Урок в 5 классе "«Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Тема «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта» рассчитана на 2 урока. На первом уроке по этой теме учащиеся рисовали декоративные египетские колонны, украшая их символами. Задача урока была познакомиться с древнеегипетскими символами. На листе обоев эти колонны приклеили так, чтобы остались промежутки для фигурок богов. Получился своеобразный декоративный фриз. На втором уроке необходимо сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода, нарисовать богов и людей и наклеить на подготовленное панно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_5klass.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок ИЗО в 5кл.
Тема «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта» рассчитана на 2 урока. На первом уроке по этой теме учащиеся рисовали декоративные египетские колонны, украшая их символами. Задача урока была познакомиться с древнеегипетскими символами. На листе обоев эти колонны приклеили так, чтобы остались промежутки для фигурок богов. Получился своеобразный декоративный фриз. На втором уроке необходимо сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода, нарисовать богов и людей и наклеить на подготовленное панно.
Тема: «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.»
Цель:
- Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.
- сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода.
- воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
- развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
- развивать навыки индивидуально-коллективного творчества.
Форма урока: комбинированный.
Метод индивидуально-коллективных работ.
Оборудование и материалы:
- Иллюстративный материал с изображением памятников искусства Древнего Египта, одежды, амулетов.
- Художественные материалы: гуашь, бумага, ножницы, клей.
- Раздаточный материал: кукла-шаблон.
- Литературный ряд: стихотворение О.Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».
- Панно-фриз, выполненное на предыдущем уроке (на куске обоев наклеены египетские колонны, украшенные символами. Между колонн оставлены места для наклеивания фигурок богов и людей).
- Нарисованные макеты солнечного ожерелья и короны с диском и перьями для одевания на плечи и голову ученика.
Ход урока:
1. Орг. Момент
Здравствуйте, ребята! (проверка подготовки к уроку)
2. Беседа
Читаю стихотворение:
… Стоим перед богом по имени Гор.
С большим удивлением смотрим в упор:
при всем человечьем обличье
имеет он голову птичью!
Он рядом с богиней стоит львинолицей.
А рядом богиня-корова тесница,
И только богиня Исида
похожа на женщину видом.
… Мы видим бога по имени Тот,
а также богиню по имени Нут.
Мы помнили точно,
кто --- этот, кто --- тот,
Наверное, целых пятнадцать минут.
И верно, ребята, египетских богов так много, что всех и не запомнишь.
Вопрос: Что же за люди жили в Древнем Египте, которые верили в этих богов? Вспомните из уроков истории, какие социальные слои были в Египте, кто правил страной, как называли служителей богов, кто работал в полях?
Ответ: Фараоны, жрецы, крестьяне, рабы, воины, знать.
Вопрос: А как можно было их отличить?
Ответ: По одежде и украшениям.
Ребята, в древнем мире разные сословия как раз и отличались одеждой. Это было очень важной особенностью.
Давайте посмотрим, как же одевались египтяне.
В основном было два типа одежды: мужская и женская.
Царственные и знатные особы носили одежду из тонкого льна и хлопка, а одежда крестьян и рабов состояла из грубой ткани в виде набедренной повязки.
Мужская --- схенти--- набедренная повязка.
Женская--- калазирис--- узкое платье на лямках.
Все носили парики из черной овечьей шерсти, которые спасали от палящих солнечных лучей.
У знати одежда была богато украшена.
3. Повторение пройденного материала
А теперь давайте вспомним с прошлого урока
Вопрос: Зачем нужны были украшения?
Ответ: они играли роль оберегов, защиты.
Вопрос: В украшениях изображали символы, назовите их.
Ответ: Лотос--- красота, бессмертие
Скарабей--- бог утреннего солнца
Глаз-уаджет--- защита от беды
Сокол--- дневное солнце
Ладья--- небо
Шар--- солнечный диск
4.Беседа
Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.
Еще знатные особы носили знаки отличия:
Клафт--- полосатый платок фараона
Тиара--- двойная корона
Урей--- кобра-защитница
Скипетр и бич, искусственная борода--- знаки царской власти
Солнечное ожерелье, подвески, пекторали--- нагрудные украшения
Все было подчинено особым правилам. Даже изображения людей и богов выполнялись по правилам--- канонам.
Посмотрите на росписи, которыми украшались стены дворцов и гробниц.
Канон изображения человека:
Голова--- в профиль, плечи--- прямо, ноги--- боком, головные уборы--- прямо.
Вопрос: как вы думаете, почему художники так изображали человека, может они не умели рисовать?
Ответ: чтобы лучше читалось изображение, так можно было больше рассказать о человеке.
К доске приглашаю ученицу , одеваю на голову корону с диском и перьями, на плечи--- солнечное ожерелье (все изготовлено из бумаги, раскрашено). Наглядно убеждаемся, что приняв каноническую позу, становится хорошо видно украшения.
5.Физическая минутка
Встаньте и примите позы как на росписях, поменяйте положение рук и ног, поиграйте с движениями.
6.постановка художественной задачи
Выполнить египетский костюм с использованием куклы-шаблона. Украсить одежду оберегами-символами и вырезать.
7.практическая работа
Показываю на доске как смешать краски для изображения мужской и женской фигуры.
Цвет мужчин--- красно-коричневый (белая+красная+черная)
Цвет женщин--- желтый (белая+желтая+красная)
Покрыть фигуру и украсить тонкой кистью одежду контрастными линиями.
8.итог
Готовые фигурки приклеить на панно-фриз между колоннами.
Любуясь панно, делаем вывод, что работа получилась интересной, красочной, как настоящие египетские росписи. Каждый внес свой индивидуальный вклад в общее дело.
физминутка готовое панно-фриз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Украшения в жизни древних обществ, роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Данный материал будет предложен вниманию учащимся 5 классов в 3 четверти, тема которой посвящена изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека....
Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта
Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта; сформировать представление о символике украш...
План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....
Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ.Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта".
Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта" содержит подробную разработку урока. Учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (ф...
презентация по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"
Тема расчитана на 2 часа. раскрывается на материале декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. На уроках учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (фараона, знатных людей, жреца, чиновник...
Роль декоративного искусства в эпоху древнего Египта.
Методическая разработка к уроку в 5 классе....
Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"
Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"...