Урок"История развития жизни на Земле"
презентация к уроку биологии (11 класс) по теме

Карюкина Светлана Викторовна

План урока «Развитие жизни на земле»

Цели:

Метапредметные: формировать умения синтезировать и обобщать знания ,использовать имеющиеся знания для создания  общей картины изучаемой темы.

Предметные: закрепить знания основных понятий по теме «эволюция органического мира» , изучить крупнейшие ароморфозы, определить их значение для развития жизни на Земле. Убедить учащихся в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути.

Личностные: развивать умения учащихся самостоятельно добывать знания; Раскрыть у учащихся способность отстаивать свою точку зрения, развивать умение находить общее решение, работая в группе.

Ход урока:

1 Проверочный диктант- основные понятия темы(смотри приложение 1) индивидуальная работа

2 Заполнение таблицы  «Главные направления эволюции животных, растений» (смотри приложение 2) работа в парах

3 Этапы развития жизни на Земле – просмотр фильма и постановка цели урока- изучение исторического развития живых организмов.

4 Изучение архейской и протерозойской эры  : условий природы данного периода, возникновение растительных и животных организмов, основных ароморфозов этого периода, по индивидуальному дом.  заданию.

5 Во время представления презентаций учащимися ,оставшаяся группа ребят заполняет таблицу «История развития жизни на Земле»; используя приложение «основные ароморфозы»

6 Изучение палеозойской эры происходит индивидуально с использованием навигатора, каждый учащийся берёт для изучения определённый период данной эры. После выделения из текста необходимых данных и занесения их в таблицу, учащиеся представляют свою работу. Таким образом, таблица у всех ребят будет полностью готова.(см. приложение 4)

7 Мезозойский и кайнозойский период обсуждается по предварительным заданиям учащихся и вносятся всеми в таблицу.(см. презентацию)

8 Рефлексия Выполнение заданий : «калейдоскоп времени»

Учитель зачитывает 5 небольших рассказов, а учащиеся должны определить, о каком периоде какой эры идет речь, и записать ответ. В некоторых случаях возможно указать только эру(см.приложение  3)

9 Домашнее задание . Создать презентацию по таблице " История развития жизни на Земле"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Проверочный диктант – «основные понятия темы»

1 эволюция-____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 движущие силы эволюции-____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 ____________________________________- свойство организмов изменять свои признаки .

4__________________________________-свойство организмов  передавать признаки из поколения в поколение .

5________________________________________- разнообразные типы взаимоотношений организмов между собой и с окружающей средой.

6_______________________________________________- преимущественное выживание наиболее приспособленных особей.

7______________________________________________- результат естественного отбора.

8 ароморфоз-_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________9 идиоадоптация-_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Приложение 2

«Главные направления эволюции животных»

Приспособительные признаки, возникшие в ходе эволюции

Направление эволюции

1

Возникновение  многоклеточности

2

Возникновение полового процесса

3

Возникновение хорды

4

Образование позвоночника

5

Образование пятипалых конечностей

6

Образование ластов

7

Образование цепкого хвоста( у обезьян)

8

Образование у земноводных трёхкамерного сердца

9

Образование у земноводных двух кругов кровообращения

10

Возникновение теплокровности

11

Усложнение головного мозга

12

Переход к внутреннему оплодотворению

13

Утрата четырёх пальцев из пяти (у лошади)

14

Утрата конечностей( у китов)

15

Утрата густого шерстяного покрова( у слонов)

16

Утрата органов пищеварения(у цепня)

17

Образование хобота у слона

А- ароморфоз

И- идиоадаптация

Д- дегенерация



Предварительный просмотр:

Приложение 2а

«Главные направления эволюции растений»

Приспособительные признаки, возникшие в ходе эволюции

Направления эволюции

1

Возникновение хлорофилла

2

Возникновение фотосинтеза

3

Дифференциация тела растения на лист, стебель, корень.

4

Возникновение ползучего стебля у земляники.

