календарно-тематическое планирование по изо 6 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Дускалиева Татьяна Николаевна

календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе по программе Неменского

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Коммунаровская СОШ»

Календарно тематическое планирование

 по изобразительному искусству

6 класс

Учитель: Дускалиева Т. Н.

2013-2014 уч. г.

Пояснительная записка

Настоящий развернутый тематический план разработан на основании учебной программы по «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы общеобразовательной школы» (под руководством Б.М. Неменского).

VI класс, а также следующий VII, посвящены собственно изобразительному искусству.  Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.

Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает,  является  его  знаком,  вернее  системой  знаков,  т. е. языком. Все элементы и средства, которые (как и у любого языка) служат для передачи значимых смыслов, являются способом выражения содержания.

Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережигая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображенную реальность. В этом заключен механизм передачи от человека к человеку, от поколения к поколению опыта чувств и опыта видения мира.

Настоящее тематическое планирование ориентированно на использование учебно-методических и  дополнительных пособий:

— Б.М. Неменского Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы общеобразовательной школы/ Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Л.А. Неменская., изд. «Просвещение», 2006

— Л.А. Неменская учебник для 6 класса для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение,2008.-176с.

 — Н.Н. Ростовцев. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. Пед. Ин-ов. М.: «Просвещение, 1974

Учащиеся должны знать:

—  о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

—  о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

—  о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

—  основные виды и жанры изобразительных искусств;

иметь представление:

— об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

—  ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

—  особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

— основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

— о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

—  о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

— пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать Первичные ми навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

— видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;                                                      -

—  видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

—  создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

— активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину Мира, присущую произведению искусства.

Календарно-тематическое планирование

По изобразительному искусству для 6___ класса под руководством Б.М. Неменского

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Виды контроля. Измерители

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Изобразительное искусства в семье пластических искусств

1

Урок новых знаний

Беседа  об искусстве и его видах.

Учащиеся должны знать о месте и значении изобразительных искусств в культуре и жизни человека.

Вопросы  

На усмотрение учителя

5.09

Рисунок – основа изобразительного творчества

1

Урок новых знаний

Зарисовки. Наброски с натуры отдельных растений.

Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры.

Рисунок

Зарисовка колючки

12.09

Линия и ее выразительные возможности

1

Урок новых знаний

Выполнение (по представлению) линейных рисунков  трав, которые колышет ветер.

Уметь пользоваться начальными  правилами  линейной.

Рисунок

Зарисовать линейные узоры  травяных  соцветий

19.09

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

1

Урок повторения

Изображение различных осенних состояний в природе.

Должны знать о взаимосвязи реальной действительности ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ

Рисунок

Изобразить яркое солнце и тени

26.09

Цвет. Основы цветоведения

1

Урок повторения

Фантазийные изображения сказочных царств  ограниченной палитрой  («Царство Снежной Королевы».).

Должны уметь пользоваться красками нужной палитры.

Рисунок

Иллюстрация к сказке «Изумрудный  город»

3.10

Цвет в произведениях живописи

1

Урок повторения

Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный, грустный, торжественный, тихий .

Видеть и использовать в качестве средств выражения цветовые изображения с натуры.

Рисунок

На усмотрение учителя

10.10

Объемные изображения в скульптуре

1

Урок обобщения

Объемные изображения животных в разных материалах.

Владеть первичными навыками объемного изображения в разных материалах.

Лепка  

На усмотрение учителя

17.10

Основы языка изображения

1

Урок обобщения

Беседа. Обобщение материала темы.

Знать о существовании изобразительного искусства во все времена.

Рисунок

На усмотрение учителя

24.10

Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

Урок новых знаний

Беседа «Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека».

Активно воспринимать произведения искусства  и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия. Видеть целостную картину мира.

Доклад

На усмотрение учителя

7.11

Изображение предметного мира - натюрморт

1

Урок новых знаний

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм

Должны знать о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей

Рисунок

Бумага, клей, ножницы

14.11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

Урок новых знаний

Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

Видеть конструктивную форму предмета.

Практическая работа

На усмотрение учителя

21.11

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1

Урок повторения

Изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).

Уметь пользоваться начальными  правилами  линейной и воздушной перспективы.

