Рабочие программы по черчению
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Железнодорожная средняя  общеобразовательная школа №1»

Утверждаю:_______

Директор  

«_____»__________20    г.                                                      

Согласованно:___________________                                                                              Зам. Директора по УВР                                      «_____»__________20    г.                                                          

Рассмотрено на заседании МО                                                                                                      

протокол №_____ от                                    «_____»__________20    г.

Рабочая программа учебного предмета  

На 2013_ -2014_ учебный год

Образовательная область_Черчение

Предмет__Черчение___________

Класс___________8_____________________________

Учитель___Харламова Татьяна Николаевна_______

Количество часов в неделю по учебному плану___1_

Количество часов на __2113_ -2014__год   ______34__

Составлен в соответствии программы общеобразовательных учреждений. Черчение. 7-11 кл./Под руководством В.В. Степакова, Л.Н. Анисиьова

 Сборник Программ общеобразовательных учреждений. Черчение,  7-11 класс. составитель: В.В. Степакова

М.: Просвещение, 2010

   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры. Овладев базовым курсом в 8 - 9 классах, школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи (и эскизы) несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чертежи, кинематические и электрические схемы простых изделий.

Важнейшие задачи курса – развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики.

Задачи:

  1. Дать учащимся знания основ метода прямоугольных проекций и построения аксонометрических изображений.
  2. Ознакомить с важнейшими правилами выполнения чертежей, условными изображениями и обозначениями, установленными государственными стандартами.
  3. Способствовать развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной деятельности, научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображения, понимать условности чертежа, читать и выполнять чертежи, а также простейшие электрические и кинематические схемы.
  4. Развивать элементарные навыки культуры труда: уметь правильно организовать рабочее место, применять рациональные приемы работы чертежными и измерительными инструментами, соблюдать аккуратность и точность в работе.

5.Научить самостоятельно работать с учебными и справочными пособиями по черчению в процессе чтения и выполнения чертежей и эскизов.

Данная учебная программа составлена с учетом Базисного плана, рабочая учебная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Черчение. 7-11кл./Под руководством В.В. Степакова, Л.Н. Анмсимова.; обязательного минимума содержания основного общего образования по черчению.  Отличительных особенностей по сравнению  программой нет. Тематика полностью сохранена, часовое планирование изменено

Учебные часы сокращены:

1.Способы проецирования, чтение и выполнение чертежей с 25 ч. на 17 ч.

2. Сечение, разрезы, виды с 28 ч на 15ч.        

3. Сборочные чертежи. Чтение строительных чертежей с 30ч на 17ч.

 Срок реализации данной программы теперь составляет 2 года. Данная скорректированная программа утверждена На МС от 14.09. 10. 2 года с использованием учебного изменения  на 25%.

Для осуществления указанных задач программа предусматривает изучение теоретических положений, выполнение упражнений, обязательный минимум графических и практических работ.

В процессе изучения графики надо научить школьников активно работать, правильно организовывать рабочее место, рационально применять чертежные и измерительные инструменты, владеть наиболее простыми приемами работы с красками.

Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу. Наряду с репродуктивными методами обучения необходимо использовать методы проблемного обучения, вовлекая школьников в процесс сотворчества.

Изучение теоретического материала должно гармонично сочетаться с выполнением обязательных графических работ. Конкретный материал подбирает для них учитель, руководствуясь данным в программе примерным распределением часов. Очередность и сроки выполнения работ также определяет учитель.

Следует уделять большое внимание развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний. Поэтому особое значение придается работе кружков, организации выставок работ учащихся, проведению тематических вечеров, конкурсов, олимпиад и экскурсий. Дальнейшее расширение и углубление графических знаний, умений и навыков учащихся предусматривается в часы факультативных занятий.

Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы задачи и упражнения носили творческий характер. Объекты для графических работ подбираются, когда это возможно, в тесной связи с учителями, преподающими другие разделы образовательной области «Технология» (некоторые рекомендации даны в перечне индивидуальных графических работ (ИГР), приведенном в программе).

В процессе обучения графике необходимо использовать учебные наглядные пособия: таблицы, модели, детали, различные изделия, чертежи и т. д., а также кинофрагменты, диафильмы по черчению и другие современные технические средства обучения (по возможности контролирующие и обучающие программы автоматизированных обучающих систем с широким использованием средств машинной графики).

Все графические работы нужно выполнять с соблюдением правил и техники оформления, установленных стандартами.

Индивидуальные графические работы (ИГР) следует выполнять на отдельных листах соответствующих стандартных форматов, а затем сброшюровать и подшить в альбом. Тренировочные и фронтальные упражнения надо выполнять в рабочих тетрадях формата А4 (и на бумаге в клетку).

Оптимальное изучение программы предполагает 34 учебных часа в год, 1 (один) учебный час в неделю. Ботвинников А.Д. Черчение: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений/А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003 (данная книга является основным учебником по черчению, который соответствует действующей программе, утвержденной Министерством образования Российской Федерации).


ПРИМЕРНЫЙ  ПЕРЕЧЕНЬ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ  ГРАФИЧЕСКИХ  РАБОТ

(обязательные работы, предусмотренные программой)

8 КЛАСС

1. «Основные линии чертежа» (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите в соответствии с правилами ЕСКД рамку, графы основной надписи по размерам, все основные линии чертежа. Можно выбрать любое расположение групп линий на листе. Основную надпись можно расположить как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.

2. Чертеж «плоской детали» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертежи деталей «Прокладка» по имеющимся половинам изображений, разделенных осью симметрии. Нанесите размеры, укажите толщину детали. Работу выполните на листе формата А4. Масштаб изображения 2:1.

3. «Чертежи и аксонометрические проекции предметов» (бумага чертежная). Содержание работы: по заданию учителя постройте аксонометрическую проекцию одной из деталей. На аксонометрической проекции нанесите изображения точек А, В и С; обозначьте их. Ответьте на вопросы.

4. «Чертеж детали» (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений, бумага чертежная). Содержание работы: выполните с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов чертеж одной из деталей, в очертаниях которой содержатся сопряжения.

5. «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы» (путем удаления части предмета, бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.

6. «Эскиз и технический рисунок детали» (бумага в клетку). Содержание работы: по заданию учителя выполните эскиз детали (с натуры) в необходимом количестве видов и технический рисунок той же детали.


СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

        Первый год обучения

8 класс

Учебный предмет «Черчение». Значение графического изображения в производственной деятельности человека (построения и перспективы). Цели и задачи изучения черчения в школе и дальнейшей профориентации. Стандартизация приемов и способов изображения. (6 ч).

История и развитие методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. История и развитие методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. Основные правила оформления чертежей. Понятие о стандартах ЕСКД. Масштабы, линии чертежа, рамки и основные надписи на чертежах. Графическая работа №1.Шрифты чертежные. Разметка букв, цифр и знаков чертежного шрифта. Основные приемы выполнения надписей чертежным шрифтом.

