Жанровая композиция. Зимняя прогулка.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Чаврина Мария Алиевна

план конспект урока изобразительного искусства в 4-м классе. 5 карточек к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

142300,Московской область,  г. Чехов, ул. Лопасненская, стр. 1/1

Телефоны: 8(49672)2-38-70; 8(49672)6-52-74

План-конспект

открытого урока

«Жанровая композиция 

«Зимняя прогулка».

Составитель:

Учитель изобразительного искусства

Чаврина Мария Алиевна.

г. Чехов. 2013г.


Тема урока: «Сюжетная композиция.  Зимняя прогулка»

Тип урока: практическая работа.

Технологии, используемые на уроке:

  • Компьютерные технологии.
  • Интегрированные технологии.
  • Технологии проблемного обучения.
  • Игровые технологии.

Цель:    Рассмотреть  законы композиции,  художественно - выразительные средства в построении жанровой композиции.  

Ожидаемые учебные результаты: 

Метапредметные:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  •  определять наиболее эффективные способы достижения результата; 
  • овладение практическими умениями и навыками в познавательной и личностной рефлексии.

Предметные: 

  • формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 
  • развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений.
  • формировать у учащихся умения на практике выразительные средства в живописном решении композиции.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационно-ориентировочный этап.

Слайд 1.

 На примере видуализированного ряда  вести детей в проблему урока.

Сейчас мы с вами посмотрели картины русских художников под замечательную музыку П.И. Чайковского.

Вопрос  – Как вам кажется, почему для этих работ я выбрала именно эту музыку?

Предполагаемые ответы  детей:

- Соответствует настроению в картине…

- Под эту музыку представляешь, как гуляешь в парке или в лесу…

Учитель: Совершенно верно, ведь музыка также как и цвет  в картине является выразительными средствами. Звук  музыки помогает  нам услышать картину, наполнить её чувствами,   а выразительные средства живописи  увидеть те эмоции, которые вложил в картину художник.

Учитель: А что такое выразительные средства?

В музыке звук, а в живописи…

Учитель:

Ответы детей:

- цвет,

- колорит,

- композиция,

- контраст, цветовая насыщенность цвета.

Учитель: Совершенно верно ребята, всё, что вы перечислили и есть выразительные средства картины.

Учитель: А что значит слово «выразительные», как вы  понимаете это слово?

Ответы детей:

-  выражать….

Учитель:

- Настроение, идею, сюжет, тему картины.

Слайд 2.

1.картинка – колорит: выражает общее настроение - спокойное, умиротворяющее, уравновешенное. Снег мягкий, подобно пуховой перине.

2.картин - тоновой контраст: подчёркивает звонкость снега, «иней словно серебро».

3.картна – цветовой контраст: акцентирует внимание на сюжетной композиции, происходящем действии.

Постановка проблемного вопроса (ключевого)

- Как вы думаете, выразительные средства применяются художником отдельно, каждый самостоятельно или могут применяться все вместе?

Элемент игры: дети условно делятся на две группы.  Анализируя, картины художников они самостоятельно приходя к выводу, к неформальному пониманию постановки задачи урока.

Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос давайте,  посмотрим, как это делали художники и в  этом нам поможет структурный анализ картины.

  1. Первичное ознакомление с приёмами построения пейзажа.  

Диалог - анализ живописного строя картины.

Цели: обоснованно раскрыть понятие не делимости композиции.

Задачи: найти конструктивные пластические связи между элементами изображения, то есть структуру живописного произведения.

Слайд 3.

Учитель: Рассмотрим  картину  Кустодиева.  Какое название вы можете дать этой картине?  (что изобразил художник?)

Предполагаемые ответы детей:

- праздник

-  гуляние…

Учитель: Как художник передал атмосферу праздника?

Предполагаемые ответы детей:

- Мягкий колорит, чистый тёплый цвет, контрастный снег по отношению к небу.

- На первом плане в санях отдыхающие люди, в ярких праздничных одеждах….

Учитель:

- Вы абсолютно правы.  Всё что вы перечислили и есть выразительные средства этой картина. Художник в картине использует  цветовой и тоновой контрасты, подобный приём     акцентирует  внимание на первом плане, выделяя  группу людей в санях, в ярких и праздничных одеждах. Можно предположить, что они возвращаются с ярмарки,  которая изображена на втором плане.  Цветовой ряд картины очень звучный, много ярких открытых цветов. В сравнении с ними снег кажется ещё более белым. Хотя если приложить белый лист бумаги к изображению снега, он  не будет казаться таким уж белым.

- Какой можно сделать вывод,  какое выразительное средство художник использовал в этой картине?

Предполагаемые ответы детей:

- контраст,

- на белом снегу группы людей в ярких одеждах,

- холодный снег и яркие люди…

Слайд 4.

