Рабочая программа ИЗО 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Настоящая программа по изобразительному искусству для 7 класса создана на основе
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
-программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под руководством Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2010.,
-инструктивно- методического письма «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Цель программы: – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.
При реализации цели программы решаются следующие задачи:
-дать учащимся первичные навыки изображения пропорций и фигуры человека с натуры и по представлению;
-научить владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей внешней среды.
Изменения, внесенные в программу: за счет уменьшения темы «Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры» на 1 час, введен 1 час для проведения музейного урока на краеведческую тему «Экскурсия в краеведческий музей с. Насоново».
Раздел «Реальность жизни и художественный образ» увеличен на 2 часа, за счет уменьшения на столько же раздела «Великие темы жизни».
Название учебно- методического комплекта:
УМК Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». 6- е издание,М.: Просвещение,2010г.
А.С. Питерских. Г.Е.Гуров. под редакцией Б.М.Неменского.Изобразительное искусство.Дизайн и архитектура в жизни человека.7-8 класс.- 2-е изд. . М.: Просвещение,2009.175 с.Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд. В соответствии с федеральным базисным учебным планом, с учебным планом МОУ «Насоновская средняя общеобразовательная школа» на изучение учебного курса «Изобразительное искусство» в 7 классе отводится 35 ч. в год (1 час в неделю), в том числе обобщающих уроков по теме - 4.
Формой проведения занятий по программе является урок.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
2. Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства 7 класса.
Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытии и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий.
Учащиеся должны уметь:
-связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
- передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
- изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы;
- выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству;
- отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;
- вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
Учебно-тематический план.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание | Кол-во часов |
Изображение фигуры человека | 8 |
Поэзия повседневности | 8 |
Великие темы жизни | 10 |
Реальность жизни и художественный образ | 9 |
Всего | 35 |
3. Календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки похождения | Примечание | |
Раздел 1. Изображение фигуры человека(8 ч.) По плану фактич. | |||||
1. | Изображение фигуры человека в истории искусства | 1ч. | Подготовить сообщение | ||
2-3. | Входной контроль. Пропорции и строение фигуры человека | 2ч. | Подобрать репродукции | ||
4-5. | Лепка фигуры человека | 2ч. | Подготовить сообщение
| ||
6-7. | Набросок фигуры человека с натуры | 2ч. | Подобрать репродукции | ||
8 | Обобщающий урок по теме: «Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве» | 1ч. | Подготовить сообщение. Составить кроссворд | ||
Раздел 2.Поэзия повседневности(8 ч.) | |||||
9 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | 1ч. | Подобрать репродукции | ||
10 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр» . | 1ч. | Подготовить сообщение. Подобрать иллюстрации | ||
11 | Экскурсия в краеведческий музей с. Насоново». | 1ч. | |||
12 | Сюжет и содержание в картине | 1ч. | Подобрать репродукции
| ||
13 | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве | 1ч. | Подобрать иллюстрации
| ||
14-15 | Жизнь в моем городе в прошлых веках | 2ч. | Подобрать репродукции | ||
16. | Обобщающий урок по теме: «Праздник и карнавал в изобразительном искусстве» | 1ч. | |||
Раздел 3. Великие темы жизни(10ч) | |||||
17. | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох | 1ч. | Подобрать репродукции | ||
18-19. | Тематическая картина в русском искусстве XIX века | 2ч | Подготовить сообщение. Составить кроссворд | ||
20-21. | Процесс работы над тематической картиной | 2ч. | Подобрать репродукции | ||
22-23. | Библейские темы в изобразительном искусстве | 2ч. |
Подготовить сообщение. Подобрать репродукции | ||
24-25. | Монументальная скульптура и образ истории народа | 2ч. | Подобрать иллюстрации | ||
26. | Обобщающий урок по теме: «Место и роль картины в искусстве XX века» | 1ч. | Подобрать иллюстрации | ||
Раздел 4. Реальность жизни и художественный образ(9) | |||||
27. | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | 1ч. | Подготовить сообщение
| ||
28-29. | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве | 2ч. | Подобрать иллюстрации | ||
30. | Зрительские умения и их значение для современного человека | 1ч. | Подготовить сообщение | ||
31-32. | История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве | 2ч. | Составить кроссворд, ребусы | ||
33-34. | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства | 2ч. | Подготовить сообщение. Подобрать иллюстрации | ||
35. | Обобщающий урок по теме «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре» | 1ч. |
4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Изображение фигуры человека(8 ч.)
Изображение фигуры человека в истории искусства(1 час)
Изображение человека в древних культурах Египта, Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.
Задание: аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерные для разных древних культур.
Материалы: кисти, гуашь, бумага.
Зрительный ряд: Египет: рельеф «Зодчий Хесира», Мирон «Дискобол».
Входной контроль.
Пропорции и строение фигуры человека(2 часа)
Конструкция фигуры человека и основные пропорции, постоянные для человека. Схемы движения фигуры человека.
Задание: зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека..
