Информационный час: "История появления денег на земле"
классный час (10 класс) на тему

сошина алла ивановна

материал о появлении денег, о том, зачем они нужны, можно ли прожить без них в современном мире и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 История  появления денег на Земле.

Тематический информационно – познавательный час.

                                               Денежки – что голуби: где обживутся,

                                                            там и поведутся.

                                                            Деньгами души не купишь.

                                                                                              (русские пословицы)

   Цели и задачи информационного часа.

  1. Ознакомить воспитанников с историей появления денег на земле.
  2. Способствовать формированию интереса к получению информации, информационной культуры школьников, умения слушать, понимать и добывать информацию, размышлять и делать выводы.
  3. Способствовать формированию культуры уважения к истории своей страны и других народов.  

                Ход информационного часа.

  1. Основная часть.

Звучит запись песни группы ABBA «Money, Money».

Воспитатель:. Всем знакома эта мелодия, хотя песня и звучит на английском языке, но всем понятно, что здесь звучат слова: «деньги», «деньги».

Деньги... Их проклинают и прославляют, им радуются и без них плачут, их воруют и теряют, их дарят и забирают, их любят и ненавидят…

Этот ряд можно было бы продолжать бесконечно.

О них пишут стихи и слагают песни.

Их используют в пословицах и поговорках.

Ими проверяют надежность и порядочность, достоинство и честность человека.

Как они появились на земле? Когда сумели обрести такую магическую силу над человеком?

Сегодня в ходе нашего информационного часа, название которого вы видите , а именно: «История появления денег на Земле»,  мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Давайте попробуем себе на минутку представить, что современный человек оказался без денег. Скажите, как он будет себя чувствовать, какой будет его жизнь?

(ответы учащихся)

А откуда в нашей жизни, в жизни наших предков появились деньги?

Ученик 1:  Нам было интересно узнать о том, как деньги вошли в жизнь человека, и какая наука занимается изучением денег.

Изучением денег занимается нумизматика. Нумизматика изучает не только бумажные деньги, но и монеты. Свое название она получила от греческого слова «номизма» (монета).

Впервые деньги появились у народов, которые кочевали с одного места на другое. Первые деньги имели название «скот» - животные были предметом обмена.

Ученик 2: Надо сказать, что скот был не единственным видом денег, и наряду с ним первобытными деньгами служили самые разнообразные предметы: шкуры, рыба, соль, раковины и т.д. На руси еще для этого использовались меха. От куницы (зверек) происходило название денег - куна.

                                                                                                                                 Ученик 3: На смену шкуркам пришло серебро, основной денежной единицей была гривна – серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было разрубить на части, отсюда и пошло название рубль. Рубли уже не рубили, а резали на 50 резаней. Позднее, серебро перестали резать вручную, а начали чеканить монеты.

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, почему люди начали использовать деньги из металлов?

(Деньги можно было долго хранить.

Деньги из металла не портились.

Деньги можно было легко возить из страны в страну.

Деньги можно было легко разделить на части.)

А можете ли вы сказать , когда на Руси начали чеканить или отливать монеты из металла?

Ученик:  Чеканку монет в Москве начал великий князь Дмитрий Иванович Донской.  Сын  Дмитрия Донского, великий князь Василий ((1389-1425), продолжил чеканку, но в более крупных размерах.

Ученик 4: Самой маленькой монетой была полушка. Говорили, что это цена половины уха куницы. Две полушки были равны одной деньге, две деньги – одной копейке, две копейки составляли грош, три копейки – алтын, 10 копеек – гривенник, 15 – пятиалтынный, 20 – двугривенный.

