Разработка урока по теме "Гербы и эмблемы" - ИЗО 5 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Аладьина Алла Ивановна

Разработка урока по теме "Гербы и эмблемы" - ИЗО 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar226.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Гербы и эмблемы».

Цели:

  • познакомься с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, эмблем, сформировать навыки составления композиции герба, по законам композиции и цветоведения;
  • развивать эстетический вкус,
  • воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Материалы и инструменты: бумага формата A4, цветная бумага, клей, ножницы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I.   Организационный момент.

II.   Проверка знаний

На прошлом уроке вы изображали  различные эмблемы.

Давайте вспомним, что называют эмблемой?

  • 1 слайд   Эмблема - условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или другой смысл.

 Какие требования предъявляются к эмблемам.

  • 2 слайд Требования к эмблеме.

III. Формирование новых знаний.

В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука - геральдика. Эта наука занималась составлением гербов. Слово «герб» переводилось как «наследство». Рыцаря в доспехах и с опущенным забралом трудно было узнать и врагам, и товарищам по оружию, поэтому на щитах изображали символы, характерные только для него одного.

  • 3 слайд. Эмблемы земель — предшественники гербов
  • 4 слайд. Герб - это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством.

Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи.

 Со временем гербы появились у городов и государств.

5 слайд  Как вы думаете, что изображено на данной эмблеме?

  • Двуглавый орел у славян и на Востоке вообще означал старую как мир идею "охраны справа и слева, с той и другой стороны". Одновременно, "орел" воспринимался как знак самой высокой власти.

6 слайд  Знакомы ли вам изображенные символы? 

  • Войско Донское, конечно же, имело свою символику, и начиналась она с печатей. На первой печати донских казаков изображён олень, пронзённый стрелой, на второй — казак с ружьём на бочке с вином.  Этими печатями скреплялись документы, которые Войско посылало в Москву в далёком прошлом
  • 7 слайд  Зачастую гербы — это настоящие произведения искусства. Искусство составления герба требует знания и соблюдения определённых правил.

Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце. Выбранный цвет имел символическое значение:

золотой цвет - символ богатства и справедливости;

серебро - символ невинности и чистоты;

червленый (темно-красный) — символ любви, смелости;

голубой - символ красоты и величия;        t

зеленый - символ изобилия и надежды;

пурпурный (красный с оттенком синего) - могущество;

черный - мудрость и печаль.

Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур - изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение: дуб, медведь означали силу; факел, раскрытая книга - знание; пчела - трудолюбие; лавр - славу; крылатый змей - зло, смуту; дракон - могущество; рука в перчатке - храбрость.

Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей. 

  • 8 слайд Форма гербового щита может быть такой: поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.
  • 9 слайд Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживают фигуры-щитодержатели - люди, птицы, звери. Герб украшает лента с девизом. Девиз - это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Венчает герб корона.

V.        Закрепление  знаний.

Давайте еще раз вспомним, на основании каких сведений создается изображение герба того или иного города? Какие фигуры могли бы стать символами нашего города?

VI.        Практическая работа.

Учитель: Я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе «Герб города Валуйки».

Каким будет наш город, во многом зависит от вас, ведь вам в нем жить, строить новое и беречь то, что создано вашими отцами и дедами.

-        Каким бы вы хотели видеть наш город?

В каждой команде по 5 - 6 человек. Вы должны договориться о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать или выбрать из древней символики негеральдические фигуры и составить композицию. В ней вы должны учитывать принцип симметрии и законы сочетания цветов. Помните, что контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга.

Нельзя сочетать в композиции (накладывать друг на друга) цвета, лежащие рядом на цветовом круге. Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека.

Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления.

-        А теперь приступим к работе.

Задания: (написано на доске)

  • Выбрать образ нового города (город-сад, город искусства, город спорта, науки и т.д.).
  • Определить и выбрать соответствующую образу символику.
  • Выбрать цвет геральдических фигур.
  • Распределить между членами команды выполнение элементов.
  • Составить композицию.

VII.        Анализ  работ.

После  выполнения работы  проводится  анализ  работ каждой команды:

а)        по соответствию выбранных символов,

б)        правильности построения композиции,

в)        сочетанию цветов в композиции.

Подведение итогов, поздравление победителей.

VIII.        Домашнее    задание:   подобрать  иллюстрационный материал с изображением европейской средневековой одежды и интерьера дворцов: Ш. Перро «Золушка», «Спящая красавица» и т.п


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.Тема: Неопределённые местоимения. Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели...

Разработка урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8 вида Обобщающий урок по теме "Зима"

Обобщающий урок по теме "Зима" по литературному чтению в 5 классе для обучающихся в коррекционной школе 8 вида  является интегрированным уроком чтения и рисования. При проведении урока ...