«Мониторинг развития творческих способностей обучающихся в процессе изобразительной деятельности».
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Автор: Баязитова М.Н.,
педагог дополнительного
образования МОУ ДОД
«РЦДОД» при МОУ
«Невонская СОШ№1»
Усть-Илимского района
Иркутской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_bayazitovoy.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мониторинг развития творческих способностей обучающихся в процессе изобразительной деятельности».
Автор: Баязитова М.Н.,
педагог дополнительного
образования МОУ ДОД
«РЦДОД» при МОУ
«Невонская СОШ№1»
Усть-Илимского района
Иркутской области
Все дети без исключения – художники, поэты. Их восприятие окружающего мира образное, яркое. Дети искренни и непосредственны. С самого раннего возраста каждый ребёнок стремится сделать, что- либо своими руками. В начале это незамысловатые фигуры , несложные рисунки , простые поделки . С каждым годом , взрослея , приобретая новые знания, умения , навыки, постоянна развиваясь, ребёнок старается усложнить, усовершенствовать свою работу. На этапе творческого развития ребёнка большую роль играет помощь родителей, учителей.
Занятие изобразительным искусством меняет восприятие детей, учит по-новому видеть мир. Правильно направить ребёнка в нужном направлении, помочь ему развить те или иные способности - главные задачи педагога дополнительного образования в это время. Педагог должен не только совершенствовать знания, умения и навыки своих учеников, но и уметь правильно проанализировать результат их творческой деятельности. Уметь выявить, отследить слабые стороны художественного восприятия ребёнка для того что бы в дальнейшем помочь ему преодолеть трудность в том или ином виде деятельности, продумать такие формы и методы работы, которые легко, непринужденно помогут развить в ребёнке его творческие способности. Эти проблемы помогает решить педагогический мониторинг, цель которого – изучить и отследить динамику развития индивидуальных способностей обучающихся в процессе освоения дополнительной образовательной программы.
Педагогический мониторинг относится к числу эффективных технологий управления качеством образования, как на уровне администрации образовательного учреждения, так и на уровне педагогов дополнительного образования и позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ дополнительного образования детей. Таким образом, внедрение мониторинга в деятельность педагога – необходимое условие грамотного подхода к организации образовательного процесса в детском объединении.
Задачи педагогического мониторинга:
- Осуществить разработку и отбор методик и способов получения информации о качестве освоения дополнительной образовательной программы, развитии творческих способностей обучающихся объединения.
- Разработать качественный рабочий инструментарий для проведения мониторинговых исследований обучающихся, обработки, хранения, представления информации (методики, тестовые задания, анкеты и др.).
- Определить степень освоения каждым ребенком дополнительной образовательной программы, выявить наиболее способных и одаренных обучающихся.
- Обнаружить изменения состояния существенных характеристик, признаков личности, индивидуальности участников педагогического процесса (ориентируясь на эталон), определить степень (уровень) личностного развития каждого обучающегося.
- Проанализировать полученные факты.
- Установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения.
- Выработать обоснованный и конкретный план корректировки педагогической деятельности и дальнейшего педагогического взаимодействия в целях развития участников образовательного процесса.
Специфика деятельности объединений дополнительного образования позволяет творчески подходить к выбору форм и методов творческого развития ребёнка. Результат мониторинга помогает скорректировать процесс творческого развития обучающегося.
Задача педагога при этом не прямо воздействовать на личность ребенка, стремясь "построить" её, а организовать деятельность воспитанников в преобразовании своей личности, дать возможность ребенку найти ценностно-значимые проявления для себя и обогатить жизненный опыт необходимым содержанием.
В течение года обучающиеся в объединении «Юный художник» выполняют ряд тестов, опросов, при помощи системы карточек. Ответы учеников анализируются и заносятся в таблицу. В таблице определяется уровень развития каждого ученика таких психологических процессов как зрительная память, внимание, фантазия и воображение, творческая активность, самоконтроль.. Уровни обозначены условным значком:
I уровень – подготовительный
II уровень – начальный
III уровень – освоение
Проанализировав данные этой таблицы мы можем отследить какие психические процессы вызывают у обучающихся затруднения. Используя данные таблицы педагог выбирает такие методы и формы работы со своими учениками, которые наиболее эффективно помогут развить те творческие способности, которые пока вызывают у обучающихся затруднения. На своих занятиях я ставлю определённые задачи:
- ориентация на дальнейшее продвижение и успех;
- уточнение и закрепление определенных знаний, умений, навыков;
- диагностика причин слабых и сильных сторон личности;
- развитие умений и навыков в новой ситуации.