Ученик:  Начиная с 18 века все монеты на руси были круглыми. Внешние данные монеты составляют монетный тип: на ней есть рамка, окаймляющая монетное поле, где размещены изображения и надписи . Монеты как бы одеты в национальный мундир: здесь могут быть герб, портрет правителя, его имя и почетные титулы, изображения, связанные с памятными событиями. Когда не было общегосударственных газет, радио и телевидения, монеты, которые проходили через тысячи рук и попадали в каждый дом, были мощным прокламативным средством. (прокламация – это воззвание, обращение в виде листовок, агитация)

Ученик:  Особый интерес для ученых представляют монетные клады, которые многое могут рассказать о древней экономике. Клады есть и в нашем областном краеведческом музее. Один из них найден в селе Лебяжье. В составе клада чешуйки – копейки, чеканенные на заготовках из кусков расплющенной проволоки. Самая ранняя копейка чеканена в первой половине 17 века. На ней имя царя Михаила Федоровича. Почти все остальные монеты, а их более тысячи, относятся ко времени Петра I, который ввел медные округлые копейки, а серебряные прекратили чеканить в 1718 году. К тому времени значительная часть их исчезла из торговли: население стало складывать деньги в кубышки и зарывать их в землю до лучших времен. Величина Лебяженского клада – около 10 рублей – довольно крупная для крестьянской семьи: она примерно равнялась годовым налогам с мужской души за 10 лет.

Ученик:  В деревне Камышное Беловского района было найдено целое ведро медных монет. В том месте уже когда-то была подобная находка, но монеты разошлись по рукам. Видимо, оба сосуда составляли один «крестьянский» клад. Их начали создавать после денежной реформы Петра I, когда медные деньги заняли ведущее место в крестьянской торговле. Ими платили в конце 18 века подушную подать в 1 рубль. На него можно было купить более восьми пудов хлеба (128 кг). В дошедшей до нас половине клада 548 монет, это пятаки 18 – начала 19 века. Самый ранний – 1757 года. Из пуда(16 кг)  меди тогда чеканили разменной монеты на 16 рублей и пятак весил 50 грамм.

Ученик:  А в 17 веке пуд коровьего масла стоил – 60 копек, пуд  рыбы свежей и мороженой – 37 копеек, голова сахара – 4 гривны, шуба из овчины – 30-40 копеек, бархатная шуба, подбитая соболем – 70 рублей, штаны из сукна – 40 алтын, курица – 1 копейка.

Воспитатель:  В Советское время:  хлеб стоил 16 коп, на 1 рубль можно было купить 6 буханок хлеба и на сдачу могли дать несколько конфет – карамелек,  1 кг. сахара – 78 коп, пирожок с повидлом – 5 коп, мороженое «Эскимо» -11 коп, велосипед – 45 рублей, а средняя зарплата составляла 100 рублей.

Ученик: В Советском Союзе в ознаменование крупных политических и культурных событий было выпущено в обращение двадцать три памятные монеты достоинством в 1 рубль. Первая из них появилась 28 апреля 1965 года в честь 20-летия Победы над Фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Юбилейный рубль к 50-летию Советской власти был выпущен в 1967 году, еще один – к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина – в 1970 году. Рубль, посвященный 30-летию Победы,отчеканен в 1975 году, а к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции – в 1977 году. ХХII Олимпийские игры были отмечены выпуском сразу шести юбилейных рублей. В 1981 году увидели свет еще две монеты: к 20-летию полета в космос Ю.Гагарина и в честь советско-болгарской дружбы. Рубли 1983 года посвящены следующим памятным датам: 165-летию со дня рождения Карла Маркса и 100-летию со дня его смерти, а также 20-летию полета в космос В.Терешковой. Монеты 1984г. – 400-летию со дня смерти русского первопечатника И.Федорова и годовщинам со дня рождения Д.И.Менделеева, А.С.Попова и А.С.Пушкина. В 1985 году появились монеты в ознаменование 115-й  годовщины со дня рождения В.И.Ленина, и 40-летию Победы и к предстоящему ХII Всемирному фестивалю молодежи и студентов.

Воспитатель:  Скажите, а когда в России появились бумажные деньги?

Ученик: Мы нашли интересный и курьезный факт, связанный с деньгами. Он относится к периоду правления императрицы Елизаветы Петровны, дочери царя Петра Первого. Императрица Елизавета Петровна заказала оду в свою честь известному ученому Михаилу Ломоносову. За понравившуюся ей оду она пожаловала ученому премию в две тысячи рублей. Премию выплатили медными монетами, общий вес которых составил три с лишним тонны. На перевозку «премии» потребовалось несколько подвод.

