с заданным эталоном. Удерживает внимание, слушая короткий текст или рассматривая картины по заданию.

Задание стремится выполнить хорошо.

Умеет работать индивидуально и коллективно, соотносит свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей, работает согласованно. Творчески активен.

Личностные УУД:

- Нравственно-эстетически ориентирован, оценивает содержание художественного произведения.

-Проявляет инициативу и самостоятельность в знакомых видах деятельности.

-Адекватен к оценке взрослого. Замечает недостатки своей работы и исправляет их. Видит интересные изобразительные решения в работах других детей, высказывает суждения и оценки. Спокойно отстаивает свое мнение, помогает другим, радуется общему результату.

-Эмоционально - положительно относиться изобразительной деятельности (к предложенному заданию, к процессу деятельности, к своему продукту).

Коммуникативные УУД:

-Способен к планированию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками. Умеет  договариваться и объединяться для достижения общей цели (выполнения коллективной работы, поделки, рисунка).

-Проявляет интерес к содержательному общению друг с другом и со взрослыми по поводу искусства и изобразительной деятельности.

-В случае необходимости обращается с вопросами.

Творческие способности:

- Обладает развитым воображением, проявляет фантазию, творчество:  работы оригинальны, динамичны, эмоциональны. 

- Самостоятельно  справляется с заданием: подбирает цвета, соблюдает пропорции, передаёт светотени, пространство, использует разнообразные графические средства выразительности. - Владеет традиционными и не традиционными техниками.

№ п/п

Ф И

познавательные

регулятивные

личностные,

коммуникативные

творческие

способности

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Оценка результатов сформированности предпосылок  УУД. 

Высокий уровень

Познавательные УУД:

Знает и различает виды изобразительного искусства, объекты городской скульптуры и архитектуры. Самостоятельно выделяет основные и характерные признаки объектов, устанавливает связи между группой объектов. Проявляет интерес к живописи, получению новых знаний о произведениях искусства, объектах живой и не живой природы. Узнает и называет произведения искусства, художников;

Устанавливает причинно-следственные связи и закономерности, реконструирует события, уже имевшие место, предполагает, что будет дальше.

Различает и называет инструменты (большую и малую рамки, указатели и фишки). Выделяет нужные фрагменты и детали репродукции;

Сформированны оптико-пространственные представления (ориентируется в пространстве репродукции, что ближе, дальше,..)

Различает и называет цвета и оттенки;

Регулятивные УУД:

Удерживает внимание, слушая рассказ взрослого, рассматривая репродукцию или  следуя образцу, пооперационной схеме.

Выполняет инструкцию взрослого при работе с репродукциями, схемами.

Обсуждает проблему, отвечает на вопросы по содержанию прослушанного текста;

Называет действия, изображенные на картине, следуя речевым образцам;

Личностные УУД:

Адекватен к оценке взрослого. Эмоционально - положительно относиться изобразительной деятельности (к предложенному заданию, к процессу деятельности, к своему продукту). Задание выполняет самостоятельно. В случает необходимости обращается с вопросами.

эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, художественные произведения, мир природы;

Творческие способности:

Способен достаточно точно передать  форму, пропорцию, цвет и особенность городских объектов, родной природы, проявляя активный поиск  в подборе особых средств выразительности. Линии плавные, слитные, при раскрашивании не выходят за пределы контура.

Стремится к наиболее полному раскрытию замысла.

Средний уровень:

Познавательные УУД

Определяет большое количество знакомых ему объектов города, видов изобразительного искусства, может самостоятельно передавать характерные особенности, а с помощью педагога и существенные признаки объекта. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства.

Проявляет интерес к живописи, получению новых знаний о картинах. Узнает  произведения искусства, художников, допускает ошибки в названии картины, её жанра, имени художника.

Называет действия, изображенные на картине, следуя речевым образцам;

Различает и называет цвета, затрудняется в подборе и названии оттенков;

Испытывает трудности в установлении  причинно-следственных связей и закономерностей, реконструировании событий, уже имевших место.

Различает и называет инструменты (большую и малую рамки, указатели и фишки, ножницы, кисточки разной фактуры и т.п.), умеет пользоваться ими.

