Календарно-тематическое планирование элективного курса по дисциплине «Искусство и мой народ» в 7-х классах
элективный курс по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Смагина Лариса Владимировна

Календарно-тематическое планирование элективного курса по дисциплине «Искусство и мой народ» в 7-х классах  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_7_klass_2012-2013_uch.god_.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Одна из важнейших проблем современного образования – переход к культурообразующей системе преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культурного базиса школьника играет приобретение знаний по национальной культуре. О какой гармонии развития личности может идти речь, если человек, будущий взрослый член общества, забыл свои исторические корни, национальную культуру? И даже если этот человек другой национальности, но живет на данной земле, то ему просто необходимо знать, чем и кем славится родной край. Решению этого и других вопросов посвящен курс «Искусство и мой народ». Его цель – формирование личности школьника. Задача курса - познакомить учащихся с изобразительным искусством и архитектурой Мордовии, декоративно-прикладным искусством мордвы, дать школьникам определенную сумму знаний в области исконно национального искусства и искусства республики в целом.

Формирование у школьников основ целостной эстетической культуры невозможно без развития исторической памяти. Огромная роль в этом развитии принадлежит народному искусству, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство – это великая память народа. Все, что оставили нам предки, должно войти в нашу жизнь, стать частью нас самих. С раннего детства необходимо «погрузить» ребенка в культуру своего народа, а также приобщить, воспитать уважение к культуре других народов.

Основная направленность курса – воспитание у учащихся уважения к прошлому и настоящему мордовской земли, желание сохранить и в дальнейшем развивать национальные традиции в мордовском искусстве.

Данный курс знакомит школьников с истоками мордовского народного искусства, его глубинными связями с русским искусством, традиционными промыслами мордвы, а также новой жизнью народных традиций.

         Занятия призваны развивать в детях способность воспринимать народное искусство и, в первую очередь, его специфику образного отражения действительности, расширить опыт учащихся по созданию собственных художественных изделий на основе творческих принципов народного искусства.

       В программе определены система занятий, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы занятия предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Курс «Искусство и мой народ» рассчитан на 34 часа.

Календарно-тематическое планирование по дисциплине

 «Искусство и мой народ» в 7-х классах.

Тема занятия

Кол-во часов

Самостоятельная работа

Дата проведения занятия

1

Мой город в прошлом:

- Памятники архитектуры на улицах современного Саранска: Церковь Иоанна Богослова, Трехсвятская церковь (здание краеведческого музея), Николаевская церковь в Пушкинском парке, Петропавловская церковь на Посопе. Ансамбль Макаровского погоста в пригороде Саранска.

 Архитектурный облик Саранска в XIX веке. Храмы, монастыри, достопримечательные здания старого Саранска: ансамбль Соборной площади, Спасский собор, Петропавловский монастырь, Казанско-Богородицский монастырь, Троицкая церковь, Покровская церковь, Христорождественская церковь, Успенский комплекс и т.д.

 Проблема сохранения памятников архитектуры и исторического облика города в целом.

 Исторический архитектурный пейзаж помогает воссоздать облик города в прошлом, почувствовать красоту и неповторимость старинных построек.

 Роль документального материала (фотографий, описаний, чертежей, рисунков) в процессе работы над историческим архитектурным пейзажем.

4

- собрать материал о достопримечательных архитектурных сооружений старого Саранска;

 - сделать зарисовки памятников архитектуры;

 - композиция на тему «Старый Саранск».

2

Жизнь людей моего края в прошлом. Будни и праздники

Искусство помогает увидеть жизнь людей в прошлом глазами художника, почувствовать, чем люди жили в свое время, в чем видели красоту и радость, чем занимались, об их буднях и праздниках.

 Связь бытового жанра с историческим жанром.

 Создание картины о жизни людей в прошлом невозможно без изучения материальной культуры времени и национальных традиций народа.

2

-композиция на тему сюжетов повседневной жизни или традиционных праздников.