Воспитатель:   Да, металлические деньги были не всегда удобны.

Ученик: Впервые бумажные деньги появились в Китае, в ХIII веке; и только к ХVII веку бумажные деньги распространились в большинстве европейских стран. В 1769 г. Екатерина II ввела в России бумажные деньги, ее портрет украшал 100-рублевую купюру. В простонародье эту купюру называли «Катенька» - по имени императрицы.

Воспитатель: А сейчас, ребята, предлагаю вам несколько таблиц, которые помогут  вам разобраться с тем, какие деньги были на Руси  в разное время.

                                                 Денежная реформа Петра I.

  Годы

                                 Достоинство денег

  1700

Медные деньги, полушки, полуполушки.

  1701

Серебряные полтины, полполтины, 10 денег

  1704

Серебряный рубль = 28г, из них 25-26 г чистого серебра,

медная копейка, серебряная копейка, серебряный алтын.

  1718

Прекращен выпуск старой проволочной серебряной копейки

  1724

Золотые червонцы – 3,4 г = западноевропейскому дукату,

двойные червонцы, двухрублевики – 4 г.

                   

                        Серебряные деньги в ХVIII – начале ХХ в.

Годы

                                 Достоинство денег

1701

Полтина, полполтина, 10 денег

1704

Рубль, копейка, алтын

1726

2-копеечные - гроши

1760

15-копеечные (пятиалтынные), 20-копеечные (двугривенные), пятак

1861

20, 15, 10 копеек

1896

Рубль, полтинник, 25 копек

                            Медные деньги в ХVIII – начале ХХ в.

Годы

                                Номинал

1700

   12,8 руб.

Медная деньга, полушка. полполушки

1702

   15,4 руб.    

1704

    20 руб.

Медная копейка

1718

    40 руб.

Медная копейка

1730-1755

    10 руб.

Медная копейка

1755-1757

     8 руб.

Медная копейка

1757

     16 руб.

5, 2, ½ и ¼ копейки, перечеканка: деньги в копейки, копейки в гроши и т.д.

1760

     32 руб.

1796

     16 руб.

перечеканка

1810

     24 руб.

перечеканка

1830-1839

     36 руб.

10, 5, 1 и 1 копейка

40-е г.г. ХIХ в.

     16 руб.

3, 2, 1,  ½ и ¼ копейки

1849

     32 руб.

5 копеек, ½ - денежка, ¼ - полушка

1867

     50 руб.

Соответствовали номиналу серебряных

                  Золотые деньги в ХVIII – начале ХХ в.

Годы

                            Номинал

1724

Червонцы, двойные червонцы, двухрублевики

Середина ХVIII в.

Империал = 10 руб., полуимпериал

1756,1777-1778

Полтина, рубль

1876

25-рублевые

1885

37.5 золотой рубль = 100 франков

90-е гг. ХIХ в.

5, 10, 15 русов

1897

Империал = 15 руб; полуимпериал = 7,5 руб.

                  Бумажные деньги в ХVIII – начале ХХ в.

Годы

1769

Вводятся бумажные деньги

1916

Господство бумажных денег, копеек достоинством 1, 2, 3, 5, 10 ,20, 50 копеек, рубль.

 Воспитатель: Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги.

А сейчас я предлагаю вам поиграть: у каждого из вас на столе карточка, на которой написана часть пословицы. Найдите свою пару, составьте всю пословицу целиком .

• Денег куры не клюют.

• Без копейки рубля не бывает.

• Захочешь добра - посыпь серебра.

• С деньгами мил, без денег постыл.

• Не хвались серебром, хвались добром.

• Без нужды живет, кто деньги бережет.

• И слова не скажи, только грош покажи.

• Денежка не бог, а бережет.

• Без денег сон крепче.

• Денежки в кармане - друзья с нами.

• Денег нет, зато сами золото.

• На деньги ума не купишь.

• Золото не говорит, да много творит.

• Деньги - склока, да без них плохо.

