Арт-Терапия
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Творчество — это неисчерпаемый ресурс. С его помощью можно выразить то, что в обыденной жизни не получается, можно позволить себе быть таким, каким хочется, можно чувствовать то, что запрещено. Эта область безгранична. Арт-терапия — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-terapiya.docx | 122.47 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТ-ТЕРАПИЯ
Творчество — это неисчерпаемый ресурс. С его помощью можно выразить то, что в обыденной жизни не получается, можно позволить себе быть таким, каким хочется, можно чувствовать то, что запрещено. Эта область безгранична. Арт-терапия — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Дети в большинстве случаев затрудняются объяснить словами свои проблемы и переживания. Несловесное выражение для них более естественно. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, богатство детской фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами Арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества.
Арт-терапия подразделяется:
- изо-терапия (рисование, лепка и пр);
- пескотерапию (создание миров в песочнице);
- сказкотерапию (сочинение сказок);
- куклотерапию (создание кукол);
- фототерапию;
- музыкотераию;
Особенности арт-терапии:
«И не выразить словами…»
Язык искусства – красок, линий, форм и образов – говорит нам о том, что очень сложно выразить при помощи слов. «Арт-терапия – это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта». Арт-терапия позволяет показать свои самые тайные эмоции, помочь ребенку выразить свой страх; помочь маме с папой выразить свои тревоги и любовь.
2. «Учиться, учиться, еще раз учиться…»
Арт-терапия является очень эффективным форматом для обучения. Она помогает увидеть новые перспективы в любой ситуации, дает возможность взглянуть со стороны на сложившуюся ситуацию.
3. «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить…»
Покой и удовлетворение: вот, что чувствует ребенок, когда завершает работу с педагогом. Он видит перед глазами свое творение, которое несет позитивный заряд, и не важно, что это — рисунок из клякс, великолепная ваза, смешная кукла,- главное, какие эмоции были вложены в это творение.
4. «Надежды – это обручи, которые не дают лопнуть сердцу…»
Арт-терапия вселяет надежду избавления от душевных страданий. Арт-терапия создает чувство успешности, чувство гордости своим шедевром. Так, неуверенный в себе ребенок расцветает, создав свою собственную куклу, которая наверняка окажется супергероем, который будет его защищать. Преображая свой страх в нечто радостное, ребенок меняется, в него вселяется надежда, что и в жизни он справится, и ведь действительно справляется, потому что уверен в своих силах.
«Монотипия»
Монотипия — это рисование на стекле с последующим отпечатыванием на бумаге, затем дорисовка любыми материалами, придание объема, дополнение коллажем, изготовление рамки. Задачи: спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.
«Рисование клубком»
Задачи: повышение самооценки детей с симптомом «не умею рисовать», развитие креативности, диагностика.
Ход работы: учитель должен размотать клубок ниток и показать детям, как создать на полу или столе узоры или картины. Затем клубок берет по очереди каждый ребенок и, разматывая его, создает композицию, после чего проводится обсуждение.
В индивидуальном режиме эта техника может быть использована с агрессивными детьми, гиперактивными, легко отвлекаемыми и замкнутыми.
«Рисунок по кругу»
Задачи: сплочение группы, развитие креативности, повышение самооценки.
Ход работы: ребята рассаживаются по кругу на стульчиках, у каждого в руках карандаш и подготовленный заранее лист бумаги. Расположенный вертикально лист делится на 3 части, и затем 1 и 3 части заворачиваются вовнутрь, подобно конверту. Далее следует инструкция: «Сейчас мы с вами вместе создадим фантастическое существо. Первый человек рисует голову, передает лист другому, и тот рисует тело, не глядя на голову. Затем лист отдается третьему человеку, который рисует ноги. Следующий разворачивает лист, придумывает имя существу и небольшую историю о нем».
«Парное рисование»
Задачи: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия.
Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы должны лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться.
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу. После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам (что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне о том, что именно будут рисовать и т. д.). Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.
Творчество-это целый мир, в который каждый человек должен хоть изредка погружаться, чтобы познакомиться с самим собой.
Творчество — это мир, где над черным всегда побеждает белый и желтый, где любая тревога преобразится в смех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ИЗО с элементами арт-терапии«Пленительное кружево ладони» 7 класс
Мы знаем, что люди с давних пор украшают свое тело различными орнаментами. Один из самых старинных способов росписи по телу – хной. История возникновения этого искусства не менее удивитель...
ДЕТСКИЕ СТРАХИ И АРТ-ТЕРАПИЯ
Сейчас, когда мы уже знакомы с арт-терапией, хочется отдельно остановиться на её врачующем влиянии в области детских страхов. Детские страхи, при этом неважно чего — войны, смерти или приведений, — эт...
Методы арт-терапии в комплексном решении проблем социальной адаптации детей.
Методы, виды арт-терапии. Педагогическая арт-терапия....
Арт-терапия на уроках ИЗО
Многим еще в детстве говорят, что не умеют рисовать. На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека. Задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование помогает осмы...
Проект "«Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние учащихся».
Увлечение рисованием помогает справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие. Работа представляет собой исследование эффективности использования приемов артт...
Педагогическая терапия
В работе рассматривается вопрос преемственности: начльная школа - среднее звено....
Занятие с элементами арт-терапии Тема: «Полет вдохновения или новая жизнь вещей.»
Интегрированное занятие кружка дек.-прикл. творчества «Палитра» и детей обучающихся по программе С(К)ОУ – 7-8 видовЗанятие с элементами арт-терапииТема: «Полет вдохновения или новая жизнь вещей....