Материалы: карандаш, бумага.
Зрительный ряд: учебные рисунки фигуры человека, рисунки Леонардо да Винчи.
Лепка фигуры человека (2 часа)
Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека.
Задание: лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) с использованием проволочного каркаса.
Материалы: пластилин, глина, проволока.
Зрительный ряд: скульптурные работы Мирона, Поликлета, Донателло, Микеланджело, О.Родена, В.Мухиной.
Набросок фигуры человека с натуры(2 часа)
Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Образная выразительность фигуры, форма и складки одежды на фигуре человека.
Задание: наброски с натуры одетой фигуры человека – наброски одноклассников в разных движениях.
Материалы: карандаш, тушь, фломастеры, перо, черная акварель (по выбору).
Зрительный ряд: зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве.
Обобщающий урок по теме: «Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве»(1 час)
Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый – понимание красоты человека в античном искусстве; второй – духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.
Интерес к жизни конкретного человека, значение индивидуального образа. Беседа о восприятии произведений искусства.
Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства указанных периодов.
Раздел 2.Поэзия повседневности(8ч.)
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов (1час)
Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая, Японии, Индии, в восточной миниатюре.
Задание: изображение мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства.
Материалы: гуашь, акварель, бумага.
Зрительный ряд: фрагменты древнеегипетских фризовых росписей, сюжеты древнегреческой вазописи, японская гравюра.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры(1час)
Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства.
Жанры в живописи, графике, скульптуре. Бытовой, исторический, мифологический жанры.
Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Радости и горести в повседневной жизни.
Беседа о восприятии произведений искусства.
Зрительный ряд: сцены крестьянской жизни в картинах П.Брейгеля; А.Венецианов «На жатве», П.Федотов «Сватовство майора», В.Перов «Тройка» Б.Кустодиев «В трактире».
Экскурсия в краеведческий музей с. Насоново».(1 час)
Сюжет и содержание в картине (1час)
Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.
Задание: работа над композицией с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни, например «Завтрак», «Ужин», «Утро в моем доме», «Прогулка в парке», и т.д.
Материалы: гуашь, акварель, бумага.
Зрительный ряд: А.Пластов «Ужин трактористов», И.Левитан «Осенний день. Сокольники», К.Моне «Прогулка в парке», В.Борисов – Мусатов «Прогулка на закате».
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве(1час)
Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Выражение ценностей картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к человеку, к окружающим людям – необходимое качество деятельности художника. Развитие способности быть наблюдательным.
Задание: жизнь моей семьи: «Мама готовит ужин», «Поездка к бабушке», «Семейный вечер».
Материалы: гуашь, акварель, бумага.
Зрительный ряд: работы А.Дейнеки, Д.Жилинского.
Жизнь в моем городе в прошлых веках(2часа)
Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками.
Задание: создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом.
Материалы: гуашь, акварель, бумага.
Зрительный ряд: Б.Кустодиев серия «Российские типажи», произведения художников – передвижников, произведения местных художников.
Литературный ряд: литературные отрывки и воспоминания о жизни в данном месте.
Обобщающий урок по теме: «Праздник и карнавал в изобразительном искусстве» (1час)
Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное.
Задание: создание композиции в технике коллаж на тему праздника.
Материалы: гуашь, акварель, бумага, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: произведения А.Бенуа, Б.Кустодиева, М.Врубеля, Ф.Гойи, А.Ватто, О.Ренуара.
Раздел 3. Великие темы жизни(10)
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох(1час)
Беседа: живопись монументальная (фрески) и станковая. Мозаика.
Обращенность монументального искусства к массе людей; обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века.
Зрительный ряд: фрески Т.Мазаччо, С.Боттичелли, Рафаэля; исторические и мифологические картины Д.Веласкеса, П.-П. Рубенса, Н. Пуссена, исторические произведения Э.Делакруа, Ф.Гойи.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века(2 часа)
Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина – философское размышление. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства.
Беседа о великих русских живописцах XIX столетия.
Зрительный ряд: К.Брюллов «Последний день Помпеи», А.Иванов «Явление Христа народу», В.Суриков «Боярыня Морозова», И.Репин «Бурлаки на Волге», И.Крамской «Христос в пустыне», М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею».
Процесс работы над тематической картиной(2 часа)
Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурального материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация.
Задание: выбор из истории нашей Родины; сбор зрительного материала и зарисовки необходимых деталей (из книг, альбомов): костюмов, предметной и архитектурной среды. Например по теме «Подготовительные материалы к картинам А.Пластова и др.».
Материалы: карандаши, альбом, краски, кисти.
Библейские темы в изобразительном искусстве(2 часа)
Вечные темы в искусстве.
Занятие 1. особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы А.Рублев, Ф.Грек, Дионисий.
Занятие 2. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.
Задание: создание композиции на библейские темы «Святое семейство», «Поклонение волхвов» «Рождество», «Возвращение блудного сына».
Материалы: гуашь, акварель, бумага.