Основные правила, приемы и методы нанесения размеров. Выносные и размерные линии. Стрелки, знаки радиуса, диаметры, конусности. Правила постановки размерных цифр.

Графическая работа №2.

Способы проецирования. (8 ч).

Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования (центральный, параллельный, прямоугольный).Получение изображения на плоскости различными методами проецирования. Проецирование детали на одну, две, три плоскости проекции методом прямоугольного проецирования. Определение вида, правила расположения видов на чертеже, названия видов. Аксонометрические проекции. Косоугольная, фронтальная, диметрическая проекция. Прямоугольная изометрическая проекция. Направление осей. Показатели искажения. Нанесение размеров. Построение аксонометрических проекций плоских геометрических фигур. Аксонометрические проекции окружностей. Способы построение овала. Построение аксонометрических предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.

Чтение и выполнение чертежей. (9 ч).

Анализ геометрических форм предметов на основе характерных признаков. Проекции геометрических тел. Особенности проецирования правильных пирамид. Особенности проецирования цилиндра и конуса. Проекции группы геометрических тел. Взаимное расположение геометрических тел относительно плоскостей проекции. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая работа №3. Построение третьего вида. Построение третьего вида по двум данным.

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов.

 Использование знака квадрата. (11 ч).

Дополнительные сведения о нанесении размеров с учетом формы предмета. Развертки поверхностей некоторых тел. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений. Деление окружности на равные части. Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса. Сопряжение окружности и прямой дугой заданного радиуса. Геометрические построения для чертежей и разметки деталей.

Графическая работа №4. Взаимная связь изменения формы предмета. Взаимное положение его частей и пространственного положения самого предмета, отображение этих  предметов на чертеже. Конструирование по изображениям. Порядок чтения чертежей деталей. Графическая работа №5. Эскизы деталей с натуры. Итоговая графическая работа №6.

ПЕРЕЧЕНЬ  ЗНАНИЙ  И  УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ  У  УЧАЩИХСЯ

8  КЛАСС

Учащиеся должны знать:

приемы работы с чертежными инструментами;

простейшие геометрические построения;

приемы построения сопряжений;

основные сведения о шрифте;

правила выполнения чертежей;

основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

принципы построения наглядных изображений.

Учащиеся должны уметь:

анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

анализировать графический состав изображений;

выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;

читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;

проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;

приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.


Тематическое планирование

К-во

ч.

Тема

Содержание.

Примечания.

Методы и приемы

Дата

Д\з

прогр

факт

I. Правила оформления чертежей (7 ч)

1 четверть 8 часов

1

1

Значение черчения в практической деятельности людей.

Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.

Ознакомление с предметом.

Рассказ, работа с рисунками учебника

Стр.

3-11

2

1

Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.

Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места. Рамка. Рамка для надписи.

Знакомство с инструментами и принадлежностями для черчения.

Работа с инструментами

§1

3

1

Понятие о государственных стандартах.

Линии:  сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и штрихпунктирная с двумя точками тонкая. Форматы рамки и основные надписи на чертежах.

Знакомство с Госстандартами, правила выполнения линий на чертежах в соответствии с ними.

Рассказ, работа в тетради.

§2

 2. 1

 2. 2

2. 3

4

1

Графическая работа №1

Линии чертежа.

Формат А4 с выполнением основной надписи.

Самостоятельная работа

5

1

Некоторые сведения о нанесении размеров.

Выносная и размерная линии, стрелка, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел. Прим.  и обозначение масштаба.

Знакомство с правилами нанесения размеров, масштабирования изображений на чертежах.

§2

2. 5 2. 6

6

1

Сведения о чертежном шрифте.

Буквы, цифры и знаки на чертежах.

Знакомство с правилами выполнения надписей на чертежах.

Рассказ, работа с рисунками учебника. Показ на доске.

§2

 2. 4

7

1

Графическая работа №2

Чертеж «плоской» детали.

Самостоятельная работа

II. Способы проецирования (9 ч)

8

1

Проецирование.

Центральное и параллельное проецирование.

Объяснить появление проекций предметов и показать способы проецирования

Рассказ, работа с рисунками учебника. Показ на доске.

§3

По программе:                                                       Дано:                                     Не дано:                                               Причина:

2 четверть 8 часов

9

1

Прямоугольные проекции.

Выполнение изображений предметов на одной, двух-трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Объяснить появление проекций предметов и показать способы проецирования

Рассказ, работа с рисунками учебника. Показ на доске.

§4

10

1

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева.

Определение необходимого и достаточного количества видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).

Дать понятие о количестве видов на чертеже, их необходимом количестве.

Рассказ, работа с рисунками учебника. Показ на доске.

§5

11

1

Практическая работа №3

Моделирование по чертежу

Из проволоки, картона, бумаги, пластических и других материалов.

Самостоятельная работа

12

1

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции.

Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.

Объяснить назначение и целесообразность применения изучаемых проекций.

Рассказ, работа с рисунками учебника. Показ на доске.

§6

7

7.1

13-14

2

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур.

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур.

Рассмотреть выполнение аксонометрических проекций плоских и объемных фигур. Научить строить аксоном. проекции

Рассказ, работа с рисунками учебника. Показ на доске.

§7 7.2

7.3

15

1

Эллипс как проекция окружности.

Построение овала.

Научить строить проекции тел имеющих кривые поверхности.

Рассказ, работа с рисунками учебника. Показ на доске.

§8

16

1

Понятие о техническом рисунке.

Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов, изображенных в системе прямоугольных проекций. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.

Дать понятие о техническом рисунке, его применении. Выбор и применение аксонометрической проекции.

Рассказ, работа с рисунками учебника. Показ на доске.

§9

По программе:                                                       Дано:                                     Не дано:                                               Причина:

3 четверть 10 часов.

III. Чтение и выполнение чертежей (18 ч)

17

1

Анализ геометрической формы предметов.

Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части).

Научить проводить анализ геометрической формы предмета.

Рассказ, работа с рисунками учебника. Показ на доске.

§10

11

11.1

11.2

11.3

11.4

11.5

18

1

Чертежи группы геометрических тел.

Чертежи группы геометрических тел.

Ознакомить с правилами выполнения чертежей геометрических тел.

Рассказ, работа с рисунками учебника. Показ на доске.

§11.6

19

1

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.

Научить находить на чертеже проекции вершин, ребер, граней.

Рассказ, работа с рисунками учебника. Показ на доске.

§12

20

1

Графическая работа №4

Чертежи и аксонометрические проекции предметов.

С построением проекций точек, отрезков, граней и пр.

Самостоятельная работа

21

1

Выполнение чертежей предметов с преобразованием их формы, взаимного положения частей и пространственного положения предметов.

Элементы конструирования по изображениям.

Научить выполнять чертежи предметов с преобразованиями в форме, положении.

Рассказ, работа с рисунками учебника. Показ. Работа в тетради.

§13

22

1

Графическая работа №5

Построение третьей  проекции по двум данным.

