Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Пуршева Светлана Александровна

Рабочая программа составлена на основе

Линия УМК Шпикаловой Т.Я., рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует  требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 5-8 классов.

 

Авторы: Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А. и др.

Учебник: Изобразительное искусство 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_5_klassn.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство 5 класс

«Природа и человек в искусстве»

Календарно-тематическое планирование

Содержание

К-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Техника/

материалы

1. Образ родной земли в изобразительном  искусстве (9 часов)

Блок 1. Гимн плодородию земли в искусстве (5 часов)

1-2

Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта. Схемы композиций натюрморта

2

  • Рассматривать произведения мастеров натюрморта, отражающих красоту предметного мира, даров земли в пору осени.
  • Различать средства худ. выразительности в натюрмортах живописцев и графиков
  • Сопоставлять изображения плодов в композициях натюрмортов художников разных стран
  • Находить общее и объяснять, в чём различия (наборе предметов, композиции, колорите, передаче освещённости)
  • Анализировать колорит
  • Понимать и объяснять смысл понятия колорит
  • Участвовать в обсуждении средств худ. выразительности для передачи формы, фактуры и цвета плодов земли
  • Определять местоположение главного предмета в композиции
  • Изображать осенние плоды, используя приёмы перспективы и знания о композиции
  • Применять выразительные живописные и графические средства в работе
  • Участвовать в подведении итогов работы

карандаш, гуашь, акварель (по выбору)

3

Богатый урожай

1

  • Рассматривать натюрморт из фруктов и овощей
  • Анализировать колорит
  • Определять местоположение главного предмета в композиции
  • Изображать осенние плоды, используя приёмы перспективы и знания о композиции
  • Применять выразительные живописные и графические средства в работе
  • Участвовать в подведении итогов работы

Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей без подготовительного рисунка гуашью

4-5

Осень в твоём натюрморте. Специфика изображения предметов в живописно-прикладном натюрморте, в народном и д-п искусстве

1

  • Рассматривать живописно-декоративные натюрморты художников разных стран
  • Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к плодам земли в произведениях разных видов искусства, и какие приёмы они используют  для усиления  декоративности
  • Анализировать цвет как основное выразительное средство декоративной живописи, его возможности в передачи своеобразия плодов и цветов, роль линии в декоративной живописи
  • Различать реальность и условность в изображении фруктов, овощей, цветов и других предметов в декоративной композиции
  • Выполнять декоративный натюрморт в цвете и технике коллажа, передавая характерные особенности в изображении фруктов, овощей, цветов и других предметов в декоративной композиции
  • Участвовать в подведении итогов работы

Поделка из природных материалов

6

Чудо-дерево

  • Рассматривать декоративные рельефы композиции «дерево жизни» в архитектурных сооружениях и произведениях разных видов искусства
  • Называть главные СХВ
  • Выполнять композицию «Дерево жизни»
  • Участвовать в подведении итогов работы

Тушь, черная гелевая ручка

Блок 2. Поэтический образ  русской природы в искусстве (3 часа)

7

Красота осеннего пейзажа в живописи и графике

1

  • Рассматривать лирические пейзажи русских художников, пейзажные композиции в технике монотипии
  • Сопоставлять отражение лирического настроения в творчестве пейзажистов и русской поэзии
  • Выделять особенности «пейзажей настроения»
  • Рассказывать о главных выразительных средствах  в осенних пейзажах и живописи
  • Объяснять значение слова монотипия
  • Отличать особенности техники монотипии
  • Выполнять эскизы живописного фона в технике монотипии
  • Представлять мотив этого пейзажа и близкий для его настроения колорит
  • Определять какие цвета лучше подойдут для передачи состояния природы
  • Прорисовывать по монотипии детали кистью, пером, гелевой ручкой
  • Участвовать в подведении итогов работы

Карандаш, акварель

8-9

«Осенних дней очарованье» в  книжной графике

2

  • Рассматривать примеры оформления книги выдающихся мастеров отечественной книжной графики
  • Сопоставлять техники, манеры и приёмы выполнения иллюстраций разных художников-иллюстраторов
  • Рассказывать об основных компонентах книги
  • Объяснять смысл понятий графика, гравюра
  • Участвовать в обсуждении истории книгопечатания и особенностях оформления первых печатных книг в Западной Европе и России
  • Рассказывать о разнообразии приёмов и манер иллюстрирования в русской книжной графике
  • Определять особенности национального русского стиля и единства изобразительного образа и литературного текста в творчестве художника-иллюстратора Билибина
  • Выполнять творческое задание согласно условиям
  • Определять главную идею внешнего оформления, композиция на странице текста, иллюстрации, элементов оформления
  • Участвовать в подведении итогов работы

