№ | Содержание | К-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Техника/ материалы |
1. Образ родной земли в изобразительном искусстве (9 часов) |
|
|
|
|
Блок 1. Гимн плодородию земли в искусстве (5 часов) |
|
|
|
|
1-2 | Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта. Схемы композиций натюрморта | 2 | - Рассматривать произведения мастеров натюрморта, отражающих красоту предметного мира, даров земли в пору осени.
- Различать средства худ. выразительности в натюрмортах живописцев и графиков
- Сопоставлять изображения плодов в композициях натюрмортов художников разных стран
- Находить общее и объяснять, в чём различия (наборе предметов, композиции, колорите, передаче освещённости)
- Анализировать колорит
- Понимать и объяснять смысл понятия колорит
- Участвовать в обсуждении средств худ. выразительности для передачи формы, фактуры и цвета плодов земли
- Определять местоположение главного предмета в композиции
- Изображать осенние плоды, используя приёмы перспективы и знания о композиции
- Применять выразительные живописные и графические средства в работе
- Участвовать в подведении итогов работы
| карандаш, гуашь, акварель (по выбору) |
3 | Богатый урожай | 1 | - Рассматривать натюрморт из фруктов и овощей
- Анализировать колорит
- Определять местоположение главного предмета в композиции
- Изображать осенние плоды, используя приёмы перспективы и знания о композиции
- Применять выразительные живописные и графические средства в работе
- Участвовать в подведении итогов работы
| Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей без подготовительного рисунка гуашью |
4-5 | Осень в твоём натюрморте. Специфика изображения предметов в живописно-прикладном натюрморте, в народном и д-п искусстве | 1 | - Рассматривать живописно-декоративные натюрморты художников разных стран
- Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к плодам земли в произведениях разных видов искусства, и какие приёмы они используют для усиления декоративности
- Анализировать цвет как основное выразительное средство декоративной живописи, его возможности в передачи своеобразия плодов и цветов, роль линии в декоративной живописи
- Различать реальность и условность в изображении фруктов, овощей, цветов и других предметов в декоративной композиции
- Выполнять декоративный натюрморт в цвете и технике коллажа, передавая характерные особенности в изображении фруктов, овощей, цветов и других предметов в декоративной композиции
- Участвовать в подведении итогов работы
| Поделка из природных материалов |
6 | Чудо-дерево |
| - Рассматривать декоративные рельефы композиции «дерево жизни» в архитектурных сооружениях и произведениях разных видов искусства
- Называть главные СХВ
- Выполнять композицию «Дерево жизни»
- Участвовать в подведении итогов работы
| Тушь, черная гелевая ручка |
Блок 2. Поэтический образ русской природы в искусстве (3 часа) |
|
|
|
|
7 | Красота осеннего пейзажа в живописи и графике | 1 | - Рассматривать лирические пейзажи русских художников, пейзажные композиции в технике монотипии
- Сопоставлять отражение лирического настроения в творчестве пейзажистов и русской поэзии
- Выделять особенности «пейзажей настроения»
- Рассказывать о главных выразительных средствах в осенних пейзажах и живописи
- Объяснять значение слова монотипия
- Отличать особенности техники монотипии
- Выполнять эскизы живописного фона в технике монотипии
- Представлять мотив этого пейзажа и близкий для его настроения колорит
- Определять какие цвета лучше подойдут для передачи состояния природы
- Прорисовывать по монотипии детали кистью, пером, гелевой ручкой
- Участвовать в подведении итогов работы
| Карандаш, акварель |
8-9 | «Осенних дней очарованье» в книжной графике | 2 | - Рассматривать примеры оформления книги выдающихся мастеров отечественной книжной графики
- Сопоставлять техники, манеры и приёмы выполнения иллюстраций разных художников-иллюстраторов
- Рассказывать об основных компонентах книги
- Объяснять смысл понятий графика, гравюра
- Участвовать в обсуждении истории книгопечатания и особенностях оформления первых печатных книг в Западной Европе и России
- Рассказывать о разнообразии приёмов и манер иллюстрирования в русской книжной графике
- Определять особенности национального русского стиля и единства изобразительного образа и литературного текста в творчестве художника-иллюстратора Билибина
- Выполнять творческое задание согласно условиям
- Определять главную идею внешнего оформления, композиция на странице текста, иллюстрации, элементов оформления
- Участвовать в подведении итогов работы
| акварель |
2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве (8 часов) |
|
|
|
|
Блок 3. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2 часа) |
