История появления жизни на Земле. Теория Леонардо Да Винчи.
проект по изобразительному искусству (изо, 10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №78 г. Волгограда.
Городской конкурс учебно-
исследовательских работ
старшеклассников «Я и Земля»
им. В.И. Вернадского
секция МХК.
История появления жизни на Земле.
Теория Леонардо Да Винчи.
Выполнила:
Ученица 10 «Б» класса
Коломыткина Алёна Сергеевна
Учитель МХК:
Ларионова Светлана Александровна,
Научный руководитель:
Член Союза художник России,
Заслуженный работник культуры
- Шолох Владимир Николаевич.
Волгоград,2014
Содержание:
- Введение:
- Понятие МХК………………………………………………………………......3
- Цель работы………………………………………………………………...4-5
- Точки зрения зарождения жизни на Земле……………………………………………………………………......5-8
- История создания мира ………………………………………………………………………. ..8
- Леонардо Да Винчи и его теория…………………………………………………………………9-12
- Заключение:
- Мнения людей на теорию зарождения мира…………………………………………………………………...13
- Вывод…………………………………………………………13
- Список Литературы и интернет ресурсов. ………………………………………………………………………...14-15
- Приложение………………………………………………………………..16-20
Введение:
Мировая художественная культура (МХК) — в российском школьном образовании учебный предмет в школе, изучающий основы художественной культуры. В начальной школе нередко имеет название Введение в искусство. Целью этого предмета является эстетическое воспитание учеников, гуманитарное образование. Что же такое культура?
Культура (лат. cultura, от colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Периодизация истории культуры:
- Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.);
- Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. — V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности;
- Культура Средних веков (V—XIV вв.);
- Культура Возрождения или Ренессанса (XIV—XVI вв.);
- Культура Нового Времени (к. XVI—XIX вв.);
Совокупность всех знаний, которые мы получаем, при изучении предмета МХК, воспитывает в нас человека. Конечно, можно спросить как? И на это есть ответ.
У каждого предмета в школе есть своя цель, алгебра - учит нас считать, русский язык - грамотно писать. У предмета МХК тоже есть цель, эстетическое воспитание учеников, гуманитарное образование. Духовно человек развивается на протяжении всей жизни, школа всячески способствует развитию человеческих качеств.
Эстетическое воспитание – это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности.
В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Одновременно в эстетическом воспитании формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении).
Уровень эстетической культуры личности — сложное структурное образование, включающее ряд взаимосвязанных между собой элементов. В него входит как теоретическое освоение эстетики, истории и теории различных видов искусства, так и, главным образом, практическое знакомство со многими классическими и современными художественными произведениями, то есть весь запас знаний.
Актуальность работы:
Актуальность темы состоит в том, что предмет исследования еще не нашел достаточно глубокого концептуального анализа в науке, фактов подтверждающих или опровергающих какие-либо теории, хотя имеет важное теоретическое и практическое значение для культурно - идеологического воспитания общества в целом.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы педагогами на уроках по классных часах в 7-11 классах.
Цель работы:
Целью моей работы является:
- Мнения современных людей о создании мира.
Возможно, это уже давно избитая тема. Множество ученых - философов, физиков, биологов и математиков пытались раскрыть тайну создания мира. Я попытаюсь рассмотреть наиболее знаменитые теории, отраженные в истории культуры. Так же выявить, какие точки зрения были у знаменитых художников, и какие точки зрения у современных жителей города Волгограда, совпадают ли мнения у людей нашего времени с мнениями деятелей искусства.
Данную научно исследовательскую работу можно использовать как на уроках МХК, так и литературы, истории и обществознания. Можно спросить, как же данная научно исследовательская работа может быть интересна на уроках истории, литературы и обществознания? На уроках литературы, часто затрагивается тема человека и его появления в мире, философская тема. Ученикам будет интересно информация о мнениях художников и мнениях философов, схожесть во мнениях и так же разногласия. На уроках истории при изучении разных этапов развития человечества будет интересно узнать, как изменялось мнение о сотворении мира. Обществознание – предмет изучающий общество, я считаю, ученикам будет интересно узнать мнения зарождения жизни на Земле и общества в целом.
С каждым днем появляется множество новых теорий, но как говорится «Все новое – это хорошо забытое старое». Я считаю, что каждому человеку будет интересно узнать все- таки кто наш общий предок, как развивалась Земля.