акварель

2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве (8 часов)

Блок 3. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2 часа)

10

Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла

3

  • Рассматривать произведения  изобразительного, ПДИ и народного искусства, в которых нашли отражения осенние праздники и ярмарки, красота окружающего мира и образ земли-кормилицы
  • Различать СХВ в произведениях народного и ДПИ и в произведениях живописцев и графиков
  • Объяснять смысл понятий бытовой жанр, пропорции фигуры человека
  • Определять смысловой центр многофигурных композиций в произведениях живописцев и народных мастеров, статичный и динамичный строй композиции
  • Различать изображение взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребёнка
  • Выполнять подготовительный рисунок фигуры человека в движении для многофигурной композиции
  • Применять выразительные графические средства в работе
  • Выполнять творческое задание согласно условиям
  • Участвовать в подведении итогов работы

карандаш

11

Ярмарка

1

  • Рассматривать живописные произведения бытового жанра, созданные художниками Западной Европы и России в XVI-XXвв
  • Высказывать своё суждение о том, как композиционные живописные приёмы влияют на передачу замысла произведения
  • Объяснять смысл понятий сюжет, тема, содержание, форма
  • Сравнивать произведения западноевропейских мастеров с произведениями отечественной живописи
  • Определять тему, сюжет бытовой картины пропорции фигуры человека, смысловой(композиционный) центр
  •  Называть СХВ, участвующие в создании худ образа
  • Выполнять многофигурную композицию «праздник урожая» или «Ярмарка»
  • Участвовать в подведении итогов работы

 карандаш, акварель, гуашь

Блок 4. Образ времени года в искусстве (2 часа)

12-13

Зимняя пора в живописи и графике

2

  • Рассматривать произведения пейзажного жанра в творчестве отечественных и западноевропейских художников разных эпох, отразивших состояние и настроение природы в зимнем пейзаже
  • Участвовать в обсуждении художественных особенностей передачи состояния зимней природы, разнообразия СХВ (пространство, линия, цвет, силуэт, пятно) в создании худ образа зимнего пейзажа
  • Выполнять композицию зимнего пейзажа в графике на основе зарисовок зимней природы по памяти и представлению, сделанных на предыдущем уроке, согласно условиям
  • Участвовать в подведении итогов работы

Воск. мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь

Блок 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль ДПИ в повседневной жизни человека и общества(2 часа)

14-15

Делу - время, потехе – час. Рукодельницы и мастера

2

  • Рассматривать произведения живописи, изображающие молодёжь в сценах совместного труда и отдыха, изделия ДПИ
  • Объяснять какова роль искусства в формировании материального окружения человека, каков вклад творчества народных мастеров в украшение предметной среды
  • Участвовать в обсуждении СХВ, используемых художниками при изображении сцен трудовой  и праздничной жизни молодёжи, а также худ материалов (мягких и твёрдых) и худ техник(плетение поясов, изготовление дымников)
  • Работать в паре
  • Выполнять графический эскиз пояса или дымника с флюгером
  • Конструировать изделия из мягких или твёрдых материалов согласно эскизам
  • Участвовать в подведении итогов работы

Шерстяные нитки, тонкая цветная тесьма, булавка; черный картон, линейка, тонированная бумага, фольга

Блок 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев(2 часа)

16-17

Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства

2

  • Рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие фольклорных героев
  • Сравнивать особенности изображения добрых и злых героев
  • Различать СХВ в творчестве мастеров народного, ДПИ, театрально-декорационного искусства и книжной графики
  • Понимать условность и субъективность худ образа
  • Участвовать в обсуждении изображения добрых и злых героев в  произведениях разных видов изобразительного искусства, роли цвета в характеристике фольклорного  героя, СХВ для передачи сказочности происходящих событий и действий
  • Изображать персонажа сказки или былины по представлению
  • Применять выразительные живописные и графические средства в работе
  • Участвовать в подведении итогов работы

Акварель, гуашь

3.Мудрость народной жизни в искусстве(8 часов)

Блок 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (4часа)

18/1

Памятники древнерусской архитектуры под открытым небом

1

  • Рассматривать культовые и гражданские постройки из дерева мастеров Древней Руси на фотографиях и в произведениях живописи и графики
  • Сравнивать конструктивные и худ особенности крестьянских домов, храмов и других построек
  • Различать их типы, индивидуальные черты, назначение
  • Называть ведущие худ музеи деревянного зодчества России
  • Выполнять графические зарисовки (с натуры, по памяти) деревянных построек
  • Участвовать в подведении итогов работы