Рисунок

На усмотрение учителя

28.11

Освещение. Свет и тень

1

Урок обобщения

Изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.

Видеть и использовать в качестве средств выражения характер освещения.

Рисунок

Картон, клей ножницы, фактура для наклеик

5.12

Натюрморт в графике

1

Урок обобщения

Оттиск аппликации на картоне.

Создавать творческие композиционные работы в разных материалах по воображению.

Практическая  работа

На усмотрение учителя

12.12

Цвет в натюрморте

1

Урок повторения

Работа над изображение натюрморта  в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный и т.п.

Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: цвет, форма

Рисунок

Изобразить таинственный натюрморт

19.12

Выразительные возможности натюрморта

1

Урок обобщения

Работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «Натюрморт – автопортрет»

Особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских мастеров портрета и натюрморта.

Рисунок

На усмотрение учителя

26.12

Вглядываясь в человека. Портрет

Образ человека –главная тема искусства

1

Урок новых знаний

Беседа «Изображение человека в искусстве разных эпох. Великие художники - портретисты».

Иметь представление об основных эпохах развития портрета.

Реферат

«Русский портрет XVIII-XIX веков»

16.01

Конструкция головы человека и ее пропорции

1

Урок новых знаний

Работа над рисунком или аппликацией – изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица.

Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций.

 Рисунок

На усмотрение учителя

23.01

Изображение головы человека в пространстве

1

Урок новых знаний

Объемное конструктивное изображение головы. Аппликация с дорисовками.

Уметь использовать коллажные  техники

Аппликация с рисунком

Завершение работы

30.01

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

1

Урок новых знаний

Набросок с натуры друга или одноклассника.

Знать общие правила построения головы человека.

Рисунок

Зарисовка человека с натуры

6.02

Портрет в скульптуре

1

Урок новых знаний

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным  характером.

Обладать первичными навыками лепки.

Лепка

13.02

Сатирические образы человека

1

Урок новых знаний

Изображение сатирических образов литературных героев или дружеские шаржи.

Должны иметь представление о многообразии образных языков искусства  

Рисунок

Завершение работы

20.02

Образные возможности освещения в портрете

1

Урок новых знаний

Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении (черная акварель, кисть, бумага).

Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве : линия, пятно.

Рисунок

На усмотрение учителя

27.02

Портрет в живописи

1

Урок повторения

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

Должны знать ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета.

Рисунок

На усмотрение учителя

6.03

Роль цвета в портрете

1

Урок повторения

Работа над созданием автопортрета

Цветовые отношения при изображении по представлению

Рисунок

Реферат «Лучшие портретисты»

13.03

1

Работа портрета близкого человека

Ну усмотрение учителя

20.03

Великие портретисты

1

Урок обобщения

Беседа «Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников»

Знать ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве.

Доклад

На усмотрение учителя

3.04

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Жанры в изобразительном искусстве

1

Урок повторения

Беседа «Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина.»

Учащиеся должны получить творческий опыт  в построении разных жанров, формирование авторской позиции по выбранной теме

Вопросы

Рассмотреть древнеегипетские росписи

10.04

Изображение  пространства

1

Урок новых знаний

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве.

Должны знать о существовании изобразительного искусства в20 веке.

Вопросы

На усмотрение учителя

17.04

Правила линейной и воздушной перспективы

1

Урок новых знаний

Изображение уходящей в даль аллеи с соблюдением правил линейной  и воздушной перспективы.

Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: перспективы.

Рисунок

Завершение работы

24.04

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

1

Урок обобщения

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир».

Должны иметь представление о разных художественных материалов.

Рисунок  

Изобразить путь к реке

8.05

Пейзаж-настроение. Природа и художник

1

Урок повторения

Создание пейзажа – настроение (изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветья и ароматы лета).  

Знать о разных художественных техниках и их значении в создании художественного образа .

Вопросы

На усмотрение учителя

15.05

Городской пейзаж

1

Урок обобщения

Создание графической композиции «Мой город».

Должны уметь пользовать несколькими графическими материалами.

Рисунок

На усмотрение учителя

22.05

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1

Урок обобщения

Беседа обобщение материала учебного года.

Должны понимать изобразительные метафоры  и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Рисунок

На усмотрение учителя

29.05

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...