Открытый урок в 5-6 классах по изобразительному искусству "Русская матрешка".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Мулдагалиева Эру Абеновна

Познакомить учащихся с русской народной деревянной игрушкой. Научить выделять характерные особенности формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkaya_matreshka.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Тема урока

                                Р У С С К А Я   М А Т Р Е Ш К А

Цель

Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

 

Задачи

Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана. Научить расписывать бумажные силуэты матрешек .

Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Оборудование

Для учащихся 6 класса: лист бумаги, вырезанный силуэт матрешки, кисть, бумага.

                         7 класса: деревянная заготовка матрешки, кисть, гуашь.

Для учителя: матрешки / Сергиев Посад, Полховский – Майдан, Семенов/. Музыкальная фонотека.

План урока

1.Вводная беседа. Игра «Ярмарка». 5 мин.

2.Рассказ о матрешках  10 мин.

3.Самостоятельная работа 20 мин.

4.Подведение итогов. Выставка лучших работ 5 мин.

5.Закрепление нового материала – игра «Угадайка» 5 мин.

Ход урока

Урок начинается с беседы о русской деревянной игрушке. Можно предложить детям посетить ярмарку(игру). Заранее готовят выступления коробейников, расхваливающих свои товары. Желательно сопровождать беседу веселыми русскими народными мелодиями, демонстрацией народных деревянных игрушек, слайдов и иллюстраций.

                                        Подходите, подходите!

                                        На товары поглядите!

                                        Привезли издалека

                                        Мы не ситцы, не шелка

                                        И не кольца, и не брошки,

                                        А веселые матрешки.

                                                                 (Народное творчество)

Самая веселая на Руси ярмарка в прошлые веке была в Сергиевом Посаде.

На видном месте в торговых рядах были расположены игрушки: Деревянные резные гусары, барыни, лошадки-каталки и матрешки, глиняные свистульки, куклы.

    Вырезанная из деревянной чурки игрушка имела простую обобщенную форму, раскраска тоже была условной. Краски брались самые яркие. Сочетанием красного, синего, желтого и зеленого сергиевопосадский мастер добивается красочности, нарядности и декоративности. Несложными инструментами создавали разнообразные игрушки. Формы были проверены веками. Народная игрушка как сказка – все так, да не так. Для лучших сергиевопосадских игрушек характерны юмор, умение выделить самое яркое, характерное.

                                             Пыль клубится по дорожке.

                                             Едут с ярмарки матрешки

                                             На баранах, на быках

                                             Все с гостинцами в руках.

                                                                           В. Берестов

Казалось ничем уже не удивить покупателя! Вдруг мастер разломил одну матрешку пополам, а в ней другая поменьше. Раскрыл ее, а из нее еще одна смотрит! Что за невидаль! Это вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых. Ожидание чуда повторяется вновь и вновь.

                                             

                                             Ростом разные подружки,

                                             Но похожи друг на дружку.

                                             Все они живут друг в дружке,

                                             А всего одна игрушка!

                                                                          (народное творчество)

Матрешки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрешка в сарафан с фартуком, на голове платочек.

           Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен.

Образ женщины – матери большого семейства близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки.

Условная форма игрушки, изображение ее лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, небольшой рот.

    - К нам в гости на ярмарку приехали матрешки из Полховского Майдана и Семенова. Давайте получше рассмотрим их.

                                                Взял я в руки кисть и краски,

                                                Стал волшебником из сказки.

                                                На матрешке яркий сарафан

                                                Расписал под Полховский Майдан.

                                                                            (народное творчество)

Полхов – майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат вовсю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий-с желтым. Все объединяет черный контур. Мастера из Полхов-Майдана выработали свой стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

            А теперь познакомимся с семеновскими матрешками. У них на фартуках яркие букеты, изображение которых сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в ее букете. Основной цвет сарафана-красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который делается тычком.

           Много интересных игрушек на ярмарке. Все матрешки хороши. Сегодня мы будем расписывать 5 класс силуэты матрешек на альбомном листе, а 6 класс будут расписывать матрешки из дерева.

Вопросы для беседы

Какие игрушки продавали на ярмарке? Из каких материалов делали эти игрушки? Как раскрашивади сергиевопосадские игрушки?Какие черты русской красавицы отражены в матрешке? Где расположен букет у семеновской матрешки?

Далее учащиеся выполняют упражнение по освоению характерных элементов росписи матрешек. Затем приступают к самостоятельной работе.

       В конце урока расписанные матрешки и силуэты матрешек можно выставить .Для закрепления полученных знаний о различных видах матрешек можно поиграть в «Угадайку»-разместить игрушку на соответствующих прилавках или лотках коробейников.

                     Интегрированный урок рисования

                              в 6-7 классах

                              Тема урока

                                         Работа учителя рисования

                                                                               МОУ СОШ п. Владимирский

                                                                               Мулдагалиевой Эру Абеновны

                                                    2008г.

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Русская матрешка».

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Русская матрешка».Цели:1.      Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.2....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...

Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»

Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...

Интегрированный открытый урок ИЗО в 5 классе на тему: «Древние образы в современных народных игрушках. Матрешка-космонавт» с использованием ТРИЗ технологии и функциональной грамотности

Многие старинные предметы, вещи входят в наш обиход переформатированными. Как можно туже матрешку обновить и, используя ее уникальную форму, преобразовать в осовремененный более прогрессивный образ. Т...

Открытый урок в 8 «А» классе Тема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)

Открытый урок в 8 «А» классеТема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)...

Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»

Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....