Рабочая программа ИЗО 9 класс
рабочая программа (изобразительное искусство, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая программа по изобразительному искусству для 9 класса создана на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
-программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2009.,
- сучетом рекомендаций инструктивно- методического письма «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Цель программы - помочь учащимся получить представление:
- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
- о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах;
- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды;
- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств
При реализации целей программы перед учащимися стоят следующие задачи:
- освоить элементарную азбуку фотографирования;
- анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
- усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино- и видеоработами;
- быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Изменения внесенные в программу: в 3 четверти в теме «Из истории кино» 1 час отводится на музейный урок - экскурсия в кинопрокатную будку ДК с.Насоново.
Общее количество часов уменьшено на 1час в соответствии с учебным планом МОУ «Насоновская средняя общеобразовательная школа». Час взят из раздела «Азбука экранного искусства».
Используемый учебно- методический комплект:
УМК Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». 6- е издание,М.: Просвещение,2009г.
Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд. В соответствии с федеральным базисным учебным планом, с учебным планом МОУ «Насоновская средняя общеобразовательная школа» на изучение учебного курса «Изобразительное искусство» в 9 классе отводится 34 ч. в год (1 час в неделю), в том числе обобщающих уроков по теме - 4.
Формой проведения занятий по программе является урок.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
Занятия проводятся в трёх направлениях: художественно-образовательном(с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке), изобразительно-творческом (с акцентом на изобразительную практику) и технико-творческом (с акцентом на съёмочную практику).
Текущий контроль осуществляется через следующие виды деятельности: изовикторины, изокроссворды, отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ, выполнение проектов и рефератов.
Требования к уровню подготовки учащихся.
По окончании изучения курса «Изобразительное искусство»
Учащиеся должны:
- Научиться анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения;
- Научиться понимать как построены образ и композиция в произведениях экранного искусства;
- Освоить элементарную азбуку фотографирования и операторскую грамоту;
- Уметь анализировать фотопроизведения, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционные грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
- Усвоить принципы построения изображения в пространственно-временном развитии; научиться построению видеоряда – раскадровки; усвоить принципы киномонтожа и реализовать их с простейших учебных кино- и видеоэтюдах;
- Усвоить принципы аргументированного подхода к анализу современных течений в изобразительном искусстве;
- Иметь первичные представления о творческом процессе соотношении субъективного и объективного в искусстве;
- Выполнить на базе полученных знаний и навыков продолжительную итоговую работу в течение IV четверти в любом из выбранных видов пластических искусств, а также по искусствоведению
Учебно-тематический план.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание | Кол-во часов |
Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств | 8 |
Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств | 8 |
Азбука экранного искусства | 11 |
Художник – зритель - современность | 7 |
Всего | 34 |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения по плану факт. | Примечание | |
«Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств» | 8 | ||||
1. | Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах | 1 | Задание: просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента. | ||
2. | Театр и экран – две грани изобразительной образности | 1 | Задание: создание сценического образа места действия (лес, море и т. п.) в форме игровых этюдов актёров с вещью или любым иным сценографическим элементом | ||
3. | Сценография или театрально-декорационное искусство – особый вид художественного творчества | 1 | Задание: начало работы над макетом спектакля. | ||
4. | Сценография как искусство и производство | 1 | Задания: продолжение работы над макетом спектакля. | ||
5-6 | Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим и маска | 2 | Задание: эскиз костюма и театрального грима персонажа или карнавальной маски | ||
7 | Театр кукол. | 1 | |||
8 | Обобщающий урок по теме «Изобразительный язык и змоционально-ценностное содержание синтетических искусств» Театрализованный показ проделанной работы | 1 | Игровое действо | ||
«Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств» | 8 | ||||
1. | Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств | 1 | Задание: обзор (желательно после просмотра) живописи, фотографии и экранных произведений; их сравнительный анализ. Занятие проводится в форме открытой трибуны или диспута. | ||
2. | Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования и операторского мастерства. | 1 | Задание: информационные сообщения или краткие реферативные резюме во время проведения круглого стола «Современная съёмочная техника и значение работы оператора для общества ХХ1 века. | ||
3. | Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора | 1 | Задание: анализ общего и различного в работе художника и оператора; обсуждение действенности художнического опыта в построении картины и в построении кадра. | ||
4. | Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии. | 1 | Задание: начало создания коллекции фотографий «Мой фотоальбом»; поиск и подбор в «Мой фотоальбом» пейзажных и натюрмортных чёрно-белых и цветных фотографий (найденных в журналах, сделанных кем-то или собственных). А также их анализ и обсуждение с точки зрения решения художественно-композиционных и свето-цветовых задач | ||
5-6 | Человек на фотографии. Специфика художественной образности портрета | 2 | Задание: Фотосъёмка модели с различно поставленным светом и в различных ракурсах; приобретение навыков работы с моделью по выработке у неё естественного состояния во время съёмки; коллективный анализ самостоятельных домашних работ. | ||
7 | Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения | 1 | Задание: поиск и подбор в «Мой фотоальбом»репортажных снимков; анализ событийно-сюжетных фотографий с позиций темы этого и предыдущего занятия. | ||
8 | Обобщение темы четверти. «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся | 1 | Этот урок – открытая трибуна (и, возможно, диспут) по всей теме II четверти. | ||
«Азбука экранного искусства» | 11 | ||||
1-2 | Кино – запечатлённое движение. Изобразительный язык кино и монтаж | 2 | Задание: анализ искусства монтажа по фильмам С. Эзенштейна; изучение монтажного построения кинофразы в процессе просмотра и творческого исследования фрагментов фильмов. | ||
3-4 | Сюжет в кино. Сценарий и раскадировка | 2 | Задание: Работа над литературным сценарием на тему известной сказки или рассказа (с указанием, что снимается, откуда и с какой крупностью), а так же работа по созданию раскадировки (изобразительной записи видеоряда фильма) – составление «рассказа в картинках» как одной из форм монтажа с помощью различного иллюстративного материала (фотографии, вырезки из газет, журналов, буклетов и рекламных изданий). | ||
5 | Из истории кино .Киножанры. Документальный фильм | 1 | Задание: Создание учениками пейзажно-видового кинонаблюдения на свободно выбранную или заданную тему (Например, «Выпал снег»); применение в этюде приобретённых операторских навыков. | ||
6 | Экскурсия в кинопрокатную будку ДК с.Насоново | 1 | |||
7-8 | Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры | 2 | Задание: проведение круглого стола на тему «Телевидение: правда или внушение?» Анализ «телекартинки» и её экранной специфики в различных телевизионных жанрах | ||
9 | Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме | 1 | Задание: Звукооператорский тренинг монтажного соединения звука (музыки) и изображения в единое кинодраматическое целое. | ||
10 | Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный)фильм | 1 | Задание: Знакомство со школьным компьютером и его киновозможностями в процессе просмотра отрывков из мультфильмов, телевизионных заставок и клипов. | ||
11 | Обобщающий урок по теме «Азбука экранного искусства» | 1 | Защита проектов | ||
Художник – зритель – современность | 7 часов | ||||
1. | О природе художественного творчества | 1 | Задание: подготовка сообщений по теме. | ||
2. | Связи искусства с жизнью каждого человека | 1 | Задание: подготовка учащимися устных и письменных рефератов. | ||
3. | Искусство среди нас | 1 | Задание: устные и письменные сообщения и практические проекты. | ||
4. | Каждый народ земли – художник | 1 | Задание: устные и письменные сообщения. | ||
5. | Язык и содержание трёх групп пластических искусств. Их виды и жанры | 1 | Задание: устные и письменные сообщения. | ||
6. | Синтетические искусства. Их виды и язык | 1 | Задание: практические и теоретические проекты на тему урока. | ||
7. | Обобщающий урок по теме «Вечные истины искусства» | 1 | Задание: устные и письменные проекты на тему урока. |
Содержание программы учебного предмета
Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств (8 часов)
Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах (1 час)
Понятие «синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Рассматриваются книга, драматический, оперный или балетный спектакль, эстрадное шоу, интерьер здания, документальный или игровой фильм, телепередача или репортаж и т. Д. их художественный язык, существующий на стыке форм разных искусств.
