Конспект занятия по тестопластике "Забавные лица".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Деркач Анна Андреевна
Конспект занятия «Забавные лица».
 
 Задачи.
 Учить лепить лица человека рациональным способом из шара путём надрезания стекой и дополнения деталями (лица мальчиков). Закрепить и усложнить способ лепки лиц человечков из шара (лица девочек). Показать возможность передачи мимики лица. Учить понимать относительность величины частей, обучить детей соблюдать принцип поэтапности — от простого к сложному — важное условие при обучение рельефной лепке.
 Материалы, инструменты, оборудование:
 Соленое тесто, стеки, клеёнки, дощечки, поворотный диск для показа моделей, салфетки бумажные и матерчатые. Презентация «Тестопластика».
 У педагога две модели, вылепленные заранее из соленого теста: головы-шарики; ещё один шар для показа нового способа лепки одним из ребят. 
Содержание занятия.
 Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. 
Декоративно-прикладное искусство – вид художественной деятельности по созданию предметов быта, соединяющий в себе эстетические и практические качества. Этот вид искусства отражает всё многообразие человеческих потребностей.
 Изделия народных мастеров помогают воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц. Растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности.
 Знакомство детей с историей возникновения тестопластики.  
 Происхождение и история изделий из солёного теста пришла к нам с давних времён.  Когда-то давным - давно, в старину, люди начали выпекать хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли первые караваи. Древние египтяне 5000 лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных, и затем приносили их в жертву богам. В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных материалов. Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные 
 хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать.
 Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
 В Китае начиная, с 17 века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревян - ные формы для изготовления жертвенных фигур из ячменной муки. Один из народных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста. В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышным орнаментом. В Восточной Европе изделия из теста не окрашивают: типичный коричневый цвет выпечки считается особенно красивым. В Чехии, Польше, Словакии очень популярны картины из теста. В Древней Руси издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из солёного теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проёме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу, и благоденствие, оберегают от беды.
 Показ презентаций о декоративно-прикладном искусстве. 
Показ изделий декоративно-прикладного творчества и изделий из солёного теста. 
 Педагог показывает бумажные лица человечков, изготовленные детьми на занятии по конструированию, и сообщает, что весёлые лица можно изобразить по-разному: нарисовать на бумаге или на песке, скрутить из мягкой проволоки, слепить из пластилина, глины или соленого теста. Независимо от материала и способа изготовления всё равно это будут милые личики - с глазами, носиком, ротиком и причёской.
 Сегодня мы будем делать лица из солёного теста, используя пластический способ лепки. При этом способе изделие выполняют из целого куска (здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление). Украшать изделие мы будем используя комбинированный способ лепки. Такой способ включает в себя как конструктивный, так и пластический способы, таким образом выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
 Педагог показывает детям две формы, раскатанные из соленого теста: два шара.
Спрашивает, как лучше слепить лицо девочки, и мальчика. Просит детей подсказать, какие у них отличия. Дети догадываются, что девочке нужно слепить длинные волосы, и добавить украшения в причёску (бантики, заколки). Педагог прикрепляет к личику пару хвостиков и украшает их бантиками используя цветное тесто  (подкрашиваем тесто какао, кофе). Теперь добавляем к лицу воротник платьица используя мрамированное тесто (смешиваем белое и коричневое тесто).
 Затем педагог показывает детям шар и предлагает подумать, как лучше слепить лицо мальчика (проблемная ситуация). Скорее всего, дети предложат знакомый способ лепки из шара, оформляем с помощью чеснокодавилки. Педагог соглашается, что можно сделать и так, но предлагает освоить новый способ лепки. Показывает и комментирует: «голову, можно сделать такой же как у девочки, а причёску и мимику изменяем. Беру стеку и делаю рот, чтобы получилась улыбка. Волосы делаю не длинными, а короткими. Здесь мы используем не чеснокодавилку, а ножницы. Тогда причёска мальчика получается аккуратной и короткой». Приглашает одного ребёнка слепить личико мальчика, используя цветное и мрамированное тесто и новый способ изготовления причёскии одежды.
 Предлагает детям самим слепить сначала личико мальчика, а потом девочки, чтобы получились малыши и малышки. 
  Приступая к сборке и оформлению композиций из солёного теста, учащиеся подбирают различные дополнительные материалы, способные оживить и украсить созданное ими произведение. Метод сотворчества на основе незавершенных композиций интересен тем, что позволяет детям учиться друг у друга. При этом дети обретают уверенность в своих силах и получают возможность действовать всем вместе в коллективной работе, учиться друг у друга, общаться, обмениваться идеями и мнениями. 
Подведение итогов. Подготовка к итоговой выставке работ учащихся. 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Пушкин в Лицее"

Конспект урока литературы в 10 б классе. Класс этот  оборонно-спортивного профиля. Юноши от каникул до каникул живут в пришкольном интернате вдали от родителей. Носят форму, военную форму. Подчин...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Конспект урока развития речи "Лицо: загадки, тайны..." в 7 классе

Урок  развития речи  по теме "Описание внешности" создан как урок-диалог  в технологии "Диалог культур" на основе анализа текстов коми культуры, древнегреческого, древнеримского и славя...

Внеурочная занятость учащихся МОУ-Лицей

Исследовательский проект "Внеурочная занятость учащихся МОУ-Лицей"...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....