Развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) по теме

Тоярова Екатерина Васильевна

Для того, что на словах не передашь
Люди выдумали кисть и карандаш.
Все мы видим мир по-разному чуть-чуть,
И, рисуя, ты об этом не забудь!

Скачать:


Подписи к слайдам:

Уроки изобразительной деятельности как средство развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта
Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет школьнику с интеллектуальной недостаточностью ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.
Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности.
Среди основных средств обучения изобразительной деятельности важное место занимает педагогическое рисование – выполнение рисунков (на доске) учителем. Эффективность этого способа бесспорна и подтверждается как практикой, так и психолого-педагогическими исследованиями. Рисование на доске представляет собой проблему общепедагогического значения, ибо умением рисовать, как и говорить, должен владеть каждый учитель.
Особенность организации обучения изобразительной деятельности школьников с умственной отсталостью проявляется в обязательном наличии пропедевтического этапа, на котором проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей). На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков.
На уроках изобразительной деятельности, в процессе работы с различными инструментами и материалами развивается координация,
дифференцированность
, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму.
Следует подчеркнуть, что обучение рисованию в коррекционном (образовательном) учреждении
VIII
вида служит важным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способом коррекции развития мелкой моторики.
Методика «Рисования под музыку».
Дети прослушивают музыкальное произведение. По окончанию предлагаю « нарисовать» прослушанную музыку и даю задание придумать название своему рисунку.
«Дождь»
По небесам оравою бредут мешки дырявые,
И бывает иногда, из мешков течет вода.
Спрячемся получше от «дырявой» тучи.
Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод, что у умственно отсталые учащиеся на уроках по изобразительной деятельности испытывают трудности при разметке шаблона на бумаге, при работе с ножницами, с пластилином, нет или слабо развиты навыки держания карандаша, кисти. Нет навыка повторения однородных движений, удержания направления движения, совсем плохо развит навык работы с бумагой. Причины этих трудностей заключаются в недостаточном уровне развития мелкой моторики рук, точной пластичности, силы движения пальцев, в слабости, напряженности, некоординированности мелких движений.
Мелкая моторика в жизни и деятельности, учащихся с интеллектуальной недостаточностью выполняет много разных функций. Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в коррекционном (образовательном) учреждении
VIII
вида. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Тем не менее, проблема развития мелкой моторики у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью остается актуальной на сегодняшний день.
Таким образом, в ходе коррекционно-воспитательной работы учителю необходимо преодолеть значительные трудности, обусловленные специфическим характером деятельности учащихся специальной школы
Для того, что на словах не передашь
Люди выдумали кисть и карандаш.
Все мы видим мир по-разному чуть-чуть,
И, рисуя, ты об этом не забудь!
Особенности развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта
На начальном этапе обучения изобразительной деятельности учащиеся выполняют любые движения, связанные с мелкой моторикой рук с большим трудом. Руки и пальцы их напряжены, движения угловаты, неловки и неритмичны.
Нарушение моторики у умственно отсталых учащихся при выполнении работы требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движениям руки он нередко повреждает изделие, то впоследствии, в процессе, систематической работы, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это способствует к развитию руки для письма, и соответственно к учебной деятельности.
На начальном этапе обучения изобразительной деятельности учащиеся выполняют любые движения, связанные с мелкой моторикой рук с большим трудом. Руки и пальцы их напряжены, движения угловаты, неловки и неритмичны. Выполнив, одну операцию ребенок долго думает, как действовать дальше. Ему приходится обращать внимание не только на процесс выполнения задания, но и на выбор приёмов, способов работы, форм, контроль над качествам работы. Это сказывается на конечном результате творчества и вызывает преждевременное утомление. После нескольких упражнений ребенок теряет интерес к дальнейшей работе.
Особые затруднения учащиеся испытывают при необходимости использовать самые простые предметы – орудия. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе.
Таким образом, особенности развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта заключаются в том, что у данных школьников хуже развита кинестетическая чувствительность. Вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность движений, перекрестная координация движений, пространственно-временная организация двигательного акта, словесное
опосредование
движений.
Уроки по изобразительной деятельности способствуют
сенсомоторики
– согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы постепенно образуется система специальных навыков и умений.
Методика «Рисование по замыслу».
Первоклассникам было предложено работать по своему замыслу. Перед уроком рекомендуется детские работы прикрепить к мольберту, имитируя окно с открывающимися ставнями.
Учитель. Как, ребята, поживаем? Вроде, кажется, скучаем? И развеять, чтобы скуку
позовем
ка