Самостоятельная работа

23

1

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов.

Использование знака квадрата.

Ознакомить с правилами нанесения размеров на чертежах.

Рассказ, работа с рисунками учебника. Показ на доске.

§14

24-25

2

Анализ графического состава изображений.

Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деления отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжении, Примеры связи чертежа с разметкой заготовки.

Научить анализировать графический состав изображений, выполнять геометрические построения.

Рассказ, работа с рисунками учебника. Показ.

§15

26

1

Графическая работа №6

Чертеж детали. С использованием геометрических построений,  в том числе и сопряжения.

Самостоятельная работа

По программе:                                                       Дано:                                     Не дано:                                               Причина:

4 четверть 8 часов

27

1

Развертывание поверхностей некоторых тел.

Развертывание поверхностей некоторых тел.

Научить строить развертки некоторых геометрических тел.

Рассказ, работа с рисунками учебника. Показ.

§16

28

1

Чтение чертежей.

Чтение чертежей

Ознакомить с правилами чтения чертежей деталей.

Рассказ, работа с рисунками учебника. Показ. Работа в тетради.

§17

29

1

Практическая работа №7

Устное чтение чертежей.

Самостоятельная работа

30

1

Графическая работа №8

Выполнение чертежа предмета в трех видах.

С преобразованием формы путем удаления части предмета.

Самостоятельная работа

31

1

Выполнение эскиза детали (с натуры).

Выполнение эскиза детали (с натуры).

Научить выполнять эскиз детали с натуры.

Рассказ, работа с рисунками учебника. Показ. Работа в тетради.

§18

32

1

Графическая работа №9

Эскиз и технический рисунок детали.

Самостоятельная раб.

33

1

Графическая работа №10

Выполнение чертежей с включением элементов конструирования.

Самостоятельная раб.

34

1

Графическая работа №11

Выполнение чертежа предмета.

По аксонометрической проекции.

Контрольная работа

По программе:                                                       Дано:                                     Не дано:                                               Причина:

 За год: По программе:                                                       Дано:                                     Не дано:                                               Причина:

Литература

  1. Ботвинников  А.  Д. , Виноградов В.  Н. , Вышнепольский И.  С.  «Черчение.  7-8 классы».  – М. : ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2009.
  2. Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С., Вышнепольский В. И. Методическое пособие по черчению: К учебнику Ботвинникова  А. Д., Виноградова В. Н., Вышнепольского И. С. «Черчение. 7-8 классы». – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2006.
  3. Программа «Черчение.  7-8 классы».  Ботвинников  А. Д., Вышнепольский И. С., Гервер В. А., Селиверстов Н. Н.

http://limonin.ucoz.ru/index/0-10

http://www.zavuch.info/component/mtree/tochnie/cherchenie

http://www.grafik.org.ru/drowing.html

http://risovatlegko.ru/

http://chertejnik.narod.ru/p9aa1.html

http://absurdopedia.net/wiki/

http://www.uchportal.ru/load/149

http://nova.rambler.ru/saved?link=http://www.tchernega.ru/

http://innarusskova.ru/publ/uroki_cherchenija/zanimatelnoe_cherchenie_v_9_klasse/4-1-0-2

МОУ «Железнодорожная СОШ №1»

Лист  корректировки  календарно-тематического  планирования  2011 –2012 учебный год

        Учитель: _____________

Предмет: _____________

Класс: _______________.

Содержание  корректировки /тема урока

№ урока \ дата

Причина корректировки.

1.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Железнодорожная средняя  общеобразовательная школа №1»

Утверждаю:_______

Директор  

«_____»__________20    г.                                                      

Согласованно:___________________                                                                              Зам. Директора по УВР                                      «_____»__________20    г.                                                          

Рассмотрено на заседании МО                                                                                                      

протокол №_____ от                                    «_____»__________20    г.

Рабочая программа учебного предмета  

На 2013_ -2014_ учебный год

Образовательная область_Черчение

Предмет__Черчение___________

Класс___________9_____________________________

Учитель___Харламова Татьяна Николаевна_______

Количество часов в неделю по учебному плану___1_

Количество часов на __2113_ -2014__год   ______34__

Составлен в соответствии программы общеобразовательных учреждений. Черчение. 7-11 кл./Под руководством В.В. Степакова, Л.Н. Анисиьова

 Сборник Программ общеобразовательных учреждений. Черчение,  7-11 класс. составитель: В.В. Степакова

М.: Просвещение, 2010.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры. Овладев базовым курсом в 8 - 9 классах, школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи (и эскизы) несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чертежи, кинематические и электрические схемы простых изделий.

Важнейшие задачи курса – развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики.

Задачи:

  1. Дать учащимся знания основ метода прямоугольных проекций и построения аксонометрических изображений.
  2. Ознакомить с важнейшими правилами выполнения чертежей, условными изображениями и обозначениями, установленными государственными стандартами.
  3. Способствовать развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной деятельности, научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображения, понимать условности чертежа, читать и выполнять чертежи, а также простейшие электрические и кинематические схемы.
  4. Развивать элементарные навыки культуры труда: уметь правильно организовать рабочее место, применять рациональные приемы работы чертежными и измерительными инструментами, соблюдать аккуратность и точность в работе.

5.Научить самостоятельно работать с учебными и справочными пособиями по черчению в процессе чтения и выполнения чертежей и эскизов.

Данная учебная программа составлена с учетом Базисного плана, рабочая учебная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Черчение. 7-11кл./Под руководством В.В. Степакова, Л.Н. Анмсимова.; обязательного минимума содержания основного общего образования по черчению.  Отличительных особенностей по сравнению  программой нет. Тематика полностью сохранена, часовое планирование изменено

Учебные часы сокращены:

1.Способы проецирования, чтение и выполнение чертежей с 25 ч. на 17 ч.

2. Сечение, разрезы, виды с 28 ч на 15ч.        

3. Сборочные чертежи. Чтение строительных чертежей с 30ч на 17ч.

 Срок реализации данной программы теперь составляет 2 года. Данная скорректированная программа утверждена На МС от 14.09. 10. 2 года с использованием учебного изменения  на 25%.

Для осуществления указанных задач программа предусматривает изучение теоретических положений, выполнение упражнений, обязательный минимум графических и практических работ.

В процессе изучения графики надо научить школьников активно работать, правильно организовывать рабочее место, рационально применять чертежные и измерительные инструменты, владеть наиболее простыми приемами работы с красками.

Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу. Наряду с репродуктивными методами обучения необходимо использовать методы проблемного обучения, вовлекая школьников в процесс сотворчества.

Изучение теоретического материала должно гармонично сочетаться с выполнением обязательных графических работ. Конкретный материал подбирает для них учитель, руководствуясь данным в программе примерным распределением часов. Очередность и сроки выполнения работ также определяет учитель.

