Коспекты уроков "О чем рассказывают гербы и эмблемы"
план-конспект урока (изобразительное искусство, 5 класс) по теме
Два конспекта к уроку для пятого класса по теме "Очем рассказывают гербы и эмблемы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
два конспекта урока по ИЗО для пятого класса | 33.64 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект урока изобразительного искусства для 5 класса на тему «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы» .
( по требованиям ФГОС второго поколения)
Тема урока: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы».(первый час)
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Деятельностные цели:
- Формирование представления о различных видах гербов и эмблем.
-Развитие способности анализировать символические изображения и понимать их смысл.
-Создание эскиза эмблемы класса.
Образовательная цель:
-Формирование гражданской позиции учащихся.
Задачи. Личностные:
-Формирование основ художественной культуры.
-Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.
- Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.
Метапредметные:
Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Формулирование и развитие гражданской позиции, мышления и умения применять его в социальной практике.
Предметные:
Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.
Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Оборудование к уроку:
Компьютер, проектор, презентации по теме со слайдами герба России, Коми Республики, гербов различных городов, кооперативных гербов; эмблемы общественных организаций; различные формы гербов, лист формата А3, линейка, простой карандаш.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент | Организация местоположения каждого ученика | Занимают свои места, приветствуют присутствующих | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
Этап мотивации и актуализации знаний | Учитель предлагает найти содержание темы урока и сообщает учащимся о том, что ребятам сегодня предстоит совершить увлекательное путешествие в мир гербов и эмблем. - Как называется государство, в котором мы живем? У России, как и у любого государства есть свои символы. -Какие символы государства вы знаете? -А для чего они нужны? Герб, флаг, гимн, призваны объединить людей, живущих в стране, быть отличительным знаком государства. Государственные символы очень важны. | Смотря на изображения гербов на экране, ученики формируют содержание темы урока -Россия -Герб, флаг, гимн. -Государственные символы нужны для того, чтобы люди могли определить, какая это страна. По ним можно судить о самом государстве и о людях, живущих в этой стране. | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
Постановка учебной задачи | На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одном государственном символе- гербе. - Как вы думаете, что нам предстоит узнать о гербе? - В конце урока вы должны будете создать герб вашего класса. | Ученик ставит перед собой задачу, называет тему, использует ассоциации - Как он создавался, откуда произошли гербы, какой цвет используется в гербе | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели. |
«Открытие» обучающимся нового знания | Учитель организовывает учащихся по исследованию проблемной ситуации. -Где можно встретить изображение герба? Герб может быть у города, района, гимназии, класса, семьи, у профессии и т.д. (показ презентации) Эти символы рассказывают нам о природе родного края, о его истории, о труде людей, живущих в нем, о человеческих качествах людей. Существует наука, которая называется геральдика (слово на доске). Она изучает гербы и эмблемы, историю их возникновения и развития, а также определяет правила, по которым их создают. Любой герб или эмблема состоят из нескольких частей. Давайте рассмотрим герб России (показ слайдов) -Какие части можно выделить в гербе? Можно выделить 4 части: щит красного цвета, изображение золотого двуглавого орла, красный щит на груди орла, изображение всадника на серебряном коне, поражающего копьем дракона. -Как вы думаете, почему эта часть герба называется щитом? Давайте сделаем небольшой экскурс в историю и послушаем сообщение о происхождении слова «герб». Учитель показывает слайды с изображением рыцарей и различных форм гербов. -Спасибо за сообщение! -Если рассматривать гербы, скажите, много ли деталей мы в них видим? Изображение людей, животных, растений, явлений природы, предметов играют важную роль в символике гербов: Лев- символ храбрости, орел- символ власти и силы, медведь- символ мудрости, голубь- символ мира и чистоты, пчела- символ трудолюбия, дуб- символ стойкости и т.