План-конспект урока "Приемы и навыки декоративной резьбы по бумаге"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Лапухина Людмила Николаевна

Конспект урока во 2 классе Детской школы искусств по предмету Декоративно-прикладное искусство

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyrezanka_lap.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительное образование детей

«Детская школа искусств»

План-конспект урока

по ДПИ во втором классе

Тема: «Приемы и навыки декоративной        

 резьбы по бумаге»

                                               

                                                              Преподаватель: Лапухина Л.Н.

г. Радужный.

2008 г.

                  План-конспект урока по ДПИ во 2 классе.

                             

                           Вид занятия: Беседа + практическое выполнение.

                           Тема урока: «Вырезанка – декоративная резьба

                                                  по  бумаге. Приемы и навыки,  

                                                  орнаментальные композиции»

                                             

                            Этапы урока:-  Экскурс в историю;

                                                     -  Виды орнаментов;

                                                     -  Техника безопасности;

                                                     -  Практическое выполнение;

                            Задачи урока: - Ознакомить учащихся с древним

                                                          видом искусства –вырезанкой.

                                                       -  Научить основным приемам и

                                                          навыкам техники вырезания по

                                                          бумаге.

                                                       -  Познакомить с разновидностями

                                                          и схемами орнаментов

                                                       - Привить внимательность,

                                                          усидчивость и любовь к

                                                          народному творчеству

                                                      -  Практически выполнить

                                                         орнаментальные композиции в

                                                         полосе.

        Оборудование для учителя: Наглядные пособия по

                                                           декоративной резьбе по бумаге,

                                                           работы учащихся.

       Оборудование для учащихся: лист белой бумаги, карандаш,

                                                             резинка, досточка для

                                                             вырезания, резак и ножницы с

                                                             закругленными концами.

                         Содержание урока.

  1. Точная дата рождения вырезания из бумаги неизвестна, в

одних источниках это 10 век нашей эры, в других 1 век нашей эры.

    В любом случае она тесно связана с изобретением бумаги в эпоху династии Хань в Китае.

    Существуют много сказаний, легенд об изобретение бумаги. Способ выделки китайцы хранили в строгом секрете. В те далекие  времена бумага стоила немалых денег, поэтому искусство художественной вырезанки поначалу распространилось в императорских дворцах и домах знали – как способ времяпровождения, популярный среди придворных дам.

     Позднее, в 7-13 веках, вырезание  из бумаги получило широкое распространение и среди простого народа. Бумажные вырезки использовали, как праздничные подарки, выражающие благоположения. Начиная с 15 столетия, бумажные вырезки стали неотъемлемой частью китайского быта. Особенно этот вид искусства тесно связан с праздником весны в Китае, который напоминает Европейское рождество, Пасху и Новый год, проходящие одновременно во время одного празднования.

     Китайцы украшают дома различными вырезанками, складными украшениями из тонкой бумаги и маленькими фонариками, которые наклеивают на стены, уголки потолков, двери и оконные стекла.

Строгая простота китайского дома, оживается этими яркими, живыми созданиями. Народное искусство непременно соединено со счастливыми событиями в жизни людей.

     Так, например, в провинции Тень-Тяньг молодые девушки перед замужеством изучали искусство вырезания так же хорошо, как кулинарию, шитье и вышивку.

     Искусство китайских вырезанок в страны Азии и Европы датируются 7-м веком нашей эры. Первоначально они попали в Японию, а затем распространились по Великому Шелковому пути, по всему Евроазиатскому континенту.

     Но гораздо раньше, чем появилась бумага, и попала в страны Азии и Европы, там существовало искусство стилизации. Образцы, которого были найдены при археологических раскопках и датируются V-III в.в.  до н.э.

     В вечной мерзлоте сохранились седла коней, покрытые войлоком, и украшенные аппликацией из кожи.

     Сам термин аппликация происходит от латинского слова прикладывание и обозначает один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Основными признаками аппликации являются силуэтность, и плоскостная обобщенная трактовка образа.

