Цикл НОД "Художник и цирк" для детей старшего возраста
план-конспект занятия (изобразительное искусство) по теме
Цикл НОД - интегрированный курс, позволяющий детям познакомиться по-ближе с цирковым искусством, ролью художника в цирке, выплеснуть свои эмоции в творческой деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад IV вида № 218
426006 г.Ижевск, ул. Клубная, 31а, тел./факс: 71- 45- 21
____________________________________________________________________
МКС(К)ОУ № 218
Непосредственно образовательная деятельность
«Художник и цирк» (цикл занятий)
для детей старшей группы
Воспитатель изобразительной деятельности:
Головкова Наталья Борисовна.
Ижевск, 2012г.
Цели цикла
Коррекционно - обучающие:
- Развитие познавательного интереса к культурно-развлекательным мероприятиям, в частности к цирковому искусству, расширение кругозора детей;
- Обогащение и расширение чувственного опыта отражений предметов и явлений реальной действительности, активизация зрительного восприятия, концентрация внимания на отдельных предметах целостной картины мира через знакомство с цирковыми профессиями: акробат, джигит, жонглёр, иллюзионист, канатоходец, клоун, гимнаст, дрессировщик и др., устройством здания цирка, арены и т.д. Знакомство с необходимым для выступлений артистов на арене реквизитом. Предоставление возможности почувствовать значимость каждой профессии в цирке;
- Знакомство и ролью художника в создании циркового представления (художник-архитектор, художник-дизайнер, художник по костюмам, художник-гриммёр);
- Зрительное восприятие предметов с концентрацией внимания на отдельных деталях. Развитие памяти, мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости;
- Развитие целенаправленных действий по отражению окружающего.
- Развитие осмысленного восприятия окружающего:
- формирование операций гнозиса (узнавания), а именно зрительного восприятия разнообразно оформленных предметов;
- формирование системы обследовательских действий, обеспечивающих возникновение адекватного образа предмета в условиях самостоятельного познания и действования в окружающем мире;
- расширение круга представлений о предметах, недоступных или трудных для дистантного восприятия;
- активизация оперирования представлениями.
- Развитие творческой самостоятельности детей в создании художественного образа, развитие умений подбирать выразительные средства (материал) для воплощения творческого замысла;
- Совершенствование умений изображать на тему: «человек в движении», «здание цирка», «загримируй клоуна», «костюм фокусника», «животные – цирковые артисты» и др.;
- Совершенствование практических умений и навыков работы с художественными материалами (бумага, клей, ножницы, восковые мелки, восковая пастель, гуашь, смешанная техника);
- Укрепление межпредметных связей:
- обогащение и активизация словаря (антракт, реприза, реквизит, оркестр, арена, манеж, аттракцион, канат, парад-алле, эквилибрист, акробат, джигит, жонглёр, иллюзионист, канатоходец, клоун, гимнаст, дрессировщик, реквизит и др.). Развитие речи;
- ознакомление с цирковой музыкой;
- развитие умения передавать различные эмоции с помощью мимики, жестов.
Коррекционно-развивающие:
- Обогащение чувственно-эмоциональных впечатлений о предметах, явлениях, событиях окружающей действительности;
- Развитие и закрепление связи между чувственным отражением (впечатлением) и их словесным обозначением.
- Активизация зрительной, поисковой деятельности на словесное обозначение на основе имеющегося чувственного опыта;
- Расширение опознания предметов по внешнему облику (цвет, форма, величина);
- Совершенствование «чувства линии» при отражении общего контура объекта восприятия;
- Повышение зрительной различительной способности и тонкой дифференцировке при отражении свойств и отличительных признаков предметов, воспринимаемых в разных условиях;
- Развитие и совершенствование прослеживающей функции глаза с фиксацией и удерживанием взора на контуре объекта ( с постепенной тонкой детализацией и дифференцировкой) и удерживанием взора на деталях и частях объекта;
- Развитие интеллекта (мышления (памяти, представлений), воображения, речи);
- Развитие психомоторных психических образований (общей моторики, речи, понятия схемы человека, зрительно-моторных координаций);
- Формирование компенсаторной роли мыслительных операций в процессе чувственного познания (вспомни, сравни, выдели);
- Учить детей моделированию: умению создавать из деталей и частей разных предметов новый предмет реальности;
развитию образов воображения.