|
|
|
|
10 | Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла | 3 | - Рассматривать произведения изобразительного, ПДИ и народного искусства, в которых нашли отражения осенние праздники и ярмарки, красота окружающего мира и образ земли-кормилицы
- Различать СХВ в произведениях народного и ДПИ и в произведениях живописцев и графиков
- Объяснять смысл понятий бытовой жанр, пропорции фигуры человека
- Определять смысловой центр многофигурных композиций в произведениях живописцев и народных мастеров, статичный и динамичный строй композиции
- Различать изображение взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребёнка
- Выполнять подготовительный рисунок фигуры человека в движении для многофигурной композиции
- Применять выразительные графические средства в работе
- Выполнять творческое задание согласно условиям
- Участвовать в подведении итогов работы
| карандаш |
11 | Ярмарка | 1 | - Рассматривать живописные произведения бытового жанра, созданные художниками Западной Европы и России в XVI-XXвв
- Высказывать своё суждение о том, как композиционные живописные приёмы влияют на передачу замысла произведения
- Объяснять смысл понятий сюжет, тема, содержание, форма
- Сравнивать произведения западноевропейских мастеров с произведениями отечественной живописи
- Определять тему, сюжет бытовой картины пропорции фигуры человека, смысловой(композиционный) центр
- Называть СХВ, участвующие в создании худ образа
- Выполнять многофигурную композицию «праздник урожая» или «Ярмарка»
- Участвовать в подведении итогов работы
| карандаш, акварель, гуашь |
Блок 4. Образ времени года в искусстве (2 часа) |
|
|
|
|
12-13 | Зимняя пора в живописи и графике | 2 | - Рассматривать произведения пейзажного жанра в творчестве отечественных и западноевропейских художников разных эпох, отразивших состояние и настроение природы в зимнем пейзаже
- Участвовать в обсуждении художественных особенностей передачи состояния зимней природы, разнообразия СХВ (пространство, линия, цвет, силуэт, пятно) в создании худ образа зимнего пейзажа
- Выполнять композицию зимнего пейзажа в графике на основе зарисовок зимней природы по памяти и представлению, сделанных на предыдущем уроке, согласно условиям
- Участвовать в подведении итогов работы
| Воск. мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь |
Блок 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль ДПИ в повседневной жизни человека и общества(2 часа) |
|
|
|
|
14-15 | Делу - время, потехе – час. Рукодельницы и мастера | 2 | - Рассматривать произведения живописи, изображающие молодёжь в сценах совместного труда и отдыха, изделия ДПИ
- Объяснять какова роль искусства в формировании материального окружения человека, каков вклад творчества народных мастеров в украшение предметной среды
- Участвовать в обсуждении СХВ, используемых художниками при изображении сцен трудовой и праздничной жизни молодёжи, а также худ материалов (мягких и твёрдых) и худ техник(плетение поясов, изготовление дымников)
- Работать в паре
- Выполнять графический эскиз пояса или дымника с флюгером
- Конструировать изделия из мягких или твёрдых материалов согласно эскизам
- Участвовать в подведении итогов работы
| Шерстяные нитки, тонкая цветная тесьма, булавка; черный картон, линейка, тонированная бумага, фольга |
Блок 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев(2 часа) |
|
|
|
|
16-17 | Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства | 2 | - Рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие фольклорных героев
- Сравнивать особенности изображения добрых и злых героев
- Различать СХВ в творчестве мастеров народного, ДПИ, театрально-декорационного искусства и книжной графики
- Понимать условность и субъективность худ образа
- Участвовать в обсуждении изображения добрых и злых героев в произведениях разных видов изобразительного искусства, роли цвета в характеристике фольклорного героя, СХВ для передачи сказочности происходящих событий и действий
- Изображать персонажа сказки или былины по представлению
- Применять выразительные живописные и графические средства в работе
- Участвовать в подведении итогов работы
| Акварель, гуашь |
3.Мудрость народной жизни в искусстве(8 часов) |
|
|
|
|
Блок 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (4часа) |
|
|
|
|
18/1 | Памятники древнерусской архитектуры под открытым небом | 1 | - Рассматривать культовые и гражданские постройки из дерева мастеров Древней Руси на фотографиях и в произведениях живописи и графики
- Сравнивать конструктивные и худ особенности крестьянских домов, храмов и других построек
- Различать их типы, индивидуальные черты, назначение
- Называть ведущие худ музеи деревянного зодчества России
- Выполнять графические зарисовки (с натуры, по памяти) деревянных построек
- Участвовать в подведении итогов работы
| зарисовки |
19-20 | Изба - произведение русских мастеров-древоделов | 1 | - Рассматривать постройки деревянного русского зодчества, плотницкие инструменты, учебные работы, представленные на фотографиях
- Понимать конструктивно-техническую основу избы
- Сравнивать конструктивные и худ особенности крестьянских домов и других дворовых построек
- Различать их типы, назначение
- Участвовать в обсуждении конструкции избу, конструктивных элементов самцовой (безгвоздевой) крыши
- Выполнять макет избы или других дворовых построек из бумаги
- Использовать известные приёмы обработки бумаги для конструирования и декорирования макета избы
- Участвовать в подведении итогов работы
| Карандаш, фломастер, конструирование
|
21 | Изба- модель мироздания | 1 | - Рассматривать примеры декоративного убранства в облике деревянных домов
- Понимать смысл поэтического отражения образа вселенной в знаках-символах домовой резьбы; условность худ образа
- Сравнивать худ особенности декоративного убранства крестьянских домов различных регионов
- Различать типы и назначения домовой резьбы
- Выполнять графические зарисовки знаков-символов
- В резном убранстве фасада крестьянского дома
- Участвовать в комплексной работе над проектом макета «Деревенская улица»
- Участвовать в подведении итогов работы
| Зарисовки, графика, конструирование |
22 | Лад народной жизни и его образы в искусстве | 1 | - Рассматривать сцены семейной жизни далёкого прошлого, настоящего в произведениях живописи, графики, лаковой миниатюре, а также декоративное убранство деревянных построек
- Сопоставлять произведения художников, посвящённые теме согласия в семье, взаимоотношениям между людьми разных поколении
- Участвовать в обсуждении традиционного и современного уклада семейной жизни, отражённого в идейно-худ содержании произведений разных видов искусства, худ приёмов передачи красоты и гармонии фасада избы в декоративном убранстве деревянных крестьянских построек
- Выполнять элементы декора крестьянской избы из бумаги в постройке крестьянского подворья
- Участвовать в комплексной работе над проектом макета «Деревенская улица»
- Участвовать в подведении итогов работы
| конструирование |
Блок 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка» (3 часа) |
|
|
|
|
23 | Художник и театр. Декорации к опере-сказке "Снегурочка" | 1 | - Рассматривать эскизы декораций и костюмов Васнецова, Коровина, Билибина к опере-сказке "Снегурочка"
- Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы, сказочных героев
- Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажей оперы-сказки; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений персонажей спектакля
- Выполнять эскизы декораций, костюмов к театральной постановке на заданную тему
- Передавать в серии рисунков развитие действия
- Участвовать в подведении итогов работы
| По выбору уч-ся |
24-25 | Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке "Снегурочка" | 2 | - Рассматривать эскизы костюма к операм-сказкам "Снегурочка" и «Золотой петушок»
- Понимать художественные особенности изображения в театрально-декоративном искусстве
- Участвовать в обсуждении особенностей работы художника по созданию эскизов театральных костюмов, синтетического характера театрального искусства(художник-оформитель, драматург, композитор), выбор худ материалов и средств выразительных образов театрально-декорационного искусства
- Создавать графическими средствами эмоционально-выразительные эскизы костюмов сказочных героев
- Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажей оперы-сказки; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений персонажей спектакля
- Выполнять эскизы декораций, костюмов к театральной постановке на заданную тему
- Участвовать в коллективной работе над панно «Театральное представление сказки «Снегурочка» в технике коллажа»
- Участвовать в подведении итогов работы
| Цветные карандаши, мелки, тушь |
Блок 9. Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры (3 ) |
|
|
|
|
26 | Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве | 1 | - Рассматривать живописные произведения на тему масленичных гуляний
- Понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников-живописцев
- Участвовать в обсуждении картин, отображающих народный праздник Масленицы, роли природных условий в передаче характера традиционных праздников, образа человека в традиционной культуре, худ материалов и средств для создания выразительных образов
- Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы, людей в момент масленичных гуляний
- Выполнять зарисовки с натуры или по памяти и представлению фигуры человека в народном костюме в движении на заданную тему