5

Возникновение полового процесса

6

Появление проводящей ткани

7

Появление цветка у покрытосяменных

8

Утрата листьев и превращение их в колючки(у кактуса)

9

Появление плода у покрытосемянных

10

Появление семян у голосемянных

11

Появление лазящего стебля у плюща

12

Появление зацепок на плодах лопуха

13

Утрата корней, хлорофилла, и листьев у повилики

14

Появление клубней у дикого картофеля

15

Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины

16

Появление крылышек на плодах клёна

17

Появление многоклеточности

А – ароморфоз

И – идиоадаптация

Д - дегенерация



Предварительный просмотр:

Геохронологическая таблица «История развития жизни на Земле»

Эра(периоды) время

АРОМОРФОЗЫ

Условия неживой природы

Развитие растительного мира

Развитие животного мира

Архейская эра (3,5 млрд. лет)

Многоклеточность; возникновение полового процесса; возникновение фотосинтеза;

Преобладание суши над морем; мелководье с пониженной солёностью; слабое расчленение рельефа; в атмосфере много углекислого газа и мало кислорода

Появление многоклеточности, полового размножения и фотосинтеза. Простейшие одноклеточные организмы дали начало бактериям и жгутиковым организмам, от которых обособились одноклеточные водоросли(ветвь растительного мира) и губки и кишечнополостные(ветвь животного мира)

Протерозойская эра (2,7млрд. лет.)

На суше- каменная пустыня(жизнь -только в воде), в атмосфере начинается накопление кислорода

Появление многоклеточных водорослей.

Существуют все типы беспозвоночных, появляются первые хордовые животные- бесчерепные

Палеозойская эра(570млн.лет)

кембрий

Суша бесплодна и пустынна

Расцвет водорослей

Широкое распространение морских беспозвоночных- трилобитов(древних членистоногих) и медуз

ордовик

ТЕКТОНИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ КОРЫ; УСЛОВИЯ РАЗНООБРАЗНЫ

ГОСПОДСТВУЮТ ЗЕЛЁНЫЕ И КРАСНЫЕ ВОДОРОСЛИ. Суша населена только бактериями и лишайниками

В ВОДЕ ОБИТАЮТ ВСЕ ВИДЫ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ; ПОЯВЛЯЮТСЯ БЕСЧЕЛЮСТНЫЕ РЫБЫ, ПЕРВЫЕ ПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ.

силур

Продолжается горообразование, моря тёплые, преобладают над сушей

Первые наземные растения(псилофиты); тело растения дифференцируется на ткани и органы, выполняющие определённую функцию

Выход беспозвоночных на сушу(паукообразные), пышное развитие кораллов, трилобитов; появление бесчелюстных позвоночных- щитковых

девон

Климат сухой, континентальный; на суше высокие горы, моря тёплые.

Псилофиты исчезают, появляются споровые растения- папоротники, хвощи, плауны.

В морях господствуют рыбы- челюстные, панцирные, кистепёрые, двоякодышащие.

карбон

Происходит опускание материков, огромные пространства оказались заболоченными; климат тёплый и очень влажный, в атмосфере большое количество кислорода и углекислого газа

Расцвет папоротникообразных; появление семенных папоротников.

Появление первых земноводных- стегоцефалов.

пермь

Сухой жаркий климат, бурная вулканическая деятельность и горообразование; болота высыхают.

Исчезновение древовидных папоротников; появление семенных растений(голосеменных)

Вымирание трилобитов и многих земноводных; появление  пресмыкающихся, развитие насекомых. кистепёрых рыб и акул.

Мезозойская эра(230млн.лет.)

триасовый

Резкоконтинентальный  тёплый климат,  вулканическая деятельность

Развитие голосеменных

Расцвет пресмыкающихся; появление первых млекопитающих и настоящих костных рыб

юрский

Наступление морей на сушу; климат мягкий и тёплый.

Развитие и господство голосеменных; появление первых покрытосеменных.

Расцвет пресмыкающихся; появление  архиоптерикса (первоптицы);  процветание головоногих моллюсков.

меловой

Отступление морей; климат тёплый,  в конце похолодание

Распространение покрытосеменных, сокращение папоротников и голосеменных.

Широкое распространение костных рыб; появление настоящих птиц и высших млекопитающих.

Кайнозойская эра(67млн.лет.) Палеоген

                     

Формирование современных континентов. Климат мягкий, появление трёх географических зон: тропики, субтропики, умеренная зона.

Господство  покрытосеменных

Бурный расцвет насекомых

Господство млекопитающих, появление лемуров, позднее приматов.

неоген

Климат сухой ; появление степей и саван, отступление лесов.

Формирование современного вида растений

Вымирание древних сумчатых и хищных животных. Появление древних родственников людей.

антропоген

Неоднократное оледенение северного полушария

Окончательно формирование современного растительного мира

Животный мир примял современный облик. появление и развитие человека.