Воспитатель: даже из пословиц и поговорок понятно, что о деньгах можно судить по-разному.

Но мне очень хотелось бы познакомить вас еще с очень интересным фактом. Многие богатые люди жили и живут не только ради своих денег. В Древнем Риме, например, на средства богатых горожан строились театры, храмы, бани, мостились улицы.

На Руси своей заботой о бедных прославился князь Владимир Святитель. Каждый нищий, больной, немощный мог прийти на княжеский двор и получить еду, питье, одежду, деньги. Для тех кто не мог прийти, по улицам возили мясо, овощи, хлеб, бочки с квасом.

Кто из вас знает, кто такой меценат? Меценатами называют богатых людей, которые часть своих денег отдают на развитие науки, искусства. Очень давно в Риме жил вполне реальный человек по имени Меценат, который помогал поэтам. Известному поэту Горацию он подарил усадьбу. На основе частной коллекции была создана  Третьяковская галарея в Москве. Богатые книгоиздатели прибыль от коммерческих изданий тратили на издание дешевых книг для бедных.

А сейчас посмотрите, пожалуйста , на доску. Вы видите названия стран и различные денежные единицы. Определите какие денежные единицы к каким странам относятся.

Страны: США, Франция, Украина, Латвия, Казахстан, Грузия, Турция, Кыргыстан, Белоруссия, Англия, Индия, Польша.

( доллар, ЕВРО, гривна, лат, тенге, лари, лира, сом, рубль, фунт стерлингов, рупия, злотый).

И, подводя итоги нашего информационного часа, посвященного такой серьезной теме, хотелось бы напомнить: чем бы вы ни занимались в будущем, кем бы вы ни стали, повзрослев, все вы должны признать, что есть вещи, которые цены не имеют.

Это - здоровье, любовь близких, уважение окружающих людей, собственное хорошее настроение и желание жить не ради денег.

Деньги сами по себе не приносят несчастья, все определяет отношение к ним человека.

Культура общения с деньгами - часть общей культуры человека.

Давайте обратимся к правилам обращения с деньгам. Сейчас наступает минутка важной информации для каждого из нас.

^ Правило первое.  Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это всегда делали многие известные люди, не знавшие недостатка в деньгах.

Правило второе.   Но все же подсчеты лучше вести не на людях, а наедине с собой, ведь это ваше личное дело.

^ Правило третье.  Планируйте свои расходы. Будьте разумны в тратах: пока вы не столь богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.

Правило четвертое.  Но никогда не экономьте на заботе о своих близких! Даже небольшие подарки порадуют их, кроме того, порадуют вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать.

^ Правило пятое.  Старайтесь не влезать в долги! Никогда и ничего не просите, никогда и ничего, и особенно у тех, кто сильнее вас.

^ Правило шестое.  Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.

Правило седьмое.  Старые русские купцы говаривали: «Денежку наживай, да честь не продавай» и еще «Превыше всего прибыль, а честь - выше прибыли». Пусть этот девиз станет и вашим девизом в жизни.

Воспитатель: Наш информационный час подошел к концу. Мы не только познакомились с историей появления денег на земле, но и убедились в том, что деньги не заменят доброго отношения друзей и родных, окружающих людей. Хорошо иметь деньги, но еще лучше их потратить на добрые дела.

Я думаю, ребята, что сегодняшний информационный час был вам полезен, прежде всего тем, что вы немного по-другому теперь будете смотреть на деньги. Ведь как сказал почти четыреста лет назад Фрэнсис Бэкон: «Деньги - очень плохой хозяин, но очень верный и нужный помощник!».



Предварительный просмотр:

 История  появления денег на Земле.

Тематический информационно – познавательный час.

                                               Денежки – что голуби: где обживутся,

                                                            там и поведутся.

                                                            Деньгами души не купишь.

                                                                                              (русские пословицы)

   Цели и задачи информационного часа.

  1. Ознакомить воспитанников с историей появления денег на земле.
  2. Способствовать формированию интереса к получению информации, информационной культуры школьников, умения слушать, понимать и добывать информацию, размышлять и делать выводы.
  3. Способствовать формированию культуры уважения к истории своей страны и других народов.  

