Конспект урока "Отечественная война 1812 года "
план-конспект урока по истории (9 класс)

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_otechestvennaya_voyna_1812_goda.docx38.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Отечественная война 1812 года»

история России 9 класс

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Форма организации урока – комбинированная (фронтальная, индивидуальная).

Технология: проблемно-диалогический урок.

Основные методы обучения: наглядные, словесные (проблемный диалог, эвристическая беседа), методы проблемного обучения, самостоятельная работа.

Цель урока – сформировать представление об Отечественной войне 1812 года, как об одном из самых значимых событий отечественной истории - освободительной войне России против наполеоновской агрессии.

Задачи урока – способствовать усвоению причин, хода и результатов Отечественной войны 1812 года; способствовать формированию патриотических чувств, уважению к отечественному историческому наследию.

Обязательный минимум содержания: причины Отечественной войны 1812 года, соотношение сторон накануне и в ходе войны, ход войны, личность М.И. Кутузова, значение партизанского движения в войне 1812 года, причины победы русской армии, итоги войны.

Внутрипредметные связи: «Консульство и империя» (Всеобщая история, XIX век), «Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.» (История России, XIX век, предыдущий урок), «По страницам Отечественной войны 1812 года» (История России, XIX век, последующий урок), «Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813-1825гг.» (История России, XIX век, последующий урок).

Средства обучения: История России. 9 класс. Учеб. / П.А.Арсентьев, А.АДанилов, А.А.Левандовский, А.Я.Токарева / под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2019. Ч.1., проекционное оборудование (или другие технические устройства (нетбуки, смартфоны), тетрадь, карточки на столах учащихся; видеофрагмент фильма «1812. Нашествие», анимированная карта «Отечественная война 1812 года»: образовательный комплекс «1С: Школа. История России. Часть 3».

Планируемые результаты:

1. Предметные

Учащийся научится:

  • использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий Отечественной войны 1812 года, направлениях значительных передвижений;
  • анализировать информацию различных источников (текст учебника, содержание карточек, анимированная карта, высказывания);
  • систематизировать исторический материал;
  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов в Отечественной войне 1812 года; 
  • давать оценку событиям.

2. Метапредметные:

2.1. регулятивные УУД

Учащийся научится:

  • определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.

2.2. познавательные УУД

Учащийся научится:

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной (объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • строить прямое доказательство;

2.3. коммуникативные УУД

Учащийся научится:

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т.д.);
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • целенаправленно использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи.

Ход урока

1.Вспомните материал курса новой истории, знания, полученные на предыдущем уроке и

 определите причины похода Наполеона в Россию

-нарушение Россией условий Тильзитского мира

-стремление Франции к мировому господству .

Какая –главная?

(главная - конфликт  между Россией и Францией из-за конт. блокады  Англии-условия блокады стали чаще нарушаться русскими купцами с молчаливого соглашения властей. Франция стремилась заставить Россию их соблюдать. Франция стремиться к мировому господству)

Достигнуть этого можно было только имея сильную армию. Давайте посмотрим каковы особенности французской и русской армии.

1.хорошее качество вооружения

2.всеобщая воинская повинность

3.рекрутская система

4.в армии служили наёмники

5.принцип «война кормит войну»

6.качество ружей и пушек уступали по качеству неприятельским.

7.опыт ведения войны

французская (1,2,4,5,7)                     русская (3,6)

Проверяем. Что получилось? Назовите сильные стороны французской армии. Русская конечно выглядела бледнее.

Почему, воюя с Россией, Наполеон проиграл эту войну?    

Вспомним, какой характер могут носить войны? (справедливые и несправедливые)

Какой был характер войны 1812 года для обеих из сторон?

(Отечественная, война для России, защита свободы и независимости своей Родины. Захватническая и грабительская для армии Наполеона.)

Как вы понимаете Отечественная война? (На защиту Родины поднимается весь народ)

Задание. Послушав рассказ мой и ваших одноклассников Вы начнёте заполнять таблицу «Основные события 1812 года. На уроке напишите дату и событие, дома – итог.

