Интегрированный урок (изо+литература) по теме "Верь в великую силу добра"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
“Возлюби ближнего своего, как самого себя”, “Не судите да не судимы будете” (Евангелие от Матфея). Мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_7_klasse1.ppt | 2.93 МБ |
urok_otkrytyy_li.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Возлюби ближнего своего, как самого себя». Библия «Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть». В. Распутин
Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру. Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека. Добро – все положительное, хорошее, полезное. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
«Он умер ради жизни»
Друзья мои! Давайте с нынешнего дня Начнем с себя! Научимся людей любить, По нравственным законам жить. А чтобы поняли тебя- Начни с себя!
«Возлюби ближнего своего, как самого себя». Библия «Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть». В. Распутин
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «По нравственным законам жить…»
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (изо+литература) по теме " Верь в великую силу добра "
Слово и изображение
Цели урока по литературе: формирование толерантного отношения к окружающим
Цели урока по изо: добиться глубокого понимания роли искусства в жизни людей; сформировать исследовательские и созидательные интересы учащихся
Задачи урока:
1.выявить нравственные законы, определяющие отношения человека с человеком.
2.Совершенствовать культуру ведения дискуссии, развивать память обучающихся, навык сопоставительного анализа, сравнения предметов.
3.Способствовать формированию положительных нравственных качеств личности: ответственности за поступки, уважения к чужому мнению, образу жизни, любовь к ближнему.
4.развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.
Эпиграфы: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”, “Не судите да не судимы будете” (Евангелие от Матфея).
I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (1 мин.).
II. Постановка темы и целей урока. Мотивация учащихся (2 мин).
I. Вступительное слово учителя. Тема нашего урока звучит так: «Верь в великую силу добра». На уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки.
(После окончания духовной музыки, небольшая пауза)
– Неправда ли, есть что-то влекущее, манящее в этих звуках? Будто звучат голоса наших предков. Эти звуки волнуют наши души, не дают им успокоиться, напоминая, что в жизни еще так много страдания людей, которые ждут нашей помощи. На уроках мы говорили о непреходящей ценности великой книги Библии. Многие века она привлекает внимание человечества. Великие художники мира, поэты, писатели, режиссеры и сегодня продолжают черпать из нее сюжеты для своих творений
– Но у каждого есть своя “книга жизни”, каждый ее пишет сам, страницу за страницей. Представьте себе, что перед вами такая книга (показывает на доску). Эту книгу будем заполнять мы с вами, из урока в урок, постигая красоту слова и глубину мысли художественных произведений.
– Вспомните, пожалуйста, в чем состоит особенность русской национальной литературной традиции? (Духовность, особое внимание к “униженным и оскорбленным”)
– Действительно, духовность русской литературы сделала ее уникальной. У каждого персонажа, независимо от социального положения, есть душа. Сегодня наша задача на примере рассказов А. Платонова и И. Бунина показать неразрывную связь русской литературы с духовной, продолжение литературной традиции у писателей ХХ века.
Предполагаемые вопросы:
– Кто является героем в рассказе Платонова?
– Какие чувства вызывает герой с первых страниц рассказа?
– Как обошлась с ним жизнь?
– Что терпел он от людей?
– Отношение детей и взрослых к Юшке?
– Как Юшка относился к жизни, сегодня?
– Как изменился Юшка, когда в его жизнь вошла любовь? (Юшка – единство с природой, любовь к сироте)
– Чем же заканчивается история Юшки? (Юшка умирает)
– Что же завещал нам всем Юшка?
(Не утомляясь, утолять страдания души и тела, ,младших братьев наших, каждого листочка, цветка на планете Земля).
– В чем же причина такой трагической развязки? (Жестокость, равнодушие, неприятие того, что странно и непонятно)
– Итак. Какое же чувство могло изменить жизнь героя? (Любовь, сострадание)
– Какую христианскую заповедь нарушили люди по отношению к Юшке ?
– Как были наказаны за это люди? (Без Юшки стало жить хуже)
– Какую притчу рассказал Христос, когда один из законников спросил его что нужно делать, чтобы увековечить свою жизнь? (Притча о добром самаритянине)
– Давайте еще раз вдумаемся в слова Христа: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”.
– Что значит ближний, кто это? (Тот, кто рядом с вами)
– Что значит любить ближнего? (Уметь понимать боль другого, разделять страдания других)
- О каком герое какого произведения мы говорим: «Он умер ради жизни»
Анализ рассказа.
- В какое время года происходит действие рассказа?
Учащиеся. Вьюжной зимой.
Бунин нечасто использует в своих описаниях метафоры. Но если все-таки прибегает к метафоричности, то добивается поразительной яркости.
- Найдите такую яркую выразительную метафору в описании вьюжной зимы. Учащиеся. На протяжении всего рассказа состояние природы приравнивается к состоянию моря во время урагана. Используя эту метафору, Бунин стремится показать буйство природы: «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море», «в бездне снежного урагана и мрака», «потонули вместе с лошадью в страшный снег».