В картинах многих художников отражается теории зарождения мира, просто стоит увидеть их.
- Анализ научных исследований ученых теорий возникновения жизни на Земле в историко-философском ключе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
- Показать сущность характеристики теорий возникновения жизни.
- Выявить основные теории зарождения жизни.
- Рассмотреть картину «Тайная вечеря» и попытаться понять, какую мысль хотел донести до нас автор.
Методы исследования:
Описательный метод при изучении литературы и интернет ресурсов , изучение картин, анкетирование учеников 10-ых классов.
Точки зрения зарождения жизни на Земле:
- Божественная теория.(Политеизм) Божественная теория является самой древней из всех существующих теорий возникновения жизни на сегодняшний день. Человек будучи, по своей природе, существом наделённым разумом должен был объяснить, откуда берутся различные явления. Наибольшее недоумения вызывали, разумеется, явления природы: ветер, молния и др. - и не имея возможности объяснить их с научной стороны,
люди начали олицетворять эти явления природы с существами, наделёнными огромными силами – богами. В наше время существует множество религий. Религия олицетворяет культуру общества, в котором она возникла и существовала, она изменяется с изменением общества, показывает зависимость человека от окружающей среды.
Суть теории: существуют высшие разумы, множество богов, которые создали все живое на Земле, и люди поклонялись этим богам.
- Монотеизм.
На смену множеству богов с развитием общества пришла религия
монотеизма, то есть на смену множеству богов, олицетворяющих силы природы, пришёл один бог, создатель всего.
На данный момент можно выделить три таких религии (не считая различных течений):
1. Христианство
2. Ислам
3. Буддизм
- Теория стационарного состояния
Согласно теории стационарного состояния, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень незначительно. Согласно этой версии, виды также никогда не возникали, они существовали всегда, и у каждого вида есть лишь две возможности — либо изменение численности, либо вымирание.
- Теория Опарина — Холдейна
В 1924 году будущий академик Опарин опубликовал статью «Происхождение жизни», которая в 1938 году была переведена на английский и возродила интерес к теории самозарождения . Опарин предположил, что в растворах высокомолекулярных соединений могут самопроизвольно образовываться зоны повышенной концентрации, которые относительно отделены от внешней среды и могут поддерживать обмен с ней. Он назвал их Коацерватные капли, или просто коацерваты.Согласно его теории процесс, приведший к возникновению жизни на Земле, может быть разделён на три этапа:
- Возникновение органических веществ
- Возникновение белков
- Возникновение белковых тел
- Химическая эволюция или пребиотическая эволюция — первый этап эволюции жизни, в ходе которого органические, пребиотические вещества возникли из неорганических молекул под влиянием внешних энергетических и селекционных факторов и в силу развертывания процессов самоорганизации, свойственных всем относительно сложным системам, которыми бесспорно являются все углерод-содержащие молекулы.
- Эволюция человека из обезьяны
Современный человек ещё со школьного возраста привыкает относиться к гипотезе Ч. Дарвина как к великому научному открытию. Из года в год каждому поколению школьников рассказывается о том, что труд сделал за миллионы лет из древних обезьян человека. Дети надолго запоминают и палку-копалку, и острые камешки как первые орудия труда, и первые проблески у обезьян необычной для животных сообразительности.
Труд Дарвина «О происхождении видов» впервые вышел в свет в 1859 г., а на издание ещё более смелой книги «Происхождение человека» автор решился только в 1872 г.
Появившаяся гипотеза захватывала своей необычностью и размахом. Ещё бы, такие забавные подробности человеческой родословной! До дарвинских времён люди считали, что в мире, однажды сотворенном Богом, все живые существа — и человек в том числе — живут без радикальных изменений, и вдруг «выясняется», что виды животных вовсе не сотворены, а развились друг из друга в процессе некоей эволюции, а сам человек произошёл от обезьяны! Сенсационная идея засела в умах так крепко и укоренилась настолько глубоко, что и по сей день со страниц толстых энциклопедий на нас умными глазами смотрят наши «бабушки и дедушки» —обезьяночеловеки, с времён Дарвина люди особенно живо интересуются их останками. Чтобы понять, свидетельствуют ли эти останки о реальности эволюции, обратимся к истории находок.