                Ход информационного часа.

  1. Основная часть.

Звучит запись песни группы ABBA «Money, Money».

Воспитатель:. Всем знакома эта мелодия, хотя песня и звучит на английском языке, но всем понятно, что здесь звучат слова: «деньги», «деньги».

Деньги... Их проклинают и прославляют, им радуются и без них плачут, их воруют и теряют, их дарят и забирают, их любят и ненавидят…

Этот ряд можно было бы продолжать бесконечно.

О них пишут стихи и слагают песни.

Их используют в пословицах и поговорках.

Ими проверяют надежность и порядочность, достоинство и честность человека.

Как они появились на земле? Когда сумели обрести такую магическую силу над человеком?

Сегодня в ходе нашего информационного часа, название которого вы видите , а именно: «История появления денег на Земле»,  мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Давайте попробуем себе на минутку представить, что современный человек оказался без денег. Скажите, как он будет себя чувствовать, какой будет его жизнь?

(ответы учащихся)

А откуда в нашей жизни, в жизни наших предков появились деньги?

Ученик 1:  Нам было интересно узнать о том, как деньги вошли в жизнь человека, и какая наука занимается изучением денег.

Изучением денег занимается нумизматика. Нумизматика изучает не только бумажные деньги, но и монеты. Свое название она получила от греческого слова «номизма» (монета).

Впервые деньги появились у народов, которые кочевали с одного места на другое. Первые деньги имели название «скот» - животные были предметом обмена.

Ученик 2: Надо сказать, что скот был не единственным видом денег, и наряду с ним первобытными деньгами служили самые разнообразные предметы: шкуры, рыба, соль, раковины и т.д. На руси еще для этого использовались меха. От куницы (зверек) происходило название денег - куна.

                                                                                                                                 Ученик 3: На смену шкуркам пришло серебро, основной денежной единицей была гривна – серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было разрубить на части, отсюда и пошло название рубль. Рубли уже не рубили, а резали на 50 резаней. Позднее, серебро перестали резать вручную, а начали чеканить монеты.

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, почему люди начали использовать деньги из металлов?

(Деньги можно было долго хранить.

Деньги из металла не портились.

Деньги можно было легко возить из страны в страну.

Деньги можно было легко разделить на части.)

А можете ли вы сказать , когда на Руси начали чеканить или отливать монеты из металла?

Ученик:  Чеканку монет в Москве начал великий князь Дмитрий Иванович Донской.  Сын  Дмитрия Донского, великий князь Василий ((1389-1425), продолжил чеканку, но в более крупных размерах.

Ученик 4: Самой маленькой монетой была полушка. Говорили, что это цена половины уха куницы. Две полушки были равны одной деньге, две деньги – одной копейке, две копейки составляли грош, три копейки – алтын, 10 копеек – гривенник, 15 – пятиалтынный, 20 – двугривенный.

Ученик:  Начиная с 18 века все монеты на руси были круглыми. Внешние данные монеты составляют монетный тип: на ней есть рамка, окаймляющая монетное поле, где размещены изображения и надписи . Монеты как бы одеты в национальный мундир: здесь могут быть герб, портрет правителя, его имя и почетные титулы, изображения, связанные с памятными событиями. Когда не было общегосударственных газет, радио и телевидения, монеты, которые проходили через тысячи рук и попадали в каждый дом, были мощным прокламативным средством. (прокламация – это воззвание, обращение в виде листовок, агитация)

Ученик:  Особый интерес для ученых представляют монетные клады, которые многое могут рассказать о древней экономике. Клады есть и в нашем областном краеведческом музее. Один из них найден в селе Лебяжье. В составе клада чешуйки – копейки, чеканенные на заготовках из кусков расплющенной проволоки. Самая ранняя копейка чеканена в первой половине 17 века. На ней имя царя Михаила Федоровича. Почти все остальные монеты, а их более тысячи, относятся ко времени Петра I, который ввел медные округлые копейки, а серебряные прекратили чеканить в 1718 году. К тому времени значительная часть их исчезла из торговли: население стало складывать деньги в кубышки и зарывать их в землю до лучших времен. Величина Лебяженского клада – около 10 рублей – довольно крупная для крестьянской семьи: она примерно равнялась годовым налогам с мужской души за 10 лет.

