Храмовый синтез искусств
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему

Костенко Ольга Владимировна

План -конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka_v_9_klasse.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Храмовый синтез искусств.»

Цель  урока:    1.познакомить учащихся с особенностями храмовой

                     архитектуры христианства: внешним и внутренним

                     обликом храмов, символическим значением частей

                     здания храма, типами храмов;  расширить знания учащихся о храмовой  архитектуре          

                     христианства;

Задачи:     1..познакомить с историей Древнерусских храмов:  Дмитриевским собором во    

                     Владимире,  храмом  Покрова на Нерли, Успенским собором Московского  Кремля.

                 2.формировать художественную  и  духовную  культуру учащихся;

                 3.формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на  прекрасное и  

                    безобразное  в жизни и в искусстве.

Тип урока:  комбинированный: рассказ учителя в сочетании  с беседой, демонстрацией слайдов,  

                    макетов, докладами учащихся, викториной, работой с рисунками.

ОБОРУДОВАНИЕ  УРОКА:  слайды, макеты храмов, учебник, таблицы, музыкальный фрагмент

                                                   (звон колоколов),  вопросы викторины – для учителя;

                                                   учебник, тетрадь, рисунки фасада и плана  храма, ручки – для

                                                   учащихся.

ОФОРМЛЕНИЕ  ДОСКИ:         

                                                                            Тема урока                                     Новые термины    

                   Экран

Для  демонстрации слайдов

ПЛАН  УРОКА:

     1.Организационная часть урока    (1-2 мин.)

     2.Вводное слово учителя.    (1-2 мин.)

     3.Повторение изученного.    (3-5 мин.)

        Демонстрация слайдов и фронтальный опрос.

     4.Изучение нового материала.     (13-15 мин.)

        1.Рассказ учителя в сочетании с демонстрацией слайдов,  макета.

        2.Практическая работа – работа по рисункам.

        3.Беседа с учащимися о расположении храмов, символике  храмов, первых храмах на Руси.

      5.Доклады – сообщения учащихся о Древнерусских храмах.

         1. «Дмитриевский собор».    (3-4 мин.)

         2  «Покрова на Нерли»       (3-4 мин.)

         3. «Успенский собор Московского Кремля»     (3-4 мин.).

         4.  Храм поселка Володарского.    (2-3 мин.)

      6.Закрепление – проверка знаний учащихся по теме урока.

          Викторина.          (6-8 мин.)

      7.Подведение итогов урока – фронтальный опрос .  (3-4 мин.)

         -Что нового узнали на уроке?

        - Чем отличаются христианские храмы от храмов других  религий?

          Оценка работы учащихся на уроке.

       8.Задание на дом:

          демонстрация слайдов, постановка задачи.         (2-3 мин.)

       9.Завершение урока.

ХОД  УРОКА:

1.Приветствие.

2 -3.На предыдущем уроке мы начали знакомиться с храмовой  архитектурой разных религий.

  Ребята, назовите, пожалуйста, самые массовые религии, существующие сегодня?

Ответ: буддизм, ислам  и христианская религии. 

 ?  Как  называются  их  храмы?

Ответ: буддийские храмы – это ступы погребальные холмы в виде  полушарий, исламские храмы –

            это мечети, минареты и медресе.

           Мечеть – это самая ранняя храмовая архитектура. Здесьсобирались верующие для молитвы

           (мусульмане). Рядом с мечетью располагался минарет – это стройная башня, с верхней

           площадки которой их священник – муэдзин – 5 раз  в  день созывал верующих молиться.

           Мечеть может иметь до 8  минаретов (таково количество минаретов в священной Мекке).

           Мечеть и минарет составляют единый ансамбль. Минарет – символ Мусульманской  

           архитектуры.

           Другой тип мечети – это медресе (семинарии). Он отличается тем, что галереи двора делятся  

           на мелкие помещения – худжи, в которых живут семинаристы.

  Давайте, ребята еще раз посмотрим эти храмы.

    Демонстрация слайдов.

 4. Сегодня на уроке, ребята, мы более подробно познакомимся с храмовой  архитектурой  

     христианства, одной из  многочисленных религией в мире, так и в нашей стране.

  ? Ребята! Вспомните из истории, когда произошло крещение Руси, в каком веке?

 Ответ: Крещение на Руси произошло в 10 веке.

    Итак, появилась на Руси Новая религия. Значит, начали на Руси  строить новые храмы.  

    Архитекторы придумывали их внешний вид, вспоминая при этом любимых сказочных героев,

    героев былин -  богатырей.

     Демонстрация  слайда  (фасад  храма).

  Любой православный храм венчают купола с крестами – это образ    неба.

  Количество куполов могло быть различным: от 1 до 13.

  Количество куполов имеет символический смысл.

  ? Ребята! Может быть кто-то из вас знает, что означают купола?

Ответ:  определенное количество куполов над храмами  означает:     

            1-бог;

            2- проявление божественного и человеческого на Христе;

            3- как ипостаси, т.е. сущности Бога (отец, сын и святой дух);

            5- как Христос и  4  евангелиста;

     Купола ставили обычно на разном уровне, чтобы они не затеняли     друг друга.  

     Получалась красивая пирамидальная композиция.

     Каждый купол опирался на барабан.

     Своды и купола в храме поддерживают арки на мощных столбах или      

     колоннах.

  ? Ребята, а что такое   арка?

   Ответ:   арка – это 2 опоры и перекинутая между ними дуга.

     Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов.

     Один из древнейших храмов Древней Руси, например, Софийсекий собор в Киеве

     насчитывает более  40  внутренних опор.

          Демонстрация слайда.  (Софийский собор).