- Способствовать развитию творческих способностей, воображения, творческого мышления;
- Развитие коммуникативных психических образований – речи, мимики, «языка движений»;
- Развитие самосознания, саморегуляции поведения в социуме.
Воспитательные:
- Привлечение внимания детей к цирковому искусству;
- Привлечение внимания к профессиям цирка, в т.ч. связанным с понятием «художник»;
- Воспитание уважения к труду «цирковых» и дать прочувствовать значимость каждой профессии в общем, большом деле – ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ;
- Воспитание чувства гордости за свой город, цирк;
- Приобщение к элементарным общепринятым нормам поведения в общественных местах (на экскурсии), правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
Приёмы коррекционно-педагогической работы:
- Совместное с ребёнком созерцание с последующим наблюдением реальной действительности с актуализацией эмоционального сопереживания явлениям действительности (удивление, радость, любование, сопереживание);
- Расширение знаний об окружающем мире, предметах, явлениях (общие сведения о предметах, интересные факты, сведения о месте этого явления в жизни человека, сведения о роли человека и отношения человека к данному объекту);
- Актуализация осязательно-зрительного, слухо-обонятельно-зрительного, двигательно-зрительного способов отражения предметов и явлений;
- Использование дидактических игр типа «Найди отличия и др.»…;
- Расширение о предметах и явлениях окружающего мира;
- Сообщение сведений о предметах и явлениях, образное описание внешнего облика предмета с привлечением имеющегося чувственного опыта детей;
- Расширение видов детской деятельности, обеспечивающих востребованность представлений;
- Воспроизведение образов памяти в изобразительной деятельности, аппликации, лепке для успешного оперирования представлениями;
- Составление и разгадывание загадок;
- Задания на сравнения (зрительный анализ, проговаривание)
Материалы и оборудование
Магнитная доска, ковролиновая доска, интерактивная доска, экран с мультимедийным оборудованием, дидактические пособия и игры для индивидуальной и фронтальной работы.
Бумага разных форматов, цветов, картон, фломастеры, масляная пастель, маркеры, гуашь, кисти, клей, ножницы.
Цикл состоит из:
- Экскурсии в ижевский цирк (см. Фото);
- НОД 1 «Такие разные цирки!» Презентация о разных цирках разных стран.
- НОД 2, 3 «Мы – юные архитекторы». Конструирование здания цирка, его украшение. Аппликация (см. Фото)
- НОД 4, 5 «Цирковые профессии». Презентация
- НОД 6,7 «Фокусник-иллюзионист». Костюм, композиция. Масляная пастель
- Игра «Фокусы Покуса» (основа –презентация)
- НОД 9, 10 «Животные – цирковые артисты». Маркер, масляная пастель
- НОД 11, 12 «Расколдуй гимнаста». Художественное конструирование, аппликация с формами-заместителями. (см. Фото и конспект)
- НОД 13,14,15 «Эмоции. Гримм. Рассмешите клоуна»
- НОД 16,17 «Клоун»
Предварительная работа к открытому занятию «Клоун»
- Интеллектуально-физкультурное развлечение «Фокусы Покуса»;
- НОД «Расколдуй гимнаста»;
- работа дефектолога;
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад IV вида № 218
426006 г.Ижевск, ул. Клубная, 31а, тел./факс: 71- 45- 21
____________________________________________________________________
МКС(К)ОУ № 218
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
«Клоун»
Художественное конструирование из бумаги
(аппликация)
с детьми старшей группы
Воспитатель изобразительного искусства
Головкова Наталья Борисовна.
Ижевск, 2012 г.
Цель:
Учить воссоздавать образ представлений о различных позах человека.
