Храмовый синтез искусств
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Храмовый синтез искусств.»
Цель урока: 1.познакомить учащихся с особенностями храмовой
архитектуры христианства: внешним и внутренним
обликом храмов, символическим значением частей
здания храма, типами храмов; расширить знания учащихся о храмовой архитектуре
христианства;
Задачи: 1..познакомить с историей Древнерусских храмов: Дмитриевским собором во
Владимире, храмом Покрова на Нерли, Успенским собором Московского Кремля.
2.формировать художественную и духовную культуру учащихся;
3.формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и
безобразное в жизни и в искусстве.
Тип урока: комбинированный: рассказ учителя в сочетании с беседой, демонстрацией слайдов,
макетов, докладами учащихся, викториной, работой с рисунками.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: слайды, макеты храмов, учебник, таблицы, музыкальный фрагмент
(звон колоколов), вопросы викторины – для учителя;
учебник, тетрадь, рисунки фасада и плана храма, ручки – для
учащихся.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
Тема урока Новые термины
Для демонстрации слайдов |
ПЛАН УРОКА:
1.Организационная часть урока (1-2 мин.)
2.Вводное слово учителя. (1-2 мин.)
3.Повторение изученного. (3-5 мин.)
Демонстрация слайдов и фронтальный опрос.
4.Изучение нового материала. (13-15 мин.)
1.Рассказ учителя в сочетании с демонстрацией слайдов, макета.
2.Практическая работа – работа по рисункам.
3.Беседа с учащимися о расположении храмов, символике храмов, первых храмах на Руси.
5.Доклады – сообщения учащихся о Древнерусских храмах.
1. «Дмитриевский собор». (3-4 мин.)
2 «Покрова на Нерли» (3-4 мин.)
3. «Успенский собор Московского Кремля» (3-4 мин.).
4. Храм поселка Володарского. (2-3 мин.)
6.Закрепление – проверка знаний учащихся по теме урока.
Викторина. (6-8 мин.)
7.Подведение итогов урока – фронтальный опрос . (3-4 мин.)
-Что нового узнали на уроке?
- Чем отличаются христианские храмы от храмов других религий?
Оценка работы учащихся на уроке.
8.Задание на дом:
демонстрация слайдов, постановка задачи. (2-3 мин.)
9.Завершение урока.
ХОД УРОКА:
1.Приветствие.
2 -3.На предыдущем уроке мы начали знакомиться с храмовой архитектурой разных религий.
? Ребята, назовите, пожалуйста, самые массовые религии, существующие сегодня?
Ответ: буддизм, ислам и христианская религии.
? Как называются их храмы?
Ответ: буддийские храмы – это ступы погребальные холмы в виде полушарий, исламские храмы –
это мечети, минареты и медресе.
Мечеть – это самая ранняя храмовая архитектура. Здесьсобирались верующие для молитвы
(мусульмане). Рядом с мечетью располагался минарет – это стройная башня, с верхней
площадки которой их священник – муэдзин – 5 раз в день созывал верующих молиться.
Мечеть может иметь до 8 минаретов (таково количество минаретов в священной Мекке).
Мечеть и минарет составляют единый ансамбль. Минарет – символ Мусульманской
архитектуры.
Другой тип мечети – это медресе (семинарии). Он отличается тем, что галереи двора делятся
на мелкие помещения – худжи, в которых живут семинаристы.
Давайте, ребята еще раз посмотрим эти храмы.
Демонстрация слайдов.
4. Сегодня на уроке, ребята, мы более подробно познакомимся с храмовой архитектурой
христианства, одной из многочисленных религией в мире, так и в нашей стране.
? Ребята! Вспомните из истории, когда произошло крещение Руси, в каком веке?
Ответ: Крещение на Руси произошло в 10 веке.
Итак, появилась на Руси Новая религия. Значит, начали на Руси строить новые храмы.
Архитекторы придумывали их внешний вид, вспоминая при этом любимых сказочных героев,
героев былин - богатырей.
Демонстрация слайда (фасад храма).
Любой православный храм венчают купола с крестами – это образ неба.
Количество куполов могло быть различным: от 1 до 13.
Количество куполов имеет символический смысл.
? Ребята! Может быть кто-то из вас знает, что означают купола?
Ответ: определенное количество куполов над храмами означает:
1-бог;
2- проявление божественного и человеческого на Христе;
3- как ипостаси, т.е. сущности Бога (отец, сын и святой дух);
5- как Христос и 4 евангелиста;
Купола ставили обычно на разном уровне, чтобы они не затеняли друг друга.
Получалась красивая пирамидальная композиция.
Каждый купол опирался на барабан.
Своды и купола в храме поддерживают арки на мощных столбах или
колоннах.
? Ребята, а что такое арка?
Ответ: арка – это 2 опоры и перекинутая между ними дуга.
Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов.
Один из древнейших храмов Древней Руси, например, Софийсекий собор в Киеве
насчитывает более 40 внутренних опор.
Демонстрация слайда. (Софийский собор).
Демонстрация слайда – (фасад храма)
Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания
сводов.
Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды, в которых размещается
алтарь.
Количество апсид зависит от размера храма. Их может быть: 1, 3, 5.
Вход в храм имеет красивое архитектурное оформление – портал.
