№ | Содержание | К-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Техника/материалы |
1.Архитектура и скульптура России – летопись нашего Отечества и родного края (8 часов) |
|
|
|
|
Блок 1. События и истории и культуры нашего Отечества, запечатлённые в деревянном и каменном зодчестве России (4 часа) |
|
|
|
|
1-2 | Архитектура городов России в зеркале истории | 2 | - Рассматривать архитектурные сооружения российских городов XVIII –ХХвв.
- Сравнивать архитектурные постройки разных стилей
- Находить элементы классицизма в архитектуре СПБ, Москвы
- Приводить примеры планирования древнерусских городов на основе новых генеральных планов и «образцовых» проектов жилых и общественных зданий
- Объяснять смысл понятий ампир, регулятивная система планировки городов
- Участвовать в обсуждении архитектурного облика русских городов XVIII –ХХвв., роли градостроительных преобразований в развитии русских городов
- Приводить примеры радиально-кольцевой планировки древнерусских городов
- Выполнять зарисовки силуэтов, деталей архитектурных построек разных стилей с натуры, по памяти и представлению
- Применять выразительные композиционные и графические средства в работе над зарисовкой
- Составлять иллюстрированный словарь архитектурных стилей из зарисовок силуэтов, деталей архитектурных построек разных стилей
- Участвовать в подведении итогов работы
| Графические по выбору |
3-4 | Любимые места твоего города | 2 | - Рассматривать фотографии памятников архитектуры и произведения художников-пейзажистов
- Определять характерные для русской живописи архитектурные и природные мотивы.
- Участвовать в обсуждении архитектурных достопримечательностей и поэтической жизни российской провинции в пейзажах художников XIX-XXI вв., единства старины и современности в архитектурном пейзаже русских городов художников XXI в., образа современного города, в котором ощущается дыхание прошедших эпох, изобразительно-выразительных средств, применяемых в создании художественного образа любимого места города
- Выполнять графические зарисовки любимых мест города для живописной композиции
- Применять выразительные композиционные и графические средства в работе над зарисовкой
- Завершать живописную композицию в цвете
- Участвовать в подведении итогов работы
| Графические по выбору, акварель |
Блок 2. Памятники архитектуры и скульптуры России в пространстве культуры (4 часа) |
|
|
|
|
5-6 | Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих побед России | 2 | - Рассматривать мемориальные памятники скульптуры и архитектуры, мемориальные ансамбли, которые являются бесценными свидетелями исторических событий
- Приводить примеры памятных мест своёго города
- Рассказывать об особенностях композиционного и декоративного решения монументальных архитектурных сооружений в пространстве города
- Объяснять смысл понятий скульптура, монумент, монументальная скульптура, мемориальные сооружения, мемориальный ансамбль
- Участвовать в обсуждении иллюстративной и декоративной роли скульптуры, памятников героям и памятных знаков на местах, связанных с событиями ВОВ, пантеонов, музеев, разных граней великих побед России, воплощённой в проектах современных архитекторов, особенностей схв монументального искусства, рассчитанного на массовое восприятие, существующее в синтезе с архитектурой, в архитектурном ансамбле
- Выполнять по памяти или с натуры зарисовки скульптурных памятников и архитектурных монументов, выполненных фронтально
- Применять выразительные композиционные и графические средства в работе над зарисовкой
- Выполнять эскиз композиции оформления памятного места в своём городе
- Участвовать в подведении итогов работы
| Графические по выбору |
7-8 | Твой вклад в сохранение памятников культуры | 2 | - Рассматривать памятники истории и культуры, входящие в перечень объектов культурного наследия России
- Определять к какому виду культурного наследия в соответствии с принятой градацией относятся исторические объекты родного края
- Участвовать в обсуждении значения объектов культурного наследия как необходимого атрибута формирования облика современных российских городов с богатым историческим и культурным прошлым, критериев выявления особо ценных объектов культурного наследия для современного города
- Составлять план проекта на тему «Сохраним памятники культуры родного края»
- Дополнять план зарисовками, фотографиями памятников культуры, их описаниями, используя ресурсы Интернета
- Участвовать в подведении итогов работы
| Графические по выбору |
2. Монументально-декоративное искусство в пространстве культуры (8 часов) |
|
|
|
|