мы
Ауку
.
Кукла
Аука
. Ой, ребята как я
рада.
К вам
явилась
на урок. Я что было сил
бежала
как ау вдруг
услыхала.
Рассматривает окно – А я окна так люблю изредка и пошалю: загляну в окошко, посмеюсь немножко. Но в лесу, где окна взять? Может быть нарисовать. То, что видно за окном: лес, трамвай, а может дом? Все-все, что хотите вы изобразите.
Дети рисуют на свободную тему материалом по выбору.
Результаты показали, что школьники не могут держать карандаш,
кисть, не
регулируют силу нажима, не справлялись с ритмичными повторениями однородных движений.
Рекомендации для педагогов по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта и коррекции его недостатков на уроках изобразительной деятельности:
– Определять заранее, на какие процесс в развитии мелкой моторики будет направлено наибольшее воздействие в ходе урока, и как лучше осуществлять регуляцию этого психического процесса в целях его совершенствования.
– Уделять особое внимание учебно-материальному обеспечению уроков (оснащение материалами и инструментами высоко качества).
– Обеспечить эстетические условия для осуществления коррекционно-воспитательной работы (оснащение учебного процесса наглядным материалом, который в наибольшей степени отвечает требованиям эстетики).
– Соблюдать охранительный режим, что оказывает положительное воздействие на учащихся, предполагает обеспечение на уроках изобразительного искусства спокойной деловой обстановки, четко организованного и привычного хода работы.
– Разговаривать во время урока ровным, спокойным, доброжелательным тоном, а педагогическим тактом, заинтересованным отношением к выполняемому учеником заданию создавать атмосферу творчества и взаимного понимания.
– Строить каждый урок в тесном единстве с дидактическими, воспитательными и коррекционными целями.
– Приучать учащихся с интеллектуальной недостаточностью видеть прекрасное в окружающем, в искусстве педагог должен предполагать организацию наблюдений за окружающей действительностью, посещение музеев, выставок, просмотр кинофильмов и т.д.
– Проводить на заключительном этапе каждого урока рисования оценку работ учащихся.
– Использовать игры и упражнения, формирующие умения воспринимать и различать величину, форму, цвет, положение предметов в пространстве, а так же умение владеть техникой рисования.
– Уделять большое внимание изобразительной деятельности вне занятий. В классе нужно определить место, где во вторую половину дня учащиеся могли бы порисовать.

Муниципальное казённое образовательное учреждение «
Горковская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
 

"Развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности"
 
 
 
 
 
 
 
 
Приготовила учитель начальных классов:
Тоярова
Екатерина Васильевна
Для лучшей эффективности уроков по изобразительной деятельности я придерживаюсь следующим требованиям:
– каждый урок должен иметь четко сформулированную тему, цели, задачи. Почти каждый урок должен включать новый материал, повторение изученного, готовить учащихся к внимательному восприятию нового материала.
– содержание учебного материала должно отвечать теме, задачам, быть доступным учащимся, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода, научно, тесно связано с трудом и жизнью.
– методы и приемы работы на уроке должны отвечать возрастным особенностям школьников, развивать и корригировать их познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способность анализировать, синтезировать, обобщать.
– на каждом этапе урока ведется систематический контроль за качеством усвоенных знаний, формирование новых знаний, умений и навыков.
– урок должен быть оснащен наглядными пособиями и дидактическим материалом, техническими средствами.
– каждый урок должен отличаться организованной четкостью, правильным распределением времени между каждой структурной частью урока.
– на уроке должны соблюдаться все требования охранительно – педагогического режима.
Основные задачи:

1. Выявить особенности развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.
2. Изучить влияние уроков изобразительной деятельности на развитие мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта.
3. Разработать рекомендации для педагогов, по коррекции мелкой моторики у умственно отсталых учащихся
.
Методика «Пластилиновые узоры»
использовалась для изучения
сформированности
операций вдавливания и раскатывания при работе с пластилином. Учащимся предлагается рассмотреть узор на бумаге и вылепить точно такой же из куска пластилина, глядя на образец, на листке бумаги.
Методика проведения:
учитель
показывает ученикам, как наносить пластилин слоем в 1–2 см на листок бумаги, разглаживать её, смачивая палец водой. Объяснить и показать, как наносить рисунок заострённой палочкой стеки; фон вокруг рисунка можно обжать, тогда рисунок получится выпуклым. Пояснить, что неудачный рисунок можно стереть и нанести новый.
Анализ результатов свидетельствует, что они не могут отделять от общего куска нужное количество пластилина, поэтому нарушается пропорция, и соразмерность деталей и колбаски получаются то слишком тонкие, то слишком толстые.
Низкий уровень развития мелкой моторики у учащихся движения рук неловки, слабы, отсутствует
координированность
действий обеих рук, у них не сформированы операции раскатывания и вдавливания, поэтому теряется форма образца, они испытывают трудности при склеивании деталей.
Актуальность данной темы
-
развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности.
Объект работы:
особенности развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.
Предмет работы:
изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.
Цель работы:
выявить влияние изобразительной деятельности на развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.