Предварительный просмотр:

«Калейдоскоп времени»

1Это время называют периодом рыб, т.к. его характеризует появление рыб всех известных систематических групп и их расцвет. Потомки бесчерепных – панцирные «рыбы» дали разнообразнейших представителей настоящих рыб. Среди них хрящевые и костистые рыбы. О каком периоде какой эры идет речь?

2. Это время характеризуется отсутствием жизни на суше. Бактерии и водоросли достигли исключительного расцвета. С их участием интенсивно шли процессы отложения осадков. Среди животных были распространены разнообразные многоклеточные: одиночные и колониальные полипы, медузы, плоские черви, предки современных кольчатых червей, членистоногих, моллюсков и иглокожих. Что это за время?

3. Это время называют временем пресмыкающихся и голосеменных. В течение этого времени пресмыкающиеся достигли исключительного разнообразия. Они заселили всю сушу, моря, некоторые приспособились к полету. В те далекие времена они бродили по всей Земле. Некоторые из них были хищниками, но большинство – тихими «вегетарианцами». К концу этого времени в течение нескольких миллионов лет произошло массовое вымирание динозавров. Что это за время?

4. Свое название это время получило по названию отложений, в большом количестве образовывавшихся из остатков раковин простейших животных – фораминифер. В это время сокращалась численность папоротников и голосеменных. Появились первые покрытосеменные. Естественный отбор дал этим растениям значительные преимущества перед голосеменными: двойное оплодотворение обеспечивает зародыш запасами питательных веществ, околоплодник защищает семена. Эти ароморфозы и обеспечили господство покрытосеменных уже в конце этого периода и в последующее время. О каком периоде какой эры идет речь?

5. В это время появляются первые отряды крылатых насекомых – тараканы, длина тела которых достигает 10 см, и стрекозы, некоторые виды которых имели размах крыльев до 75 см. Это время расцвета древних амфибий. Широко распространены стегоцефалы (панцирноголовые), их размножение происходило с помощью икры, которую они метали в воду. Личинки также развивались в воде. Поэтому стегоцефалы могли обитать лишь в прибрежной части суши. О каком периоде какой эры идет речь? (Каменноугольный период палеозойской эры.)



Предварительный просмотр:

Основные ароморфозы на ранних этапах развития органического мира

Первые живые организмы Земли (архебионты) населяли водную среду обитания. В этих условиях первичным способом питания является гетеротрофный. Совершенствование этого способа питания приводит к появлению  разнообразных внутриклеточных мембран и органоидов движения. Происходит увеличение объема генетической информации, в результате чего образуется ядро. В дальнейшем появляются  настоящие хромосомы и совершенные способы деления клетки: митоз и мейоз. Таким образом, происходит формирование эукариотических клеток.

Недостаток  органического вещества вынудил часть организмов перейти на автотрофное питание. Древнейшим способом автотрофного питания является хемосинтез. На основе мембранных систем хемосинтеза формируются системы фотосинтеза.

Основные ароморфозы в эволюции растений

  Настоящие ткани у водорослей отсутствуют, поэтому они остаются первично- водными организмами. Таким образом, собственные ароморфозы у водорослей отсутствуют.

В конце силура возникают Высшие (наземные) растения. Они произошли от организмов, близких к современным Харовым водорослям, благодаря возникновению крупнейшего ароморфоза – дифференцированных тканей. Наиболее примитивные наземные растения представлены Мхами  у которых ткани слабо дифференцированы, побеги имеют примитивное строение, корень отсутствует. В дальнейшем появляются все остальные типы тканей, происходит дифференцировка тела растений на корень и побег. В течение девона формируются современные группы Сосудистых споровых растений (Плауны, Хвощи, Папоротники). Однако у споровых растений отсутствует семя. Для оплодотворения необходима капельножидкая вода, что ограничивает распространение споровых растений.

В начале мезозоя появляются первые Голосеменные растения, которые характеризуются рядом ароморфозов:

1. Появление семязачатков ; в семязачатке развивается женский гаметофит  

2. Появление пыльцевых зерен; пыльцевое зерно прорастает в пыльцевую трубку, образуя мужской гаметофит. В результате для оплодотворения капельножидкая вода не нужна.

3. Появление семени, в состав которого входит дифференцированный зародыш и эндосперм, который содержит питательные вещества для развития зародыша и проростка.