Блок 3. Идеи и формы монументально-декоративного искусства (8 часов) |
|
|
|
|
9-10 | Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска. Сграффито | 2 | - Рассматривать примеры памятников монументальной живописи, выполненных в технике фрески и сграффито, фрески Древней Руси, эпохи Возрождения
- Различать фрески, сграффито
- Сравнивать фрески древних и современных авторов, находить в них общее и различное
- Объяснять смысл понятий художник-монументалист, фреска, сграффито, высокий иконостас
- Участвовать в обсуждении тем и сюжетов фресковых росписей христианских храмов, особенностей худ метода создания фресок, сграффито, их схв
- Описывать словами смысл своей орнаментальной или сюжетной композиции
- Выбирать художественные материалы, соответствующие замыслу фрески или сграффито
- Выполнить эскиз композиции для оформления школьного интерьера в технике сграффито
- Выполнить упражнение в технике сграффито
- Участвовать в подведении итогов работы
| Пластилин 3 цветов или глина и гуашь |
11-12 | Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Мозаика | 2 | - Рассматривать примеры памятников монументальной живописи, выполненных в технике
- Участвовать в подведении итогов работы
| карандаш, акварель |
13-14 | Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Витраж | 2 | - Рассматривать примеры памятников монументальной живописи, выполненных в технике
- Участвовать в подведении итогов работы
| карандаш |
15-16 | Монументально-декоративная живопись вокруг нас. | 2 | - Рассматривать примеры памятников монументальной живописи, выполненных в технике
- Участвовать в подведении итогов работы
| карандаш, гуашь |
3. Дизайн в России. Художественное проектирование предметной среды: от функции к форме и от формы к функции (8 часов) |
|
|
|
|
Блок 4. Дизайн в промышленном производстве. Дизайн среды (2 часа) |
|
|
|
|
17
| Транспортные средства. Массовое производство легкового автомобиля по проектам художников-дизайнеров, конструкторов в России | 1 | - Рассматривать промышленные транспортные средства и характеризовать их
- Определять характерные особенности легкового и грузового автомобилей
- Сравнивать разные типы транспортных средств, выявляя их основные составляющие и их пропорции
- Участвовать в обсуждении проектирования предметов среды как эстетической деятельности человека вне искусства (в индустриальной, технической сфере), технических качеств автомобилей и их внешнего вида
- Учитывать пропорции, обтекаемость форм и рациональность конструкции автомобиля
- Выполнять подготовительный рисунок легкового и грузового автомобилей лёгкими линиями, соблюдая композицию, пропорции и характерные особенности дизайна автомобилей
- Участвовать в подведении итогов работы
| Графические материалы |
18 | Общественный транспорт | 1 | - Рассматривать промышленные транспортные средства и характеризовать их
- Определять характерные особенности грузового автомобиля и автобуса
- Сравнивать разные типы транспортных средств, выявляя их основные составляющие и их пропорции
- Участвовать в обсуждении проектирования предметов среды как эстетической деятельности человека вне искусства (в индустриальной, технической сфере), технических качеств грузовых автомобилей и автобусов
- Учитывать пропорции, рациональность и точность конструкции грузового автомобиля
- Выполнять подготовительный рисунок грузового автомобилей лёгкими линиями, соблюдая композицию, пропорции и характерные особенности дизайна автомобилей
- Участвовать в подведении итогов работы
- Выполнять задание творческого характера: придумать торговую марку для спроектированного автомобиля и выполнить её эскиз
| Графические материалы |
Блок 5. Дизайн среды: интерьер и предметный мир человека (2 часа) |
|
|
|
|
19-20 | Художественные и функциональные качества интерьера и его проектирование | 2 | - Рассматривать дизайнерские разработки мебели и интерьеров
- Высказывать суждения о функциональном назначении предметов интерьера и их декоративном решении
- Участвовать в проектировании дизайнерского изобретения, определять функциональное назначение предмета интерьера и разрабатывать их декоративные решения
- Представлять общую композицию интерьера, составленную вместе с одноклассниками
- Распределять виды предметов уголка школьника для объёмного моделирования
- Определять функциональное и эстетическое назначение предмета
- Выполнять творческое задание
- Участвовать в подведении итогов работы
| карандаш, гуашь |
Блок 6. Мода и дизайн одежды: исторический опыт и современные стили (4 часа) |
|
|
|
|
21 | Российская мода: исторический опыт XVIII-XXвв. | 1 | - Рассматривать одежду XVIII-XX вв.