Больше всего синтетизм различных форм представлен в театральном спектакле и кинофильме (слово, пластика, изображение, музыка и др.) Однако роль изображения более всего значительна в фильме – изобразительно-визуальном по своей художественной природе виде искусства.
Пространственно – временной характер произведений синтетических искусств.
Специфика синтетических искусств – коллективное творчество. Лидерская роль режиссера и многообразие его художнических и организационных функций.
Задание: просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительн6ого компонента.
Театр и экран – две грани изобразительной образности (1 час)
Ведущим художественным, образно-созидательным элементом в спектакле является актёрская игра, а в фильме – изображение. Актёр – основа театрального искусства и носитель его специфики. Актёрское искусство – это лицедейство, искусство перевоплощения. Магическое «если бы». Условность театрального искусства: правда и вымысел мира на сцене. Вера и фантазия зрителя – компоненты театрального искусства. Актёр – режиссер –художник и их роль в коллективном творчестве.
Виды театрально – зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента. Игровая природа сценографии (или театрально-декорационного искусства). Сценография не имеет автономного значения в ткани спектакля и живёт только в сценическом действие, через актёра, благодаря его игре, фантазии и воображению зрителя.
Задание: создание сценического образа места действия (лес, море и т. п.) в форме игровых этюдов актёров с вещью или любым иным сценографическим элементом.
Сценография или театрально-декорационное искусство – особый вид художественного творчества. (1 час).
О Виды сценографического оформления: изобразительно-живописное, архитектурно-конструктивное, метафорическое, проекционно-световое и т. д. Динамичность и постоянная изменяемость «театральной картинки». Актёр как участник сценической среды.
Задание: начало работы над макетом спектакля.
Сценография как искусство и производство. (1 час).
Как и с кем работает художник-постановщик. Театральные службы и цеха – столярно-сварочный, пошивочно-костюмерный, бутафорский, световой, гримёрный, монтировочный. Театральное здание и устройство сцены. Элементы декорационного оформления спектакля: жёсткие (станки, ставки) и мягкие (кулисы, задник, занавес) декорации. Этапы создания сценического оформления: от эскиза к сценическому воплощению. Макет и специфика театрального макетирования.
Задания: продолжение работы над макетом спектакля.
Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим, маска (2 часа).
Специфика театрального костюма. Образность театрального костюма, грима и причёски. Костюм, его игровая природа и характерность. Своеобразие материалов для сценических костюмов. Относительная самостоятельность костюма в шоу-представлениях и театре моды. Роль костюма и грима в быту, театре и каранвально-массовых праздниках. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актёра. Традиции и культура театра масок.
Задание: эскиз костюма и театрального грима персонажа или карнавальной маски.
Театр кукол (1 час)
Кукольный театр – единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник куклы – создатель образа куклы-актёра. Виды театральных кукол и способы работы над ними. Чёрный театр.
Задания: создание эскиза спектакля или эскиза кукольного персонажа.
Обобщающий урок. Театрализованный показ проделанной работы(1 час).
Игровое действо, построенное на использовании одной из форм художественно-сценографической работы, проделанной в четверти: сценический этюд (построенный на игре с вещью или в декорациях), карнавально-масочное действо, фрагмент кукольного спектакля или театрализованный показ костюмов..
Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств(7 часов)
Введение. Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств(1 час).
Художник и изобразительные средства. Роль художественных инструментов в творческом художественном процессе. Развитие изобразительных средств при изменении технологии и способа создания изображения не затрагивает природы художественного творчества и композиционных законов, по которым строится любое изображение.
Кино как движущиеся в условном времени фотоизображение. Телевизионный эфир – прямое изображение, т. е. существующее в реальном времени.
Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.