Учитель:

-  На этом слайде мы видим картину Юона.  Давайте теперь дадим название этой картине.

Предполагаемые ответы детей:

- Зимняя прогулка на лыжах.

- Зимой в деревне…

Учитель –  Перед вами  картина, посмотрим на неё внимательно и постараемся дать  название картине, вам не нужно знать её наверняка, а просто дайте своё название живописному произведению.

Учитель:

- Да, вы абсолютно правы, художник действительно изобразил зиму, скорее даже не время года, а его восприятие.

- Что для вас зима? Это белый снег, а он белее за городом (на даче, в деревне) или в лесу.  Это зимние забавы - лыжные прогулки.

- А когда деревья оставляют длинные тени в начале зимы в середине или в конце зимы? В конце зимы.

- Вот мы с вами определили и название картины: Зима. Конец зимы полдень.

- А теперь давайте определим выразительные средства применимые для этой картины.

- В композиции этой картины художник использует высокий горизонт, что тем самым он хочет показать?

Предполагаемые ответы детей:

- много земли, большие дали…

Учитель:

- Почему  на заднем плане  пространство художник ограничивает синим лесом? Это что усиливает наше ощущение бесконечности? Нет.  Тогда зачем?

- Для того, чтобы зритель ощутил себя лыжником, который собирается, а может быть возвращается с прогулки из леса.  Художник оставляет нам право выбора, он только показывает как чудесно зимой  в деревне. Даже куры выглядят весело, в своём ярком оперении на первом плане.

- В этом живописном полотне,   как и в предыдущем,  художник использует те же  выразительные средства.  

- А именно какие?

Предполагаемые ответы детей:

- Цветовой и тоновой контраст,

 Учитель:

 - Рассматривая картины, мы с вами всегда  начинали с названия, как вы думаете почему?

Предполагаемые ответы детей:

- Название раскрывает суть картины.

Учитель:

Сегодня мы с вами рассмотрели лишь не большую часть художественной грамоты, которая как мне кажется, поможет вам выполнить поставленную задачу  верно.

- Итак, какой мы с вами можем сделать вывод.

- в картинах  художники используют все выразительные средства, выбор средств зависит от названия и темы картины.

  1. Первичное закрепление знаний:  Игра угадай картину.

- Конечно вы не профессиональные художники,  а только учитесь этому ремеслу, поэтому  давайте поиграем в игру «Нарисуй картину»

По не большому стихотворению дети словесно описывают, что они нарисуют на заявленную тему, акцентируя внимание на выбранных выразительных средствах.

Затем сопоставляют с предлагаемыми иллюстрациями художника.

  1. Практический этап.

Постановка цели и задачи:

Сейчас, продолжая тему предыдущего урока, мы с вами должны будем наполнить  композицию эмоциями, а значит цветом, колоритом используя цветовой и тоновой контраст, то есть умело  применить выразительные средства живописи.

Практическое выполнение композиции в цвете.

По завершению работы, даже на промежуточном этапе без  детальной проработки композиции, дети,  анализируя,  ещё раз проговаривают те выразительные средства,  которые ими были использованы в данной работе. Высказывают мнение, что  у них получилось и над чем следует поработать, чтобы достичь конечного результата, то есть выразить эмоции в рисунке.

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

Завершая урок,  дети демонстрируют свои композиции, устроив мини выставку на доске. Рассказывают о своей проделанной работе, акцентируя  внимания  на  выбранных ими выразительных средствах.  

Учитель, подводя итог урока, спрашивает у детей

-  Понравился ли вам  урок?

-  Что нового  вы узнали на уроке?

Применение дифференцированной педагогической технологии

Дополнительное задание для детей, справившихся с заданием до конца урока.

Ребёнку  выдаётся карточка с заданием.

Задание: Выбрать одно  стихотворение из предложенных пяти, которое соответствует  картине на карточке.  Объяснить главное выразительное средство используемое художником.

  1. Завершение урока домашнее задание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимняя прогулка

Стихотворный отчет с фотографиями о зимней прогулке на лед карьера...

Конспект открытого логопедического занятия: "Зимняя прогулка"

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости и сочетанными нарушениями. Занятие разработано для ребёнка с ДЦП....

Зимняя прогулка

Оргонизация зимних прогулок в детском саду...

Зимняя прогулка в лес.

Обобщить знания детей о зимнем лесе....

"Зимняя прогулка" открытое занятие по хореографии

Музыкально-танцевальное   занятие для   детей  5-6 лет проводятся  в игровой форме и  длится  30 мин.     На занятии дети уч...

Зимняя прогулка. 3 класс

Разучивание песни "Почему медведь зимой спит". Игра по ролям....

Конспект занятие «Зимняя прогулка»

Основные правила поведения на улице....