Первые Покрытосеменные (Цветковые) растения появляются в юрском периоде. Покрытосеменные характеризуются следующими ароморфозами:

1. Всегда имеется пестик – замкнутый плодолистик с семязачатками.

2. В большинстве случаев имеются «приманки» для насекомых – нектар и околоцветник. Это сделало возможным переход к энтомофилии (опылению насекомыми)..

3. Имеется зародышевый мешок, структура которого обеспечивает двойное оплодотворение.

В настоящее время Покрытосеменные находятся в состоянии биологического прогресса. 

Основные ароморфозы в эволюции животных

Эукариотические организмы, специализирующиеся на гетеротрофном питании, дали начало Животным и Грибам. Первые животные были представлены Одноклеточными организмами, у которых отсутствуют ткани.

В протерозойской эре возникают все известные типы Многоклеточных беспозвоночных животных. Наиболее примитивными настоящими Многоклеточными являются Двуслойные животные, в частности, Кишечнополостные. Их появление связано с первым крупным ароморфозом – появлением двуслойного зародыша; стенки их тела состоят из эктодермы и энтодермы.

У Низших червей (Плоские и Круглые черви) появляется третий зародышевый листок – мезодерма. Это крупный ароморфоз, благодаря которому появляются дифференцированные ткани и системы органов.

Следующим крупным ароморфозом является вторичная полость тела, или целом. Благодаря этому становится возможным разделение тела на отделы

Затем эволюционное древо животных разветвляется на Первичноротых и Вторичноротых.

Наиболее примитивные Первичноротые животные (Кольчатые черви и им подобные) имеют примитивные конечности. Но в начале кембрия появляются Членистоногие, у которых примитивные конечности преобразованы в членистые конечности.

В начале девона (после выхода на сушу растений и формирования наземных экосистем) происходит выход на сушу Паукообразных и Насекомых. Паукообразные перешли в наземно-воздушную среду обитания благодаря многочисленным идиоадаптациям.

Среди Вторичноротых животных появляется ряд крупных ароморфозов: хорда, нервная трубка, брюшная аорта (а затем – сердце). В результате формируется тип Хордовые.

Часть Костных рыб  благодаря двум ароморфозам – легочному дыханию и появлению настоящих конечностей – дала начало первым Четвероногим – Амфибиям (Земноводным).

.

 Рептилии не смогли утратить зависимость от низких температур: теплокровность у них невозможна из-за неполного разделения кругов кровообращения. В конце мезозоя с изменением климата происходит массовое вымирание рептилий.

У части высших Рептилий появляется полная перегородка между желудочками, редуцируется левая дуга аорты, происходит полное разделение кругов кровообращения, и становится возможной теплокровность. В дальнейшем эти животные приобрели ряд адаптаций к полету и дали начало классу Птицы.

Зверозубые рептилии дали начало Млекопитающим, которые возникли благодаря целому ряду ароморфозов: увеличенные полушария переднего мозга с развитой корой, четырехкамерное сердце,  появление шерстного покрова, млечных желез, дифференцированных зубов .

Плацентарные млекопитающие, благодаря появлению плаценты и настоящего живорождения заняли господствующее положение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков по темам "Основные этапы развития жизни на Земле", "Краткая история развития органического мира".

Рассмотрены основные этапы развития жизни на Земле, краткая история развития органического мира, ароморфозы  животных и растений...

История представлений о развитии жизни на Земле

Презентация может быть использована на уроке биологии в 11 классе. Изображения и текст соответствуют учебнику "Общая биология. 11 класс" под редакцией В. Б. Захарова и раскрывают взгляды ученых античн...

Биология 11 класс История развития жизни на земле

Этапы развития жизни на Земле . Основные события происходившие в каждой эре представлены в виде таблицы. Это позволяет наглядно видеть основные аромарфозы всех эр , что более убодно для запоминан...

История представлений о развитии жизни на Земле

Данный материал предназначен для урока биологии в 11 классе (В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин Общая биология, 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010). ...

Медиапособие "История развития жизни на Земле"

Медиапособие "История развития жизни на Земле" https://cloud.mail.ru/public/3kK4/5eAFNPz5r...

Тесты для самостоятельного решения по дисциплине «БИОЛОГИЯ», раздел «История развития жизни на Земле»

Тесты с выбором одного ответа, нескольких ответов, определения последовательности и соответствия по разделу "История развития жизни на Земле", дисциплина "биология"...