Презентация и конспект урока по теме "Мировое древо"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Хамидуллина Эльвира Рахимулловна

здесь представлена методическая разработка к уроку изобразительного искусства по теме "Мировое древо" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir.docx22.48 КБ
Файл mirovoe_drevo.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Урок Изобразительного искусства в 5 классе.

Тема: « Мировое древо»

Цель урока: Сформировать понятие и выявить знания учеников о «Мировом древе». Выполнить  образ «Мирового древа» по представлению (работа в группах).

Задачи урока: 

Формировать умение варьировать накопленный опыт, решать задачи новыми выразительными средствами.
Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус.

Развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности, эмоциональное, эстетическое образное восприятие творческих способностей.

Форма работы: индивидуальная, работа в группах; призентационный   материал по теме урока.

Структура урока.

1. Организационная часть.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Изучение нового материала

4.Ритмическая пауза

5. Практическое задание

6. Рефлексия

7. Подведение итогов работы.

Ход урока

I    Организационный момент.

        Ну, ребята, чур, молчок.
      Начинается урок.
     

II    Вводная беседа по теме.

 (Чтение слова из древней рукописи XIV  века).     

            « ДРЕВО…ЗЛАТОВИДНО В ОГНЕННОЙ КРАСЕ;

               ОНО ПОКРЫВАЕТ ВЕТВЯМИ ВЕСЬ РАЙ,

               ИМЕЕТ ЖЕ ЛИСТЬЯ ОТ ВСЕХ ДЕРЕВЬЕВ И ПЛОДЫ ТОЖЕ;

               ИСХОДИТ ОТ НЕГО СЛАДКОЕ БЛАГОУХАНИЕ…»

Фронтальный опрос

1)  Как вы думаете, как звучит тема нашего урока?

(Учитель наводящими вопросами помогает детям озвучить тему данного урока)

-Множество предметов и существ окружало людей испокон веков, живых и бездушных, ничтожных и величественных. Но всегда было среди них нечто удивительным образом сочетающее в себе многое, вызывающее восхищение и преклонение. Могучее дерево раскинуло свою крону высоко над землей. Оно могло быть выше каменных глыб и валунов, могло расколоть скалу своими корнями.

2) -Как вы думаете, какова цель нашего урока?

 (Изобразить  мировое древо)

3)  -А что же такое «Мировое древо, как вы думаете, как оно выглядит »?  

III        -Довольно рано люди начали выделять первоосновы, первовещества окружающего их мира, искать элементы, стихии, из которых он состоит Греки, а за ними и большинство европейцев, выделяли четыре "корня", четыре элемента: огонь, землю, воду и воздух. Дерево было сопричастно им всем.

4)  -Какое же отношение дерево имело к этим четырем стихиям?

(Оно растет в земле. Его поят дожди. Оно растет  воздухе, а солнце, всегда ассоциировавшееся у человека с огнем, дает ему жизненную энергию)

5) - А что люди получали от дерева?

(Люди получали от деревьев, от леса почти все, что было им необходимо для жизни. Лес – источник пропитания. С лесом неразрывно связаны многочисленные народные верования и обряды. Лес – средство познания мира и сам источник знания).

-Постепенно в традициях самых разных народов стало складываться свое символическое отождествление дерева со всей вселенной, или, по крайней мере с тем миром, где жили люди.

 Мировое древо, по представлению древних, это центральная ось Вселенной, оно объединяло вокруг человека весь окружающий мир., то есть  Мировое дерево – это вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол — с земным миром, корни — с подземным миром.

Мировое Древо – это символ бесконечности и повторяемости жизни.

С помощью Мирового древа описываются все мыслимые временные

закономерности: деление года на сезоны, месяцы, недели, дни.

Сохранились и загадки о древо - годе: «Дуб-дуб много - лет, на нем двенадцать голов, на каждой ветке по четыре гнезда, а в каждом гнезде по семь яиц, и каждому имя есть», «Стоит дуб, на дубу двенадцать гнёзд, на каждом гнезде четыре синицы, у каждой синицы по четырнадцать яиц: семь беленьких да семь черненьких»,«У меня есть дерево – на нём двенадцать веток, на каждой ветке тридцать листьев, одна сторона у листа чёрная – другая белая»

 6) - А какие пословицы и поговорки вы знаете о деревьях?

(1. Дерево держиться корнями, а человек – друзьями.

2. Дерево с огнем не дружит. 

3. Велик дуб, а от малого топора падает.

4. Дуб свой рост не спеша набирает).

