План-конспект урока "Приемы и навыки декоративной резьбы по бумаге"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Конспект урока во 2 классе Детской школы искусств по предмету Декоративно-прикладное искусство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyrezanka_lap.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительное образование детей
«Детская школа искусств»
План-конспект урока
по ДПИ во втором классе
Тема: «Приемы и навыки декоративной
резьбы по бумаге»
Преподаватель: Лапухина Л.Н.
г. Радужный.
2008 г.
План-конспект урока по ДПИ во 2 классе.
Вид занятия: Беседа + практическое выполнение.
Тема урока: «Вырезанка – декоративная резьба
по бумаге. Приемы и навыки,
орнаментальные композиции»
Этапы урока:- Экскурс в историю;
- Виды орнаментов;
- Техника безопасности;
- Практическое выполнение;
Задачи урока: - Ознакомить учащихся с древним
видом искусства –вырезанкой.
- Научить основным приемам и
навыкам техники вырезания по
бумаге.
- Познакомить с разновидностями
и схемами орнаментов
- Привить внимательность,
усидчивость и любовь к
народному творчеству
- Практически выполнить
орнаментальные композиции в
полосе.
Оборудование для учителя: Наглядные пособия по
декоративной резьбе по бумаге,
работы учащихся.
Оборудование для учащихся: лист белой бумаги, карандаш,
резинка, досточка для
вырезания, резак и ножницы с
закругленными концами.
Содержание урока.
- Точная дата рождения вырезания из бумаги неизвестна, в
одних источниках это 10 век нашей эры, в других 1 век нашей эры.
В любом случае она тесно связана с изобретением бумаги в эпоху династии Хань в Китае.
Существуют много сказаний, легенд об изобретение бумаги. Способ выделки китайцы хранили в строгом секрете. В те далекие времена бумага стоила немалых денег, поэтому искусство художественной вырезанки поначалу распространилось в императорских дворцах и домах знали – как способ времяпровождения, популярный среди придворных дам.
Позднее, в 7-13 веках, вырезание из бумаги получило широкое распространение и среди простого народа. Бумажные вырезки использовали, как праздничные подарки, выражающие благоположения. Начиная с 15 столетия, бумажные вырезки стали неотъемлемой частью китайского быта. Особенно этот вид искусства тесно связан с праздником весны в Китае, который напоминает Европейское рождество, Пасху и Новый год, проходящие одновременно во время одного празднования.
Китайцы украшают дома различными вырезанками, складными украшениями из тонкой бумаги и маленькими фонариками, которые наклеивают на стены, уголки потолков, двери и оконные стекла.
Строгая простота китайского дома, оживается этими яркими, живыми созданиями. Народное искусство непременно соединено со счастливыми событиями в жизни людей.
Так, например, в провинции Тень-Тяньг молодые девушки перед замужеством изучали искусство вырезания так же хорошо, как кулинарию, шитье и вышивку.
Искусство китайских вырезанок в страны Азии и Европы датируются 7-м веком нашей эры. Первоначально они попали в Японию, а затем распространились по Великому Шелковому пути, по всему Евроазиатскому континенту.
Но гораздо раньше, чем появилась бумага, и попала в страны Азии и Европы, там существовало искусство стилизации. Образцы, которого были найдены при археологических раскопках и датируются V-III в.в. до н.э.
В вечной мерзлоте сохранились седла коней, покрытые войлоком, и украшенные аппликацией из кожи.
Сам термин аппликация происходит от латинского слова прикладывание и обозначает один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Основными признаками аппликации являются силуэтность, и плоскостная обобщенная трактовка образа.
Аппликацию можно выполнить из различных материалов: кожи, сукна, бумаги, соломы, засушенных растений. Многие столетия аппликация находит самое широкое применение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии и Франции.
Первые примеры вырезок в Европе мы встречаем во Франции в 16 веке, где небольшим ножичком вырезали из бумаги различные сюжеты, предназначенные для обрамления Святой или Святого. К наиболее молодому виду аппликации из бумаги относятся силуэты.