- Передавать праздничное ощущение в многофигурной композиции
- Участвовать в подведении итогов работы
| По выбору уч-ся |
27-28 | Традиции оформления праздничной среды | 2 | - Рассматривать произведения народных мастеров на тему календарного народного праздника Масленицы
- Участвовать в обсуждении произведений лаковой миниатюры, отражающих народный праздник Масленицу, роли природных условий в передаче характера традиционных праздников
- Создавать эскиз многофигурной композиции на тему масленичных гуляний
- Выполнять сюжетно-декоративную многофигурную композицию в виде коллективного панно, учитывать многообразные действия участников праздника
- Объединять отдельные сюжетные панно, выполненные одноклассниками, в единое большое панно
- Выполнять декоративное обрамление панно
- Участвовать в подведении итогов работы
| По выбору уч-ся |
4.Образ единения человека с природой в искусстве(8часов) |
|
|
|
|
Блок 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2 часа) |
|
|
|
|
29 | Животные - братья наши меньшие | 1 | - Рассматривать изображения животных в скульптуре, монументальном и ДПИ, станковой и книжной графике
- Приводить примеры изображения животных в народном и ДПИ
- Сопоставлять изображения животных и птиц в графике, скульптуре, ДПИ
- Объяснять значение понятий анималистический жанр и художник-анималист
- Участвовать в обсуждении роли животных в жизни человека, становления и развития анималистического жанра в пространстве культуры, художественных выразительных средств, используемых художниками для передачи образа животных в разных материалах
- Выполнять наброски животных с натуры, по памяти и представлению
- Участвовать в подведении итогов творческой работы
| карандаш |
30 | Животное и его повадки в творчестве анималистов | 1 | - Рассматривать произведения отечественных художников-анималистов
- Сопоставлять изображения животных, выполненных в разных материалах и техниках
- Приводить примеры скульптурного изображения домашних и диких животных в своём городе
- Исполнять скульптурный этюд животного по памяти и представлению на основе своих наблюдений
- Участвовать в подведении итогов творческой работы
| Глина/ пластилин |
Блок 11. Тема защиты природы в искусстве (1 час) |
|
|
|
|
31 | Экологическая тема в плакате | 1 | - Рассматривать плакаты, посвящённые различным актуальным темам современности
- Рассказывать о проблемах сохранения природной среды в своём городе
- Приводить примеры плакатов на экологическую тему
- Сравнивать плакаты по содержанию, целям воздействия на человека и закономерностям применения схв
- Участвовать в обсуждении роли плаката в сбережении памятников культуры и природы, схв, применяемых в плакатах, разных по содержанию
- Понимать роль композиционного единства всех элементов изображения плаката в его эмоциональном воздействии на зрителя
- Выполнять эскиз плаката, применяя выразительные композиционные и графические средства
- Участвовать в подведении итогов творческой работы
| По выбору уч-ся |
Блок 12. Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве(3 часа) |
|
|
|
|
32-33/ 1-2 | Троицына неделя и её образы в искусстве | 2 | - Рассматривать произведения живописи, графики, скульптуры и ДПИ, посвященные народным праздникам и возрождению природы
- Сопоставлять поэтические описания весны и лета в народных песнях с произведениями художников
- Объяснять роль цветовой гаммы в создании определённого состояния природы, настроения в картине
- Участвовать в обсуждении образов весенних праздников и обрядов в искусстве, содержания и композиции картин, выразительных средств, используемых художниками (композиционно-сюжетный центр, пространственные планы, ритм, динамика, колорит)
- Называть основные детали праздничного народного костюма
- Сравнивать пропорции фигуры взрослых и детей
- Выполнять сюжетно-тематическую композицию по наброскам, сделанным на предыдущем уроке
- Участвовать в подведении итогов творческой работы
| По выбору уч-ся |
34/3 | Обрядовые куклы троицыной недели. Традиции и современность. | 1 | - Рассматривать традиционные праздничные мужские и женские костюмы
- Раскрывать символическую связь конструкции и декора дома с традиционным праздничным женским костюмом
- Сравнивать северорусские и южнорусские костюмы
- Понимать смысл создания обрядовой куклы в народных культурных традициях
- Рассказывать о преемственности народных праздничных традиций в современности
- Участвовать в обсуждении народных традиций, связанных со сменой времён года и с/х сезонов, традиций изготовления детских игрушек, кукол в народной культуре, разнообразных видов обрядовой куклы Троицыной недели
- Изготовлять куклу в праздничном наряде
- Участвовать в подведении итогов творческой работы
| Мулине, традиц материалы |
35 | Обобщающий урок | 1 |
|
|