Следует уделять большое внимание развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний. Поэтому особое значение придается работе кружков, организации выставок работ учащихся, проведению тематических вечеров, конкурсов, олимпиад и экскурсий. Дальнейшее расширение и углубление графических знаний, умений и навыков учащихся предусматривается в часы факультативных занятий.

Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы задачи и упражнения носили творческий характер. Объекты для графических работ подбираются, когда это возможно, в тесной связи с учителями, преподающими другие разделы образовательной области «Технология» (некоторые рекомендации даны в перечне индивидуальных графических работ (ИГР), приведенном в программе).

В процессе обучения графике необходимо использовать учебные наглядные пособия: таблицы, модели, детали, различные изделия, чертежи и т. д., а также кинофрагменты, диафильмы по черчению и другие современные технические средства обучения (по возможности контролирующие и обучающие программы автоматизированных обучающих систем с широким использованием средств машинной графики).

Все графические работы нужно выполнять с соблюдением правил и техники оформления, установленных стандартами.

Индивидуальные графические работы (ИГР) следует выполнять на отдельных листах соответствующих стандартных форматов, а затем сброшюровать и подшить в альбом. Тренировочные и фронтальные упражнения надо выполнять в рабочих тетрадях формата А4 (и на бумаге в клетку).

Оптимальное изучение программы предполагает 34 учебных часа в год, 1 (один) учебный час в неделю. Ботвинников А.Д. Черчение: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений/А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003 (данная книга является основным учебником по черчению, который соответствует действующей программе, утвержденной Министерством образования Российской Федерации).


ПРИМЕРНЫЙ  ПЕРЕЧЕНЬ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ  ГРАФИЧЕСКИХ  РАБОТ

(обязательные работы, предусмотренные программой)

9  КЛАСС

1. «Эскиз детали с выполнением сечений» (бумага в клетку). Содержание работы: выполните на листе бумаги в клетку формата А4 по заданию учителя с натуры или по наглядному изображению эскиз детали. Выявите поперечную форму детали сечением. Обозначьте его, если нужно. Нанесите размеры.

2. «Чертеж детали с применением разреза» (бумага чертежная). Содержание работы: на листе формата А4 выполните вид слева и постройте целесообразный разрез одной из деталей. Нанесите размеры.

3. «Чертеж резьбового соединения» (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите с натуры один из видов резьбового соединения, примените упрощения, установленные стандартом.

4. «Деталирование» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните по указанию учителя чертежи одной-двух деталей.

5. «Мой дом» (бумага чертежная или в клетку). Содержание работы: выполните план своей комнаты с расстановкой мебели, указав отопительные и санитарно-технические устройства.

6. Контрольная работа (бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертеж детали средней сложности по чертежу общего вида.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Второй год обучения

9 класс

Общие сведения о способах проецирования. (1 ч).

Повторение сведений проецирования.

Сечения, разрезы, виды. (14 ч).

Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений.              

Правила графического обозначения материалов на сечениях. Графическая работа №1.

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями.   Простые разрезы (горизонтальные,        

фронтальные и профильные). Обозначение разрезов. Соединение части вида с частью      

разреза. Местный разрез. Особые случаи разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе.

Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Графическая работа №2.

Выбор необходимого и достаточного количества изображений на чертежах и главного вида. Условности и упрощения на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, содержащих изученные условности. Практическая работа на закрепление изученного материала, а также навыков рационального выбора количества изображений с использованием условностей и простановки размеров.

Сборочные чертежи. (13 ч).


Чертежи типовых соединений деталей (5 часов).

Сборочные чертежи изделий (8 ч.).

Разъемные соединения деталей (болтовые, шпилечные, шпоночные и штифтовые). Неразъемные соединения (сварные, паяные, клеевые и заклепочные). Резьбовые соединения. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертежи болтовых соединений.

Упрощенное изображение резьбовых соединений. Стандарты и справочный материал. Чертежи штифтовых соединений. Чтение чертежей, содержащих изображения изученных соединений деталей. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Графическая работа №3. Сборочные чертежи (спецификация, номера позиций и др.). Основные требования к разделам на сборочных чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

Особенности простановки размеров на сборочных чертежах. Практическая работа. Чтение сборочных чертежей. Понятие о деталировании. Выполнение чертежей деталей сборочной единицы. Графическая работа №4. Решение задач с элементами конструирования.

Чтение строительных чертежей. (4 ч).

Назначение и особенности архитектуроно-строительных чертежей: фасады, планы, разрезы, масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником. Графическая работа №5.

Обзор разновидностей графических изображений. (2 ч).

Графические изображения, применяемые на практике. Итоговая графическая работа №6 (контрольная работа).

ПЕРЕЧЕНЬ  ЗНАНИЙ  И  УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ  У  УЧАЩИХСЯ

9  КЛАСС

Учащиеся должны знать:

основные правила построения линий пересечения простейших геометрических образов;

основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных чертежах;

условные обозначения материалов на чертежах;

основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);

условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;

особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;

особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;

основные условные обозначения на кинематических и электрических схемах;

место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи – до изделия»).


Учащиеся должны уметь:

правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;

выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;

выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;

читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех – шести деталей;

ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов;

читать и выполнять простые кинематические и электрические схемы;

читать несложные архитектурно-строительные чертежи;

пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой;

        Календарно- тематическое планирование        

№ п\п

Дата

Тема урока

Практическое задание

Краткое содержание теоретической части урока

Оборудование к уроку

Домашнее задание

прогр

факт

1 четверть 8 часов

Повторение сведений о способах проецирования 1 час

1

Обобщение сведении о способах проецирования

Чтение чертежа:
а) устное чтение (фронтальная работа с классом);
б) построение чертежа детали в системе проекций по двум заданным (в рабочих тетрадях)

Повторение теоретического материала по темам: «Проецирование на три плоскости проекций», «Аксонометрические проекции»

Учебные таблицы с задачами на построение чертежа детали в трех видах по двум заданным

ИКТ

Повторить § 3-8. В тетрадях выполнить задание № 1 на на с. 128

Сечения и разрезы 12 час

2

Понятие о сечении как изображении. Назначение сечений

Построение наложенных сечений с использованием программированных карт (работа выполняется на кальке) Решение задач на построение сечений (в рабочих тетрадях)

Сечения, наложенные и вынесенные, обозначение их на чертежах, штриховка материалов в сечениях, алгоритм построения сечений

Учебная таблица «Сечения», динамическая модель с задачами на построение сечений и образцами ответов (для последующей проверки правильности выполнения заданий) ИКТ

Повторить

 § 20—22.

 В тетрадях выполнить упражнения № 1, 2 на с. 136

3

Правила выполнения и обозначение сечений.

Построение сечений (работа выполняется по индивидуальным карточкам-заданиям)

Повторение теоретических знаний и отработка практических навыков по теме «Сечения»

Индивидуальные карточки-задания для опроса у доски, за первыми учебными столами, для самостоятельной практической работы

ИКТ

Повторить

 § 20—22. В тетрадях выполнить графическую работу № 12 на с. 137

4

Графическая работа № 12 «Эскиз детали с выполнением сечений».