Обогащать опыт воплощения творческого замысла.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать расширять кругозор детей о цирке;
- учить создавать изображение позы человека, используя два приёма: выкладывание форм заместителей с ориентацией на опорные точки;
- уточнять представления о разных позах, способствовать формированию понятия «поза»;
Коррекционно-развивающе:
- способствовать активизации представлений о различных позах человека;
- обогащать зрительный опыт цвето- и формо- различения;
- способствовать обогащению опыта детей с нарушение зрения самостоятельного воссоздания образа памяти;
- активизировать речь детей за счёт обозначения точным словом расположение частей тела человека в определённой позе: голова наклонена (вверху или внизу); нога согнута в колене (прямая, отведена в сторону, поднята); рука поднята вверх (опущена вниз, отведена в сторону, согнута в локте); туловище наклонено вправо, влево; клоун стоит на одной ноге (прыгает, шагает, стоит на руках);
- совершенствовать зрительный контроль за действиями рук при выкладывании фигуры человека из готовых форм.
Воспитательные:
- развивать самостоятельность детей в создании художественного образа, побуждать подбирать подходящие выразительные средства (материал) для воплощения творческого замысла, цветовую гамму;
- совершенствовать практические умения и навыки работы с клеем, кисточкой, клеёнкой, салфеткой.
Оборудование: Экран и проектор, ноутбук, магнитная доска, музыкальный центр;
ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.
Материалы: лист А3 формата с «волшебными» (опорными) точками, детали из бумаги разных цветов, фактур.
Ход НОД:
Этапы | Оборудование | Деятельность преподавателя | Деятельность детей |
Организационный момент. Создание эмоционального настроя в изостудии. Постановка проблемы | Звучит цирковая музыка, на экране – слайд с изображением цирка | Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас, друзья! Проходите пожалуйста! | Дети входят в изостудию. Здравствуйте! Дети встают напротив экрана |
Вы знаете, совсем недавно я получила посылку от нашего знакомого клоуна Бим-Бома. В ней были фотографии. Мне они так понравились! Предлагаю и вам посмотреть. Хотите? | Дети: Конечно! | ||
Слайд со всеми фотографиями. Слайд с карточками. Затем всё исчезает. | Дети и преподаватель рассматривают слайды с фотографиями Бим-Бома. Взгляните, какие замечательные фотографии! Рассмотрите их. Аня, покажи, пожалуйста, клоуна, который стоит на одной ноге с разведёнными в стороны прямыми руками. Дети показывают лазерной указкой на выбранную фотографию. Молодец! Захар, покажи клоуна, который стоит на согнутой в колене ноге и с поднятой над головой рукой. Максим, а ты покажи, пожалуйста, клоуна, стоящего на согнутом колене и вытянул прямые руки перед собой. Катя, а ты, я думаю, сможешь показать клоуна, стоящего на одной ноге с поднятыми вверх руками. Эмиль, покажи, пожалуйста, клоуна, стоящего на двух ногах с поднятой вверх рукой. А ты, Яна, покажи клоуна, стоящего на руках. Молодцы! Вы верно нашли клоуна по описанной позе | ||
Вам понравились фотографии, ребята? Вдруг фотографии исчезают, вместо них – карточки с опорными точками. Куда же делись фотографии? А я, кажется, догадываюсь, чьи это проделки! А вы догадались? Ох, уж этот фокусник, заколдовал фотографии. Но прислал нам карточки с волшебными точками. Ребята, припомните фотографии, которые вы находили, посмотрите на место, где они располагались. Да, там карточки. Они ничего вам не напоминают? Аня, а тебе ничего не напоминает эта карточка? И ты, Яна, и ты, Эмиль и остальные ребята, представьте по этой схеме с помощью волшебных точек позу клоуна, покажите место, где располагалась фото, которое вы находили. Хорошо! Но и карточки исчезают, «вылетают» за нижний край экрана. Вы, ребята, так хорошо отгадали позы, что фокусник Покус дарит вам другие карточки, тоже с точками. Теперь, когда вы так хорошо определили все позы, вам будет легко по схеме с помощью волшебных точек воссоздать позу клоуна. Раздать детям карточки. Мне тоже подарил карточку. Присаживайтесь за столы. | Да! Фокусник Покус! Там карточки с опорными точками