Коррекционное значение изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта
Огромное значение в развитии мелкой моторики у младшего школьника с нарушением интеллекта имеет изобразительная деятельность, которую предпочитают учащиеся с интеллектуальной недостаточностью как наиболее интересную и занимательную среди различных видов деятельности. Как учебный предмет изобразительная деятельность часто неправомерно и ошибочно считается в школе второстепенной, но между тем влияние изобразительной деятельности на ученика ничем не заменимо и не восполнимо. В процессе ее получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности.
Методика
«Рисование ножницами».
Данная методика развивает у ребёнка не только внимательность, но и так называемую зрительно – моторную координацию и мелкую моторику кисти рук. Для данного занятия необходимо подобрать хорошие ножницы: небольшие и с острыми концами. Учащимся были, показаны вазы разной формы, ребята могли рассмотреть, ощупать, что дало обеспечение
перцептуальному
развитию и развитию сенсомоторной функции. В данной методике происходит интеграция образа округлых форм и двигательных навыков на уровне
кинестетико-визуально-моторной
координации.
Ученикам предлагался сложенный вдвое лист цветной бумаги и предлагается нарисовать ножницами такую красивую вазу. Учащимся необходимо было приложить к нему шаблон, обвести его карандашом, а потом по полученным линиям вырезать из бумаги вазу.
 Анализ результатов методики показал, что школьники с нарушением интеллекта испытывают трудности при работе с ножницами и разметки бумаги по шаблону, ножницы держат неправильно, вырезывают бумагу кончиками ножниц, шаблон при обведении соскальзывает, линия разреза не совпадает с линией разметки. Разрез по прямой делают не одним нажимом, а несколькими, линия получается неровной, с «зубцами», вместо острых углов получаются
закругленные, а вместо закруглений острые углы.
Один ученик отказался от выполнения задания. Все задания выполняет только с помощью учителя, если помощи нет, от выполнения отказывается. Ножницы сам не держит, не вырезает, не сгибает.

В.А
. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».


Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию
сенсомоторики
– согласованности в работе глаз и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук
.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у учащихся начальных классов являются уроки по изобразительной деятельности.
Для того чтобы изобразительная деятельность стала средством коррекции и развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта, она должна быть организована с учетом закономерностей их развития, своеобразия мелкой моторики. Кроме того, система коррекционной помощи должна быть систематической и целенаправленной.
Актуальность моей работы определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики.
Выявление уровня развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта
На уроках я использую следующие методы: наблюдение, беседа с учениками, методики «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Рисование под музыку» и многие другие.
Так же используются индивидуальные, групповые, фронтальные методы работы. Предпочтение отдается индивидуальной форме работы.
Перед началом работы провожу серию упражнений, способствующих развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки: вращение кистями рук, сжимание кистей в кулак, последовательное нажимание кончиком большого пальца на кончики остальных пальцев той же кисти и ряд других несложных упражнений.
В моем классе на начало учебного года отмечается низкий уровень развития мелкой моторики, т. к. учащимся свойственны
некоординированность
тонких движений пальцев, отсутствие силы (при сгибании бумаги, сжимании и разжимании ножниц, отрывании куска пластилина, его раскатывании) и точности движений многие не могут распределять мышечные усилия, делают ненужные движения, неправильно держат ножницы, карандаш и кисточку, не могут удерживать мелкие предметы пальцами. У них низкая работоспособность, они устают к концу работы и движения пальцев рук становятся, особенно неловки и напряжены.
Для преодоления всех указанных выше нарушений в развитии мелкой моторики у учащихся необходимо проведение специально организованной коррекционной работы, направленной на совершенствование моторной сферы детей: системы зрительно-двигательных координаций, мелкой моторики обеих рук, дифференцированности, силы, точности, сочетаемости движений.
Из этого следует, что у младших школьников с нарушением интеллекта страдает мелкая моторика. Нарушены все свойства развития мелкой моторики, но не у всех учащихся одинаково. Для этого надо уделить внимание методам и приемам по развитию мелкой моторики рук на уроках изобразительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на методическом объединении учителей гуманитарно-эстетического цикла по теме: «Система работы по развитию описательно - повествовательной речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках чтения».

Уроки чтения – важнейшее средство осуществления воспитательно – образовательных задач в работе школы.Чтение формулирует у детей знание о жизни общества и природы, обеспечивает нравственное воспитание ...

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями интеллекта как средство подготовки руки к письму

СодержаниеВведение…………………………………………………………...3Глава I. Теоретические основы овладения детьми навыками письма…………………………………………………………………….51.1 Характеристика процесса письма……………………………51.2 Предпосылки форм...

Доклад по теме "Использование коррекционно-развивающих заданий, способствующих активизации познавательной деятельности и развитию внимания учащихся с нарушением интеллекта, на уроках математики".

Введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Такие систематические упражнения созда...

"Использование нетрадиционных техник рисования для коррекции мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности"

Объект исследования: особенности развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство коррекции мелкой моторики у у...