Задание: обзор (желательно после просмотра) живописи, фотографии и экранных произведений; их сравнительный анализ. Занятие проводится в форме открытой трибуны или диспута..
Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования и операторского мастерства.(1 час).
Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность.
Этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии. Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения.
Задание: информационные сообщения или краткие реферативные резюме во время проведения круглого стола «Современная съёмочная техника и значение работы оператора для общества ХХ1 века.
Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора (1 час).
Различия Художественно-композиционные моменты в съёмке. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции, приобретённого в живописи, при построении фотокадра.
Основа операторского искусства – талант видения и отбора. Выбор объекта съёмки – это искусство видения. Идея художника и съёмка. Точка съёмки и ракурс как художественно-выразительные средства в фотографии.
Задание: анализ общего и различного в работе художника и оператора; обсуждение действенности художнического опыта в построении картины и в построении кадра.
Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии. (1 час).
Свет – изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Свет в натюрморте.
Задание: начало создания коллекции фотографий «Мой фотоальбом»; поиск и подбор в «Мой фотоальбом» пейзажных и натюрмортных чёрно-белых и цветных фотографий (найденных в журналах, сделанных кем-то или собственных). А также их анализ и обсуждение с точки зрения решения художественно-композиционных и свето-цветовых задач
Человек на фотографии. Специфика художественной образности портрета (2 часа).
Анализ своеобразия художественной образности фотопортрета. Фотоизображение – образное обобщение или лицо конкретного человека в кадре? Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии.
Задание: Фотосъёмка модели с различно поставленным светом и в различных ракурсах; приобретение навыков работы с моделью по выработке у неё естественного состояния во время съёмки; коллективный анализ самостоятельных домашних работ.
Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения (1 час)
Событие как объект репортажной съёмки, требующий подготовки, оперативности и мастерства. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлённых мгновений истории и зримая информация. Правда и ложь в фотографии. Семейный фотоальбом – история в родных лицах и память о своих родных.
Задание: поиск и подбор в «Мой фотоальбом»репортажных снимков; анализ событийно-сюжетных фотографий с позиций темы этого и предыдущего занятия.
Обобщение темы четверти. «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.(1 час).
Фотография – остановленное время, запечатлённое навсегда в лицах, пейзажах и событиях. Об этом свидетельствуют подборки в «Моём фотоальбоме». Этот урок – открытая трибуна (и, возможно, диспут) по всей теме II четверти.
Азбука экранного искусства (11 часов)
Кино – запечатлённое движение. Изобразительный язык кино и монтаж. (2 часа).
Новый вид изображения – движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж.
Практика монтажа. Чередование крупных и общих планов, их хронометража. Условность передачи времени в кино. Монтажная передача на экране параллельного и последовательного действий.
Задание: анализ искусства монтажа по фильмам С. Эзенштейна; изучение монтажного построения кинофразы в процессе просмотра и творческого исследования фрагментов фильмов.
Сюжет в кино. Сценарий и раскадировка (2 часа).
Начало фильма – замысел. Фильм как последовательность кадров. Литературно – словесная запись фильма – сценарий; изобразительная запись, т.е. покадровая зарисовка фильма, -раскадировка. Элементарная грамота записи сценарного плана и практический аспект его реализации. Технология создания раскадировки в условиях учебной практики.
Задание: Работа над литературным сценарием на тему известной сказки или рассказа (с указанием, что снимается, откуда и с какой крупностью), а так же работа по созданию раскадировки (изобразительной записи видеоряда фильма) – составление «рассказа в картинках» как одной из форм монтажа с помощью различного иллюстративного материала (фотографии, вырезки из газет, журналов, буклетов и рекламных изданий).
Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм.Экскурсия в кинопрокатную будку ДК с.Насоново
(2часа)
Многообразие сюжетной событийности и жанровых форм в документальном кино: от этюдно-видового кинонаблюдения за падающими снежинками до военного телерепортажа или постановки боя. Анализ событийного ряда в малых киноформах: видовом фильме, пейзажно-поэтическом этюде и др.Экскурсия в кинопрокатную будку ДК с.Насоново.