3

Представление наших предков о мире. Мифологический жанр

Мифология как особая поэтическая форма постижения действительности. Мифологические сюжеты в изобразительном искусстве.

 Одухотворение природы в мифах. Архаичность образов языческих богов.

2

композиция на тему из мифологии мордвы.

4

Украшения в народном костюме мордовских женщин

 Углубить эстетическое познание о народном декоративно-прикладном искусстве;

 Познакомить с декоративными дополнениями народного костюма.

4

изобразить шейные, нагрудные, поясные украшения и головные уборы.

5

Утварь в традиционном быту у мордвы

Углубить эстетическое познание о народном прикладном искусстве;

 Познакомить с работой мастеров-резчиков, с использованием народной символики в быту; развивать воображение и фантазию, чувство ритма и композиции.

3

 изображение и украшение старинной утвари мордовского народа (парь, солонка, ложкарница, ковш).

6

Мордовский орнамент

Воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа;

 Формировать умение в декоративном рисунке выражать свои зрительные представления об украшении предмета;

 Развивать творческое воображение, навыки работы в технике аппликации.

2

украшение предметов мордовским орнаментом.

7

Мордовская вышивка

Познакомить с орнаментальным многообразием и разновидностями технических приемов вышивки;

 Учить создавать декоративные орнаменты в стиле мордовской вышивки;

2

украшение мордовским орнаментом полотенца, салфетки, передника

8

Праздничный наряд мордовских женщин

Формировать эстетическое отношение к культуре родного края;

 Учить проявлять эрудицию и фантазию при разработке проектов одежды;

 Создавать проекты одежды, объединенные единой стилистикой.

4

 создание проектов праздничной одежды.

9

Мордовские народные сказки

Развивать интерес к устному народному творчеству;

 Развивать творческое воображение, чувство композиции, умение выражать свое понимание содержания литературного произведения;

 Развивать графические и живописные навыки работы.

2

иллюстрирование мордовских народных сказок

10

Мир знает мордовскую матрешку.

Углублять эстетическое познание о ДПИ;

 Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций;

 Совершенствовать умения, связанные с приемами декоративной трактовки национального мотива, активизировать творческое воображение.

2

роспись мордовской матрешки.

11

Деревянная скульптура мордвы

Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

 

2

идолы, «мордовские боги и святые», куклы-марионетки.

12

Резьба по дереву

Резьба по дереву – традиционный промысел мордвы. Мордовская изба, ее декор. Украшение резьбой причелин, крыльев, наличников.

4

Выполнение эскизов резьбы.

Украшение внешнего вида избы резьбой

Внутреннее пространство мордовской избы

13

На земле мордовской.

Воспитать любовь к красоте родной земли;

 Дать информацию о мордовских художниках, раскрывающих в своих произведениях красоту своей земли;

 Закрепить элементарные представления о перспективе, навыки работы акварелью.

2

изображение деревенского пейзажа.

ИТОГО:

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по изобразительному искусству "БИОДИЗАЙН" для учащихся предпрофильных и профильных классов общеобразовательных школ

Данный элективный курс содержит в себе материалы, напрвленные на развитие творческой деятельности учащихся предпрофильных и профильных классов по предмету. Понятие "Биодизайн" включает в себя многие п...

Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике в 11 классе "Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)"

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)».Учитель Запивахина Светлана Владимировна...

Календарно-тематическое планирование элективного курса по подготовке к ЕГЭ для 11 класса общеобразовательной школы

Данный курс предназначен для учащихся 11 классов средней общеобразовательной школы для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Так как результаты экзамена показывают, что не все учителя , ученики и их ...

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Параметр» для учащихся 10 класса

Использовать для работы с учениками 10 класса при изучении курса параметр....

Программа элективного курса по технологии "Искусство кулинарии разных народов" для 9 класса

Курс «Искусство кулинарии  разных народов» включает в себя теоретическую и практическую части.Первая содержит сведения по истории и географии, об особенностях культуры и быта, национальных ...

Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе.

Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе...

Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 11 классе.

Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике     « Решение нестандартных задач по математике »      в 11 классе....