- Выявлять характерные особенности национального моделирования разнообразных художественных стилей одежды
- Объяснять смысл понятий романский, готический стили, ренессанс, барокко, рококо, ампир, модерн
- Выполнять зарисовки – повтор образцов моделирования одежды разнообразных художественных стилей
- Создавать коллективное панно
- Участвовать в подведении итогов работы
| Акварель, гуашь |
22 | Мода и дизайн одежды: молодёжный стиль 60-х гг. XX века | 1
| - Рассматривать фотографии с моделями одежды, созданными современными зарубежными модельерами
- Сравнивать пластические и декоративные решения моделей
- Сравнивать модели одежды молодёжного стиля французских модельеров и коллекций моделей В.Зайцева
- Выявлять общее и различное в их крое, декорировании, формообразовании и конструктивных особенностях
- Выполнять набросок и эскиз модели ансамбля одежды молодёжного стиля для девушки, юноши (по выбору)
- Участвовать в подведении итогов работы
| Акварель, гуашь |
23 | Фольклорное направление в моде второй половины XX века | 1 | - Рассматривать фотографии с моделями одежды, выполненными в фолк-стиле разными модельерами
- Участвовать в обсуждении использования формообразования конструктивных особенностях русского народного и традиционных костюмов других народов России, фольклорного направления моды, разработанного известными дизайнерами одежды, отличительных черт русского народного и исторического костюма (плавность форм, простота, богатство декора деталей костюма и головных уборов)
- Узнавать и называть образы-символы в орнаменте русского традиционного костюма
- Выполнять эскиз одежды в фолк-стиле
- Участвовать в подведении итогов работы
| Акварель, гуашь |
24 | Спортивный стиль одежды | 1 | - Рассматривать фотографии моделей спортивной одежды
- Рассказывать о дизайнерском подходе к рациональности формы, конструкторско-технологическом решении и эстетической функции спортивной одежды
- Участвовать в обсуждении моделей одежды спортивного стиля, призванной обеспечить в повседневной жизни максимальное удобство, раскованность поведения и быстроту реакции в различных жизненных ситуациях
- Выполнять коллективный проект «Спортивная одежда по мотивам разных видов спорта» в технике аппликации с дорисовкой
- Применять разнообразные выразительные средства в рисовании наброска и эскиза
- Выполнять подготовительный рисунок с прорисовкой фигуры человека и модели одежды
- Передавать красоту и изящество костюмов
- Участвовать в подведении итогов работы
| Цветная бумага, фломастеры, тушь, клей |
4.Искусство конца XIX –начала XX века – поиск новых художественных форм изображения действительности. Утверждение принципов соцреализма в искусстве 30-х годов XX века и дальнейшее его развитие (10 часов) |
|
|
|
|
Блок 7. От импрессионизма к авангардной живописи XX века (8 часов) |
|
|
|
|
25-26 | Художественные поиски свободы в искусстве конца XIX –начала XXв. Отношение искусства к действительности: субъективное отношение к предметному миру | 2 | - Рассматривать живописные произведения отечественных и зарубежных художников конца XIX –начала XX в., отражающих процесс поиска новых художественных форм в искусстве живописи, раскрывающие основные особенности авангардного направления в живописи – кубизма
- Сопоставлять образы реалистического и авангардного решения
- Рассказывать о специфике схв их воплощения, связывать появление авангардных течений с политической ситуацией, с бытовавшими вкусами и культурными идеями эпохи рубежа веков
- Объяснять смысл понятий экспрессионизм, символизм, сюрреализм
- Участвовать в обсуждении специфических особенностей различных направлений искусства конца XIX –начала XX в., схв в технике пуантилизма
- Выполнять разработку композиции с изображением цветов в технике пуантилизма
- Участвовать в подведении итогов работы
| Графические материалы |
27 | Отношение искусства к действительности: анализ и отказ от предметного мира («Натюрморт в стиле кубизма») | 1 | - Рассматривать произведения выдающихся художников конца XIX –начала XX в различных направлений
- Участвовать в обсуждении истоков причин возникновения кубизма, специфики и отличительных признаков художественно-образного языка кубизма, этапов развития, излюбленных жанров, специфических схв кубической живописи
- Сравнивать произведения художников, называть приёмы и схв, используемые авторами работ
- Выполнять разработку композиции и исполнять графический рисунок натюрморта в стиле кубизма
- Участвовать в подведении итогов работы
| Графические материалы |
28 | От примитивизма к абстракции | 1 | - Рассматривать произведения самобытных русских художников начала XX в., обратившихся к искусству городского фольклора и ставших основателями русского авангарда
- Сопоставлять произведения художников реалистов, импрессионистов, кубистов
- Находить различия в схв
- Участвовать в обсуждении ведущих художественных объединений России рубежа XIX-XX вв.
