Разработка и выполнение мотива орнамента
план-конспект урока по мхк по теме

Кускунова Людмила Владимировна

План-конспект урока по предмету дизайн,по теме "Разработка и выполнение мотива орнамента"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_predmetu.docxdiz.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Г.Нефтеюганск. НГМБОУ ДОД «Детская школа искусств»

Открытый  урок по предмету «Дизайн» преподавателя Л. В. Кускуновой с учащимися 4 класса.

Тема:  Разработка и выполнение мотива орнамента.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: Урок формирования и совершенствования знаний и умений.

Цель урока: Обучение учащихся   моделированию мотива орнамента в графическом и цветовом исполнении.

Время: 1ч.20м.

Форма работы: групповая.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с видами орнамента, выразительными средствами,  законами  и этапами выполнения орнаментальной композиции.
  2. Формировать умения в разработке  и выполнении орнаментального мотива.
  3. Развивать творческое, образно – художественное  мышление.
  4. Развивать навыки стилизации природной формы  в орнаментальный мотив.
  5. Воспитать художественный, эстетический вкус.
  6. Воспитать  умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Методическое обеспечение: Образцы орнаментов, таблицы по теме «Орнамент», «Колорит»,  «Стилизация», видеоматериал, карточки с заданиями.

Материалы и оборудование: Гуашь, кисти, палитра, бумага, маркер, фломастер.

План урока:

1.Организационная часть.

2.Актуализация ранее изученного материала.

3.Изложение новых знаний.

4.Практическая работа для закрепления новых знаний.

5.Анализ работ.

6.Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Ход урока.

1.Организационная часть.

Подготовка учащимися рабочего места, материалов и инструментов.

2.Актуализация ранее изученного материала.

Сегодня на уроке по предмету «Дизайн» мы поговорим об искусстве орнамента.

Мы знаем, что дизайн – это художественное проектирование и конструирование предметной среды.  

Ребята, а в каких областях дизайна применяется  орнамент? (текстильный, графический, промышленный, дизайн среды)

Мы видим, что орнамент присутствует практически во всех видах дизайна.

На прошлом уроке я вам рассказывала о видах орнаментальной композиции.

Ребята, давайте вместе их назовем. ( Ленточный, Сетчатый, замкнутый).

Мы  видим, что у  каждого орнамента своя особая структура, конструкция.

Ребята, назовите мне определение  орнамента, раппорта и мотива.

(Орнамент -  узор, состоящий из ритмически упорядоченных мотивов.

Раппорт – минимальная  площадь повторяющегося рисунка, включающая мотив  и расстояние до соседнего мотива.

Мотив – это повторяющаяся часть орнамента.)

3.Изложение новых знаний.

Ребята, сегодня мы с вами будем разрабатывать мотив для орнаментальной композиции.

И так тема нашего урока: Разработка и выполнение мотива орнамента.

Но для этого вспомни, как на предыдущих занятиях мы учились выполнять стилизация природной формы (осенних листьев). Сначала вы делали зарисовки с натуры - изучали природную форму, потом путем преобразования  создавали  новые декоративные формы. (Стилизация –  преобразование, художественное обобщение природных форм в  орнаментальные мотивы.)  На этом уроке мы с вами выполним, используя нашу декоративную разработку, целый  орнаментальный мотив. А наследующих занятиях создадим орнаментальную композицию.

Этапы выполнения орнаментальной композиции:

1 Зарисовки с натуры, изучение природной формы.

2 Стилизация –  преобразование, художественное обобщение природных форм в  орнаментальные мотивы.

3 Разработка орнаментального мотива.

4 Создание  орнаментальной композиции.

У орнаментальной композиции свои  выразительные средства:

Точка Пятно Линия Цвет Фактура Ритм

(Работа  по наглядному пособию.)

По характеру мотива орнаменты делятся на виды.

Посмотрим видео – презентацию, в которой показываются виды орнамента.

Для выполнения орнаментального  мотива  мы с вами познакомимся с некоторыми законами орнаментальной композиции.

Закон «Цельности», «Соподчинения», «Закон трехкомпонентности».

Ребята, я раздам вам карточки с тематическими заданиями, и мы приступим к разработке и выполнению мотива орнамента в графическом  варианте и цветовом. При работе красками продумайте колористическое решение мотива. Вспомните, что колорит – это общий (суммарный), преобладающий цвет орнаментальной композиции.

4.Практическая работа для закрепления новых знаний.

Учащиеся разрабатывают  и выполняют  мотив орнамента в графическом  варианте и цветовом.

Вопросы на закрепление  пройденного материала:

1.Выразительные средства орнаментальной композиции.

2. Этапы выполнения орнаментальной композиции.

3. На какие виды по характеру мотива делятся орнаменты?  

5.Анализ работ.

Работы учащихся выставляются на стенд. Проводится обсуждение и анализ работ.

6.Подведение итогов.

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с  видами орнамента, выразительными средствами,  законами  и этапами выполнения орнаментальной композиции.  Вы увидели, как не просто придумать орнаментальный мотив, у вас все получилось замечательно.  Вы разработали   и выполнили мотив для орнаментальной композиции в графическом и цветовом исполнении.  И главное мы прикоснулись  с прекрасным, удивительным, сказочным, полным загадок и тайн миром  орнамента. Поэт  И. В. Гёте сказал так: « Много в природе цветов, но одно лишь искусство может в венок их сплести» Учитесь видеть красоту и гармонию в окружающем мире, учитесь у природы – она лучший и мудрый наш учитель.

7. Домашнее задание.

Выполнить на листе ф. А-4 графический набросок орнаментальной композиции с использованием разработанного на уроке мотива.

Приложение: Примерные  тематические задания для создания образного мотива орнамента.

Золотая осень.

Сказка осеннего леса.

Ягода – рябина, осень наступила.

Веселый листопад.

Солнечное утро.

Осенняя улыбка на твоем лице.

Дождливый день

Осенний город.

Осень за моим окном.

Теплый вечер.

Осенняя песня птиц.

Дары осени.

Тихий шелест.

Как осенью прекрасны небеса.

Осенний дождь

мне навевает грусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Вариации на тему "Орнаменты" в технике оригами"

Использование техники оригами в учебно-воспитательном процессе способствует всестороннему развитию личности ребенка, а значит, является эффективной методикой работы с детьми.Одним из сторон этого вида...

Разработка урока по предмету «Дизайн» преподавателя Л. В. Кускуновой с учащимися 4 класса. Тема: Разработка и выполнение мотива орнамента.

Открытый  урок по предмету «Дизайн» преподавателя Л. В. Кускуновой с учащимися 4 класса.Тема:  Разработка и выполнение мотива орнамента....

Открытое занятия: Использование изображения птиц в различных видах декоративно - прикладного искусства. Выполнение мотива городецкой росписи «петушок».

Ознакомление обучающихся с вариантами изображения птиц в различных видах декоративно - прикладного искусства, изучение кистевых приемов росписи....

Разработка занятия. Башкирский костюм. Орнамент

Тема урока. Башкирский костюм. Орнамент.Цель: знакомство с основными элементами башкирского костюма, жилища, орнамента....

Разработка занятия «Знакомство с орнаментами коренных народов Югры»

ЦЕЛЬ УРОКА: Развитие и углубление знаний об орнаментах коренных народов Югры.ЗАДАЧИ:ОБУЧЕНИЯ: Расширить представление об орнаменте, познакомить со схемами построения орнаментов, с орнаментами коренных...

Разработка урока технологии "Виды орнаментов резьбы по дереву"

Цель урока: формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности. Ознакомить учащихся с различными видами резьбы....

Статья "Обучение учащихся выполнению национального орнамента на занятиях в дополнительных учреждениях".

Когда мы слышим слово вышивка, в голову приходит элементарная вышивка крестиком или гладью. Но к счастью виды и техники вышивки очень разнообразны, к ним относится счетная гладь, крестик, кирпичик и м...