зарисовки

19-20

Изба -  произведение русских мастеров-древоделов

1

  • Рассматривать постройки деревянного русского зодчества, плотницкие инструменты, учебные работы, представленные на фотографиях
  • Понимать конструктивно-техническую основу избы
  • Сравнивать конструктивные и худ особенности крестьянских домов и других дворовых построек
  • Различать их типы, назначение
  • Участвовать в обсуждении конструкции избу, конструктивных элементов самцовой (безгвоздевой) крыши
  • Выполнять макет избы или других дворовых построек из бумаги
  • Использовать известные приёмы обработки бумаги для конструирования и декорирования макета избы
  • Участвовать в подведении итогов работы

Карандаш, фломастер, конструирование

21

Изба- модель мироздания

1

  • Рассматривать примеры декоративного убранства в облике деревянных домов
  • Понимать смысл поэтического отражения образа вселенной в знаках-символах домовой резьбы; условность худ образа
  • Сравнивать худ  особенности декоративного убранства крестьянских домов различных регионов
  • Различать типы и назначения домовой резьбы
  • Выполнять графические зарисовки знаков-символов
  •  В резном убранстве фасада крестьянского дома
  • Участвовать в комплексной работе над проектом макета «Деревенская улица»
  • Участвовать в подведении итогов работы

Зарисовки, графика, конструирование

22

Лад народной жизни и его образы в искусстве

1

  • Рассматривать сцены семейной жизни далёкого прошлого, настоящего в произведениях живописи, графики, лаковой миниатюре, а также декоративное убранство деревянных построек
  • Сопоставлять произведения художников, посвящённые теме согласия в семье, взаимоотношениям между людьми разных поколении
  • Участвовать в обсуждении традиционного и современного уклада семейной жизни, отражённого в идейно-худ содержании произведений разных видов искусства, худ приёмов передачи красоты и гармонии фасада избы в декоративном убранстве деревянных крестьянских построек
  • Выполнять элементы декора крестьянской избы из бумаги в постройке крестьянского подворья
  • Участвовать в комплексной работе над проектом макета «Деревенская улица»
  • Участвовать в подведении итогов работы

конструирование

Блок 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка» (3 часа)

23

Художник и театр. Декорации к опере-сказке "Снегурочка"

1

  • Рассматривать эскизы декораций и костюмов Васнецова, Коровина, Билибина к опере-сказке "Снегурочка"
  • Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы, сказочных героев
  • Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажей оперы-сказки; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений персонажей спектакля
  • Выполнять эскизы декораций, костюмов к театральной постановке на заданную тему
  • Передавать в серии рисунков развитие действия
  • Участвовать в подведении итогов работы

По выбору уч-ся

24-25

Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке "Снегурочка"

2

  • Рассматривать эскизы костюма к операм-сказкам "Снегурочка" и «Золотой петушок»
  • Понимать художественные особенности изображения в театрально-декоративном искусстве
  • Участвовать в обсуждении особенностей работы художника по созданию эскизов театральных костюмов, синтетического характера театрального искусства(художник-оформитель, драматург, композитор), выбор худ материалов и средств выразительных образов театрально-декорационного искусства
  • Создавать графическими средствами эмоционально-выразительные эскизы костюмов сказочных героев
  • Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажей оперы-сказки; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений персонажей спектакля
  • Выполнять эскизы декораций, костюмов к театральной постановке на заданную тему
  • Участвовать в коллективной работе над панно «Театральное представление сказки «Снегурочка» в технике коллажа»
  • Участвовать в подведении итогов работы

Цветные карандаши, мелки, тушь

Блок 9. Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры (3 )

26

Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве

1

  • Рассматривать живописные произведения на тему масленичных гуляний
  • Понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников-живописцев
  • Участвовать в обсуждении картин, отображающих народный праздник Масленицы, роли природных условий в передаче характера традиционных праздников, образа человека в традиционной культуре, худ материалов и средств для создания  выразительных образов
  • Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы, людей в момент масленичных гуляний
  • Выполнять зарисовки с натуры или по памяти и представлению фигуры человека в народном костюме в движении на заданную тему
  • Передавать праздничное ощущение в многофигурной композиции
  • Участвовать в подведении итогов работы

По выбору уч-ся

27-28

Традиции оформления праздничной среды

2

  • Рассматривать произведения народных мастеров на тему календарного народного праздника Масленицы
  • Участвовать в обсуждении произведений лаковой миниатюры, отражающих народный праздник Масленицу, роли природных условий в передаче характера традиционных праздников
  • Создавать эскиз многофигурной композиции на тему масленичных гуляний
  • Выполнять сюжетно-декоративную многофигурную композицию в виде коллективного панно, учитывать многообразные действия участников праздника
  • Объединять отдельные сюжетные панно, выполненные одноклассниками, в единое большое панно
  • Выполнять декоративное обрамление панно
  • Участвовать в подведении итогов работы