    Аппликацию можно выполнить из различных материалов: кожи, сукна, бумаги, соломы, засушенных растений. Многие  столетия аппликация находит самое широкое применение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии и Франции.

     Первые примеры вырезок в Европе мы встречаем во Франции в 16 веке, где небольшим ножичком вырезали из бумаги различные сюжеты, предназначенные для обрамления Святой или Святого. К наиболее молодому виду аппликации из бумаги относятся силуэты.

   

 Первые силуэты мы видим на греческих вазах еще в VI в до н.э. А возродилось это искусство во Франции и там же получило свое название. При Людовиге 14 (XVIII в.) главным контролером финансов был Этьен Силуэт. Он провел ряд реформ, из которых предлагал сохранить личные расходы короля и на содержание двора.

    Естественно это не понравилось, и главный контролер стал предметом общих насмешек высшего общества, после чего он был вынужден уйти в отставку. Ему оставалось одно утешение – вырезать из черной бумаги свои любимые картинки. На него даже была нарисована карикатура в виде теневого профиля. Так родилось название «силуэт», которое дошло до наших дней. Им увлекались многие художники.

     На протяжении многих веков развивалось декоративное искусство вырезания из бумаги, и у каждого народа был свой неповторимый стиль этих изделий.

     На территорию нашей страны вырезанка попала из Польши, где в 19 веке повсеместно распространилось, как декоративное украшение изб и домов название выценанка.

        Особенно она прижилась в Белоруссии и Украине, где ее называют «вытинянками». Вырезки из бумаги в каждом районе Украины и Белоруссии  отличаются друг от друга. Они так же служат для украшения домов и отражают творческую фантазию каждого мастера. В основу вытинянок входят мотивы цветов, петухов, разных птиц, бывают и бытовые сценки. Могут быть и из белой бумаги, а могут быть и  цветными.

    В настоящее время это искусства незаслуженно забыто, но есть энтузиасты, к которым относимся и мы с вами, которые стремятся возродить этот удивительный вид декоративной резьбы по бумаге.

     Сегодня мы с вами освоим основные приемы резьбы по бумаге и попробуем выполнить небольшие орнаментальные композиции в полосе.

    - Давайте вспомним, что называется орнаментом.

Это ритмично чередующиеся элементы, составляют  орнамент.

    - Какие бывают орнаменты?

Геометрические, растительные, зооморфные, геральдические.

В орнаменте существует такое понятие, как ритм или повтор.

Ритм может быть форматным или неформатным.

Форматный ритм – повторения одних и тех же совершенно одинаковых с обоих сторон, симметричных элементов.

Неформатный ритм – повторение одних и тех же несимметричных элементов.

Линейный ритм – повторение различных видов линий.

Рапортный ритм – повтор рисунка, покрывающий всю поверхность ткани или обоев.

Мы с вами остановимся на геометрическом орнаменте, выполненном в форматном ритме.

Но  прежде, чем мы преступим к работе, мы поговорим о технике безопасности. Как правильно держать резак и ножницы, и быть осторожными по отношению к сидящему рядом. А так же об опрятности рабочего места т.к. после вырезания остается много мелких деталей, которые нужно аккуратно собирать и выбрасывать в мусорную корзину, а не складывать на пол.

Практическое выполнение:

Начинаем с треугольников, квадратов и кружков.

Эти фигуры-элементы нужно чередовать.

Домашнее задание: придумать орнаменты в полосе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по формированию навыков здоровьесбережения

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые компентенции по здоровому образу жизни,научить реализовы...

План-конспект урока "Народные традиции в декоративном рисунке "ПЕТУШОК"

Данный конспект урока для работы с детьми младшего школьного возраста. Рекомендован воспитателям, учителям начальных классов....

План -конспект занятия для старшеклассников "Навыки эффективного взаимодействия"

Данное занятие проводимось в блоке тренингов направленных на выработку у старшеклассников навыков эффективного взаимодействия....

План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».

Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция....

План- конспект открытого занятия на тему "Цветы из акварельной бумаги"

Из века в векИз уст в устаПередавалась красотаИ вот теперь – дошла до насО ней и будет наш рассказ....

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...