-Мирово́е  древо олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. Это также посредник между мирами — своеобразная дорога, мост, лестница, по которой можно перейти в потусторонний мир (Навь) или в мир богов (Правь). О древе жизни в мире создано множество легенд, сказок.

В китайской мифологии существует дерево Фусан, растет в центре Поднебесной (древнее название Китая), на нем живут нефритовый петух и десять солнц -десять золотых воронов. Каждый день одно из солнц купается в море. А затем по дереву поднимается в море. Вечером солнце спускается вниз по другому солнечному дереву – красному дереву, цветы которого освещают землю светом вечерней зари. Во время страшной засухи небесный стрелок истребляет лишние девять солнц, и остается только одно.

7) -В каких легендах и сказках вы встречали образ Мирового древа?

(Руслан и Людмила ( У Лукоморья дуб зеленый…), Сказка о царе Салтане (ель во дворце князя Гвидона)

IV . Ритмическая пауза

- Ребята давайте мы с вами попытаемся создать свое «Мировое древо»

Выросли деревья в поле. (Учащиеся встают из-за парт)
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
(Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
(Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
(Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
(Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
(Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
(Дети садятся за столы)

V. Практическое задание

(Работа в группах)

Обучающимся  раздаются большие листы ватмана. Каждой группе дается задание изобразить мировое древо по представлению:

1группа - Руслан и Людмила ( У Лукоморья дуб зеленый…),

2 группа - Сказка о царе Салтане (ель во дворце князя Гвидона),

 3 группа – Фусан (китайская мифология).

(Обучающиеся делятся на группы по желанию, после формулирования задания.

(Анализ ученических работ)

VI. Рефлексия

- Что мы рисовали сегодня на уроке? (Мировое древо)

- Что такое Мировое древо ?

- Какие образы Мирового древа вы знайте ?

- Понравилось ли вам изображать Мировое древо?  Почему?

- Какие трудности вы испытали при работе над рисунком?

-Что у вас вызвало наибольший интерес?

- Сегодня получили оценки…

VII. Подведение итогов работы.

- Урок окончен.

(Уборка рабочих мест)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ну, ребята, чур, молчок. Начинается урок.

Слайд 2

« ДРЕВО…ЗЛАТОВИДНО В ОГНЕННОЙ КРАСЕ; ОНО ПОКРЫВАЕТ ВЕТВЯМИ ВЕСЬ РАЙ, ИМЕЕТ ЖЕ ЛИСТЬЯ ОТ ВСЕХ ДЕРЕВЬЕВ И ПЛОДЫ ТОЖЕ; ИСХОДИТ ОТ НЕГО СЛАДКОЕ БЛАГОУХАНИЕ…» СЛОВА ИЗ ДРЕВНЕЙ РУКОПИСИ XIV ВЕКА.

Слайд 3

Тема: «Образ Мирового дерева »

Слайд 7

Дуб-дуб много - лет, на нем двенадцать голов, на каждой ветке по четыре гнезда, а в каждом гнезде по семь яиц, и каждому имя есть

Слайд 10

Образ «Мирового древа» в сказках

Слайд 11

Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, Даже толстые стволы Наклонились до земли) Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина.

Слайд 12

1группа - Руслан и Людмила ( У Лукоморья дуб зеленый…), 2 группа - Сказка о царе Салтане (ель во дворце князя Гвидона ), 3 группа – Фусан (китайская мифология). Практическое задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока для 5 класса "Употребление глагола "to be".

Презентация и конспект к уроку"Употребление глагола "to be", личных и притяжательных местоимений" по УМК О.В.Афанасьевой для 5 класса...

Презентация и конспект урока 6_2.3.2 «Как образуются понятия» (Босова Л.Л)

Урок предназначен для учеников 6-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: познакомить с основными логическими приёмами формирования понятия.Объяснение нового материала и его закре...

Презентация и конспект урока 7_2.4 «Математические модели» (Босова Л. Л.)

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы:расширить  представления  учащихся  о  знаковых  информационных модел...

Презентация + план конспект урока по математике в 5 классе "Сложение и вычитание натуральных чисел" - обобщающий урок.

Материал содержит презентацию и план - конспект урока по математике в 5 классе "Сложение и вычитание натуральных чисел" - обобщающий урок....

презентация и конспект урока урока

Урок по теме "Многообразие и значение Надкласса рыб" с использованием технологии проектов...

Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс

Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....

Обобщающий урок по теме прогрессия. Презентация и конспект урока.

Обобщающий урок по теме прогрессия. Презентация и конспект урока....