Ученик:  В деревне Камышное Беловского района было найдено целое ведро медных монет. В том месте уже когда-то была подобная находка, но монеты разошлись по рукам. Видимо, оба сосуда составляли один «крестьянский» клад. Их начали создавать после денежной реформы Петра I, когда медные деньги заняли ведущее место в крестьянской торговле. Ими платили в конце 18 века подушную подать в 1 рубль. На него можно было купить более восьми пудов хлеба (128 кг). В дошедшей до нас половине клада 548 монет, это пятаки 18 – начала 19 века. Самый ранний – 1757 года. Из пуда(16 кг)  меди тогда чеканили разменной монеты на 16 рублей и пятак весил 50 грамм.

Ученик:  А в 17 веке пуд коровьего масла стоил – 60 копек, пуд  рыбы свежей и мороженой – 37 копеек, голова сахара – 4 гривны, шуба из овчины – 30-40 копеек, бархатная шуба, подбитая соболем – 70 рублей, штаны из сукна – 40 алтын, курица – 1 копейка.

Воспитатель:  В Советское время:  хлеб стоил 16 коп, на 1 рубль можно было купить 6 буханок хлеба и на сдачу могли дать несколько конфет – карамелек,  1 кг. сахара – 78 коп, пирожок с повидлом – 5 коп, мороженое «Эскимо» -11 коп, велосипед – 45 рублей, а средняя зарплата составляла 100 рублей.

Ученик: В Советском Союзе в ознаменование крупных политических и культурных событий было выпущено в обращение двадцать три памятные монеты достоинством в 1 рубль. Первая из них появилась 28 апреля 1965 года в честь 20-летия Победы над Фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Юбилейный рубль к 50-летию Советской власти был выпущен в 1967 году, еще один – к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина – в 1970 году. Рубль, посвященный 30-летию Победы,отчеканен в 1975 году, а к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции – в 1977 году. ХХII Олимпийские игры были отмечены выпуском сразу шести юбилейных рублей. В 1981 году увидели свет еще две монеты: к 20-летию полета в космос Ю.Гагарина и в честь советско-болгарской дружбы. Рубли 1983 года посвящены следующим памятным датам: 165-летию со дня рождения Карла Маркса и 100-летию со дня его смерти, а также 20-летию полета в космос В.Терешковой. Монеты 1984г. – 400-летию со дня смерти русского первопечатника И.Федорова и годовщинам со дня рождения Д.И.Менделеева, А.С.Попова и А.С.Пушкина. В 1985 году появились монеты в ознаменование 115-й  годовщины со дня рождения В.И.Ленина, и 40-летию Победы и к предстоящему ХII Всемирному фестивалю молодежи и студентов.

Воспитатель:  Скажите, а когда в России появились бумажные деньги?

Ученик: Мы нашли интересный и курьезный факт, связанный с деньгами. Он относится к периоду правления императрицы Елизаветы Петровны, дочери царя Петра Первого. Императрица Елизавета Петровна заказала оду в свою честь известному ученому Михаилу Ломоносову. За понравившуюся ей оду она пожаловала ученому премию в две тысячи рублей. Премию выплатили медными монетами, общий вес которых составил три с лишним тонны. На перевозку «премии» потребовалось несколько подвод.

Воспитатель:   Да, металлические деньги были не всегда удобны.

Ученик: Впервые бумажные деньги появились в Китае, в ХIII веке; и только к ХVII веку бумажные деньги распространились в большинстве европейских стран. В 1769 г. Екатерина II ввела в России бумажные деньги, ее портрет украшал 100-рублевую купюру. В простонародье эту купюру называли «Катенька» - по имени императрицы.

Воспитатель: А сейчас, ребята, предлагаю вам несколько таблиц, которые помогут  вам разобраться с тем, какие деньги были на Руси  в разное время.

                                                 Денежная реформа Петра I.

  Годы

                                 Достоинство денег

  1700

Медные деньги, полушки, полуполушки.

  1701

Серебряные полтины, полполтины, 10 денег

  1704

Серебряный рубль = 28г, из них 25-26 г чистого серебра,

медная копейка, серебряная копейка, серебряный алтын.

  1718

Прекращен выпуск старой проволочной серебряной копейки

  1724

Золотые червонцы – 3,4 г = западноевропейскому дукату,

двойные червонцы, двухрублевики – 4 г.

                   

                        Серебряные деньги в ХVIII – начале ХХ в.

Годы

                                 Достоинство денег

1701

Полтина, полполтина, 10 денег

1704

Рубль, копейка, алтын

1726

2-копеечные - гроши

1760

15-копеечные (пятиалтынные), 20-копеечные (двугривенные), пятак

1861

20, 15, 10 копеек

1896

Рубль, полтинник, 25 копек

                            Медные деньги в ХVIII – начале ХХ в.

Годы

                                Номинал

1700

   12,8 руб.

Медная деньга, полушка. полполушки

1702

   15,4 руб.    

1704

    20 руб.

Медная копейка

1718

    40 руб.

Медная копейка

1730-1755

    10 руб.

Медная копейка

1755-1757

     8 руб.

Медная копейка

1757

     16 руб.

5, 2, ½ и ¼ копейки, перечеканка: деньги в копейки, копейки в гроши и т.д.

1760

     32 руб.

1796

     16 руб.

перечеканка

1810

     24 руб.

перечеканка

1830-1839

     36 руб.

10, 5, 1 и 1 копейка

40-е г.г. ХIХ в.

     16 руб.

3, 2, 1,  ½ и ¼ копейки

1849

     32 руб.

5 копеек, ½ - денежка, ¼ - полушка

1867

     50 руб.

Соответствовали номиналу серебряных

                  Золотые деньги в ХVIII – начале ХХ в.

Годы

                            Номинал

1724

Червонцы, двойные червонцы, двухрублевики

Середина ХVIII в.

Империал = 10 руб., полуимпериал

1756,1777-1778

Полтина, рубль

1876

25-рублевые

1885

37.5 золотой рубль = 100 франков

90-е гг. ХIХ в.

5, 10, 15 русов

1897

Империал = 15 руб; полуимпериал = 7,5 руб.

                  Бумажные деньги в ХVIII – начале ХХ в.

Годы

1769

Вводятся бумажные деньги

1916

Господство бумажных денег, копеек достоинством 1, 2, 3, 5, 10 ,20, 50 копеек, рубль.

 Воспитатель: Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги.

А сейчас я предлагаю вам поиграть: у каждого из вас на столе карточка, на которой написана часть пословицы. Найдите свою пару, составьте всю пословицу целиком .

• Денег куры не клюют.

• Без копейки рубля не бывает.

• Захочешь добра - посыпь серебра.

• С деньгами мил, без денег постыл.

• Не хвались серебром, хвались добром.

• Без нужды живет, кто деньги бережет.

• И слова не скажи, только грош покажи.

• Денежка не бог, а бережет.

• Без денег сон крепче.

• Денежки в кармане - друзья с нами.

• Денег нет, зато сами золото.

• На деньги ума не купишь.

• Золото не говорит, да много творит.

• Деньги - склока, да без них плохо.

Воспитатель: даже из пословиц и поговорок понятно, что о деньгах можно судить по-разному.

Но мне очень хотелось бы познакомить вас еще с очень интересным фактом. Многие богатые люди жили и живут не только ради своих денег. В Древнем Риме, например, на средства богатых горожан строились театры, храмы, бани, мостились улицы.

На Руси своей заботой о бедных прославился князь Владимир Святитель. Каждый нищий, больной, немощный мог прийти на княжеский двор и получить еду, питье, одежду, деньги. Для тех кто не мог прийти, по улицам возили мясо, овощи, хлеб, бочки с квасом.