В объединения «Юный художник» мы используем творческий подход к выбору форм педагогического контроля (выставка, игра, Творческая работа, диалог, конкурсы, кроссворды, викторины ит.д.).
Результаты работы могут быть представлены в форме коллективных и персональных выставок творческих работ обучающихся, итоговых занятий, которые могут проводиться в форме викторин, конкурсов, кроссвордов, игровых программ.
Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение. Выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
На своём мастер-классе я хочу показать одну из форм педагогического мониторинга –творческая работа в техники монотипия. С помощью этой работы у детей развивается фантазия, воображение, внимание, аккуратность. Техника монотипия это – уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.
Два слова: «моно» и «типия» Монотипия (от «моно» - один и греч. «типос» - отпечаток, оттиск) – вид печатной графики. Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание... Наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!
Сегодня я предлагаю вам расписать матрёшку, точнее фартук и платок в техники монотипия. Обучающиеся в объединении знакомы с различными видами росписи матрешек (загорская, семёновская, калининская, полхов –майдановская).
Перед вами находятся бумажные шаблоны фартука и платка матрешки, которые вам будет необходимо расписать. Для этого необходимо сделать.
- На альбомный лист в хаотичном порядке, порыве наносите краску
- Лист аккуратно кладете на шаблоны краской внутрь.
- Продавливаете бумагу сверху руками или резиновым валиком. Плавно разворачиваете лист.
- Всматриваясь в получившийся оттиск, попытайтесь увидеть какой-то образ, цветы, травку, ягоды, оживки.
- После росписи шаблонов аккуратно приклеиваете к фигуре матрешки.
Такая творческая работа вызывает большой интерес у ребёнка. Работая в технике монотипия, невозможно предугадать результат. Детские работы всегда разнообразны. Здесь нет цели ограничить ребёнка определёнными рамками и рисовать, писать по определённым правилам, ученик сам выбирает свой стиль и раскрывает свои индивидуальные творческие способности. Роспись матрешки таким художественным способом позволяет развивать у обучающихся такие творческие способности и психологические виды деятельности как аккуратность, внимание, зрительную память, воображение и фантазию.
ВЫВОД: Различные формы мониторинговых исследований обучающихся позволяют наиболее полно обследовать каждого ребенка, выявить динамику их развития творческих способностей, художественных умений и навыков. Причем обучение и исследование детей проходят в интересной и увлекательной форме.
Проанализировав художественную деятельность обучающихся в объединениях «Радуга творчества», «Юный художник», мы можем увидеть, что на начало года
творческая фантазия и воображение составляла 44%,
внимание – 56%,
зрительная память – 48% ,
а на конец года:
творческая фантазия и воображение составляла 67%,
внимание – 82%,
зрительная память – 74% .
Это только первые результаты моей работы по организации системы контроля за результатами качества обучения в объединениях, которыми я руковожу. В дальнейшем я планирую осуществлять мониторинг теоретической и практической подготовки, предметных достижений и личностного развития обучающихся в процессе освоения реализуемых мной программ по методикам выработанным в нашем учреждении, которые необходимо адаптировать под конкретные дополнительные образовательные программы «Радуга творчества», «Юный художник».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей обучающихся в процессе изобразительной деятельности.
Творческая работа в технике монотипия....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительной деятельности.
Умение грамотно организовывать работу на уроке, создать условия непринуждённости и заинтересованности у всех детей позволяет учителю использовать дополнительные возможности для развития художественных...
статья: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства».
В условиях обновления содержания школьного образования: использование школьными образовательными учреждениями различных программ образования; воспитание и развитие школьников необходимо уделять серьёз...
Методическое пособие «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС»
quot;Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других."...
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности"
Программа направлена на выявление и развитие творческих способностей обучающихся с целью их самореализации в соответствии со способностями. В программе определены основные направления работы и за...
«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе занятий декоративно-прикладной деятельностью в студии «Мастерица»
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач в системе дополнительного образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на изменения происходящие в общ...
«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе занятий декоративно-прикладной деятельностью"
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач в системе дополнительного образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на изменения происходящие ...