технологическая карта по теме «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Цель урока: Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя эпоху Древнего Египта.
Предметные результаты:
Научатся развивать эстетическое, эмоционально-ценностное видения окружающего мира; развивать наблюдательность, способность к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.
Получат возможность научиться творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов, развить потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevniy_egipet.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Класс: 5 «з» класс
Тип урока: комбинированный
Используемые технологии (методы, приёмы): словесные (беседа, рассказ), работа в парах, наглядные (презентация), практическая работа.
Для формирования регулятивных УУД:
Для формирования познавательных УУД:
Для формирования коммуникативных УУД:
Для формирования личностных УУД:
Реализуемая программа: программа по изобразительному искусству, составленная на основе примерной программы по учебным предметам и УМК: «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» Н. А. Горяева, О. В. Островская под редакцией Б. М. Неменского; Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2014
Цель урока: Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя эпоху Древнего Египта.
Предметные результаты:
Научатся развивать эстетическое, эмоционально-ценностное видения окружающего мира; развивать наблюдательность, способность к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.
Получат возможность научиться творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов, развить потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей, вежливое, доброжелательное общение друг с другом, взаимопомощь, ответственность не только за свои успехи, но и за успехи одноклассников.
УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности;
УУД познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации), самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
УУД коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия; вступают в диалог с учителем, соблюдают правила речевого поведения.
Оборудование и ресурсы: Компьютер, проектор. Презентация к уроку «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»,
Видеофрагмент из электронной версии учебника по изобразительному искусству по программе Неменского Б. М.,
Цветные карандаши, ластики, простые карандаши, альбомы.
Раздаточный материал - иллюстрации символов, тест, текст о Древнем Египте, листы самооценки.
№ п/п | Этап урока (примерные) | Содержание УВЗ | Формируемые УУД. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | Оценка |
1. | Организационный момент. 2 минуты. | Проверка подготовленности к работе. Приветствие. Организация внимания обучающихся | Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. Личностные: настрой на работу, уважение к окружающим. | Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. Сегодня у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Я желаю вам плодотворной работы. | Приветствуют учителей и гостей, настраиваются на работу. Отвечают на вопрос учителя: «Здравствуйте!». | Внутренняя и внешняя готовность | Словесное поощрение учителя |
2. | Целеполагание, планирование. 4 минуты. | Подведение обучающихся к теме урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Личностные: мобилизация внимания. Коммуникативные: определение цели деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Как я вам уже говорила на предыдущем уроке, мы отправляемся в увлекательное путешествие по странам. Урок сегодня я хочу начать со стихотворения: На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге И на всем, что видит взгляд, иероглифы пестрят. Рыбы, звери, птицы, точки, загогулины, кружочки… Все знакомое почти, а попробуй-ка, прочти! О какой стране идет речь? (Древний Египет) Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур. Именно с неё мы начнем изучать историю древних государств. Что вы знаете о Древнем Египте? (Эта страна пирамид-усыпальниц фараонов царей Древнего Египта). Давайте вспомним, что означает слово декор? ( Украшение) А египтяне украшали все вокруг себя? (Да) Как Вы думайте, какова тема нашего урока? «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта» (слайд 1) Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке? 1. Чему поклонялись египтяне в древности? 2. Какие символы использовали египтяне для украшения предметов? 3. Как отличалась одежда египтян по сословиям? | Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, приходят к выводу, что им необходимо узнать | Осознание значимости новых знаний | Словесная оценка учителя работы уч-ся. |
3. | Изучение нового материала. 23 минуты. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Выявить уровень знаний и систематизировать их. | Познавательные: -извлекать необходимую информацию из прослушанного и увиденного. -самостоятельное выделение в тексте необходимой информации, - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: - владение монологической и диалогической речью. -вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы. | В Египте люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных (слайды 2- 6). Особую роль играла религия в искусстве, в эстетических представлениях людей. Именно поэтому множество символов Древнего Египта имеют отношение к живой природе. У египтян существовала четкая система декоративной символики. И сейчас подошло время проверить ваше домашнее задание. В это время на слайдах появляются изображения этих символов (слайды 7-13). Самый знаменитый символ – это лотос. Он символизировал бессмертие, красоту, вечную жизнь (Слайд 7). Око-уаджет – защита от беды, воскрешение после смерти (Слайд 8). Священная змея – символ власти (слайд 9). Кошка – радость, плодородие (слайд 10). Скарабей – символ утреннего солнца. (Слайд 11). Ястреб с распростертыми крыльями – воодушевление, стремление (слайд 12). Анкх – знак жизни (слайд 13). Эти символы египтяне использовали в декоре украшений (слайды 14-18). Все эти символы, собранные в единый орнамент на украшениях и предметах быта, как бы выражали идею могущества и бессмертие египетского царя. Давайте рассмотрим изображение украшения-подвески на стр. 116 учебника (распечатка). Какие символы здесь использованы? К сожалению, вы не видите цветовую палитру этого произведения декоративного искусства, а ведь цвета также имели свои значения. Давайте найдем в тексте символическое значение цветов. желтый – Солнце, белый – Луна, зеленый – воскрешение природы и плодородия, синий – небо и вода. Мы продолжаем наше путешествие по древнему Египту. Управлял древним Египтом фараон. Он олицетворял силу и могущество государства, и эта идея выражена в декоре, костюме и украшениях. Именно в Египте возникли все виды украшений – перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы. Браслеты носили на ногах и руках; распространены были кольца, бусы, серьги, диадемы, пояса. Серьги носили и мужчины, в обоих ушах. Далее предлагается просмотреть видеофрагмент « Одежда древних египтян». | Слушают, рассматривают слайды презентации. Рассказывают подготовленные сообщения о древнеегипетских символах. Обращаются к параграфу учебника на странице 116, читают, рассматривают иллюстрацию. Просмотр видеофрагмента. | Готовность к восприятию новых знаний | Словесная оценка учителя |
4. | Закрепление изученного материала. 3 минуты | Проводится проверочный тест. | Познавательные: проверка результатов усвоения пройденного материала. При выполнении теста, проверяются знания, полученные не только на этом уроке, а также на ранее проведенных уроках истории и МХК. | Учитель выводит на экран проектора вопросы теста. Для проверки результатов, учитель выводит на экран правильные ответы. | Отвечают на вопросы, отмечают правильные ответы. Подсчитывают результаты | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. | Заполнение листа самооценки |
5. | Творческий этап, работа в группах. 8 минут. | Выполнение практической работы. | Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе. Регулятивные: оценка деятельности группы, самооценка. | А теперь приступаем к выполнению практического задания. Учитель дает инструкции по выполнению практического задания. Сегодня мы создадим декоративные вазы в египетском стиле. Для этого вы должны разделиться на группы. На партах у вас лежат трафареты вазы и образцы древнеегипетских символов. Ваша задача украсить орнаментом форму, используя известные символические знаки. Постарайтесь передать сочетания цветов, характерные для декоративного искусства Египта. Каждая группа оформляет свою вазу. По окончанию работы каждая группа дает описание элементов-символов своей работы. | Сотрудничают в группе, выполняют задание, оценивают свою работу в листе самооценки. Каждая группа оценивает свою деятельность по критериям. | Творческий подход к выполнению коллективной работы. | Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся. Заполнение листа самооценки. |
6. | Подведение итогов уроков. 2минуты | Подвести итог проделанной работы на уроке. | Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: анализ объектов, обобщение, построение логической цепочки рассуждений | Учитель задает вопросы: Какова была тема урока? Узнали ли вы для себя что-то новое? Кто доволен своей работой? Что было трудно? Какой же у нас получился урок? Делаются выводы. | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Учащиеся формулирует выводы | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. | |
7. | Рефлексия. 2 минуты. | Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Личностные: осознавать успешность своей деятельности. | Для того, чтобы оценить свою деятельность, поставьте соответствующий балл в своем листе самооценки. Учитель выставляет оценки за работу на уроке. - В завершении хотелось бы сказать, что народ Древнего Египта внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами. | Оценивают уровень усвоенного материала, производят самооценку. Подача дневников учителю для выставления оценок. | Заполнение листа самооценки. Оценка учителя. | |
8. | Домашнее задание. 1 минута. | Подобрать иллюстративный материал по теме «Древний Китай» | Слушают, записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Украшения в жизни древних обществ, роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Данный материал будет предложен вниманию учащимся 5 классов в 3 четверти, тема которой посвящена изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека....
Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта
Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта; сформировать представление о символике украш...
План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....
Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ.Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта".
Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта" содержит подробную разработку урока. Учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (ф...
презентация по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"
Тема расчитана на 2 часа. раскрывается на материале декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. На уроках учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (фараона, знатных людей, жреца, чиновник...
Роль декоративного искусства в эпоху древнего Египта.
Методическая разработка к уроку в 5 классе....
Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"
Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"...