Открытый урок в 5-6 классах по изобразительному искусству "Русская матрешка".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Познакомить учащихся с русской народной деревянной игрушкой. Научить выделять характерные особенности формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkaya_matreshka.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока
Р У С С К А Я М А Т Р Е Ш К А
Цель
Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.
Задачи
Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана. Научить расписывать бумажные силуэты матрешек .
Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.
Оборудование
Для учащихся 6 класса: лист бумаги, вырезанный силуэт матрешки, кисть, бумага.
7 класса: деревянная заготовка матрешки, кисть, гуашь.
Для учителя: матрешки / Сергиев Посад, Полховский – Майдан, Семенов/. Музыкальная фонотека.
План урока
1.Вводная беседа. Игра «Ярмарка». 5 мин.
2.Рассказ о матрешках 10 мин.
3.Самостоятельная работа 20 мин.
4.Подведение итогов. Выставка лучших работ 5 мин.
5.Закрепление нового материала – игра «Угадайка» 5 мин.
Ход урока
Урок начинается с беседы о русской деревянной игрушке. Можно предложить детям посетить ярмарку(игру). Заранее готовят выступления коробейников, расхваливающих свои товары. Желательно сопровождать беседу веселыми русскими народными мелодиями, демонстрацией народных деревянных игрушек, слайдов и иллюстраций.
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка
И не кольца, и не брошки,
А веселые матрешки.
(Народное творчество)
Самая веселая на Руси ярмарка в прошлые веке была в Сергиевом Посаде.
На видном месте в торговых рядах были расположены игрушки: Деревянные резные гусары, барыни, лошадки-каталки и матрешки, глиняные свистульки, куклы.
Вырезанная из деревянной чурки игрушка имела простую обобщенную форму, раскраска тоже была условной. Краски брались самые яркие. Сочетанием красного, синего, желтого и зеленого сергиевопосадский мастер добивается красочности, нарядности и декоративности. Несложными инструментами создавали разнообразные игрушки. Формы были проверены веками. Народная игрушка как сказка – все так, да не так. Для лучших сергиевопосадских игрушек характерны юмор, умение выделить самое яркое, характерное.
Пыль клубится по дорожке.
Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках
Все с гостинцами в руках.
В. Берестов
Казалось ничем уже не удивить покупателя! Вдруг мастер разломил одну матрешку пополам, а в ней другая поменьше. Раскрыл ее, а из нее еще одна смотрит! Что за невидаль! Это вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых. Ожидание чуда повторяется вновь и вновь.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!
(народное творчество)
Матрешки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрешка в сарафан с фартуком, на голове платочек.
Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен.
Образ женщины – матери большого семейства близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки.
Условная форма игрушки, изображение ее лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, небольшой рот.
- К нам в гости на ярмарку приехали матрешки из Полховского Майдана и Семенова. Давайте получше рассмотрим их.
Взял я в руки кисть и краски,
Стал волшебником из сказки.
На матрешке яркий сарафан
Расписал под Полховский Майдан.
(народное творчество)
Полхов – майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат вовсю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий-с желтым. Все объединяет черный контур. Мастера из Полхов-Майдана выработали свой стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.
А теперь познакомимся с семеновскими матрешками. У них на фартуках яркие букеты, изображение которых сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в ее букете. Основной цвет сарафана-красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который делается тычком.
Много интересных игрушек на ярмарке. Все матрешки хороши. Сегодня мы будем расписывать 5 класс силуэты матрешек на альбомном листе, а 6 класс будут расписывать матрешки из дерева.
Вопросы для беседы
Какие игрушки продавали на ярмарке? Из каких материалов делали эти игрушки? Как раскрашивади сергиевопосадские игрушки?Какие черты русской красавицы отражены в матрешке? Где расположен букет у семеновской матрешки?
Далее учащиеся выполняют упражнение по освоению характерных элементов росписи матрешек. Затем приступают к самостоятельной работе.
В конце урока расписанные матрешки и силуэты матрешек можно выставить .Для закрепления полученных знаний о различных видах матрешек можно поиграть в «Угадайку»-разместить игрушку на соответствующих прилавках или лотках коробейников.
Интегрированный урок рисования
в 6-7 классах
Тема урока
Работа учителя рисования
МОУ СОШ п. Владимирский
Мулдагалиевой Эру Абеновны
2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ИЗО в 5 классе по теме «Русская матрешка».
Урок ИЗО в 5 классе по теме «Русская матрешка».Цели:1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.2....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...
Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»
Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...
Интегрированный открытый урок ИЗО в 5 классе на тему: «Древние образы в современных народных игрушках. Матрешка-космонавт» с использованием ТРИЗ технологии и функциональной грамотности
Многие старинные предметы, вещи входят в наш обиход переформатированными. Как можно туже матрешку обновить и, используя ее уникальную форму, преобразовать в осовремененный более прогрессивный образ. Т...
Открытый урок в 8 «А» классе Тема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)
Открытый урок в 8 «А» классеТема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)...
Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»
Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....