- Какое чувство вызывает стихия?
Учащиеся. Разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх.
- Почему душа матери охвачена страхом? Вам понятен ее страх?
Учащиеся. У нее болен ребенок. Она не знает, что делать, так как осталась одна - муж в отъезде. Бунин пишет: «…плакала горькими слезами от страха и от своей беспомощности».
- Какие цветовые эпитеты дает Бунин в 1 абзаце?
Учащиеся. «Белый от снега» дом и «красные лапти», «холодный дом» и «в жару… плакал ребенок». Антитеза в начале рассказа рождает ощущение равнодушной холодности окружающего мира по отношению к больному ребенку.
- Таким образом, 1 абзац очень важен в композиционном отношении. Это завязка рассказа. Назовите героев рассказа.
Учащиеся. Мама, мальчик, Нефед, мужики.
- Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему?
Учащиеся. Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.
- Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось?
Учащиеся. Федор.
- Федор в переводе с греческого означает Бог. Значит Нефед – это не Бог. Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином?
Учащиеся. «Значит надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать».
-Что имеет в виду Нефед, говоря «душа желает»?
Учащиеся. По народным поверьям, если выполнить желание больного, он выздоровеет.
- Нефед поступает как психолог. Мать теперь волнуется не только за сына, но и за него. И вместе с волнением в душе селится надежда. Нефед – это лекарь душ. Нефед пошел за тем, что требует душа ребенка. Что отличает человеческую душу? Она бессмертна. Значит, случайно ли желание ребенка? Нет. И мы понимаем, автора волнует тайна русской души. У Нефеда душа какая? Добрая. Он переживает за мальчика, хочет ему помочь.
- Найдите эпитет, предсказывающий скорую развязку.
Учащиеся. «Зловещий стук»
- Представьте, что вы не читали рассказ дальше. О чем бы мог поведать эпитет «зловещий стук»?
Учащиеся. Нефед заблудился в степи, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это означает, что ребенок умрет.
- Бунин допускает чудо. Нефед не бог, но именно он совершает невозможное. Лапти – это зов души одной, зов души Нефеда - совершить добро, а в результате спаслись мужики в поле. Лапти – это связность человеческих душ, поэтому и рассказ так называется.
- Перечитайте последнее предложение рассказа. Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность?
Учащиеся. В рассказе не говорится о том, выздоровел ли мальчик. Значит не это главное. Главное – это Нефед, который ценой собственной жизни спас мужиков, добыл лапти и фуксин, а значит, спас и мальчика.
- Так о чем же этот рассказ.
Учащиеся. Этот рассказ о доброте, о самоотверженности. О жизни и смерти, о том, что роднит человека и природу: за смертью идет жизнь.
– Пришло время сделать запись в нашей “книге жизни”.
- И сейчас, ребята, мы приступаем к созданию этой “книги жизни”. Неотъемлемой частью каждой книги являются иллюстрации.
Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературных произведений стиль автора, настроение, атмосферу произведения, а так же своеобразное понимание его личностью художника и его отношение к предмету рассказа. Знакомясь с Библией, ее первой частью «Сотворение мира», мы с вами создали иллюстрации, которые вводят нас в мир христианства. Изучая различные произведения, мы сталкиваемся с человеческими поступками и жизнью разных людей.
Заключительное слово учителя:
Обобщая сказанное, хочу подчеркнуть, что сегодняшний урок – это лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как надо жить, чтобы не ранить, не обидеть человека. В нашем обществе еще много грустного, горького, жестокого. Хочешь изменить эту жизнь? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к миру, дружбе и счастью, проходит через нашу собственную душу.
Друзья мои! Давайте с нынешнего дня
Начнем с себя!
Научимся людей любить,
По нравственным законам жить.
А чтобы поняли тебя –
Начни с себя!
- Так какими же нравственными принципами должны мы руководствоваться в жизни (ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ
Домашнее задание (1. Сочинение-миниатюра “По нравственным законам жить…” (Как я понимаю смысл этих слов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Великая сила любви в сказке Снежная королева Г.Андерсена"
Это презентация поможет в проведении урока литературы по творчеству Г.Андерсена...
План-конспект интегрированного урока по теме "Чай не пьешь - какая сила?"
План-конспект интегрированного урока по теме "Чай не пьешь-какая сила" предназначен для учащихся профессионального училища специальности "Повар, кондитер". Данный урок создан 3 преподавателями: препод...
Конспект урока литературы в 5 классе "Великая сила любви в сказке Андерсена "Снежная королева"
Конспект урока литератры в 5 классе...
Самоанализ урока литературы в 5 классе "Великая сила любви в сказке Андерсена "Снежная королева"
Самоанализ...
Классный час "Великая сила добра"
Сценарий классного часа "Великая сила добра"...
«ВЕЛИКАЯ СИЛА ДОБРА»
Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся. 1. Формировать у обучающихся этические представления, знания о катего...
8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...