          Демонстрация слайда – (фасад храма)

     Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания  

     сводов.

     Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды, в которых размещается

     алтарь.

     Количество апсид зависит от размера храма. Их может быть: 1, 3, 5.

     Вход в храм имеет красивое архитектурное оформление – портал.

     Нередко  храм  украшает арктурный пояс.

     Купола с крестами и апсиды - -самые характерные детали храма, отличающие его от других

     построек.

? Но каково же внутреннее устройство храма?

   Кто, ребята, из вас был в храме?

Вы сейчас мне и ребятам поможете выяснить, как располагаются и как называются внутренние помещения храма, совершить экскурсию по православному храму.

  Демонстрация слайда и макета плана храма.

   Из уроков ОБЖ вам всем хорошо известно, что православные храмы располагаются входом на запад, а алтарем на восток.

   Поднимемся на паперть и теперь заглянем внутрь храма. Это притвор.

В притворе во время богослужения находятся те, кому  за совершенные грехи запрещается вход в храм, а также те, кто только собирается принять крещение. Притвор от церкви отделяется глухой стеной с дверью.

    Пройдем дальше. Это внутреннее пространство церкви. Оно делится на  2  части. В самой просторной, той что ближе к западному входу,

Во время богослужения находятся верующие.

    В восточной части храма расположено святилище – алтарь.

В древние времена он был отделен невысокой преградой, установленной иконами.

    В глубине алтаря стоит главная святыня храма – престол. Это

Четырехугольный каменный стол, символизирующий «Гроб Господень»

     В северной части алтаря есть еще одно помещение – жертвенник, по названию каменного стола, стоящего посредине.

     Во время главного православного богослужения – литургии на  нем готовят для причащения священные дары – хлеб и вино.

     В южной части алтаря находится особое помещение – диаконник, где перед началом службы священник и его помощник , диакон, облачаются в священные одежды – ризы. Здесь же ризы и хранятся, отсюда второе название –ризница.

    По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собой космос, где купола и своды – символизируют небо, а стены и столбы- землю.

     Первоначально церкви на Руси строили из дерева.

?    Ребята, как вы думаете,почему?

   Ответ: На Руси очень много леса.

     Но потом поняли, что деревянные постройки недолговечны. Они могут сгореть. И они действительно сгорали,  удивительные архитектурные сооружения превращались в угольки.

     И тогда решили строить церкви из камня. Такая постройка намного дороже, но жизнь ее длиннее. До нашего времени дошли древнерусские храмы, построенные еще в  12  веке. Все первые храмы были белые. Белый камень оказался очень подходящим материалом: морозостойкий,

прочный и долговечный. До сих пор стены Московского Кремля надежно покоятся на фундаменте из белого камня.

Позже, начиная с 15  века, научившись у итальянцев, русские зодчие стали возводить постройки из кирпича, но параллельно использовали белый камень, что позволило им придать храмам особую нарядность.

Они умело сочетали красный цвет кирпича и белый камень, вырезали из белого камня топором  украшения для фасадов.

    Из-за холодных суровых зим на Руси строили церкви двух типов: 

Зимние – отапливаемые, небольшие по размеру. И летние, более просторные  без печки.

5. А сейчас , ребята, мы познакомимся с древними храмовыми постройками  12  века  и постройкой  более позднего периода- 17  века.  Вэтом нам помогут  ребята которые занимались поисковой работой и подготовили дя вас  сообщения.

     1.Одна из древнейших построек – это Дмитриевский собор.

        Демонстрация слайда.

        Выступление докладчика.

     2.А сейчас вы видите маленькую церковь, расположенную не на холме, а на берегу реки.

        Демонстрация слайда.

        Выступление докладчика.

    ?   Кого напоминают эти  2  церкви?

   Ответ: богатыря и девушку

   3. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами Успенский собор Московского Кремля. Онем вам сейчас расскажут  .

6.Подведение итогов урока: фронтальный опрос.

  1. Что нового о храмовой архитектуре вы узнали?
  2. Оценка работы класса на уроке.

  8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  подготовить сообщения о храмах, построенных на Руси в 16 -18 веках.

     Внимание на экран.  Демонстрация слайдов.

Перед вами красивейшее деревянное сооружение-  Преображенская церковь. Постройка  18 века.

     А это Архангельский собор. 16 век.

     Ребята! А эта  церковь вам знакома? Как она называется? Где она находится?

ОТВЕТ:    Это храм – Покрова на рву или Собор Василия Блаженного.       

     Почему он так называется? Чем он отличается от других храмов?  (возможны  ответы)

     Ребята, вы можете подготовить к следующему уроку сообщение об одном из показанных храмах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Храмовый синтез искусства

конспект урока, позволяющий познакомить учащихся с разными видами религии, отражённые разными видами искусства...

Храмовый синтез искусства

презентация к уроку "Искусство" в 9 классе...

Презентация к уроку "Храмовый синтез искусств"

Презентация к уроку "Храмовый синтез искусств"...

Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств", 9 класс, "Искусство"

Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств" (презентация+конспект(2 части)+тест), 9 класс, "Искусство"...

Презентация к уроку по Искусству 9 класс по теме: "Храмовый синтез искусств"

Презентация к уроку "Искусство" 9 класс на тему: "Храмовый синтез искусств" знакомит обучающихся с понятием синтеза искусства; с возникновением, развитием и существованием искусства разных ...

Конспект урока по искусству для 9 класс на тему: Храмовый синтез искусств

Конспект по искусству 9 класс. Тема: Храмовый синтез искусств. Составлен с использованием диалектического способа обучения...

Храмовый синтез искусств.

Искусство в жизни современного школьника.Методические разработки сценариев уроков по учебнику "Искусство"...