«Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит…».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Лукианова Эльвира Михайловна

 На занятиях изобразительного искусства в 4 классе дети продолжают знакомиться с чудесным миром красоты. Урок посвящается самому  сказочному и таинственному времени года это зима.             Основная цель учителя на данном уроке: расширить знания учащихся о пейзаже как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника, композитора, поэта и их выражение в творческой деятельности; воспитание прекрасным, раскрыть образный и содержательный смысл понятия  « сказочный пейзаж »  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 4 классе

 

«Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит…».

Цель:  Привлечь внимание детей к красоте окружающего мира

и характерным особенностям зимы.

Обучающие:

Учить анализировать состояние природы, цветовую гамму, умение сравнивать.

Развивающие: развивать эмоциональное и эстетическое творение, творческое и художественное мышление, фантазию; способности.  

Воспитывающие: Воспитывать чувство радости от передачи красоты природы в рисунке, воспитывать бережное отношение к природе,  родному краю.

Аннотация:  На занятиях изобразительного искусства в 4 классе дети продолжают знакомиться с чудесным миром красоты. Урок посвящается самому  сказочному и таинственному времени года – это зима.            

Основная цель учителя на данном уроке: расширить знания учащихся о пейзаже как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника, композитора, поэта и их выражение в творческой деятельности; воспитание прекрасным, раскрыть образный и содержательный смысл понятия  « сказочный пейзаж»

Задание: Изобразить сказочный лес.

Вид урока: рисование по памяти и впечатлению

Задачи:

Тип урока: интегрированный.

Форма: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: Наглядно-иллюстративный

Оборудование:

Для учителя: компьютер, проектор, экран, магнитофон, классная доска, магниты, листы-заготовки для индивидуальной работы, трубочкы, салфетки.   Лист формат А4, кисти 8,5,3, банка для воды, тряпочка, палитра, краски гуашь 12цв., мел.

Зрительный ряд: презентация( где включены репродукции русского художника И.И.Шишкина, фотографии с изображением зимней природы, рисунок учителя, рисунки детей.) Снежинки со стихами

Музыкальный ряд: Шедевры классической музыки (сборник), музыка П.И.Чайковского "Времена Года"-«зима»,  детская песня: « Зимняя сказка»( для фона при практической работе учащихся).

Литературный ряд: Загадки о природе. Стихотворные строки про зиму,

Термины: пейзаж, клякс графия (выдувание), И.И.Шишкин, П.И.Чайковский.

Для учащихся: бумага белая, голубая, синяя, фиолетовая, серая.  акварельные краски, белая гуашь, кисти ( широкие, тонкие, баночка с водой, тряпочка.

Этапы урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока.

3.Беседа по теме урока

4 Физкультминутка

5.Объяснение задания.

6.Практическая часть урока.

7.Физкультминутка.

8. Подведение итога, выставка работ.

9. Обобщение, закрепление нового материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

1)Приветствие.  

           Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели.

Мы сегодня опять

Учиться будем рисовать.(cлайд 1- палитра, кисти)

2) Проверка готовности к уроку

  1.  Сообщение темы и цели урока.

Загадка: Явилась вслед за осенью

         Я по календарю.

         Я самый лучший праздник вам

         На радость подарю!

         А землю белым снегом я

         Укутала сама.

         Ребята, отгадайте-ка,

         Ну, кто же я? ... (Зима) (слайд2)

Сегодняшний урок посвящается самому  сказочному и таинственному времени года – это зима.

Ребята, а вы любите зиму? ( ответы детей)

За окнами сейчас зима.        Обратите внимание на вид из окна, какая у нас сегодня погода, какое настроение сегодня у природы?(ответы детей)

Природа зимой затаилась и спит, спрятавшись под белоснежное покрывало,   зима,  словно волшебница околдовала природу.

«Тему нашего урока я назвала строками из стихотворения великого русского писателя Федора И. Тютчева: «Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит…». (Слайд3 - тема урока)

 

  1. Беседа по теме урока 

 – Представим, ребята, что мы попали в волшебный сказочный лес!