Это клоун Дети показывают указкой | ||
Листы А3 с опорными точками и овалом, обозначающим арену цирка; на столах кисти, клей, клеёнка, салфетка Слайд с перемещающимися «волшебными» точка | Пр: Я тоже хочу изобразить клоуна. На моём листе овалом обозначена арена и есть «волшебные» точки. Я закреплю на доске лист так, чтобы арена была внизу. А теперь давайте вспомним, что обозначает цвет точек. Пр: Я рассмотрю положение точек и попробую узнать, позу клоуна. Так, красная точка вверху листа, две зелёные вверху, над головой, одна синяя на арене, другая – отведена в сторону. Мой клоун стоит на одной ноге, другая отведена в сторону, руки подняты над головой. Согласны? Попробую-ка я принять эту позу! Пр: Молодцы! Мы с вами догадались, в какой позе находился клоун. Теперь вы легко сможете определить позу клоуна и на своих листах. Рассмотрите положение точек и назовите позы клоуна. Захар, опиши позу, которую ты представил, все слушайте внимательно, вдруг у кого-то окажется такая же карточка. Катя….. Молодцы! Вы правильно представили позу! А теперь встаньте, попробуйте принять позу. Пр: Молодцы! Все догадались! Чтобы за работу взяться, предлагаю вам размяться: давайте немножко поиграем! Встаньте, пожалуйста, у доски. Попробуйте принять позу по «волшебным» точкам, которые вы видите на экране. Игра повторяется 2-3 раза. Пр: Здорово у вас получилось. Поиграли, пора и за работу приниматься. Изображать клоуна мы будем в технике аппликации. Какой материал нам понадобиться? Верно! Преподаватель подзывает детей к столу с разложенными на подносах деталями для выполнения аппликации. | Из предварительной работы дети знакомы со значением цвета точек. Отвечают: «Красная точка – это клоунский нос, значит здесь расположена голова, где зелёные точки - руки в перчатках, а ноги в ботинках – синие точки!». Дети внимательно рассматривают лист с точками, описывают их расположение у доски и сами пытаются принять эту позу. Вместе с преподавателем делают вывод, например: одна рука поднята вверх, другая опущена вниз, одна нога поднята, а другая – внизу, значит клоун стоит на одной ноге с поднятой вверх рукой…или Дети встают. Принимают позу в соответствии со схемой Клей, бумага, кисточка! | |
Объяснение практической деятельности | Выкладыва-ние из бумажных деталей образа клоуна на доске. | Выбор деталей для выполнения практической работы. Пр: Для того, чтобы изобразить клоуна, я наберу необходимые детали: КРУГ – для головы, БОЛЬШОЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК – для туловища, 8 МАЛЕНЬКИХ ПРЯМОУГОЛЬНИКОВ – для рук и ног (по две на каждую). Мне хочется, чтобы костюм клоуна был яркий, нарядный. Я выбрала жёлтые и фиолетовые детали, вместе они будут смотреться весело, красочно. Дети набирают в лотки детали для выполнения аппликации. Пр. обращает внимание на выбираемый детьми цвет, хвалит, корректирует выбор. Дети садятся на свои места. Объяснение и показ преподавателем последовательности практической работы. Этапы: 1.Разложить детали на листе с «волшебными точками»: голова (положить круг там, где красная точка). Прикинув направление расположения кистей рук (зелёные точки) и ступней ног (синие точки), найти положение тела (выложить большой прямоугольник). «Достроить» фигуру человека, направив детали рук и ног в направлении «волшебных точек». Преподаватель комментирует свои действия. 2. Зрительно оценить получившийся образ; 3. Наклеить детали на лист А3 в последовательности: голова, туловище, руки, ноги (но может быть и другая последовательность), пользуясь клеем, кистью, салфеткой. | |