Питекантроп (<греч. pithekosобезьяна + anthroposчеловек), или яванский человек. Голландский врач-анатом Эжен Дюбуа, вдохновившись новой гипотезой, оставил институтскую кафедру, благоустроенную жизнь и отправился на остров Ява искать останки обезьяноподобного предка. В 1891 г. он обнаружил множество окаменелостей различных животных и среди них человеческую бедренную кость и черепную крышку, отличающуюся от костей современного человека. Дюбуа поспешил заявить общественности о находке обезьяноподобного предка.
Исследовав крышку черепа, авторитетный анатом Р. Вир-хов заявил, указав на толщину кости, что это череп животного, скорее всего гигантского гиббона. Настаивал на сходстве останков с гиббоном и сам Дюбуа. У ископаемого существа было обнаружено тяжелое костное заболевание запущенной форме — такой больной нуждался в уходе и дожить до своих лет мог лишь среди заботливых людей.
История создания мира:
Отражение мнений в картинах, фресках художников ( картины и художники) .
Как же в картинах отражается теория создания мира?
Давайте, попытаемся ответить на этот вопрос , используя самые знаменитые картины:
- Моисей на горе Синай. (Гравюра Гюстава Доре, 1865 )
- «Тайная вечеря». (Леонардо Да Винчи (1495-1498))
- Христос в пустыне.( Ивана Крамского (1837—1887))
Все эти картины содержат сюжет библейской тематики. Итак,несмотря на то, что библейские истории повествуют о давно
прошедших днях, художники обращаются к ним, чтобы через известные всем сюжеты отразить современную им действительность.
Просматривая все картины, больше всего меня заинтересовала картина Леонардо Да Винчи «Тайная вечеря».
Леонардо Да Винчи и его теория( знаменитые работы):
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci; 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи — Джанкарло Джентилини и Карло Сиси — утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи. Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён.
Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы.
Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображенным предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.
Заинтересовала меня картина «Тайная вечеря». Краткая история и описание фрески:
«Тайная вечеря» (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena) — фреска работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.
Размеры изображения — примерно 450×870 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо. Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, габса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.
Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над фреской, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».
Известно о существовании трех ранних копий фрески, предположительно авторства помощника Леонардо.
Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.
Анализ картины
Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.
Как и на других изображениях «Тайной вечери» того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.
Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.
Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.
Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:
- апостолы сидят группами по три человека;
- позади Иисуса — три окна;
- контуры фигуры Христа напоминают треугольник.
Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.
Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.
Заинтересовалась этой картиной я, посмотрев фильм код Да Винчи.
Краткое описание фильма: Гарвардского профессора Роберта Лэнгдона подозревают в чудовищном преступлении, которого он не совершал. Лэнгдон знакомится с криптографом парижской полиции Софи Невё и вместе с ней пытается раскрыть тайну, которая может подорвать могущество католической церкви.
Роберт и Софи должны это сделать до того, как их схватят блюстители закона или остановят противники, готовые на все ради сохранения великого религиозного секрета. В конце фильма, Роберт и Софи раскрывают тайну, в ходе этого узнают, что на картине «Тайная вечеря», изображены непросто 12 апостолов и Иисус, а 11 апостолов, Иисус и Мария Магдалина.
Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как мыслитель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики: «Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».
Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и тому подобное; всё это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор.
Признавая единственным критерием истины — опыт, противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлечённому умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукции. Для Леонардо да Винчи хорошо говорить — значит правильно думать, то есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки.
Теория Леонардо Да Винчи
Конечно точно нельзя сказать какой теории мироздания придерживался Леонардо Да Винчи, но мы можем утверждать, согласно источникам( картины, книги, фильмы) , что он был приемником теории монотеизма, но его теория отличалась от современной . А точнее, Леонардо Да Винчи считал, что Иисус Христос был сыном Божьим, и у него была жена Мария Магдалина. И сейчас потомки Иисуса Христа ходят по Земле.
Заключение:
Множество теорий всегда существовало, и будет существовать. В основном множество современных людей придерживаются теории Монотеизма.
Я решила провести научное исследование опросить моих одноклассников, и знакомых.
Гипотеза: можно предположить, что в ходе исследования придем к следующему выводу : современная молодежь придерживается теории «Человек –обезьяна. В итоге я получила следующие данные :
Опросив 100 человек, я обобщила метериал собранный для исследований , и пришла к выводу, что задачи поставленные в работе, выполенны.