– Кругом стоит таинственная тишина, пурга намела огромные сугробы снега. Повсюду деревья, как сказочные великаны и гномы. – Мы можем стать художниками –   волшебниками, попасть в сказочный лес, затем ее  изобразить                  

Сегодня на уроке мы будем беседовать о красоте зимней природы, рассмотрим с вами работы художников, фотографии, рисунки детей прошлых лет.

Вам знакомо слово пейзаж?

Термин « пейзаж» означает изображение какой-либо местности это изображение природы.

Наша земля богата красивыми лесами, уголками нашей земли. Природа очень красива в любое время года.

Эпиграфом нашего урока являются слова О. Рязановой (слайд 4)

«У каждого времени года

Особенный запах и цвет

Но так совершенна природа,

Что в целом ее краше нет…»

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромой,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (слайд 5)

     И стоит он, околдован,

     Не мертвец и не живой -

     Сном волшебным очарован,

     Весь опутан, весь окован

     Лёгкой цепью пуховой.(слайд 6)

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой -

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой. (слайд 7) Ф.И.Тютчев

Вопрос:   А какие же краски выбирают художники, чтобы передать красоту зимней природы? ( обратить внимание на цветовой спектр)

Сейчас рассмотрим как художники на своих полотнах изображали зимний пейзаж.

(слайд 8-портрет художника; работы И.И. Шишкина) Перед нами портрет великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина. Он с детства любил природу, изучал и любовался красотой деревьев, каждой травинкой, каждой морщине коры и каждого изгиба ветвей . Он был влюблен в русский лес. Его друзья говорили , что Шишкин жил и жив своими деревьями и травами. Его работы как живые.

Обратить внимание на картину «Зимний лес» (слайд 9)

Беседа по картине « На севере диком» (слайд10)

Вопрос: Какое настроение художник передал в своей работе?(ответы детей),м

 Учитель: Какие краски применил художник?

Беседа по картине « Зима» (слайд 11)

Самая известная работа художника И.И.Шишкина « Зима»

О чем рассказал нам художник, что его удивило? (красота зимнего леса, укутан нового снегом). Какой это лес? (старый, дремучий, непроходимый, еловый бор.) Почему вы решили что это старый. дремучий лес? Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они? (огромные, мощные, с толстыми стволами, лесные богатыри). А что мы видим на земле? Что лежит под снегом? (огромные стволы упавших старых деревьев, кое где стволы елей уже наклонились, но они еще не упали). А есть ли здесь маленькие елочки и кусты? Да. они чуть виднеются из-под снежных шубок. Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу застыло, замерло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой. Видите ли вы здесь живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите ли вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую еще загадку загадал нам художник. Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула.

 Красив укрытый пушистым толстым ковром снега зимний лес. Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, спокойная или громкая, радостная, звонкая? Да, картина тихая, спокойная, негромкая. Вам понравилась картина?

      А какую музыку можем услышать в этой картине? (ответы детей)

( звучит музыкальное произведение известного русского композитора Петра Ильича Чайковского из цикла « Времена года».)

  Учитель    обращает внимание учащихся на изображение зимнего леса

  1. Фото   (слайд-12,13,14)
  2. рисунки детей прошлых лет.    

 

  1. Физкультминутка.  (слайд- 15)

 

 Мы пришли в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Вот утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа.

Ну а мы чуть-чуть пройдемся

И домой к себе вернемся.

Вопрос: Какие цвета мы увидели в нашем волшебном лесу? ( ответы детей)

Снег зимой какого цвета? (слайд-16)

  1. Объяснение задания. (слайд 17)

Мы рассмотрели работы русского художника, фотографии, рисунки детей. И наша задача выполнить    зимний пейзаж в живописи (напомнить что означает термин живопись), постараться передать настроение природы

 Задание: Изобразить сказочный лес.

 Красота русской природы не оставила кого-либо равнодушным. Каждый из вас уже видит, чувствует свой пейзаж, да и какими цветами будете работать, вы уже определились.

Вопрос: -Какие цвета будем использовать  рисуя небо? Снег?

(Холодные: голубой, синий, фиолетовый и все его оттенки).

 Работать будем на цветной бумаге.