Дата

Событие

Итог

12 июня 1812 года  многотысячная армия Наполеона переправившись ч/з р. Неман, вторглась в пределы России. Наполеон рассчитывал в одном-двух приграничных сражениях разгромить русскую армию и добиться нужного подписания мира. Французская армия насчитывала около 600тыс. чел.,1370 орудий, русская - около220 тыс.человек,около1000 орудий.

 2.Русская армия  была разделена на 3 части, далеко стоявшие друг от друга.1-я под команд. ген. Барклая де Толли М. Б.прикрывала направление Петербург(120 тыс.)2-я под ком. ген. Багратиона П. И.(49 тыс.) прикрывала направление на Москву, 3-я под ком. ген. Тормасова (58 тыс. чел.) прикрывала направление на Киев.(карта)

 Рассказ ученицы о генералах.

 Михаил Богданович Барклай де Толли— выдающийся российский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1814), военный министр, князь (с 1815), герой Отечественной войны 1812 года, полный кавалер ордена Святого Георгия.Командовал всей русской армией на начальном этапе Отечественной войны 1812 года, после чего был замещён М. И. Кутузовым. В заграничном походе русской армии 1813—1814 годов командовал объединённой русско-прусской .В историю военного искусства, по мнению западных авторов, он вошёл как архитектор стратегии и тактики «выжженной земли» — отрезания основных войск противника от тыла, лишения их снабжения и организации в их тылу партизанской войны.

В российской истории он запомнился как полководец, который вынужденно совершал стратегическое отступление перед Наполеоном в Отечественной войне 1812 года и за это несправедливо был подвергнут осуждению современников.

Пётр Иванович Багратион (1765 — 12 сентября 1812) — российский генерал от инфантерии, князь, герой Отечественной войны 1812 года.Багратион выступал сторонником привлечения к борьбе с французами широких слоёв народа, был одним из инициаторов партизанского движения. При Бородино армия Багратиона, составляя левое крыло боевого порядка российских войск, отразила все атаки армии Наполеона.«Я довольно не легко ранен в левую ногу пулею с раздроблением кости; но нималейше не сожалею о сём, быв всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту отечества и августейшего престола…»

Александр Петрович Тормасов (11 августа 1752 — 13 ноября 1819, Москва) — граф, генерал от кавалерии. В Отечественную войну 1812 года командовал 3-й западной армией на южном фланге, московский градоначальник.

24 июля часть армии Тормасова захватила Брест, после того Тормасов занял Пружаны. Победа эта имела важное психологическое значение как первый успех в период отступления русских армий. За неё Тормасов получил 28 июля 1812 года в награду орден Св. Георгия .

Ни одна из армий не могла остановить армию Наполеона. Он хорошо понимал это и не мог допустить, чтобы они соединились.

3. Как вы думаете, какую тактику предпримет русское командование?

Командующий Барклай де Толли принимает решение отступать, уклоняясь от генерального сражения, ведя бои, давая отпор врагу.

      Александр 1 призвал русских людей объединиться для защиты Отечества. Россию охватил всеобщий патриотический подъём. Начинается партизанское движение В городах формируется народное ополчение, проводится сбор средств.

Что такое народное ополчение?

(военное формирование, создаваемое в помощь русской армии на добровольных началах.

Вспомните события русской истории, когда собиралось народное ополчение? (Начало 17в. ополчение Минина и Пожарского изгнало поляков из Москвы (Карта)

Армии соединились в Смоленске, где 4-6 августа  произошло крупное сражение. Город был взят фр. войсками. Отступление продолжалось. Война затягивалась. План Наполеона «одним ударом захватить Россию» срывался. Неудачи первых недель войне, отступление русских армий породили в  недовольство в русском обществе. Александр 1 назначает Кутузова М. И. главнокомандующим.