Кто из вас знает, кто такой меценат? Меценатами называют богатых людей, которые часть своих денег отдают на развитие науки, искусства. Очень давно в Риме жил вполне реальный человек по имени Меценат, который помогал поэтам. Известному поэту Горацию он подарил усадьбу. На основе частной коллекции была создана  Третьяковская галарея в Москве. Богатые книгоиздатели прибыль от коммерческих изданий тратили на издание дешевых книг для бедных.

А сейчас посмотрите, пожалуйста , на доску. Вы видите названия стран и различные денежные единицы. Определите какие денежные единицы к каким странам относятся.

Страны: США, Франция, Украина, Латвия, Казахстан, Грузия, Турция, Кыргыстан, Белоруссия, Англия, Индия, Польша.

( доллар, ЕВРО, гривна, лат, тенге, лари, лира, сом, рубль, фунт стерлингов, рупия, злотый).

И, подводя итоги нашего информационного часа, посвященного такой серьезной теме, хотелось бы напомнить: чем бы вы ни занимались в будущем, кем бы вы ни стали, повзрослев, все вы должны признать, что есть вещи, которые цены не имеют.

Это - здоровье, любовь близких, уважение окружающих людей, собственное хорошее настроение и желание жить не ради денег.

Деньги сами по себе не приносят несчастья, все определяет отношение к ним человека.

Культура общения с деньгами - часть общей культуры человека.

Давайте обратимся к правилам обращения с деньгам. Сейчас наступает минутка важной информации для каждого из нас.

^ Правило первое.  Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это всегда делали многие известные люди, не знавшие недостатка в деньгах.

Правило второе.   Но все же подсчеты лучше вести не на людях, а наедине с собой, ведь это ваше личное дело.

^ Правило третье.  Планируйте свои расходы. Будьте разумны в тратах: пока вы не столь богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.

Правило четвертое.  Но никогда не экономьте на заботе о своих близких! Даже небольшие подарки порадуют их, кроме того, порадуют вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать.

^ Правило пятое.  Старайтесь не влезать в долги! Никогда и ничего не просите, никогда и ничего, и особенно у тех, кто сильнее вас.

^ Правило шестое.  Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.

Правило седьмое.  Старые русские купцы говаривали: «Денежку наживай, да честь не продавай» и еще «Превыше всего прибыль, а честь - выше прибыли». Пусть этот девиз станет и вашим девизом в жизни.

Воспитатель: Наш информационный час подошел к концу. Мы не только познакомились с историей появления денег на земле, но и убедились в том, что деньги не заменят доброго отношения друзей и родных, окружающих людей. Хорошо иметь деньги, но еще лучше их потратить на добрые дела.

Я думаю, ребята, что сегодняшний информационный час был вам полезен, прежде всего тем, что вы немного по-другому теперь будете смотреть на деньги. Ведь как сказал почти четыреста лет назад Фрэнсис Бэкон: «Деньги - очень плохой хозяин, но очень верный и нужный помощник!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследовательская работа по истории. История бумажных денег"г во времена Екатерины II

Эта работа о истории бумажных денег во времена Екатерины II.: Во все времена деньги занимали важное место в жизни человека. В этой работа говорится о причинах появлению бумажных денег во времена Ека...

«История возникновения денег от прошлого, до наших дней»

Данный урок посвящен  истории возникновения денег. Материал к уроку подобран с учетом возрастных особенностей учащихся(для учащихся 6-7кл. коррекционной школы), было использовано большое ко...

История появления жизни на Земле. Теория Леонардо Да Винчи.

мировая художественная культура на уроках ....

Презентация к уроку "История возникновения денег" - 6 кл.,экономика

Презентация к уроку экономики "История возникновения денег" - 6 кл....

Проект "История бумажных денег"

Цель:  организовать сбор информации, найти интересные сведения, факты из истории бумажных денег, познакомить детей с интересной информацией.Задачи: Найти в литературе и интернет источниках истори...

Уличные танцы. История появления – история популярности.

Уличные танцы. История появления – история популярности....

урок на тему "Появление людей на Земле"

урок посвящен появлению людей на Земле для 5 класса по истории Древнего мира. урок составлен в соответствии с требованиям ФГОС...