Решение задач на построение сечений

Повторение теоретических знаний и отработка практических навыков по теме «Сечения»

Индивидуальные карточки-задания

Повторить

 § 20—22

5

Проверка знаний материала за курс 8 класса

Входной тест

Повторение теоретических знаний

Индивидуальные карточки-задания

6

Назначение разрезов. Различие между разрезами и сечениями. Правила выполнения разрезов

Решение задач на построение чертежа детали симметричной формы, содержащей разрез (работа выполняется по индивидуальным заданиям на кальке)

Общие сведения о разрезах. Фронтальный, горизонтальный и профильный разрезы, отличие разрезов от сечений, алгоритм построения простых разрезов

Учебные таблицы с чертежами-заданиями, динамическая модель. Таблица «Образование разреза» ИКТ

§ 23, 24

(до п. 24.4). В тетрадях выполнить задание № 1 на с. 141, задания № 2, 3 на с. 144, 145

7

Простые разрезы. Обозначение простых разрезов. Местный разрез

Тренировочные упражнения на построение местного разреза. Упражнения на построение разрезов и обозначение их

Повторение теоретических знаний по темам: «Сечения» и «Простые разрезы». Изучение правил обозначения простых разрезов. Местный разрез

Учебные таблицы: «Обозначение разрезов», «Местный разрез». Индивидуальные карточки-задания ИКТ

Повторить

 § 24.

 В тетрадях выполнить задание № Я на с. 145

8

Соединение части вида с частью разреза

Тренировочные упражнения на совмещение части вида с частью разреза, половины вида с половиной разреза

Повторение теоретических положений по теме «Сечения», соединение части вида с частью разреза

Учебные таблицы по теме урока, карты программированного контроля, индивидуальные задания для практической работы

§ 25.

 В тетрадях выполнить задания №1,3 на с. 150— 152

По программе:                                                       Дано:                                     Не дано:                                               Причин

2 четверть 8 часов

9

Закрепление знаний о разрезах

Решение задач на построение чертежа детали содержащей соединение части вида с частью  разреза (работа выполняется по индивидуальным заданиям на кальке)

Повторение теоретических положений по теме «Сечения», соединение части вида с частью разреза. Построение разрезов.

разъемная модель детали с ребром жесткости – тонкой стенкой; плакат с изображением детали, рассеченной плоскостью;  отдельные геометрические тела для сборки новых деталей; динамический плакат “Соединение вида и разреза”.

Учить

§ 26

Задание в тетради

Стр. 150

Рис.195

10

Графическая работа № 13 «Эскиз детали с выполнением

необходимого разреза».

Выполнение (на бумаге в клетку формата А4) эскиза детали с применением необходимого разреза

Повторение теоретических положений по теме «Разрезы»

Учебная таблица «Разрезы», набор моделей технических деталей: План выполнения работы

Повторить

§ 24, 25.

11

Особые случаи построения разрезов.

Выполнение особых случаев разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Тренировочные упражнения

Сведения о случаях если секущая плоскость проходит вдоль тонкой стенки или спицы (ребра жесткости).

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

ИКТ

Учить § 27,

Выполнить в тетради

стр. 149 рис. 194 (б, в)

12

Графическая работа № 14

 «Чертеж детали с применением разреза».

Повторение  знаний и отработка практических навыков по теме «Применение разрезов в аксонометрической проекции»

Индивидуальные карточки-задания.

Выполнить в тетради

стр. 153

Рис.200, 201

13

Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

Как располагаются секущие плоскости для выявления внутренних очертаний предмета.

Графические обозначения материалов в сечениях.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы ИКТ

Повторить

§ 27.

Определение необходимого количества изображений 4 час

14

Выбор количества изображений и главного изображения.

Определение количества изображений и главного вида деталей.

Правильное определение необходимого количества видов, полностью выявляющее форму предмета.

Индивидуальные карточки-задания.

§ 28.

15

Условности и упрощения на чертежах.

Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.

Применение условностей и упрощений на чертеже в соответствии с ГОСТОМ.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

 

§ 29

Рис.205

16

Практическая работа № 15 «Устное чтение чертежей».

Порядок чтения чертежей содержащих условности и упрощения.

Повторение сведений о процессах чтения чертежа:

 а) чтение основной надписи, информация, заложенная в ней;

 б) чтение изображений — виды, разрезы, сечения, заданные на чертеже;

в) знаки и обозначения, относящиеся к выявлению геометрической формы предмета и его частей;

г) условности и упрощения на чертеже; д) анализ по чертежу геометрической формы предмета для установления или уточнения конструкции предмета и его элементов;

е) чтение размеров и др. надписей.

Индивидуальные карточки-задания.

Стр.159

Рис.206

По программе:                                                       Дано:                                     Не дано:                                               Причин

3 четверть 10 часов

17

Графическая работа № 16 «Выполнение эскиза Детали с натуры с применением разрезов».

Выполнение эскиза используя условности и упрощения.

Выполнить эскиз детали с натуры, применив целесообразные разрезы, сечения и упрощения.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

Стр.160

Рис. 207

Сборочные чертежи 12  час

18

Общие сведения о соединениях деталей.

Сборочные чертежи.

Общие понятия о соединении деталей. Виды соединений детали: разъемные, неразъемные — общие сведения, примеры, назначение, характеристика.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

ИКТ

 

§ 30

Рис.209

19

Изображение и обозначение резьбы.

условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;

Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы.

Учебная таблица "Соединения при помощи резьбы". Динамическая модель болтового  соединения.

ИКТ

 

§ 31

Рис.211-215.

20

Изображение болтовых и шпилечных соединений.

Условности и упрощения при выполнении резьбовых соединений.

Изображение болтовых и шпилечных соединений, сходства и различие.

Учебная таблица "Соединения шпилькой и болтом". Динамическая модель болтового соединения. ИКТ

 

§ 32

Рис. 217-219.

21

Графическая работа № 17 «Чертеж  резьбового соединения».

Выполнение чертежа резьбового соединения

Выполнить чертеж резьбового соединения используя упрощения применяемые стандартом.

Индивидуальные карточки-задания.

Стр.173

22

Шпоночные и штифтовые соединения.

Выполнение чертежа штифтового и шпоночного соединения

Изображения шпоночных и штифтовых соединений.

Учебная таблица "Соединения шпонкой и штифтом". Динамическая модель шпоночного соединения.

ИКТ

§ 33, ответы на вопросы - устно, рис.224 и 228

23

Общие сведения о сборочных чертежах изделий.

особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных;

Определение понятия «сборочный чертеж». Изображения на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения   на   сборочных   чертежах.  

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

ИКТ

 

§ 34

Рис.233.

24

Разрезы на сборочных чертежах.

Применение разрезов на сборочных чертежах.

Особенности применения разрезов на сборочных чертежах, штриховка смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

ИКТ

 

§ 34

Рис.235-237.