Первые силуэты мы видим на греческих вазах еще в VI в до н.э. А возродилось это искусство во Франции и там же получило свое название. При Людовиге 14 (XVIII в.) главным контролером финансов был Этьен Силуэт. Он провел ряд реформ, из которых предлагал сохранить личные расходы короля и на содержание двора.
Естественно это не понравилось, и главный контролер стал предметом общих насмешек высшего общества, после чего он был вынужден уйти в отставку. Ему оставалось одно утешение – вырезать из черной бумаги свои любимые картинки. На него даже была нарисована карикатура в виде теневого профиля. Так родилось название «силуэт», которое дошло до наших дней. Им увлекались многие художники.
На протяжении многих веков развивалось декоративное искусство вырезания из бумаги, и у каждого народа был свой неповторимый стиль этих изделий.
На территорию нашей страны вырезанка попала из Польши, где в 19 веке повсеместно распространилось, как декоративное украшение изб и домов название выценанка.
Особенно она прижилась в Белоруссии и Украине, где ее называют «вытинянками». Вырезки из бумаги в каждом районе Украины и Белоруссии отличаются друг от друга. Они так же служат для украшения домов и отражают творческую фантазию каждого мастера. В основу вытинянок входят мотивы цветов, петухов, разных птиц, бывают и бытовые сценки. Могут быть и из белой бумаги, а могут быть и цветными.
В настоящее время это искусства незаслуженно забыто, но есть энтузиасты, к которым относимся и мы с вами, которые стремятся возродить этот удивительный вид декоративной резьбы по бумаге.
Сегодня мы с вами освоим основные приемы резьбы по бумаге и попробуем выполнить небольшие орнаментальные композиции в полосе.
- Давайте вспомним, что называется орнаментом.
Это ритмично чередующиеся элементы, составляют орнамент.
- Какие бывают орнаменты?
Геометрические, растительные, зооморфные, геральдические.
В орнаменте существует такое понятие, как ритм или повтор.
Ритм может быть форматным или неформатным.
Форматный ритм – повторения одних и тех же совершенно одинаковых с обоих сторон, симметричных элементов.
Неформатный ритм – повторение одних и тех же несимметричных элементов.
Линейный ритм – повторение различных видов линий.
Рапортный ритм – повтор рисунка, покрывающий всю поверхность ткани или обоев.
Мы с вами остановимся на геометрическом орнаменте, выполненном в форматном ритме.
Но прежде, чем мы преступим к работе, мы поговорим о технике безопасности. Как правильно держать резак и ножницы, и быть осторожными по отношению к сидящему рядом. А так же об опрятности рабочего места т.к. после вырезания остается много мелких деталей, которые нужно аккуратно собирать и выбрасывать в мусорную корзину, а не складывать на пол.
Практическое выполнение:
Начинаем с треугольников, квадратов и кружков.
Эти фигуры-элементы нужно чередовать.
Домашнее задание: придумать орнаменты в полосе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по формированию навыков здоровьесбережения
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые компентенции по здоровому образу жизни,научить реализовы...
План-конспект урока "Народные традиции в декоративном рисунке "ПЕТУШОК"
Данный конспект урока для работы с детьми младшего школьного возраста. Рекомендован воспитателям, учителям начальных классов....
План -конспект занятия для старшеклассников "Навыки эффективного взаимодействия"
Данное занятие проводимось в блоке тренингов направленных на выработку у старшеклассников навыков эффективного взаимодействия....
План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».
Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция....
план-конспект открытого занятия "Подарок от сердца" (аппликация из бумаги)
изготовление сувенира своими руками...
План- конспект открытого занятия на тему "Цветы из акварельной бумаги"
Из века в векИз уст в устаПередавалась красотаИ вот теперь – дошла до насО ней и будет наш рассказ....
План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс
Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...