конспект урока Отечественная война 1812г
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«В грозную пору 1812 года»
Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
А.С. Пушкин
Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Отечественная война 1812 года»
Задачи урока:
- развивающая: развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы, умение работать индивидуально и в паре; развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать;
- обучающая: закрепление и углубление исторических знаний учащихся по теме «Отечественная война 12-го года»;
- воспитательная: воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа.
Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся.
Вид урока: урок-викторина.
Оборудование: выставка литературы, историческая настенная карта «Отечественная война 1812 года», изображение русских наград и памятных знаков, проектор, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент
- объявление темы, плана урока, приветствие учащихся.
Вступительное слово учителя:
Отечественная война 1812 года - одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Поэтому "гроза 1812 года" вновь и вновь привлекает к себе внимание. В 2012 году мы отмечали 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня на уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю, великих сражениях, подвиге русского народа.
ПЛАН урока.
- «Разминка»
- «Работа над ошибками»
- «Выберите лишнее»
- «Литературный конкурс»
- «История в датах»
- «Назовите события»
2. Разминка.
1. Самый быстрый род войск XVIII-XIX в.в., действовавший на конях, в основном холодным оружием. (Кавалерия)
2. Род войск, основным вооружением которых являются орудия – пушка, гаубица. (Артиллерия)
3. Армии крупных европейских государств в н. XIX в. были устроены примерно одинаково и состояли из трех родов войск: кавалерия, артиллерия. А как назывался третий род войск? (Пехота)
4. Лучшие воинские части из пехоты, артиллерии, кавалерии и т.д., состоявшие в основном из лучших солдат, богатых и знатных офицеров. (Гвардия)
5. Известный поэт-партизан н. XIX в., один из друзей А.С.Пушкина, впоследствии генерал – лейтенант. (Д. В. Давыдов)
6. При переправе через эту реку французская армия была окончательно разбита русской армией. (р. Березина)
7. Русский генерал, водивший своих сыновей, одному из которых было 11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих солдат. (Н.Н.Раевский)
8. Как известно, на первом этапе войны русская армия отступала и должна была соединить свои разрозненные части именно в этом городе. (г. Витебск)
9. Кому принадлежат эти слова: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия, но когда уничтожена армия, погибнут Москва и Россия»? (М.И.Кутузову)
10. Кто сказал следующие слова: «Я не начну войну, но не положу оружия, пока хоть один неприятельский солдат будет оставаться в России»? (Александр I)
11. Он принадлежал древнейшему грузинскому роду. Его прадедом был грузинский царь Вахтанг VI. Свою первую награду он получил в войне с Турцией при штурме Очакова. Сподвижник, любимец и лучший ученик А.В.Суворова. (П.И.Багратион)
12. Перед смертью она завещала при отпевании называть себя Александром Андреевичем Александровым. Священник не решился нарушить церковных правил и во время панихиды именовал ее «рабой Божией Надеждой». (Н.А.Дурова)
13. Штабс-капитан артиллерии, благодаря необычной смелости и знанию иностранных языков он, переодеваясь во французскую форму, неоднократно проникал в неприятельский лагерь, собирая важные для русских сведения. (А.С. Фигнер)
14. На штурм этого города Наполеон бросил корпуса генералов Нея, Даву и Мюрата. (г. Смоленск)
15. Земляное укрепление, похожее на маленькую крепость, со всех сторон окруженное валом. (Редут).
3.Работа над ошибками (парами).
Должны найти и выписать на лист ошибки, найденные в тексте:
12 июня 1812г. «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр, вторглась в пределы России. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М.Б. Барклая-де-Толли, другая – П.И.Багратиона, третья – М.И.Кутузова. французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрозненные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр I решился на необычный шаг. 6 июля он издал манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности. Русские армии смогли соединиться только под Калугой в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то время пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив, замкнут. В армии его не любили. Начались его разногласия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандующего М.И.Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сентября. И сразу же началась подготовка к генеральному сражению.