Зрительный ряд: 1) иконы «Владимирская Богоматерь», «Ангел Златые Власы», А.Рублев «Троица», Ф.Грек фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде, Дионисий «Спас в силах». 2) Леонардо да Винчи «Благовещение», «Тайная вечеря», Рафаэль «Сикстинская мадонна», Микеланджело «Страшный суд», Рембрандт «Возвращение блудного сына», «Святое семейство».
Монументальная скульптура и образ истории народа(2 часа)
Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.
Задание: создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или историческому герою.
Материалы: пластилин (глина), стеки, дощечки.
Зрительный ряд: Э.-Фальконе «Медный всадник» (Санкт-Петербург), И.Мартос «Памятник Минину и Пожарскому» (Москва), С.Орлов «Памятник Юрию Долгорукому» (Москва), А.Опекушин «Памятник А.С.Пушкину» (Москва), Е.Вучетич «Воин – освободитель в Трептов - парке» (Берлин), В.Мухина «Рабочий и колхозница» (Москва).
Обобщающий урок по теме: «Место и роль картины в искусстве XX века» (1час)
Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М.Шагал, П.Пикассо). искусство протеста и борьбы, драматизм изобразительного искусства. Сюрреализм Сальвадора Дали. Искусство плаката.
Беседа и дискуссия о современном искусстве.
Раздел 4. Реальность жизни и художественный образ(9)
Искусство иллюстрации. Слово и изображение(1час)
Слово и изображение. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения. Известные иллюстраторы книги.
Задание: выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него; собрать необходимый для иллюстрирования материал (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т.д.); построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить.
Материалы: графические материалы или гуашь, акварель, кисти, бумага.
Зрительный ряд: иллюстрации В. Фаворского, Н.Куприянова, Кукрыниксов, Д.Бисти, Г.Доре, О.Домье.
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве(2 часа)
Конструктивное начало – организующее начало в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Зрительная и смысловая организация пространства картины.
Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Декоративное значение произведений изобразительного искусства.
Задание: конструктивный анализ произведений изобразительного искусства
Зрительный ряд: примеры знакомых произведений.
Зрительские умения и их значение для современного человека(1час)
Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».
Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.
Задание: более глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.
Зрительный ряд: возвращение к уже знакомым по предыдущим урокам произведениям.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве (2 часа)
Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн.
Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений XX века.
Задание: анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.
Зрительный ряд: возвращение к уже знакомым по предыдущим урокам произведениям.
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства(2 часа)
Беседа: соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Великие художники в истории искусства и их произведения.
Целостный образ творчества выбранных учителем двух-трех великих художников.
Задание: произведения, выбранные для беседы о художниках.
Обобщающий урок по теме «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре» (1час)
Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт – Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.
Каждый музей имеет свою историю становления. Роль художественного музея в национальной и мировой культуре, о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством.
Зрительный ряд: альбомы, подборки слайдов, видеофильмы, посвященные коллекциям музеев.
5.Формы и средства контроля
Входной контроль осуществляется путем письменных ответов на вопросы основных тем ,изученных в предыдущем классе.
Контроль осуществляется на каждом уроке путем оценивания текущих работ учащихся. Теоретический материал оценивается по итогам проведения викторин и конкурсов на уроках обобщения тем четверти.
Форма контроля | Средство контроля |
Обобщающий урок по теме: «Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве». | Творческое сочинение |
Обобщающий урок по теме: «Праздник и карнавал в изобразительном искусстве» | Создание сценария праздника |
Обобщающий урок по теме: «Место и роль картины в искусстве XX века» | Сообщения о творчестве художников 20 века |
Обобщающий урок по теме «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре» | Создание презентации об одном из крупнейших музеев мира. |
6. Перечень учебно- методических средств обучения
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.
А.С. Питерских. Г.Е.Гуров. под редакцией Б.М.Неменского.Изобразительное искусство.Дизайн и архитектура в жизни человека.7-8 класс.- 2-е изд. . М.: Просвещение,2009.175 с.
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .
Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, - Волгоград: Учитель, 2006. -171 с.
ОБОРУДОВАНИЕ
- Учебные столы.
- Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
- Стеллажи и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Диапроектор
- Экран
Входной контроль
- Найди лишнее слово.
Живопись, графика, скульптура, архитектура
Жостово, Дымково, Филимоново, Борисовка
Лувр, Прадо, Галерея Уффици, Эрмитаж
Эстамп, иллюстрация, рисунок, картина
2.Прочти слова с перепутанными буквами
1. Виртаж Витраж
2.Шуагь Гуашь
3.Серкаф Фреска
4.Морфа Форма
5. Казарисов Зарисовка
3.Кто из скульпторов является автором памятника Петру 1 в Санкт- Петербурге?
Ф.И. Шубин
Э. М. Фальконе
Микеланджело Буонарроти
4 Назовите основной материал для письма В Древней Руси
Папирус, глина, береста, песчаник
5.Какой храм находится на Красной площади в Москве?
( Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...