Сформированны неполностью оптико-пространственные представления (ориентируется в пространстве репродукции, что ближе, дальше, допуская ошибки, например лево- право).

Выделяет нужные фрагменты и детали репродукции не всегда правильно (путает горизонтальное расположение частей  изображения с вертикальным);

Регулятивные УУД

Может отвлекаться, терять последовательность событий, слушая рассказ взрослого, рассматривая репродукцию. Требуется дополнительная инструкция, уточнение.

 Выполняет  инструкцию взрослого при работе с репродукциями не всегда последовательно, допуская незначительные ошибки.

Отвечает на вопросы по содержанию прослушанного текста, затрудняется в высказывании своего мнения;

Личностные УУД

Эмоционально реагирует на оценку взрослого. Собственная оценка может быть не адекватна (завышена или занижена). Требуется незначительная помощь взрослого. Бережно относится лишь к своему произведению, в работе допускает небрежность.

Творческие способности

ребенок справляется с заданием, но затрудняется при выборе элементов, деталей изображения.

Способен правильно понимать выразительные средства искусства (линии, форму, цвет, колорит, ритм, композицию). Но допускает незначительные искажения при передаче формы и строении объекта (городского или природного):

- Композиция простая, носит линейный характер.

-Движения переданы неопределенно, неумело.

-Отступления от реальной окраски, цветовой гаммы.

-Линии прерывистые, иногда выходят за пределы раскрашиваемого объекта, сила нажима регулируется не всегда.

Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений, нет уровня художественного обобщения. Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности

Низкий уровень:

Познавательные УУД:

Проявляет слабый интерес к художественной продуктивной деятельности, получению новых знаний, неохотно выполняет задания взрослого. Допускает ошибки в определении видов изобразительного искусства, жанров, имен художников, городской скульптуры и архитектуры. Не может назвать основные выразительные средства произведений искусства. Не умеет пользоваться инструментами и изоматериалами (ножницами,). Художественные навыки и умения не сформированны. Не умеет планировать свою деятельность.

Регулятивные УУД:

Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого. Невнимателен, не может сосредоточиться на задании, не активен, не самостоятелен. Требуется многократная инструкция педагога. Испытывает трудности в соблюдении словесной инструкции. Самостоятельно не может спланировать свою деятельность.

Личностные: Не проявляет заинтересованности к получению новых знаний. Безразличен к оценке взрослого, собственная оценка отсутствует.

Творческие способности: 

Ребенок затрудняется в передаче форм и особенностей городских объектов, родной природы или допускает значительные ошибки в передаче  этих особенностей :

- не раскрывает полноту изображения образа;

-допускает  значительные искажения: пропорциональность разных предметов передана неверно, безразличие к цвету, раскрашивание беспорядочными линиями, сила нажима не регулируема, выходит за пределы контура;

- композиция не продумана, носит случайный характер.

ребенок затрудняется в выборе цвета;

-с помощью педагога подбирает элементы, устанавливает пропорции. В изображении присутствует схематичность, нет попыток передать пространство.

Замысел стереотипный, репродуктивный или оригинальный, но слабо основан на наблюдениях, не эмоционален.

Инструментарий.

Познавательные УУД.

«Картинная галерея » - называть, узнавать картину, жанр живописи, имя художника- беседа, викторина.

«Называть и уметь пользоваться инструментами»- наблюдение в процессе работы с УМК;

Личностные, регулятивные - в процессе работы - наблюдение,

Творческие способности  – по результату продуктивной деятельности.

Мониторинг развития детей

художественно-эстетическая образовательная область

                        изобразительная деятельность

средний дошкольный возраст

Низкий уровень.

Познавательные предпосылки к УУД .

Объем знаний о городских объектах и видах  изобразительного искусства незначителен, допускает ошибки в различении городской скульптуры и архитектуры. Затрудняется в нахождении отличительных признаков.

 Не может назвать основные выразительные средства произведений искусства (цвет, форма, пропорции, линии).

Регулятивные предпосылки к УУД

Проявляет незначительный интерес к городским достопримечательностям. Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого. Сам с вопросами к взрослому не обращается.

Личностные предпосылки к УУД.

Безразличен к продукту собственной деятельности, к оценке взрослого, собственная оценка отсутствует.