- Находить ассоциативные связи абстрактных композиций с реальными явлениями
- Выполнять абстрактную композицию в технике лучизма или абстракционизма
- Участвовать в подведении итогов работы
| Зарисовки, графика |
29-30 | Русский авангард в ДПИ. Агитационный фарфор | 2 | - Рассматривать произведения агитационного фарфора
- Рассказывать об особенностях формы, пропорций, росписи фарфоровых изделии
- Участвовать в обсуждении отражения в агитфарфоре важнейших событий, новых тем, новой символики и новых приёмов композиции, развития агитфарфора на основе лучших традиций искусства прошлого
- Сравнивать произведения разных авторов и находить своеобразие в содержании росписи, характере композиции, колорита
- Понимать смысл понятия супрематизм
- Сравнивать произведения в технике супрематизма, находить в них специфические супрематические признаки
- Выполнять разработку эскиза агитационной росписи тарелки, чашки, кувшина и выполнять роспись в стиле агитфарфора 1920-х годов, но с современной тематикой
- Участвовать в подведении итогов работы
| Белые картонные тарелки, акрил/гуашь |
31-32 | Художественная афиша: от модерна к авангарду | 2 | - Рассматривать произведения художников-плакатистов первой трети XX в. в области художественной рекламы
- Выявлять актуальные темы рекламных плакатов
- Сопоставлять содержание художественных афиш с современными рекламами и афишами
- Сравнивать стиль оформления худ афиш со стилем модерн, со стилем декора агитфарфора
- Участвовать в обсуждении схв художественной афиши в работах разных художников
- Сравнивать схв произведений начала XX века и современной рекламной продукции
- Выполнять комплект рекламной продукции в традициях агитации и пропаганды культурных событий начала XX века для открытия школьной арт-галереи
- Участвовать в подведении итогов работы
| А3, гуашь, цв бумага, клей, маркеры |
Блок 8. Отражение современности в советском искусстве. Музейное строительство в первые годы советской власти (2 часа) |
|
|
|
|
33 | Советское искусство. Соцреализм | 1 | - Рассматривать произведения художников, чьё творчество принадлежало к искусству соцреализма
- Выявлять специфику образной подачи событий эпохи, характерную для произведений соцреализма
- Сопоставлять содержание худ произведений с реальными событиями, известными из истории России
- Участвовать в обсуждении принципов искусства соцреализма, произведений художников, работавших в советскую эпоху
- Выявлять схв, с помощью которых живописцы, графики, скульпторы передавали пафос строительства социализма, создавали образы героев труда, защитников Отечества
- Сравнивать схв произведений соцреализма с произведениями начала XX века
- Создавать композицию на тему героики труда, военной службы, материнства на примере из повседневной жизни жителей родного края
- Находить с помощью поисковых систем Интернета произведения художников своего края, отражающие стилистику соцреализма, и сведения об их авторах и составлять презентацию
- Участвовать в подведении итогов работы
| Гуашь, акварель |
34 | Музей в современной культуре. Наш школьный музей | 1 | - Рассматривать экспонатов крупнейших музеев мира, ведущих национальных музеев России, а также музеев других больших и малых городов
- Сопоставлять их экспозиции и систематизировать принципы организации по содержанию
- Выявлять основное назначение музея
- Называть ценности, которые сохраняют музеи, выявлять их предназначение
- Участвовать в обсуждении экспозиций крупнейших музеев мира, России, края, соотнесения известных худ произведений с их основным хранилищем – музеем, музея - социального института исторической памяти, особой роли музеев в формировании национального самосознания, в утверждении социальной идентификации, в воспитании у населения чувства любви к человечеству, к Отечеству.
- Работать с поисковыми системами Интернета, проводить виртуальные экскурсии по музеям мира и России
- Выполнять на основе Положения о конкурсе «Шаг в будущее» разработку интернет-концепции и мультимедийной презентации содержания экспозиционного пространства и дизайна школьного музея
- Подбирать с помощью поисковых систем Интернета информацию о существующих школьных музеях в нашей стране
- Участвовать в подведении итогов работы
| Использование мультимедиа, компьютера |
35/8 | Обобщающий урок | 1 |
|
|