Ошибки:
1. р. Днепр - р. Неман
2. М.И.Кутузов – А.П.Тормасов
3. О введении всеобщей воинской обязанности - с призывом собирать народное ополчение
4. Соединиться под Калугой – под Смоленском
5. М.И.Кутузов прибыл в ставку 17 сентября – 17 августа
4.Выберите лишнее:
Команды, из представленного ниже списка, должны выбрать лишний пункт и объяснить почему:
1. - М.Б.Барклай-де-Толли 2. - Д.В.Давыдов
- П.И.Багратион - А.Н.Сеславин
-М.И.Кутузов -М.И.Кутузов
-А.П.Тормасов (все остальные-
-Н.Н.Раевский руководители
(все остальные- партизанских отрядов)
главнокомандующие - В.Кожина
русской армии) А.С.Фигнер
3. - Уланы 4. - Даву
- Гусары - Ней
- Казаки - Мюрат
- Пехотинцы - П.И.Багратион
(все остальные- (все остальные-
рода кавалерии ) командующие
- Кирасиры французской армии)
- Наполеон
5. - Москва 6. - М.И.Кутузов
- Смоленск - П.И.Багратион
- Смоленск (все остальные-
(во всех остальных участники военного
городах- совета в Филях)
происходили - Н.Н.Раевский
сражения - М.Б.Барклай-де-Толли
Отечественной войны 1812г.) - А.П.Ермолов
- Малоярславец
- Витебск
7. - Тарутинский маневр 8. - Д.В.Давыдов
- Лейпцигское сражение - Ф.П.Уваров
(все остальные- - А.А.Александров
события Отечественной (женщина-офицер
войны 1812г.) Н.А.Дурова)
- Пожар Москвы - П.И.Багратион
- Бородино - Н.А.Тучков
- Сражение у Смоленска
5. Литературный конкурс
Определите по литературным источникам о каких героях Отечественной войны 1812г. идет речь. ( работа в парах)
1. … которого Россия,
В свои годины роковыя,
Радушно видит на коне,
В кровавом зареве пожаров,
В дыму и прахе боевом,
Отваге, пламенных гусаров
Живым примером и вождем.
Ответ: Н.М.Языков о Денисе Давыдове.
2. Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь, и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом,
И сколь врагу ужасен!
Ответ: В.А.Жуковский о М.И.Кутузове.
3. О вождь несчастливый!..
Суров был жребий твой:
Всё в жертву ты принес земле тебе чужой,
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
Ответ:. А.С.Пушкин о М.Б.Барклае-де-Толли
6. представление презентаций
7. История в датах
Соотнесите между собой события и даты за 2 мин.
1. Завершение работы Венского конгресса А 4-6 августа 1812г.
2. Бородинское сражение Б 2 сентября 1812г.
3. Военный совет в Филях В июнь 1815г.
4. Пожар Москвы Г 26 августа 1812г.
5. Вторжение Наполеона в Россию Д 12 июня 1812г.
6.Переправа через Березину Е 14-16 ноября 1812г.
7. Смоленское сражение Ж 1 сентября 1812г.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
В | Г | Ж | Б | Д | Е | А |
8. Назовите события
По приведенным ниже цитатам из документов, определите о каком событии идет речь.
1. «Чья эта победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей» - Б.С.Абалихин. (Бородинское сражение)
2. «Дома, хотя большею частью деревянные, поражают своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание!» - Ц.Ложье. (Оставление Москвы)
3. «Неприятель ступил шаг на наш берег Немана, и единственным к соединению войск наших средством было отступление» - А.Н.Ермолов. (Начало войны, вторжение)
4. «Русские гибли, но не сдавались; на пространстве 1 м2 всё было бы покрыто мертвыми или ранеными» - Е.Лабом. (Бородино)
5. «Дышать этим раскаленным воздухом было почти невозможно. Наши руки были опалены, потому что приходилось то защищать лицо от огня, то отбрасывать горящие головешки, ежеминутно падавшие на наши одежды» - Сегюр. (Пожар Москвы)
6. «Солдат роптал на беспрерывное отступление…; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему, что он был не русский» - А.Ермолов. (Отступление вначале вторжения)
7. «В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными» - Сегюр. (Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим)
9. Рефлексия
«Закончи фразу»:
- Сегодняшний урок позволил мне…..
- На уроке я работал …..
- С урока я ухожу с ………..настроением
10. Подведение итогов
1. … которого Россия,
В свои годины роковыя,
Радушно видит на коне,
В кровавом зареве пожаров,
В дыму и прахе боевом,
Отваге, пламенных гусаров
Живым примером и вождем.
: Н.М.Языков о …
1. … которого Россия,
В свои годины роковыя,
Радушно видит на коне,
В кровавом зареве пожаров,
В дыму и прахе боевом,
Отваге, пламенных гусаров
Живым примером и вождем.
: Н.М.Языков о …
2. Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь, и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом,
И сколь врагу ужасен!
: В.А.Жуковский о...
3. О вождь несчастливый!..
Суров был жребий твой:
Всё в жертву ты принес земле тебе чужой,
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
:. А.С.Пушкин о…
12 июня 1812г. «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр, вторглась в пределы России. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М.Б. Барклая-де-Толли, другая – П.И.Багратиона, третья – М.И.Кутузова. французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрозненные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр I решился на необычный шаг. 6 июля он издал манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности. Русские армии смогли соединиться только под Калугой в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то время пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив, замкнут. В армии его не любили. Начались его разногласия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандующего М.И.Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сентября. И сразу же началась подготовка к генеральному сражению.
1. «Чья эта победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей» - Б.С.Абалихин
2. «Дома, хотя большею частью деревянные, поражают своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание!» - Ц.Ложье.
3. «Неприятель ступил шаг на наш берег Немана, и единственным к соединению войск наших средством было отступление» - А.Н.Ермолов.
4. «Русские гибли, но не сдавались; на пространстве 1 м2 всё было бы покрыто мертвыми или ранеными» - Е.Лабом
5. «Дышать этим раскаленным воздухом было почти невозможно. Наши руки были опалены, потому что приходилось то защищать лицо от огня, то отбрасывать горящие головешки, ежеминутно падавшие на наши одежды» - Сегюр.
6. «Солдат роптал на беспрерывное отступление…; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему, что он был не русский» - А.Ермолов.
7. «В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными» - Сегюр.
Оценочная карта
этапы | разминка | Работа над ошибками | Выберите лишнее | Литературный конкурс | История в датах | Назовите события | итог |
Былинкин Н | |||||||
Караваева К. | |||||||
Клевцова К | |||||||
Пономаренко С. | |||||||
Соловьева Н. | |||||||
Федорова О. | |||||||
Чернов Д. |
Перевод баллов в оценку: 18б-«5» , 14-17б – «4», 8-13-«3», 0-7- «2».
Самоанализ урока по истории.
Класс 8
Тема урока: «В грозную пору 1812 года»
Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Отечественная война 1812 года»
Задачи урока:
- развивающая: развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы, умение работать индивидуально и в команде; развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать;
- обучающая: закрепление и углубление исторических знаний учащихся по курсу «История России XIX в.»;
- воспитательная: воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа.
Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся.
Вид урока: урок-викторина.
Оборудование: портреты участников-героев Отечественной войны 1812 года, альбом репродукций «Отечественная война 1812 года», выставка литературы, историческая настенная карта «Отечественная война 1812 года», изображение русских наград и памятных знаков.
ПЛАН урока.
- «Разминка»
- «Работа над ошибками»
- «Выберите лишнее»
- «Литературный конкурс»
- «История в датах»
- «Назовите события»
Здоровьесберегающие - предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.
Аннотация : Данный урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме «Отечественная война 1812 г.». Урок способствует развитию навыков самостоятельной творческой и поисковой работы учащихся, исторического мышления, критического анализа. Закрепляет и углубляет знания учащихся по истории России XIX , воспитывая патриотические чувства на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Отечественная война 1812 года"
Тема урока «Отечественная война 1812 года»Цель урока: Выяснить соотношение сил сторон и их планы, основные события и результаты войны 1812 года. Реализация цели через задачи:Учит...
конспект урока "Отечественная война 1812 г . в литературе и искусстве"
События Отечественной войны 1812 г . рассматриваются через памятники культуры, что позволяет более эмоционально и глубже преподнести материал учащимся и способствует лучшему его усвоению. ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г.
Разработка урока по истории России в 8 классе на тему "Отечественная война 1812 года" с использованием ЭОР....
Конспект урока Отечественная война 1812 г. 8 класс
История России. 8 класс. Конспект может быть дополнен презентацией или вырезкой их худ. фильма....
Конспект урока "Отечественная война 1812 года "
Конспект урока...
Конспект урока "Отечественная война 1812 года"
Конспект урока "Отечественная война 1812 года" для 9 класса...
Технологическая кара урока "Отечественная война 1812г"
предоставлен полностью развернутый план урока...