6.Практическая часть урока.

Этапы выполнения работы:

  1. выбрать цветную бумагу для фона (розовый, желтый, серый, нежно-голубой, голубой, синий, фиолетовый)
  2.  расположить  лист бумаги вертикально или горизонтально?

Изобразить дальний план.  Наносится фон - небо, облака..(учитель демонстрирует работу на цветной бумаге» на мольберте)

  1. Когда чуть подсохнет, выполняем основные детали нашего рисунка.

 ( слайд- 18)

Рисунок деревьев кистью или -  в технике « Кляксография» по – другому  

 « Выдувание». Эта техника очень полезна для вашего здоровья, особенно для дыхательных путей.

Изобразить разные деревья, 3-4 вида деревьев.

- Деревья растут вверх, на первом плане - большие, а чем дальше - меньше.

- С чего начнём изображение дерева? (со ствола).

- Дерево, может быть старым, могучим, с толстым стволом.

- Или тонким, хрупким, как у молодой берёзки.

 Для изображения темных деревьев берем синий, коричневый, фиолетовый цвет, а для светлых возьмем белую гуашь. 

 дети выполняют рисунок, во время работы звучит детская песня «Зимняя сказка)

 

Физкультминутка.

 

Снегопад   (слайд 19- снегопад)

Белые снежинки

В воздухе кружатся  

И на землю тихо

Падают, ложатся.                                  

4. Как вы думаете, как нам изобразить снег на ветвях деревьях, чтобы он был пушистым? (методом тычка)

Что нужно помнить при этом? (краска должна высохнуть, перед тем, как положить белую)

 Заканчиваем работу прорисовкой деталей тоненькой кисточкой или в технике рисования пальчиком, наносятся блики и тени.

 Учитель индивидуально помогает советами детям в творческой работе.

 8. Подведение итога, выставка работ.

  Детские работы вывешивается на доске оценивают, выявляют самые яркие по содержанию работы. работы. Радуемся удачным работам.  Можно сделать замечания по ошибкам (но только в форме советов).

Учитель: Давайте вместе полюбуемся замечательными пейзажами, которые вы сегодня написали. Я думаю, что за такую дружную, плодотворную, замечательную работу похвалить можно всех ребят. Всем большое спасибо!

9. Обобщение, закрепление нового материала.

Опрос « кубик» ( на бумажном кубике написаны вопросы, дети передают кубик, читают вопрос и отвечают на него…)

 

-Пейзажи, какого   русского художника  мы рассмотрели на уроке?

-Какого цвета снег?

-Назови русского композитора, написал музыкальную композицию

     « Времена года»

-Какая из картин затронула больше всего, разбудила в вас особенные чувства?

-Что вы ощущаете, глядя на пейзажи родной земли?

-Понравился ли вам  урок и почему?        

Любите природу в любое время года и берегите ее.

  Урок заканчивается уборкой рабочего времени

( слайд - спасибо за урок! Звучит веселая мелодия )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие военно-патриотического кружка по теме «Стрельба стоя. Элементы изготовки положения «стоя»

Технологическая карта занятия военно-патриотического кружка по теме «Стрельба стоя. Элементы изготовки положения «стоя»....

Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)

В данных разработках  представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную актив...

Открытое занятие "ОСЕНЬ-ЧАРОДЕЙКА"

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «ОСЕНЬ -ЧАРОДЕЙКА»Цель:Развитие у детей  интереса к коллективному времяпровождению.Задачи:- Формировать культуру общения у детей;- Развивать понимание необходимости с...

Сценарий "Осень-Чародейка"

Сценарий осеннего праздника в средней группе "Осень-Чародейка"...

Кружок " Чародейки" технологии (девочки)

Программа творческого объединения " Чародейки" имеет социальную и художественную направленность. Отличительные особенности программы состоит в том, что дети углюбленно учатся не только основ...

План-конспект открытого урока чтения в 5 классе по теме Ф.И. Тютчев "Чародейкою зимою..."

Вашему вниманию предлагается конспект урока чтения в 5 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Структура урока содержит различные упражнения, направленные на развитие познавательной сферы...