 

 4 .(.Рассказ ученицы)

.Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов родился в 1745году. Военную деятельность начал в 16 лет в чине инженер-прапорщика. В1770 году переведён в 1-ю армию генерал - фельдмаршала П. А. Румянцева, где принял участие в начавшейся в1768 году войне с Турцией. Большое значение в формировании Кутузова как военноначальника имел боевой опыт, накопленный им в период 2-х русско-турецких войн под руководством полководцев П. А. Румянцева и А. В. Суворова. В июле 1774 г. близ д. Шумы (ныне Кутузовка) М. И.был тяжело ранен , его правый глаз навсегда перестал видеть. Императрица наградила его военным орденом Св. Георгия 4 класса и отправила на лечение за границу .В начале Отечественной войны 1812 года генерал Кутузов был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. Неудачный ход войны побудил дворянство требовать назначение командующего, который пользовался доверием всего русского общества. За 10 дней до назначения царь пожаловал Кутузова титулом светлейшего князя.

Работа с документом с. 51.вопрос 2,3.

 Боевой дух армии был поднят.  Михаил Илларионович  начинает готовиться к генеральному сражению.

26 августа у с. Бородино под  Можайском произошло самое крупное сражение Отечественной войны 1812 года. До Москвы оставалось всего124 км. Река  Колочь защищала правый фланг русской армии. На левом фланге был построен Шевардинский редут, который 24 августа захвачен французами.  Сзади-земляные укрепления Багратионовы  флеши. В центре - земляной курган, на котором располагалась артиллерия и войска генерала Раевского. Позиция на Бородинском поле выбрана неслучайно: прикрывались 2 дороги, ведущие на Москву - новая и старая смоленские, пересечённый характер местности позволял на высотах сохранить артиллерию. Каждая из сторон ставила своей целью разгромить противника. (Карта)

Ярко передаёт картину сражения М. Ю. Лермонтов в стих. «Бородино»

«Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени, в дыму огонь блестел,

Звучал булат , картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролететь мешала

Гора кровавых  тел.

Изведал враг в тот дел немало,

 Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась -как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

 И залпы тысячи орудий

 Слились в протяжный вой...»

       Битва отличалась крайним упорством и ожесточением. Наполеон пытался прорвать русские укрепления в центре и на правом фланге. Батарея Раевского расположенная на Курганной высоте, несколько раз переходила из рук в руки. С наступлением темноты битва закончилась, французы отвели войска на исходные позиции. В этом бою отличились генералы П. И. Багратион, А. И. Горчаков, Н. Н. Раевский, А. П. Ермолов, А. И. Кутайсов.

Потери русской армии составили около 40 тыс. чел., французской- 50 тыс. чел.

 

Каков итог сражения? Исходите из целей сторон.

 (Ни одна из сторон не достигла желаемого результата. Кутузову не удалось ни разгромить французскую армию, ни остановить её наступление. Но дух Наполеона был сломлен. Русская армия сохранена)

5.27 августа русская армия вновь начала отступление.1 сентября состоялся военный совет в деревне Фили. На этом совете решался вопрос: дать новое сражение или оставить Москву, сдав её без боя Наполеону. Было решено пожертвовать Москвой ради спасения армии. 2 сентября армия Кутузова прошла ч/з Москву, отступая  на Рязанскую дорогу , в тот же день Наполеон вошёл в город. Выступив из Москвы, Кутузов совершил важный стратегический маневр, получивший название Тарутинского.  Командующий оставив на Рязанском направлении только часть войск, с главными силами перешёл на калужскую дорогу и встал лагерем у с. Тарутино. Расположение у Тарутино позволило Кутузову перекрыть дорогу на юг, в плодородные губернии и к городам Туле и Калуге, где хранилось много военных запасов.

В первый же вечер пребывания французов в Москве вспыхнули пожары. Они продолжались несколько дней. Выгорело три четверти города. Грабежи и мародёрство французских солдат приводили к моральному разложению армии, к снижению дисциплины. Попытки изъять продовольствие в соседних деревнях не увенчались успехом: крестьяне прятали или уничтожали продукты, а французские фуражиры часто становились жертвой партизан.