д. Давайте рассмотрим герб Коми Республики. Наша республика, она такая большая, столько различных богатств, талантливых людей, природных ресурсов, такая древнейшая история, а все отобразилось в одном гербе. -Что вы видите на нем? Герб представляет собой изображение золотой хищной птицы с ликом женщины, размещенным по центру лосиных голов. Все части несут определенный смысл. Хищная птица- это власть и сила, она призвана охранять народ, своими крыльями она обнимает нашу Родину и защищает народ от невзгод. Лосиха- древняя богиня плодородия. Лицо женщины- изображение коми богини Зарни Ань, богини солнца и благополучия. Вот такой замечательный у нас герб. На гербах и эмблемах используются природные изображения и фантастические (показ слайдов) | Ученики отвечают на поставленные вопросы Ученики просматривают слайды презентации . Ученик читает сообщение, которое составил дома: В средние века происходили рыцарские турниры. Рыцари были полностью одеты в металлические доспехи, и чтобы их различить друг от друга, откуда они приехали, на щитах помещали изображение каких либо опознавательных знаков в виде крестов, фигур животных, различных предметов. Формы рыцарских щитов были различными: круглыми, заостренными к низу, овальными, прямоугольными и даже в форме полумесяца. Воины со временем стали передавать изображения на щитах по наследству своим потомкам. Так возникло слово «герб» Немецкое слове «erbe» означает в переводе «наследство». Малое количество. В гербах показывается самое главное. Просмотр учащимися слайдов с изображением герба Коми Республики, обсуждение, ответы на вопросы. Учащиеся рассматривают герб, отвечают на вопросы. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Первичное закрепление | Учитель устанавливает осознанность восприятия. Предлагает просмотреть слайды с различными эмблемами и гербами различных городов, профессий, гимназий. | Учащиеся просматривают слайды и отвечают на вопросы. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Динамическая пауза | Учитель показывает различные физкультурные движения для разминки | Выполнение движений за учителем | Личностные |
Творческая практическая деятельность | Перед выполнением практического задания учитель показывает учащимся варианты удачного и неудачного решения эмблемы, герба. Это поможет ученикам избежать ошибок и одновременно обратить внимание на важные моменты: композиция в создании герба, смысловой центр, выделение главного. Учитель организовывает деятельность по применению новых знаний. -А сейчас я предлагаю вам создать эмблему класса, которая будет являться отличительным знаком вашего класса. Далее идет обсуждение, какие особенности класса, какой формы выбрать щит, что изобразить на нем. Во время практической работы учитель делает целевые обходы. | Учащиеся выполняют творческое задание, на первом уроке изображают эскиз эмблемы класса в карандаше, работают парами. | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение |
Рефлексия деятельности | Учитель организовывает рефлексию. -Я знаю… -Я понимаю… -Для меня было открытием… -У меня получилось… -Мне понравилось… Учитель показывает наиболее удачные эскизы эмблемы класса. | Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные; Рефлексия; Личностные: смыслообразование |
Домашнее задание | Нарисовать эскиз герба своей семьи | Личностные |
Литература
- Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. -Волгоград: Учитель, 2008.
- Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008.
- Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. Авт.- сост. Стивен Слейтер.- Москва, 2008.
- Рогов А. П. Русская культура. Национальные особенности / А. П. Рогов. — М., 2009.
- Рогов А. П. Русская иконопись/А. П. Рогов. — М., 2010. — (Русская культура).
- Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
- Сайт: Словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
- Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников
http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
- Сайт: О чем нам рассказывают гербы и эмблемы. http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-84704.html
План- конспект урока изобразительного искусства для 5 класса на тему «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»
( по требованиям ФГОС второго поколения)
Тема урока: «О чем рассказывает цвет в гербе и эмблеме» (второй час)
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Деятельностные цели:
- Формирование представления о цвете в различных видах гербов и эмблем.
-Развитие способности анализировать символические изображения и понимать их смысл.
-Создание эскиза эмблемы класса, в цвете.
Образовательная цель:
-Формирование гражданской позиции учащихся.
Задачи:
Личностные:
-Формирование основ художественной культуры.
-Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.
- Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.
Метапредметные:
Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Формулирование и развитие гражданской позиции, мышления и умения применять его в социальной практике.
Предметные:
Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.