Задание: Создание учениками пейзажно-видового кинонаблюдения на свободно выбранную или заданную тему (Например, «Выпал снег»); применение в этюде приобретённых операторских навыков.
Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры (2 часа)
Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Интервью – искусство диалога и общения. Принципы работы человека в кадре. Скрытая камера и закадровый текст. «Картинка» и слово в телевосприятии. Экранная манипуляция сознанием зрителя.
Задание: проведение круглого стола на тему «Телевидение: правда или внушение?» Анализ «телекартинки» и её экранной специфики в различных телевизионных жанрах.
Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме (1 час).
Многообразие аспектов режиссерской профессии: от работы с актёрами до работы со звуком. Азы звукорежиссуры и практика звукооформления видеофильма.
Задание: Звукооператорский тренинг монтажного соединения звука (музыки) и изображения в единое кинодраматическое целое.
Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм (1 час)
Компьютерный анимационный фильм: технология создания
и основные этапы творческой работы. Изображение на экране компьютера и законы экранного искусства. Изобразительные возможности компьютера в школе.
Задание: Знакомство со школьным компьютером и его киновозможностями в процессе просмотра отрывков из мультфильмов, телевизионных заставок и клипов.
Обобщающий урок по теме «Азбука экранного искусства».(1 час)
Защита проектов.
Художник – зритель – современность (7 часов)
О природе художественного творчества(1 час).
Процесс творчества и его составные – сочинение, воплощение и восприятие произведения; их нерасторжимая связь в любом виде искусства.
Задание: подготовка сообщений по теме.
Связь искусства с жизнью каждого человека (1 час).
Право и возможность зрителя формировать собственную позицию и охранять себя от навязывания чуждых эмоционально ценностных позиций и подчинения им.
Свобода и ответственность художественного творчества.
Задание: подготовка учащимися устных и письменных рефератов.
Искусство среди нас (1 час).
Возможности зрителя в отборе фильмов. Рынок видеофильмов и огромное влияние его на развитие вкуса. Позитивная и негативная роль рекламы.
Задание: устные и письменные сообщения и практические проекты.
Каждый народ Земли – художник (1 час).
Ответственность авторов за отбор сюжетов, тем съёмки. Есть ли для культуры нравственно-эстетические границы, которые создатель не должны переступать?
Задание: устные и письменные сообщения.
Язык и содержание трёх групп пластических искусств. Их виды и жанры (1 час).
Все блоки тем средней школы были посвящены этой проблеме. Роль каждой из групп пластических искусств в жизни человека и причины разности образных языков этих искусств.
Задание: устные и письменные сообщения.
Синтетические искусства, их виды и язык (1 час).
Грань художественности и антихудожественности в искусстве кино и видео, в телешоу и т.д.
Задание: практические и теоретические проекты на тему урока.
Обобщающий урок по теме «Вечные истины искусства»
Право возможность зрителя формировать собственную позицию, собственный вкус.
Свобода и ответственность художественного творческтва.
Задание: письменные рефераты на тему урока.
Формы и средства контроля
Текущий контроль осуществляется через следующие виды деятельности: изовикторины, изокроссворды, отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ, выполнение проектов и рефератов.
Форма контроля | Средство контроля |
Обобщающий урок по теме «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств» | Театрализованный показ проделанной работы. Игровое действо |
Обобщение темы четверти. «Мой фотоальбом». | Выставка работ учащихся |
Обобщающий урок по теме «Азбука экранного искусства» | Защита проектов |
Обобщающий урок по теме «Вечные истины искусства» | Защита рефератов |
Перечень учебно- методических средств обучения.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана
Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.
Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.
Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.
Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.
И.Д. Агеева.,Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера,2007
дополнительная литература
Цифровые образовательные ресурсы:
Собственные компьютерные презентации;
«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
«Музеи мира» виртуальная экскурсия.
«История искусств» электронное пособие
Интернет – ресурсы:
Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
Оборудование
- Учебные столы.
- Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
- Стеллажи и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
Технические средства обучения
- Диапроектор
- Экран
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...