Урок в 5 классе "«Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Ниваленова Татьяна Анатольевна

Тема «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта» рассчитана на 2 урока. На первом уроке по этой теме учащиеся рисовали декоративные египетские колонны, украшая их  символами. Задача урока была познакомиться с древнеегипетскими символами. На листе обоев эти колонны приклеили так, чтобы остались промежутки для фигурок богов. Получился своеобразный декоративный фриз. На втором уроке необходимо  сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода, нарисовать богов и людей и наклеить на подготовленное панно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_5klass.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Урок ИЗО в 5кл.

Тема «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта» рассчитана на 2 урока. На первом уроке по этой теме учащиеся рисовали декоративные египетские колонны, украшая их  символами. Задача урока была познакомиться с древнеегипетскими символами. На листе обоев эти колонны приклеили так, чтобы остались промежутки для фигурок богов. Получился своеобразный декоративный фриз. На втором уроке необходимо  сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода, нарисовать богов и людей и наклеить на подготовленное панно.

Тема: «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.»

Цель:

  1. Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.
  2. сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода.
  3. воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
  4. развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
  5. развивать навыки индивидуально-коллективного творчества.

Форма урока: комбинированный.

Метод индивидуально-коллективных работ.

 Оборудование и материалы:

  1. Иллюстративный материал с изображением памятников искусства Древнего Египта, одежды, амулетов.
  2. Художественные материалы: гуашь, бумага, ножницы, клей.
  3. Раздаточный материал: кукла-шаблон.
  4. Литературный ряд: стихотворение О.Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».
  5. Панно-фриз, выполненное на предыдущем уроке (на куске обоев наклеены египетские колонны, украшенные символами. Между колонн оставлены места для наклеивания фигурок богов и людей).
  6. Нарисованные макеты солнечного ожерелья и короны с диском и перьями для одевания на плечи и голову ученика.

                                                  Ход урока:

1. Орг. Момент

Здравствуйте, ребята!     (проверка подготовки к уроку)

  2. Беседа

Читаю стихотворение:

 … Стоим перед богом по имени Гор.

С большим удивлением смотрим в упор:

при всем человечьем обличье

имеет он голову птичью!

Он рядом с богиней стоит львинолицей.

А рядом богиня-корова тесница,

И только богиня Исида

похожа на женщину видом.

… Мы видим бога по имени Тот,

а также богиню по имени Нут.

Мы помнили точно,

кто --- этот, кто --- тот,

Наверное, целых пятнадцать минут.

И верно, ребята, египетских богов так много, что всех и не запомнишь.

Вопрос: Что же за люди жили в Древнем Египте, которые верили в этих богов? Вспомните из уроков истории, какие социальные слои были в Египте, кто правил страной, как называли служителей богов, кто работал в полях?

Ответ: Фараоны, жрецы, крестьяне, рабы, воины, знать.

Вопрос: А как можно было их отличить?

Ответ: По одежде и украшениям.

Ребята, в древнем мире разные сословия как раз и отличались одеждой. Это было очень важной особенностью.

Давайте посмотрим, как же одевались египтяне.

В основном было два типа одежды: мужская и женская.

Царственные и знатные особы носили одежду из тонкого льна и хлопка, а одежда крестьян и рабов состояла из грубой ткани в виде набедренной повязки.

Мужская --- схенти--- набедренная повязка.

Женская--- калазирис--- узкое платье на лямках.

Все носили парики из черной овечьей шерсти, которые спасали от палящих солнечных лучей.

У знати одежда была богато украшена.

3. Повторение  пройденного материала

А теперь давайте вспомним с прошлого урока

Вопрос: Зачем нужны были украшения?

Ответ: они играли роль оберегов, защиты.

Вопрос: В украшениях изображали символы, назовите их.

Ответ: Лотос--- красота, бессмертие

             Скарабей--- бог утреннего солнца

              Глаз-уаджет--- защита от беды

              Сокол--- дневное солнце

               Ладья--- небо

               Шар--- солнечный диск

4.Беседа

Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.

Еще знатные особы носили знаки отличия:

Клафт--- полосатый платок фараона

Тиара--- двойная корона

Урей--- кобра-защитница

Скипетр и бич, искусственная борода--- знаки царской власти

Солнечное ожерелье, подвески, пекторали--- нагрудные украшения

Все было подчинено особым правилам. Даже изображения людей и богов выполнялись по правилам--- канонам.

Посмотрите на росписи, которыми украшались стены дворцов и гробниц.

Канон изображения человека:

Голова--- в профиль, плечи--- прямо, ноги--- боком, головные уборы--- прямо.

Вопрос: как вы думаете, почему художники так изображали человека, может они не умели рисовать?

Ответ: чтобы лучше читалось изображение, так можно было больше рассказать о человеке.

К доске приглашаю ученицу , одеваю на голову корону с диском и перьями, на плечи--- солнечное ожерелье (все изготовлено из бумаги, раскрашено). Наглядно убеждаемся, что приняв каноническую позу, становится хорошо видно украшения.

5.Физическая минутка

Встаньте и примите позы как на росписях, поменяйте положение рук и ног, поиграйте с движениями.

6.постановка художественной задачи

Выполнить египетский костюм с использованием куклы-шаблона. Украсить одежду оберегами-символами и вырезать.

7.практическая работа

Показываю на доске как смешать краски для изображения мужской и женской фигуры.

Цвет мужчин--- красно-коричневый (белая+красная+черная)

Цвет женщин--- желтый (белая+желтая+красная)

Покрыть фигуру и украсить тонкой кистью одежду контрастными линиями.

8.итог

Готовые фигурки приклеить на панно-фриз между колоннами.

Любуясь панно,  делаем вывод, что работа получилась интересной, красочной, как настоящие египетские росписи. Каждый внес свой индивидуальный вклад  в общее дело.

         

физминутка                                                         готовое панно-фриз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Украшения в жизни древних обществ, роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Данный материал будет предложен  вниманию учащимся 5 классов в 3 четверти, тема которой посвящена изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека....

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта

Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта;            сформировать представление о символике украш...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ.Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта".

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта" содержит подробную разработку урока. Учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (ф...

презентация по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"

Тема расчитана на 2 часа. раскрывается на материале декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. На уроках учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (фараона, знатных людей, жреца, чиновник...

Роль декоративного искусства в эпоху древнего Египта.

Методическая разработка к уроку в 5 классе....

Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"

Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"...