Упражнять обучающихся в использовании различных материалов, знаний по цветоведению и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Оборудование к уроку:
Компьютер, проектор, презентации по теме со слайдами герба России, Коми Республики, гербов различных городов, кооперативных гербов; эмблемы общественных организаций; эскизы с предыдущего урока, геральдическая таблица цветов; цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент | Организация местоположения каждого ученика | Занимают свои места, приветствуют присутствующих | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
Этап повторения знаний предыдущего урока | Учитель устанавливает осознанность восприятия знаний предыдущего урока. -О чем мы говорили на предыдущем занятии? -Откуда произошли гербы? -Для чего нам нужен герб? -Где можно встретить изображение герба? -Как называется наука по изучению гербов? -Много ли деталей используется в изображении герба? -Какие четыре части можно выделить на гербе России? -Что изображено на гербе Коми Республики? | Ученики отвечают на поставленные вопросы и показывают усвоенные знания. | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
Этап мотивации и актуализации знаний | На этом этапе учитель предлагает найти то, о чем не говорилось на предыдущем уроке -Как вы думаете, что вам предстоит еще узнать о создании герба? И сообщает учащимся о том, что ребятам сегодня предстоит узнать о значении цвета в создании герба и эмблемы. -Как вы думаете, а цвет имеет роль в создании герба? | Смотря на изображения гербов на экране, ученики формируют содержание темы урока Учащиеся отвечают на поставленный вопрос | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
«Открытие» обучающимся нового знания | Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. -Как вы думаете, а у цвета есть свое значение? Большое значение в создании герба имеет цвет. В древности щиты с гербами были деревянными, потом их стали обтягивать шкурами животных, оковывали металлом. Короли и военачальники для украшения щитов использовали золото, серебро, яркие цветные краски- эмали. Однако при составлении герба не все цвета можно использовать. В науке геральдики только 7 цветов.(показ слайдов) Каждый цвет имеет символическое значение: Пурпурный- символ власти и используется только в гербах королевских и императорских семейств. Красный- соответствует любви, мужеству и смелости. Черный- осторожности и мудрости. Зеленый- надежде, изобилию и радости. Синий- честность и верность. Золото- вера, справедливость а так же богатство. Серебро- чистота и благородство. | Ученики отвечают на поставленные вопросы | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Первичное закрепление | Учитель устанавливает осознанность восприятия. Возвращение к просмотру герба России и Коми Республики -посмотрите, какие цвета используются в этих гербах и что они означают? -А много ли сразу в одном гербе используется цветов? Не больше четырех | Учащиеся просматривают слайды и отвечают на вопросы. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Динамическая пауза | Учитель показывает различные физкультурные движения для разминки | Выполнение движений за учителем | Личностные |
Творческая практическая деятельность | Перед выполнением практического задания учитель показывает учащимся варианты удачного и неудачного решения эмблемы, герба в цвете. Это поможет ученикам избежать ошибок и одновременно обратить внимание на важные моменты. Учитель организовывает деятельность по применению новых знаний. -А сейчас я предлагаю вам поработать над эмблемой класса в цвете, используя те знания, которые вы сейчас получили. Во время практической работы учитель делает целевые обходы. | Учащиеся выполняют творческое задание, на первом уроке изображают эскиз эмблемы класса в карандаше, работают парами. | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение |
Рефлексия деятельности | Учитель организовывает рефлексию. -Я знаю… -Я понимаю… -Для меня было открытием… -У меня получилось… -Мне понравилось… Учитель показывает наиболее удачные эскизы эмблемы класса. | Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные; Рефлексия; Личностные: смыслообразование |
Домашнее задание | Нарисовать эскиз герба своей семьи | Личностные |
Литература
- Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. -Волгоград: Учитель, 2008.
- Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008.
- Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. Авт.- сост. Стивен Слейтер.- Москва, 2008.
- Рогов А. П. Русская культура. Национальные особенности / А. П. Рогов. — М., 2009.
- Рогов А. П. Русская иконопись/А. П. Рогов. — М., 2010. — (Русская культура).
- Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
- Сайт: Словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
- Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников
http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
- Сайт: О чем нам рассказывают гербы и эмблемы. http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-84704.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О чём рассказывают гербы и эмблемы
Урок изобразительного искусства разработан для 5 класса по программе Б.М.Неменского. На уроке учащиеся знакомятся с историей создания гербов и их видами, значением цвета и символов в них, с гербами ра...
Конспект урока в 5 классе. "О чем рассказывают гербы и эмблемы?"
Начиная урок по данной теме, внимательно посмотрим на нашу жизнь, которая состоит из множества знаков и символов. С символами ты встречаешься в жизни постоянно. К примеру, проходя мимо дома, на ...
О чём рассказывают гербы и эмблемы
5 класс ИЗО...
Коспекты уроков "О чем рассказывают гербы и эмблемы"
Два конспекта к уроку для пятого класса по теме "Очем рассказывают гербы и эмблемы"...
Коспекты уроков "О чем рассказывают гербы и эмблемы"
Два конспекта к уроку для пятого класса по теме "Очем рассказывают гербы и эмблемы"...
"О чём рассказывают гербы и эмблемы. Эмблема своего класса" (ИЗО. 5 класс. по Программе Б.М.Неменского (конспект урока, презентации))
Разработка урока в традиционной форме....
"О чём нам рассказывают гербы и эмблемы". Разработка семейного герба. Технологическая карта урока.
quot;О чём нам рассказывают гербы и эмблемы". Разработка семейного герба.Технологическая карта урока....