25

Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;

Чтение сборочных чертежей

Индивидуальные задания для практической работы

 

§ 35, 36

Рис.240

26

Графическая работа № 18 Чтение сборочных чертежей»

Чтение сборочных чертежей различных изделий.

Чтение сборочного чертежа по индивидуальным заданиям.

Индивидуальные карточки-задания.

Стр.193

Рис.244

По программе:                                                       Дано:                                     Не дано:                                               Причин

4 четверть 8 часов

27

Понятие о деталировании.

Процесс составления чертежей деталей по чертежам изделия.

Суть процесса деталировании.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

§ 37

Стр.202

Рис.251

28

Графическая работа № 19 «Деталирование»

Выполнение чертежа сборочной единицы.

Чертеж  детали по чертежу изделия

Индивидуальные карточки-задания.

 

§ 37

Стр.208

Рис.258

29

Практическая работа № 20 «Решение творческих задач с элементами конструирования»

Выполнение чертежа деталей применив элементы реконструкции.

Чертеж детали с

 применением элементов реконструкции.

Индивидуальные карточки-задания.

ИКТ

Срт.209

Рис.259

Чтение строительных чертежей 5 час

30

Основные особенности строительных чертежей.

особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;

Изображения на строительных чертежах.

Правила выполнения и оформления строительных чертежей.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

 

§ 38.

Стр.212

Рис.260

31

Условные изображения на строительных чертежах.

Отдельные элементы зданий и детали внутреннего оборудования.

Изображение условных элементов, применяемое в строительных чертежах.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

 

§ 39

Стр.216

Рис.264-265

32

Порядок чтения строительных чертежей. Графическая работа №21 «Чтение строительных чертежей».

Чтение несложных строительных чертежей.

Чтение строительного чертежа, используя схему.

Индивидуальные карточки-задания.

 

§ 40

33

Графическая работа № 22 (контрольная; итоговая) «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы».

Выполнение чертежа сборочной единицы, соблюдая все правила оформления чертежа.

Выполнение чертежа детали по сборочному чертежу изделия.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

34

Обзор разновидностей графических изображений.

Знакомство с различными видами графических построений.

Обзор различных графических изображений.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической части

По программе:                                                       Дано:                                     Не дано:                                               Причин

За год:  По программе:                                                       Дано:                                     Не дано:                                               Причин


Литература

  1. Ботвинников  А.  Д. , Виноградов В.  Н. , Вышнепольский И.  С.  «Черчение.  7-8 классы».  – М. : ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2009.
  2. Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С., Вышнепольский В. И. Методическое пособие по черчению: К учебнику Ботвинникова  А. Д., Виноградова В. Н., Вышнепольского И. С. «Черчение. 7-8 классы». – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2006.
  3. Программа «Черчение.  7-8 классы».  Ботвинников  А. Д., Вышнепольский И. С., Гервер В. А., Селиверстов Н. Н.

http://limonin.ucoz.ru/index/0-10

http://www.zavuch.info/component/mtree/tochnie/cherchenie

http://www.grafik.org.ru/drowing.html

http://risovatlegko.ru/

http://chertejnik.narod.ru/p9aa1.html

http://absurdopedia.net/wiki/

http://www.uchportal.ru/load/149

http://nova.rambler.ru/saved?link=http://www.tchernega.ru/

http://innarusskova.ru/publ/uroki_cherchenija/zanimatelnoe_cherchenie_v_9_klasse/4-1-0-2


МОУ «Железнодорожная СОШ №1»

Лист  корректировки  календарно-тематического  планирования  2011 –2012 учебный год

        Учитель: _____________

Предмет: _____________

Класс: _______________.

Содержание  корректировки /тема урока

№ урока \ дата

Причина корректировки.

1.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Железнодорожная средняя  общеобразовательная школа №1»

Утверждаю:                                                                              Согласованно:                                                              Рассмотрено:

Директор                                                                                  Зам. Директора по УВР                                               на заседании МО

___________________________                                         _______________________                                            протокол №_____ от

«_____»__________20    г.                                                     «_____»__________20    г.                                             «_____»__________20    г.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

На 2009-2010 учебный год

Образовательная область                                      Искусство

Предмет                                                                     Черчение      

Класс                                                                           _9_______

Учитель                                                                      Харламова Татьяна Николаевна____

Количество часов в неделю по учебному плану            1________

Количество часов на ___34___год  

Составлен в соответствии с  учебной   программой (автор, название, изд-во, год)_

 Б. М. Неменский «Черчение».  Москва «Просвещение» 2008 год.

Утвержденной  (когда и кем)___________________________________________________________________________________________

Учебник ( автор, название, изд-во, год)__Черчение  А.Д. Ботвинников.

Дополнительная литература ___________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Календарно-тематическое планирование составил         Харламова Татьяна Николаевна

Календарно тематическое планирование 9 класс

№ п\п

Дата

Раздел программы

Тема урока

Практическое задание

Цели и задачи

Краткое содержание теоретической части урока

Оборудование к уроку

Домашнее задание

1.

Правила оформления чертежей

 

Основные правила выполнения и оформления чертежей.

Подготовка формата (рамка, графы основной надписи) к работе № 1

показать учащимся, что изображения, которыми пользуются на производстве и которые изучаются в школьном курсе черчения, не могут быть выполнены произвольно. На чертежи, как и на другие изображения, установлены специальные правила. Они носят характер государственных законов, нарушать которые нельзя никому.

 

Стандарты ЕСКД, их назначение Форматы: назначение, размер формата А4.

Основная надпись: назначение, размеры, графы надписи , расположение на чертеже.

Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная с двумя точками.

Таблицы по теме урока.

Бумага различных форматов.

§ 2

пп. 2.1 и 2.2.

2.

Основные правила выполнения и оформления чертежей.

Подготовка формата (рамка, графы основной надписи) к работе № 1

показать учащимся, что изображения, которыми пользуются на производстве и которые изучаются в школьном курсе черчения, не могут быть выполнены произвольно. На чертежи, как и на другие изображения, установлены специальные правила. Они носят характер государственных законов, нарушать которые нельзя никому.

 

Стандарты ЕСКД, их назначение Форматы: назначение, размер формата А4.

Основная надпись: назначение, размеры, графы надписи , расположение на чертеже.

Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная с двумя точками.

Таблицы по теме урока.

Бумага различных форматов.

§ 2

пп. 2.1 и 2.2.

3.

Нанесение размеров на чертежах. Применение и  обозначение масштаба.

Упражнения на нанесение размеров

дать знания по теме «Нанесение размеров на чертежах»

 Ознакомление со стандартами масштабов.

 Научить практическому применению масштабов

Назначение размеров на чертежах.

Линейные и угловые размеры.

Выносные и размерные линии, правила их проведении ни чертежах, написание размерных чисел.

Назначение знаков диаметра и радиуса, правила их написания. Нанесение размеров дуг и углов.

Применение условностей при нанесении размеров сторон квадрата, указание толщины и длины детали, применении пинией с указанием количества отверстий в детали.

Назначение масштаба при изображении деталей, запись  масштаба на чертеже.

Таблицы по теме урока

ИКТ

§ 2,

 пп. 2.5, 2.6.

4.

Способы проецирования

 (10 ч)

Общие сведения о способах проецирования.

Построение проекций предмета по наглядному изображению

Познакомить учащихся с общими правилами проецирования, лежащими в основе построения

чертежей, используемых в черчении.

Развивать пространственные представления и пространственное мышление

Объяснение сути процесса проецирования, элементы проецирующего аппарата (проецируемая фигура, плоскость проекций,  центр проецирования, проецирующие лучи, проекция фигуры).

Центральное проецирование: его суть, использование, примеры центральных проекций. Параллельное проецирование, примеры использования.

модель плоскости проекций, таблицы

ИКТ

§§ 3, 4,

 п. 4.1.

5.

Прямоугольное проецирование на три плоскости проекций. Расположение видов на чертеже.

Решение задач на дочерчивание проекций, равнение изображений, проведение отсутствующих на чертеже линий

Выполнение изображений предметов на двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).

Получаемые на плоскостях проекций изображения предметов называются не проекциями, а видами.

Местные виды

крупные модели деталей,

компьютер, проектор,

экран, зеркало,

таблицы с чертежами, презентация,

§ 4, п. 4.2. 

§ 5

Выполнить упр. 7

 рис. 51

6.

Получение и построение аксонометрических проекций.

Построение диметрическои и изометрической проекций плоских фигур

Научить строить оси координат для построения аксонометрических проекций.

Научить пользоваться линейкой и угольником при построении осей

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.

Компьютерная презентация «Проецирование»

§§ 6, 7,

пп. 7.1, 7.2.

7.

Технический рисунок.

Выполнение технических рисунков деталей

Понятие о техническом рисунке

Технический рисунок представляет собой наглядное изображение предмета, выполненное по принципам

аксонометрических  проекций без применения  чертежных инструментов (от руки) в глазомерном масштабе с соблюдением пропорций частей предмета. Форма предметов на техническом рисунке выявляется с помощью приемов оттенения, что придает изображаемому предмету необходимую наглядность. В учебной практике технические рисунки могут использоваться в решении различных графических задач, заменяя аксонометрические проекции предметов.

Правила и последовательность выполнения рисунка.

Использование способов передачи объема предметов для  придания  техническому  рисунку  наглядности

Таблица по данной теме

ИКТ

§ 9,

рис. 71 выполнить технический рисунок

8.

Графическая работа № 1 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов»

Построение чертежа и аксонометрической проекции предмета

Отработать навыки построения и нахождения граней, ребер и точек предмета.

Построить одну из проекций данной детали. На данной проекции нанести изображение точек.

Таблица по данной теме

Стр. 79

рис 98,99

9.

Чтение и выполнение чертежей (16 ч)

Анализ геометрической формы предмета

Нахождение на чертеже вершин, рёбер и граней поверхностей геометрических форм.

Познакомить со способами построения изображений на основе анализа формы предмета.

Обоснование  необходимости  анализа  геометрической формы предмета при построении его чертежа

Таблицы по теме урока

 § 13.

10

Нахождение на чертеже вершин, рёбер и граней поверхностей геометрических форм.

Выбор главного изображения

Познакомить со способами построения изображений на основе анализа формы предмета.

Обоснование  необходимости  анализа  геометрической формы предмета при построении его чертежа

Таблицы по теме урока

11

Выбор главного изображения

Порядок построений и изображений на чертежах.

Обоснование  необходимости  анализа  геометрической формы предмета при построении его чертежа

12.

Порядок чтения чертежей деталей.

Устное чтение чертежей

Научить  представлять предмет по плоским изображениям.

Определение габаритных размеров.

Последовательное чтение чертежа.

Работа с учебником

§ 17, упр. 42, рис. 145.

13.

Сопряжения

Выполнение чертежей деталей с применением сопряжений

Научить  применять ранее изученные способы графических построений.

Развивать навыки работы с циркулем.

Сопряжение: определение, примеры на чертежах, построение на доске сопряжения двух прямых (скругление угла), нахождение центров, точек и радиусов сопряжений

Работа на классной доске

ИКТ

§ 15,

пп. 15.3, 15.4.

Закончить упр. 41

14.

Геометрические построения. Деление окружности на равные части при построении чертежа.

Выполнение упражнений на деление окружности на равные части

1.научить делить окружности на равные части

2. развивать наблюдательность, умение мыслить логически.

3.воспитывать внимательность и аккуратность в выполнение чертежей

Рассмотрение примеров на деление отрезков на две и более равные части и угла пополам.

Изложение правил деления окружности на 4, 3, 6 равных частей с использованием циркуля или циркуля и угольника. Используя фигуры сопряжения.

Работа на классной доске

ИКТ

§ 15,

пп. 15.1, 15.2

15.

Графическая работа №2 (контрольная; Чертежи детали.».

Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции

Закрепление ранее полученных знаний.

Отработка навыков работы с чертежными инструментами.

По аксонометрической проекции или с натуры построить чертеж одного из предметов в необходимом количестве видов.

Модели деталей. ИКТ

16.

Сечения и разрезы

 (15 ч)

Понятие о сечении как изображении. Назначение сечений

Построение наложенных сечений с использованием программированных карт (работа выполняется на кальке) Решение задач на построение сечений (в рабочих тетрадях)

а) Понятие о сечении как изображении, назначение сечении, их классификация;
б) Формирование интереса к учению;
в) Развитие технического и образного мышления

Сечения, наложенные и вынесенные, обозначение их на чертежах, штриховка материалов в сечениях, алгоритм построения сечений

Учебная таблица «Сечения», динамическая модель с задачами на построение сечений и образцами ответов (для последующей проверки правильности выполнения заданий) ИКТ

Повторить

 § 20—22.

 В тетрадях выполнить упражнения № 1, 2 на с. 136

17.

Назначение разрезов. Различие между разрезами и сечениями. Правила выполнения разрезов

Решение задач на построение чертежа детали симметричной формы, содержащей разрез (работа выполняется по индивидуальным заданиям на кальке)

а) Понятие о разрезах, знакомство с классификацией разрезов, формирование навыка построения целесообразных разрезов;
б) Формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждении;
в) Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач

Общие сведения о разрезах. Фронтальный, горизонтальный и профильный разрезы, отличие разрезов от сечений, алгоритм построения простых разрезов

Учебные таблицы с чертежами-заданиями, динамическая модель. Таблица «Образование разреза» ИКТ

§ 23, 24

(до п. 24.4). В тетрадях выполнить задание № 1 на с. 141, задания № 2, 3 на с. 144, 145

18

 Простые разрезы. Обозначение простых разрезов. Местный разрез

Тренировочные упражнения на построение местного разреза. Упражнения на построение разрезов и обозначение их

а) Знакомство школьников с правилами обозначения простых разрезов, формирование понятия о местном разрезе;
б) Воспитание аккуратности и четкости при выполнении графической работы;
в) Развитие пространственных представлений и пространственного мышления

Повторение теоретических знаний по темам: «Сечения» и «Простые разрезы». Изучение правил обозначения простых разрезов. Местный разрез

Учебные таблицы: «Обозначение разрезов», «Местный разрез». Индивидуальные карточки-задания ИКТ

Повторить

 § 24.