Практическая работа | Музыкальное сопровождение. | Дети приступают к практической деятельности поэтапно с индивидуальной помощью преподавателя и дефектолога. После второго этапа проводится физминутка на расслабление глаз (откинувшись на спинку стула). | |
Анализ выполненных работ | На полу разложена ткань в форме круга |
Анализ выполненных работ Пр: Вижу, все справились с задачей. Хотите посмотреть на клоунов друг друга? Клоуны, ваш выход! Ребята, расположите клоунов на арене! Дети выкладывают аппликации в круг. Как здорово! Интересные позы, яркие костюмы! К анализу получившихся работ преподаватель приобщает детей. В анализе получившихся работ нужно обратить внимание детей на замысловатость позы клоуна, на красочность подбора цветовой гаммы костюма, аккуратность и качество выполненной техники. Мне очень нравится. А вам? А что бы вы ещё хотели добавить? На следующем занятии будем дорисовывать лицо, гримировать его, дополнять костюм клоуна, украшать его. Спасибо, до свиданья. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад IV вида № 218
426006 г.Ижевск, ул. Клубная, 31а, тел./факс: 71- 45- 21
____________________________________________________________________
МКС(К)ОУ № 218
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
Расколдуй гимнаста
Воспитатель изобразительного искусства
Головкова Наталья Борисовна.
Ижевск, 2012 г.
НОД «Расколдуй гимнаста»
(художественное конструирование из бумаги)
Цель: Учить изображать фигуру человека в движении
Задачи:
Образовательные:
- продолжать расширять кругозор детей о цирковом искусстве – дальнейшее знакомство с профессиями цирка (гимнаст под куполом цирка);
- учить детей одному из приёмов изображения человека в движении с помощью форм-заместителей, вырезанных из бумаги и совершенствовать умение выкладывать фигуру человека: головы, туловища, рук и ног;
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать представления детей о формах;
- формировать представления детей о строении человеческого тела;
- совершенствовать аналитическую деятельность при узнавании позы человека с ориентацией на силуэтное изображение;
- активизировать речь детей за счёт обозначения точным словом расположение частей тела человека в определённой позе: голова наклонена (вверху, внизу; туловище наклонено вправо, влево; рука поднята вверх (Опущена вниз, отведена в сторону, согнута в локте); нога согнута в колене (прямая, отведена в сторону, поднята); гимнаст стоит на одной ноге, стоит на руках, завис в воздухе, прыгает, выполняет кувырок;
- совершенствовать поисковую, контролирующую функции зрительной деятельности при выборе необходимых для выполнения работы деталей;
- развивать зрительный контроль над действиями рук при выкладывании фигуры человека из готовых форм;
Воспитательные:
- способствовать развитию творческой активности; побуждать к воссозданию образа циркового артиста;
- развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, побуждать подбирать подходящие выразительные средства (материал) для декорирования костюма гимнаста (2 встреча);
- совершенствовать практические умения и навыки работы с клеем, кисточкой, клеёнкой, салфеткой; фломастерами, маркерами (2 встреча).
Оборудование: магнитная доска, карточки с силуэтными изображениями гимнаста в разных позах для фронтальной и индивидуальной работы;
музыкальный центр; ножницы, клей, кисти, клеёнки, салфетки.
Материалы: лист А4 формата с силуэтным изображением гимнаста (заколдовал фокусник Покус, осталась тень), детали белого цвета (круг – для головы, большой овал – туловище, 8 маленьких вытянутых овалов – для рук и ног (по 2 на каждую);
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад IV вида № 218
426006 г.Ижевск, ул. Клубная, 31а, тел./факс: 71- 45- 21
____________________________________________________________________
МКС(К)ОУ № 218
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
Рассмешите клоуна. Эмоции
Воспитатель изобразительного искусства
Головкова Наталья Борисовна.