Нередко храм украшает арктурный пояс.
Купола с крестами и апсиды - -самые характерные детали храма, отличающие его от других
построек.
? Но каково же внутреннее устройство храма?
Кто, ребята, из вас был в храме?
Вы сейчас мне и ребятам поможете выяснить, как располагаются и как называются внутренние помещения храма, совершить экскурсию по православному храму.
Демонстрация слайда и макета плана храма.
Из уроков ОБЖ вам всем хорошо известно, что православные храмы располагаются входом на запад, а алтарем на восток.
Поднимемся на паперть и теперь заглянем внутрь храма. Это притвор.
В притворе во время богослужения находятся те, кому за совершенные грехи запрещается вход в храм, а также те, кто только собирается принять крещение. Притвор от церкви отделяется глухой стеной с дверью.
Пройдем дальше. Это внутреннее пространство церкви. Оно делится на 2 части. В самой просторной, той что ближе к западному входу,
Во время богослужения находятся верующие.
В восточной части храма расположено святилище – алтарь.
В древние времена он был отделен невысокой преградой, установленной иконами.
В глубине алтаря стоит главная святыня храма – престол. Это
Четырехугольный каменный стол, символизирующий «Гроб Господень»
В северной части алтаря есть еще одно помещение – жертвенник, по названию каменного стола, стоящего посредине.
Во время главного православного богослужения – литургии на нем готовят для причащения священные дары – хлеб и вино.
В южной части алтаря находится особое помещение – диаконник, где перед началом службы священник и его помощник , диакон, облачаются в священные одежды – ризы. Здесь же ризы и хранятся, отсюда второе название –ризница.
По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собой космос, где купола и своды – символизируют небо, а стены и столбы- землю.
Первоначально церкви на Руси строили из дерева.
? Ребята, как вы думаете,почему?
Ответ: На Руси очень много леса.
Но потом поняли, что деревянные постройки недолговечны. Они могут сгореть. И они действительно сгорали, удивительные архитектурные сооружения превращались в угольки.
И тогда решили строить церкви из камня. Такая постройка намного дороже, но жизнь ее длиннее. До нашего времени дошли древнерусские храмы, построенные еще в 12 веке. Все первые храмы были белые. Белый камень оказался очень подходящим материалом: морозостойкий,
прочный и долговечный. До сих пор стены Московского Кремля надежно покоятся на фундаменте из белого камня.
Позже, начиная с 15 века, научившись у итальянцев, русские зодчие стали возводить постройки из кирпича, но параллельно использовали белый камень, что позволило им придать храмам особую нарядность.
Они умело сочетали красный цвет кирпича и белый камень, вырезали из белого камня топором украшения для фасадов.
Из-за холодных суровых зим на Руси строили церкви двух типов:
Зимние – отапливаемые, небольшие по размеру. И летние, более просторные без печки.
5. А сейчас , ребята, мы познакомимся с древними храмовыми постройками 12 века и постройкой более позднего периода- 17 века. Вэтом нам помогут ребята которые занимались поисковой работой и подготовили дя вас сообщения.
1.Одна из древнейших построек – это Дмитриевский собор.
Демонстрация слайда.
Выступление докладчика.
2.А сейчас вы видите маленькую церковь, расположенную не на холме, а на берегу реки.
Демонстрация слайда.
Выступление докладчика.
? Кого напоминают эти 2 церкви?
Ответ: богатыря и девушку
3. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами Успенский собор Московского Кремля. Онем вам сейчас расскажут .
6.Подведение итогов урока: фронтальный опрос.
- Что нового о храмовой архитектуре вы узнали?
- Оценка работы класса на уроке.
8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовить сообщения о храмах, построенных на Руси в 16 -18 веках.
Внимание на экран. Демонстрация слайдов.
Перед вами красивейшее деревянное сооружение- Преображенская церковь. Постройка 18 века.
А это Архангельский собор. 16 век.
Ребята! А эта церковь вам знакома? Как она называется? Где она находится?
ОТВЕТ: Это храм – Покрова на рву или Собор Василия Блаженного.
Почему он так называется? Чем он отличается от других храмов? (возможны ответы)
Ребята, вы можете подготовить к следующему уроку сообщение об одном из показанных храмах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Храмовый синтез искусства
конспект урока, позволяющий познакомить учащихся с разными видами религии, отражённые разными видами искусства...
Храмовый синтез искусства
презентация к уроку "Искусство" в 9 классе...
Презентация к уроку "Храмовый синтез искусств"
Презентация к уроку "Храмовый синтез искусств"...
Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств", 9 класс, "Искусство"
Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств" (презентация+конспект(2 части)+тест), 9 класс, "Искусство"...
Презентация к уроку по Искусству 9 класс по теме: "Храмовый синтез искусств"
Презентация к уроку "Искусство" 9 класс на тему: "Храмовый синтез искусств" знакомит обучающихся с понятием синтеза искусства; с возникновением, развитием и существованием искусства разных ...
Конспект урока по искусству для 9 класс на тему: Храмовый синтез искусств
Конспект по искусству 9 класс. Тема: Храмовый синтез искусств. Составлен с использованием диалектического способа обучения...
Храмовый синтез искусств.
Искусство в жизни современного школьника.Методические разработки сценариев уроков по учебнику "Искусство"...