Вывод:
Мнения людей менялись со временем, Божественная теория была главенствующей в античные времена, Монотеизм зародился, позднее и актуален в наши дни, научные теории тоже пользуются популярностью, но уже меньшей. У каждого человека свое мнение, и к каждому мнению нужно прислушиваться. В конце научно исследовательской работы, было выявлено, что молодежь в наши дни больше верит в существование высшего разума, и менее в науку. Парадокс, мы живем все в таком мире, как говорится, не увидишь своими глазами, можно не верить, но исследования показывают обратное. Возникновение жизни- философская тема, на которую, возможно, мы никогда не получим ответа, ведь это что то такое, что постичь дано не каждому.
Список литературы и интернет ресурсов:
http://vihrestruktura.3dn.ru/publ/2-1-0-2
slovari.yandex.ru
http://colia-razum2011.narod.ru/
http://www.ref.by/refs/31/35799/1.html
http://www.kinopoisk.ru/film/77711/
http://www.referat.ru/referats/view/13249
http://www.abc-people.com/data/leonardov/
http://www.wm-painting.ru/MasterPieces/p19_sectionid/47
http://www.inmoment.ru/magic/secret-universe/ancient_race.html
http://www.ref.by/refs/10/37559/1.html
http://edu.greensail.ru/encyclopedia/start_life/
http://xreferat.ru/117/84-1-esteticheskoe-vospitanie.html
Лармин О.В. Искусство и молодежь: Эстетические очерки. – М.: Мол. гвардия, 1980. – 191 с.
Левчук Л.Т. та ін. Естетика: Підручник / Л.Т. Левчук, Д.Ю. Кучерюк, В.І. Панченко; за заг. ред. Л.Т. Левчук. – К.: Вища школа, 1997. – 399 с.
Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. – М.: Знание, 1987. – 128 с.
Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
Приложение
Гравюра Гюстава Доре, 1865 – Моисей на горе Синай
Христос в пустыне .( Ивана Крамского (1837—1887))
Леонардо да Винчи Тайная вечеря, 1495—1498 |
Анкета
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Меня зовут _Алена_, Я хотела бы задать вам несколько вопросов.
Цель опроса – изучение мнений о возникновении жизни на Земле.
Просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Мы гарантируем полную конфиденциальность Ваших ответов, которые впоследствии будут использованы только в совокупности с ответами других респондентов.
Вопрос №1 (вопрос-фильтр). Проживаете ли вы в Волгограде постоянно? ( т.е. более 6 месяцев)
- Да 2) НЕТ (закончить интервью)
Вопрос № 2. Укажите свой статус:
- Ученик школы.
- Другое( закончить интервью)
Вопрос № 3. Уважаемый респондент, просим вас ответить на вопрос: Какой теории Возникновения жизни вы придерживаетесь?
К вашему вниманию предоставляется 3 варианта ответа.
- Божественная теория.
- Научная теория.
- Теория «Человек-обезьяна»
Вопрос № 4. Укажите свой возраст.
________________
Благодарим за участие в опросе!
Результат опроса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок"История развития жизни на Земле"
План урока «Развитие жизни на земле»Цели:Метапредметные: формировать умения синтезировать и обобщать знания ,использовать имеющиеся знания для создания общей картины изучаемой темы.Предметные: з...
Презентация "Жизнь Леонардо Да Винчи"
Данная презентация используется на уроках "Искусство" 8-ой класс....
таблица История развития жизни на Земле
таблица...
Информационный час: "История появления денег на земле"
материал о появлении денег, о том, зачем они нужны, можно ли прожить без них в современном мире и т.д....
Биология 11 класс История развития жизни на земле
Этапы развития жизни на Земле . Основные события происходившие в каждой эре представлены в виде таблицы. Это позволяет наглядно видеть основные аромарфозы всех эр , что более убодно для запоминан...
Медиапособие "История развития жизни на Земле"
Медиапособие "История развития жизни на Земле" https://cloud.mail.ru/public/3kK4/5eAFNPz5r...
Тесты для самостоятельного решения по дисциплине «БИОЛОГИЯ», раздел «История развития жизни на Земле»
Тесты с выбором одного ответа, нескольких ответов, определения последовательности и соответствия по разделу "История развития жизни на Земле", дисциплина "биология"...