6.Рассказ ученицы о героях партизанского движения. ( Партизанское движение-это вооружённая борьба, которая ведётся на территории, занятой противником.)

Денис Васильевич Давыдов - генерал-лейтенант, предводитель первого партизанского движения, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт «Пушкинской плеяды».

Александр Самойлович Фигнер - полковник русской армии, отличившийся в войне 1812 года, создатель партизанского (диверсионного) отряда, действующего в тылу французской армии на территории России, Польши и Германии. В начале Отечественной войны 1812 года Фигнер был штабс-капитаном артиллерии. После занятия французами Москвы он, с разрешения главнокомандующего, отправился туда в качестве разведчика, но с тайным намерением убить Наполеона.

Александр Никитич Сеславин — генерал-майор, прославившийся своими партизанскими действиями во время войн 1812—1814 годов. С началом партизанских действий получил в командование отдельный лёгкий отряд. Он первый открыл выступление Наполеона из Москвы и движение его на Калужскую дорогу, благодаря чему российские войска успели преградить путь неприятелю у Малоярославца. Затем, неотступно следуя за французами, Сеславин доставлял о них главнокомандующему весьма важные сведения и наносил им всевозможный вред.

Герасим Курин. Был предводителем крупного крестьянского партизанского отряда, действовавшего во время Отечественной войны 1812 года в Вохонской волости (район нынешнего города Павловский Посад Московской области). Отряд насчитывал 6 тыс. человек За храбрость Г. К. был награждён Георгиевским крестом первого класса.

Василиса Кожина - воистину героиня из народа. В Отечественную войну 1812 она была предводительницей партизанского отряда Сычёвского уезда Смоленской губернии. Даже при отсутствии активных боевых действий в период пребывания в Москве, Наполеон терял ежедневно 1,5 тыс. человек.

Тяжело пришлось французским солдатам в сожженной Москве, без продовольствия. Наполеон трижды предлагал Александру 1 переговоры о мире. Но его письма оставались без ответа.

6 октября 1812г. войска Наполеона покидают Москву. Причина-город как осаждённая крепость становится ловушкой. Наполеон пытается прорваться в южные губернии.12 октября состоялось

кровопролитное сражение под Малоярославцем. Город 8 раз переходил из рук в руки. Но Кутузов , отойдя чуть южнее, занял новую позицию, снова заслонив дорогу на Калугу.

7. Неудачи на Калужском направлении, вынудили Наполеона повернуть на старую Смоленскую дорогу, им же разорённую. Начинается отступление французских войск, превращающееся в бегство. Инициатива полностью переходит к русской армии. Она преследует Наполеона параллельным курсом, всё время угрожая вырваться вперёд и отрезать пути отступления.

14-16 ноября  на переправе ч/з р. Березину Наполеон потерял 30 тыс. воинов. Но сохранил генералитет, старую гвардию. 25 ноября Александр 1 издаёт манифест об окончании войны. Отечественная война закончилась полным разгромом неприятеля.

8.Давайте определим причины победы.

-справедливый характер войны. Защищали своё Отечество.

-роль Кутузова и других полководцев

-партизанское движение

-героизм солдат и офицеров

-всенародная помощь-создание народного ополчения

Итоги Отечественной войны:

             1. Россия отстояла независимость.

2. Огромный ущерб: погибли тысячи людей, пострадали города.

3. Война сплотила нацию, так как защищали свою Родину.

4.Укрепился международный авторитет страны

5.Война оказала сильное влияние на развитие культуры и общественной мысли.

Сейчас посмотрим в каких произведениях литературы и искусства  отражены события1812 года. (презентация ученика)

А сейчас закрепим полученные знания.

Закрепление новых знаний и способов действий – 5 мин.