Творческие.

Ребенок затрудняется в передаче форм и особенностей городских объектов, родной природы или допускает значительные ошибки в передаче  этих особенностей:

- испытывает затруднения в передаче несложного сюжета;

-допускает  значительные искажения: пропорциональность разных предметов передана неверно, безразличие к цвету, раскрашивание беспорядочными линиями, сила нажима не регулируема, выходит за пределы контура;

-объекты изображены изолированно и носят случайный характер. Изображение небрежно. Использует при закрашивании 1-2 цвета.

Средний уровень  

Познавательные предпосылки к УУД.

Знает и определяет большое количество знакомых ему объектов города с небольшой подсказкой взрослого. Различает виды изобразительного искусства, с помощью педагога и основные признаки объекта. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Способен правильно понимать выразительные средства искусства (линии, форму, цвет, колорит, ритм, композицию).

Регулятивные предпосылки к УУД.

Проявляет неустойчивый интерес к объектам городской культуры, природы, изобразительному творчеству.

Личностные предпосылки к УУД.

Эмоционально реагирует на оценку взрослого. Собственная оценка может быть не адекватна (завышена или занижена). Требуется незначительная помощь взрослого.

Творчество.

Но при передаче формы и строении объекта (городского или природного) допускает незначительные ошибки.

Композиция не сложная, передает простой сюжет, объединяя несколько предметов и носит линейный характер. Движения переданы неопределенно, неумело. Допускает отступления от реальной окраски , цветовой гаммы. Линии прерывистые, иногда выходят за пределы раскрашиваемого объекта, сила нажима регулируется не всегда. Изображение предметов шаблонное, простое , часто повторяющееся использует в работе несколько цветов (3-4)

Высокий уровень.

Познавательные предпосылки к УУД. Знает и различает виды изобразительного искусства, объекты городской скульптуры и архитектуры. Может самостоятельно описать предмет, выделяя основные и характерные признаки объектов. Устанавливает связи между группой объектов. Умеет сравнивать и обобщать предметы сходные по форме и строению. Устанавливает связь между назначением и строением. Предпринимает попытки самостоятельного обследования объектов.

Регулятивные предпосылки к УУД . Внимателен, управляет своим поведение, планирует деятельность  Задание стремится выполнить хорошо. В случае необходимости обращается с вопросами.

Личностные предпосылки к УУД . 

Любознателен  и активен. Проявляет инициативу и самостоятельность в знакомых видах деятельности. Адекватен к оценке взрослого. Эмоционально - положительно относиться изобразительной деятельности (к предложенному заданию, к процессу деятельности, к своему продукту). Способен к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Эмоционально положительно откликается на произведения искусства

Задание стремится выполнить хорошо. В случае необходимости обращается с вопросами.

Творчество.

Способен передать  отчетливую форму, подобрать цвет и особенность городских объектов, родной природы. Передает несложный сюжет, объединяя несколько предметов. Использует в работе все многообразие усвоенных приемов. Линии плавные, слитные, при раскрашивании не выходят за пределы контура. Предметы наделены оригинальным образным содержанием. Использует много цветов (более 4-х).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с дошкольниками в области изобразительной деятельности. нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками.

Творчество появляется тогда, когда сам педагог готов эксперементировать, искать, удивляться всему новому, творчески развиваться....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01. ПРЕПОДАВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ СПО 44.02.03

Программа предназначена для специальности СПО " Педагогика дополнительного образования в области ИЗО и ДПИ". В программу входят дисциплины: МДК " Рисунок",  МДК "Живопись", МДК " ДПИ", МДК "Метод...

Выявление и поддержка одарённых детей в области литературного творчества и изобразительной деятельности

Конкурс творческих работ обучающихся . литературного творчества, изобразительной деятельности и  развития творческих способностей  в области книжной графики и литературного творчества прошел...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Статья "Проектная и исследовательская деятельность школьников в области изобразительного искусства"

В статье приведены примеры использования проектно-исследовательской деятельности на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности...

Освоение предметных областей учащейся 6 класса с НОДА. Изобразительная деятельность.

Лист индивидуальных достижений учащейся с НОДА . Изобразительная деятельность....