По выбору уч-ся

4.Образ  единения человека с природой  в искусстве(8часов)

Блок 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2 часа)

29

Животные - братья наши меньшие

1

  • Рассматривать изображения животных в скульптуре, монументальном и ДПИ, станковой и книжной графике
  • Приводить примеры изображения животных в народном и ДПИ
  • Сопоставлять изображения животных и птиц в графике, скульптуре, ДПИ
  • Объяснять значение понятий анималистический жанр и художник-анималист
  • Участвовать в обсуждении роли животных в жизни человека, становления и развития анималистического жанра в пространстве культуры, художественных выразительных средств, используемых художниками для передачи образа животных в разных материалах
  • Выполнять наброски животных с натуры, по памяти и представлению
  • Участвовать в подведении итогов творческой работы

карандаш

30

Животное и его повадки в творчестве анималистов

1

  • Рассматривать произведения отечественных художников-анималистов
  • Сопоставлять изображения животных, выполненных в разных материалах и техниках
  • Приводить примеры скульптурного изображения домашних и диких животных в своём городе
  • Исполнять скульптурный этюд животного по памяти и представлению на основе своих наблюдений
  • Участвовать в подведении итогов творческой работы

Глина/ пластилин

Блок 11. Тема защиты природы в искусстве (1 час)

31

Экологическая тема в плакате

1

  • Рассматривать плакаты, посвящённые различным актуальным темам современности
  • Рассказывать о проблемах сохранения природной среды в своём городе
  • Приводить примеры плакатов на экологическую тему
  • Сравнивать плакаты по содержанию, целям воздействия на человека и закономерностям применения схв
  • Участвовать в обсуждении роли плаката в сбережении памятников культуры и природы, схв, применяемых в плакатах, разных по содержанию
  • Понимать роль композиционного единства всех элементов изображения плаката в его эмоциональном воздействии на зрителя
  • Выполнять эскиз плаката, применяя выразительные композиционные и графические средства
  • Участвовать в подведении итогов творческой работы

 По выбору уч-ся

Блок 12. Народный календарный праздник Троицыной недели  и образы его в искусстве(3 часа)

32-33/

1-2

Троицына неделя и её образы в искусстве

2

  • Рассматривать произведения живописи, графики, скульптуры и ДПИ, посвященные народным праздникам и возрождению природы
  • Сопоставлять поэтические описания весны и лета в народных песнях с произведениями художников
  • Объяснять роль цветовой гаммы в создании определённого состояния природы, настроения в картине
  • Участвовать в обсуждении образов весенних праздников и обрядов в искусстве, содержания и композиции картин, выразительных средств, используемых художниками (композиционно-сюжетный центр, пространственные планы, ритм, динамика, колорит)
  • Называть основные детали праздничного народного костюма
  • Сравнивать пропорции фигуры взрослых и детей
  • Выполнять сюжетно-тематическую композицию по наброскам, сделанным на предыдущем уроке
  • Участвовать в подведении итогов творческой работы

По выбору уч-ся

34/3

Обрядовые куклы троицыной недели. Традиции и современность.

1

  • Рассматривать традиционные праздничные мужские и женские костюмы
  • Раскрывать символическую связь конструкции и декора дома с традиционным праздничным женским костюмом
  • Сравнивать северорусские и южнорусские костюмы
  • Понимать смысл создания обрядовой куклы в народных культурных традициях
  • Рассказывать о преемственности народных праздничных традиций в современности
  • Участвовать в обсуждении народных традиций, связанных со сменой времён года и с/х сезонов, традиций изготовления детских игрушек, кукол в народной культуре, разнообразных видов обрядовой куклы Троицыной недели
  • Изготовлять куклу в праздничном наряде
  • Участвовать в подведении итогов творческой работы

Мулине, традиц материалы

35

Обобщающий урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5 класс ФГОС

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс количество часов по учебному плану 34 2015-2016 учебный год

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.         Тема 5 класса — «Де...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 КЛАСС (ФГОС)

Программа разработана на основе ООП ООО, авторской программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» рабочие программы 5-8 классы, М.: Просвещение, 2015г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6 КЛАСС (ФГОС)

Программа разработана на основе ООП ООО, авторской программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» рабочие программы 5-8 классы, М.: Просвещение, 2015г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 7 КЛАСС (ФГОС)

Программа разработана на основе ООП ООО, авторской программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» рабочие программы 5-8 классы, М.: Просвещение, 2015г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 7 класса для детей с ОВЗ

Реализация индивидуально- образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения....