Календарно-тематическое планирование элективного курса по дисциплине «Искусство и мой народ» в 7-х классах
элективный курс по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование элективного курса по дисциплине «Искусство и мой народ» в 7-х классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_7_klass_2012-2013_uch.god_.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одна из важнейших проблем современного образования – переход к культурообразующей системе преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культурного базиса школьника играет приобретение знаний по национальной культуре. О какой гармонии развития личности может идти речь, если человек, будущий взрослый член общества, забыл свои исторические корни, национальную культуру? И даже если этот человек другой национальности, но живет на данной земле, то ему просто необходимо знать, чем и кем славится родной край. Решению этого и других вопросов посвящен курс «Искусство и мой народ». Его цель – формирование личности школьника. Задача курса - познакомить учащихся с изобразительным искусством и архитектурой Мордовии, декоративно-прикладным искусством мордвы, дать школьникам определенную сумму знаний в области исконно национального искусства и искусства республики в целом.
Формирование у школьников основ целостной эстетической культуры невозможно без развития исторической памяти. Огромная роль в этом развитии принадлежит народному искусству, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство – это великая память народа. Все, что оставили нам предки, должно войти в нашу жизнь, стать частью нас самих. С раннего детства необходимо «погрузить» ребенка в культуру своего народа, а также приобщить, воспитать уважение к культуре других народов.
Основная направленность курса – воспитание у учащихся уважения к прошлому и настоящему мордовской земли, желание сохранить и в дальнейшем развивать национальные традиции в мордовском искусстве.
Данный курс знакомит школьников с истоками мордовского народного искусства, его глубинными связями с русским искусством, традиционными промыслами мордвы, а также новой жизнью народных традиций.
Занятия призваны развивать в детях способность воспринимать народное искусство и, в первую очередь, его специфику образного отражения действительности, расширить опыт учащихся по созданию собственных художественных изделий на основе творческих принципов народного искусства.
В программе определены система занятий, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы занятия предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Курс «Искусство и мой народ» рассчитан на 34 часа.
Календарно-тематическое планирование по дисциплине
«Искусство и мой народ» в 7-х классах.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Самостоятельная работа | Дата проведения занятия |
1 | Мой город в прошлом: - Памятники архитектуры на улицах современного Саранска: Церковь Иоанна Богослова, Трехсвятская церковь (здание краеведческого музея), Николаевская церковь в Пушкинском парке, Петропавловская церковь на Посопе. Ансамбль Макаровского погоста в пригороде Саранска. Архитектурный облик Саранска в XIX веке. Храмы, монастыри, достопримечательные здания старого Саранска: ансамбль Соборной площади, Спасский собор, Петропавловский монастырь, Казанско-Богородицский монастырь, Троицкая церковь, Покровская церковь, Христорождественская церковь, Успенский комплекс и т.д. Проблема сохранения памятников архитектуры и исторического облика города в целом. Исторический архитектурный пейзаж помогает воссоздать облик города в прошлом, почувствовать красоту и неповторимость старинных построек. Роль документального материала (фотографий, описаний, чертежей, рисунков) в процессе работы над историческим архитектурным пейзажем. | 4 | - собрать материал о достопримечательных архитектурных сооружений старого Саранска; - сделать зарисовки памятников архитектуры; - композиция на тему «Старый Саранск». | |
2 | Жизнь людей моего края в прошлом. Будни и праздники Искусство помогает увидеть жизнь людей в прошлом глазами художника, почувствовать, чем люди жили в свое время, в чем видели красоту и радость, чем занимались, об их буднях и праздниках. Связь бытового жанра с историческим жанром. Создание картины о жизни людей в прошлом невозможно без изучения материальной культуры времени и национальных традиций народа. | 2 | -композиция на тему сюжетов повседневной жизни или традиционных праздников. | |
3 | Представление наших предков о мире. Мифологический жанр Мифология как особая поэтическая форма постижения действительности. Мифологические сюжеты в изобразительном искусстве. Одухотворение природы в мифах. Архаичность образов языческих богов. | 2 | композиция на тему из мифологии мордвы. | |
4 | Украшения в народном костюме мордовских женщин Углубить эстетическое познание о народном декоративно-прикладном искусстве; Познакомить с декоративными дополнениями народного костюма. | 4 | изобразить шейные, нагрудные, поясные украшения и головные уборы. | |
5 | Утварь в традиционном быту у мордвы Углубить эстетическое познание о народном прикладном искусстве; Познакомить с работой мастеров-резчиков, с использованием народной символики в быту; развивать воображение и фантазию, чувство ритма и композиции. | 3 | изображение и украшение старинной утвари мордовского народа (парь, солонка, ложкарница, ковш). | |
6 | Мордовский орнамент Воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа; Формировать умение в декоративном рисунке выражать свои зрительные представления об украшении предмета; Развивать творческое воображение, навыки работы в технике аппликации. | 2 | украшение предметов мордовским орнаментом. | |
7 | Мордовская вышивка Познакомить с орнаментальным многообразием и разновидностями технических приемов вышивки; Учить создавать декоративные орнаменты в стиле мордовской вышивки; | 2 | украшение мордовским орнаментом полотенца, салфетки, передника | |
8 | Праздничный наряд мордовских женщин Формировать эстетическое отношение к культуре родного края; Учить проявлять эрудицию и фантазию при разработке проектов одежды; Создавать проекты одежды, объединенные единой стилистикой. | 4 | создание проектов праздничной одежды. | |
9 | Мордовские народные сказки Развивать интерес к устному народному творчеству; Развивать творческое воображение, чувство композиции, умение выражать свое понимание содержания литературного произведения; Развивать графические и живописные навыки работы. | 2 | иллюстрирование мордовских народных сказок | |
10 | Мир знает мордовскую матрешку. Углублять эстетическое познание о ДПИ; Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; Совершенствовать умения, связанные с приемами декоративной трактовки национального мотива, активизировать творческое воображение. | 2 | роспись мордовской матрешки. | |
11 | Деревянная скульптура мордвы Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
| 2 | идолы, «мордовские боги и святые», куклы-марионетки. | |
12 | Резьба по дереву Резьба по дереву – традиционный промысел мордвы. Мордовская изба, ее декор. Украшение резьбой причелин, крыльев, наличников. | 4 | Выполнение эскизов резьбы. Украшение внешнего вида избы резьбой Внутреннее пространство мордовской избы | |
13 | На земле мордовской. Воспитать любовь к красоте родной земли; Дать информацию о мордовских художниках, раскрывающих в своих произведениях красоту своей земли; Закрепить элементарные представления о перспективе, навыки работы акварелью. | 2 | изображение деревенского пейзажа. | |
ИТОГО: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по изобразительному искусству "БИОДИЗАЙН" для учащихся предпрофильных и профильных классов общеобразовательных школ
Данный элективный курс содержит в себе материалы, напрвленные на развитие творческой деятельности учащихся предпрофильных и профильных классов по предмету. Понятие "Биодизайн" включает в себя многие п...
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике в 11 классе "Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)"
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)».Учитель Запивахина Светлана Владимировна...
Календарно-тематическое планирование элективного курса по подготовке к ЕГЭ для 11 класса общеобразовательной школы
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов средней общеобразовательной школы для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Так как результаты экзамена показывают, что не все учителя , ученики и их ...
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Параметр» для учащихся 10 класса
Использовать для работы с учениками 10 класса при изучении курса параметр....
Программа элективного курса по технологии "Искусство кулинарии разных народов" для 9 класса
Курс «Искусство кулинарии разных народов» включает в себя теоретическую и практическую части.Первая содержит сведения по истории и географии, об особенностях культуры и быта, национальных ...
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе...
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 11 классе.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 11 классе....