Ижевск, 2012 г.
НОД «Рассмешите клоуна. Эмоции»
Цель:
Учить изображать лицо циркового персонажа (клоуна).
Задачи:
Коррекционные:
Учить воспринимать мимику изображённого человеческого лица: радость, печаль, видеть изобразительные средства отражения эмоций
Развивающие
- развивать интерес к изученным эмоциональным состояниям.
- совершенствовать умение рисовать лицо человека
- побуждать к созданию весёлого, задорного образа циркового артиста;
- развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного
образа, побуждать подбирать подходящие выразительные средства (материал) для воплощения творческого замысла, цветовую гамму;
- совершенствовать практические умения и навыки работы с художественными материалами;
Воспитательные:
- привлечение внимания к профессиям цирка, в частности КЛОУНА;
- воспитание уважения к труду цирковых артистов.
Оборудование: Фотография грустного клоуна; зеркала, пиктограммы грусть и радость.
Материалы:
Ход НОД:
Дети входят в изостудию, садятся на ковёр в кружок.
Преподаватель: Сегодня я по почте получила фотографию нашего знакомого клоуна.
(Рассматривание фотографии грустного клоуна).
По-моему, что-то с клоуном случилось, что-то не так. Как вы думаете?
Дети: Клоун сегодня грустный.
Как вы догадались, что он грустит? (Обращаю внимание на уголки губ, глаза).
Дети: у него уголки губ опущены вниз, глаза грустные…
Преподаватель: От чего же нашему клоуну стало грустно? Припомните, отчего вам бывает грустно?
Дети: ( ответы детей). Поссорился с другом, мама заболела и т.д. (Звучит музыка Чайковского «Болезнь куклы»
Преподаватель: Давайте представим, что нам стало очень грустно. Посмотрите на себя в зеркала Какие у вас стали глаза, губы…
Преподаватель: Ребята, грустный клоун сможет выступать в цирке? Разве сможет он веселить людей?
Дети: Нет
Преподаватель: Давайте развеселим клоуна. От чего вам становится весело?
Дети: предлагают свои ответы…
Преподаватель: А мне становится радостно, когда я слышу весёлую музыку…
(Звучит весёлая музыка).
Преподаватель: Всех я приглашаю на весёлую зарядку.
(Физминутка)
Преподаватель: А сейчас, когда у нас весёлое настроение, снова посмотрим на себя в зеркало Наши глаза, когда мы смеёмся становятся узкими, рот улыбается- уголки рта подняты вверх Подойдите , пожалуйста к окну и найдите весёлое лицо.
(Дети подходят к окну, выбирают пиктограмму весёлого лица.)
Преподаватель: А сейчас посмотрим на эти фотографии. Какое чувство испытывают эти люди?
- Как вы догадались?
Дети: глаза прищурены, улыбка
Преподаватель: Приступаем к рисованию весёлого клоуна
(Под весёлую музыку дети рисуют весёлое лицо клоуна)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие музыкальных способностей у детей старшего возраста»
Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, ч...
Дело его жизни (сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дня рождения выдающегося чувашского педагога-просветителя И.Я.Яковлева).
Дело его жизни(сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дн...
Методические рекомендации "Начальное обучение игре на фортепиано детей старшего возраста"
Данная работа посвящена проблеме обучения игре на фортепиано детей старшего возраста (13-17 лет)...
"ПРАЗДНИК ОСЕНИ В ПАРКЕ" - осенний праздник для детей старшего возраста
Осенний праздник в парке или на площадке детского сада для детей старшего возраста и их родителей....
"От генерала до рядового". Спортивнй праздник для детей старшего возраста.
" От генерала до рядового". Спортивный праздник, посвященный "Дню защитника Отечества" для детей старшего возраста.«От рядового до генерала»...
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.
В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ (ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ)
Систематизирована работа над дыханием, артикуляторной моторикой, голосом, темпом и ритмом речи, интонационной выразительностью по лексическим темам в течение года, в соответствии с в...