Учитель: вы проанализировали каждый этап, каждое событие войны, дали оценку каждому событию, пошагово оценили преимущества русской и французской армий

Учащиеся: (первично оценивают свой труд)

Учитель: у французской армии был шанс победы в июне 1812 года?

Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что благодаря тактике главнокомандующих русскими войсками и самой весомой причине войны для русского народа – защите Отечества, шанса не было).

Учитель: у французской армии был шанс победы в июне - июле 1812 года, под Минском и Могилевом?

Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что действия французских и русских войск в этот период не являются генеральными сражениями, соответственно, не решают исход войны)

Учитель: у французской армии был шанс победы в августе 1812 года, под Смоленском?

Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что шанс был, но Александр I не пошёл на переговоры, придерживаясь тактики дальнейшего «отступления», кроме того основные силы русской армии небыли разбиты, а французская армия несла большие потери)

Учитель: у французской армии был шанс победы 24-26 августа 1812 года, в преддверии Бородинского сражения и в самом сражении под Бородино?

Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что шанс был, но французская армия не одержала победу, её численные потери были велики и большие, чем в русских войсках, силы измотаны)

Учитель: у французской армии был шанс победы в сентябре 1812 года в период «московского сидения»?

Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что шанс мог бы быть только в том случае, если бы Александр I подписал перемирие, или пораженческий акт о капитуляции, но тактика русского царя была единственно правильной)

Учитель: у французской армии был шанс победы в октябре 1812 года, в Тарутинском бою, или сражении под Малоярославцем?

Учащиеся: Нет. Шанса не было. Армия французов была слаба и потерпела поражения.

Учитель: у французской армии был шанс победы в ноябре-декабре 1812 года, в момент отступления?

Учащиеся: нет. Шанса не было. Французская армия, измотанная партизанами и ополченцами, голодом и суровым климатом представляла жалкое зрелище не способное к военным действиям.

Учитель: в романе «Война и мир» Л.Н.Толстой характеризует Отечественную войну 1812 года так: «Дубина народной войны поднялась со всей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил…поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». О чём говорит писатель?

Учащиеся: писатель говорит о том война имела народный общенациональный характер.

Учитель: а был ли у Наполеона шанс одержать победу в войне с народом?

Учащиеся: (предлагают различные версии, но приходят к выводу, что шанса не было).

Учитель: каковы причины победы России в войне против французской армии в 1812 году?

Учащиеся: общенациональный подъём на защиту Отечества, формирование народных ополчений, партизанская война; неготовность французской армии к затяжной войне, суровые климатические условия (называют и иные причины, полководческий гений Кутузова, например).

Рефлексия – 4 мин.

Учитель: Исход событий нам известен.Отечественная война 1812 года была проиграна армией Наполеона. Если шанс у Наполеона был, то он им не воспользовался. Ваши отметки на полях – ваше первоначальное мнение. Возможно, ваше мнение изменилось с открытием нового знания. Возможно, кто-то из вас мнение не изменил. Есть среди вас такие?

Учащиеся: (поднимают руки)

Учитель: в таком случае приведите доказательства своей точки зрения письменно (вступительные слова на доске, или экране)

Учащиеся: «Я считаю моё мнение верным, т.к. …», или «Моё мнение изменилось т.к…»

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 1 мин.

Учитель: любая война бесчеловечна, уродлива, ужасна, для француза в России и для русского человека война - ужас. Возможно ли описать чувства людей (французов, русских) – современников Отечественной войны 1812 года? Может, сохранились воспоминания участника событий? Война глазами современника. Ваши размышления, ваши поиски – целый проект по теме! Дерзайте, пробуйте, переживайте события далёкой войны вместе с её участниками!

Учащиеся: но участники войны имели разный чин, от простых людей до императора…

Учитель: конечно. Каждый участник событий со своими переживаниями, своим взглядом – это история. Значит, любой проект имеет важное значение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"

Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....

Конспект Отечественная война 1812 года

Конспект разработан для урока истории (8 класс)...

урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!

Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....