 В тетрадях выполнить задание № Я на с. 145

19

Соединение части вида с частью разреза

Тренировочные упражнения на совмещение части вида с частью разреза, половины вида с половиной разреза

а) Знакомство с правилами соединения части вида с частью разреза, особенностями обозначения разрезов и условностями, принятыми в таких случаях;
б) Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания;
в) Развитие логического мышления учащихся

Повторение теоретических положений по теме «Сечения», соединение части вида с частью разреза

Учебные таблицы по теме урока, карты программированного контроля, индивидуальные задания для практической работы

§ 25.

 В тетрадях выполнить задания №1,3 на с. 150— 152

20

Графическая работа № 3 «Чертеж детали с применением разреза».

 На листе формата А4 выполнить вид слева и построить целесообразный разрез детали.

а) Закрепление навыков выполнения разрезов;
б) формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Повторение  знаний и отработка практических навыков по теме «Применение разрезов в аксонометрической проекции»

Индивидуальные карточки-задания.

Выполнить в тетради

стр. 153

Рис.200, 201

21

Графическая работа № 4

Другие сведения о сечениях и разрезах.

На листе формата А4 выполнить

а) Закрепление навыков выполнения разрезов;
б) формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Повторение  знаний и отработка практических навыков по теме «Применение разрезов в аксонометрической проекции»

22

Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

Как располагаются секущие плоскости для выявления внутренних очертаний предмета.

а) Закрепление навыков выполнения разрезов;
б) формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Графические обозначения материалов в сечениях.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы ИКТ

Повторить

§ 27.

23

Условности и упрощения на чертежах.

Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.

а) Понятие об условностях, как средстве облегчающем процесс выполнения чертежа.
б) Формирование интереса к учению;
в) Развитие технического и образного мышления

Применение условностей и упрощений на чертеже в соответствии с ГОСТОМ.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

 

§ 29

Рис.205

24

Практическая работа № 5 «Устное чтение чертежей».

Порядок чтения чертежей содержащих условности и упрощения.

а) Познакомить с правилами чтения чертежа

б) воспитание навыков коллективного обсуждения;

в) развитие речи, памяти, мышления.

Повторение сведений о процессах чтения чертежа:

 а) чтение основной надписи, информация, заложенная в ней;

 б) чтение изображений — виды, разрезы, сечения, заданные на чертеже;

в) знаки и обозначения, относящиеся к выявлению геометрической формы предмета и его частей;

г) условности и упрощения на чертеже; д) анализ по чертежу геометрической формы предмета для установления или уточнения конструкции предмета и его элементов;

е) чтение размеров и др. надписей.

Индивидуальные карточки-задания.

24

Графическая работа № 6«Выполнение эскиза Детали с натуры с применением разрезов».

Выполнение эскиза используя условности и упрощения.

а) Закрепление навыков выполнения разрезов;
б) формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Выполнить эскиз детали с натуры, применив целесообразные разрезы, сечения и упрощения.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

 

§ 31

Рис.211-215.

25

Шпоночные и штифтовые соединения.

Выполнение чертежа штифтового и шпоночного соединения

а) Получение новых знаний путем создания проблемной ситуации и активизации мышления школьников для формулирования и решения проблемных задач.

б) Развитие способностей учащихся к самообразованию; речемыслительной деятельности при выдвижении и обсуждении гипотез;

в) Воспитание культуры общения, речи (в т.ч. с использованием специальной предметной терминологии).

Изображения шпоночных и штифтовых соединений.

Учебная таблица "Соединения шпонкой и штифтом". Динамическая модель шпоночного соединения.

ИКТ

§ 33, ответы на вопросы - устно, рис.224 и 228

26

Графическая работа № 7 «Чертеж  резьбового соединения».

Выполнение чертежа резьбового соединения

а) Познакомить с видами соединении.

формирование навыков самостоятельной работы;
б) Развитие навыков логического мышления

Выполнить чертеж резьбового соединения используя упрощения применяемые стандартом.

Индивидуальные карточки-задания.

Стр.173

27

Общие сведения о соединениях деталей.

Сборочные чертежи.

а) Познакомить с видами соединений сформировать навыки построения изображений.

б) воспитание навыков коллективного обсуждения;

в) развитие речи, памяти, мышления.

Общие понятия о соединении деталей. Виды соединений детали: разъемные, неразъемные — общие сведения, примеры, назначение, характеристика.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

ИКТ

 

§ 30

Рис.209

28

Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;

а) Закрепление знаний о сборочном чертеже

б) воспитание навыков коллективного обсуждения;

в) развитие речи, памяти, мышления.

Чтение сборочных чертежей

Индивидуальные задания для практической работы

 

§ 35, 36

Рис.240

29

Понятие о деталировании.

Процесс составления чертежей деталей по чертежам изделия.

Сформировать у учащихся понятие «деталирование» , закрепить знания по чтению сборочных чертежей.

Суть процесса деталировании.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

 

§ 37

Стр.202

Рис.251

30

Графическая работа № 8 «Деталирование»

Выполнение чертежа сборочной единицы.

а) Отработка навыков выполнения чертежей сборочных единиц;
б) формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Чертеж  детали по чертежу изделия

Индивидуальные карточки-задания.

 

§ 37

Стр.208

Рис.258

31

Практическая работа № 9 «Решение творческих задач с элементами конструирования»

Выполнение чертежа деталей применив элементы реконструкции.

а) Способствовать развитию пространственных представлений.

б) Научить анализировать форму и конструкцию предметов, и их графические изображения.

в)  Научить самостоятельно, определять главный вид и количество изображений, используя условности и сокращения.

Чертеж детали с

 применением элементов реконструкции.

Индивидуальные карточки-задания.

ИКТ

Срт.209

Рис.259

32

Контрольная работа

(1 ч)

Графическая работа № 10 (контрольная; итоговая) «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы».

Выполнение чертежа сборочной единицы, соблюдая все правила оформления чертежа.

а) Отработка навыков выполнения чертежей сборочных единиц соблюдая правила ГОСТА;
б) формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Выполнение чертежа детали по сборочному чертежу изделия.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

33-34

Обзор разновидностей графических изображений

Обзор разновидностей графических изображений.

Знакомство с различными видами графических построений.

а) Дать понятие об разновидностях графических изображений и  их назначении.

б) Научить различать графические изображения.

Обзор различных графических изображений.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической части


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по черчению 8, 9 классы

Рабочая программа по черчению...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...

Рабочая программа по Черчению 8-9 класс

Рабочая  программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы  общео...