Рабочая программа по ИЗО, 9класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования, составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2011 год издания).
Данная рабочая программа «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» для 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования, составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2011 год издания).
Данная рабочая программа «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» для 9 класса.
. Изучение изобразительного искусства в 9 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Ц е л и: художественного образования:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Цели курса изобразительного искусства в 9 классе:
помочь учащимся получить представления:
-о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств,
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах,
- о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах,
- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды,
-о постоянном взаимодействии пространственных и временных искусств.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Региональному базисному плану и учебному плану школы рабочая программа рассчитана на базовый уровень обучения . В программе на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 9 классе -18 часов, из расчета 0,5 ч. в неделю.
Формы организации учебного процесса.
Формы организации учебного процесса | |||
Формы учебных занятий | Методы | Формы организации работы учащихся | Виды деятельности учащихся |
Лекция | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная | Являются активными слушателями |
Учебный практикум | Деятельностный подход | Индивидуальная | Создают опорные конспекты |
Практикум | Частично-поисковый | В парах | Выполняют упражнения, решают задачи |
Деловая игра | Проблемный | Групповая | Создают эскизы кукольных героев. Рисуют картины ,рекламы фотографируют, изготавливают макеты спектаклей, фильмов. |
Проблемная дискуссия | Исследовательский | Проводят исследования | |
Межпредметный интегрированный урок | Создают и защищают презентации | ||
Основные формы контроля | |||
Фронтальный опрос | |||
Самостоятельная работа | |||
Тесты | |||
Живописное решение в картинах, фотографиях, фильмах. Съёмки фото, фильма. |
.
Общая характеристика предмета.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (пластическая анатомия человека), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 9 классе представляет собой расширение курса визуально- пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами ( кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
Экран- движущая картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий ( телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных , декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе лишь после прохождения «первоискуств».
Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретет способность противостоять этому потоку, отделяя в нем позитивное от негативного.
Еще одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся в синтетическими видами искусства, является то, что многие ученики ( а в будущем все) используют в своем быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развивается( а иногда и портится).
Цель курса изобразительного искусства в 9 классе:
помочь учащимся получить представления:
-о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств,
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах,
- о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах,
- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды,
-о постоянном взаимодействии пространственных и временных искусств.
Учащиеся должны:
- освоить элементарную азбуку фотографирования,
- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, применять критерии художественности, композиционной грамотности в съемочной фотопрактике.
-усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа,
- осознать технологическую цепочку производства видеофильма.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Содержание программы.
Изобразительное творчество и синтетические искусства ( кино, театр, телевидение)- 18 часов.
Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств- 9 часов.
Раскрывая понятие «синтетические искусства», внимание учащихся необходимо сконцентрировать на том, какова в произведениях этого вида роль изображения и доля использования живописно- графических выразительных средств ( линия, тон, цвет т.д.) при создании художественного образа. Рассматривается этот вопрос прежде всего на примере театра и кино, т.е. спектакля и фильма. ( Прослеживается взаимосвязь между изображением ив живописи и в экранных произведениях- изобразительными по совей визуальной художественной природе.)
Несколько уроков посвящены фотографии. Фотография рассматривается как художественно- документальное произведение.. на примере искусства фотографии исследуется общее в художественно- творческом процессе для всех визуальных искусств и то специфическое, что свойственно жанру фотографии.
Азбука экранного искусства- 9 часов.
Визуальная природа кино и телевидения, главенство изобразительного элемента в синтетическом экранном образе.
Кино как эволюция изображения в визуальном искусстве, развитие съемочно-проекционных технологий. Кино- это изображение в движении, живущее не только на плоскости, в пространстве, но и во времени, поэтому кино- пространственно- временное искусство. Овладение азами знания киноискусства, понимание его монтажно-образной природы, когда впечатление соединяется от соединения мозаики кадров и звука. Кино- синтез слова, звука, игры актеров, музыки, но прежде всего это изображение.
Монтаж- специфика экранного искусства и его образности. Условность времени в фильме.
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: фрагменты фильмов, комплект уроков ИЗО в 9 классе, шедевров русского и зарубежного искусства.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
Формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни предполагает:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимание ими роли синтетических визуальных искусств, развитие у них навыков создания пространственной , временной композиции и понимание ее принципов,
- понимание сути и задач образной интерпретации явлений жизни в визуально- зрелищных искусствах,
- формирование художественно- творческой активности.
Учащиеся должны:
- учиться анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения,
- развивать навыки создания собственных композиционных работ,
- учиться понимать, как построены образ и композиция в произведениях экранного искусства,
- познакомиться с элементарной азбукой фотографирования,
- уметь анализировать фотопроизведение,
- иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве.
Проверка знаний учащихся
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тематическое планирование по курсу ИЗО – 9 класс
Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.
Задачи :научить практическим действиям
Дата проведе ния | Тема урока | Кол час | Тип урока | Элементы содержания | Знать /уметь | Вид контроля | Оборудование | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Изобразительный язык и эмоционально – ценностное содержание синтетических искусств | 4
|
| ||||||
Театр и экран - две грани изобразительной образности | 1 | Изучение нового материала | Введение в понятие синтетических видов искусств. Театр и экран- две грани изобразительной образности | Знать: о понятие синтетических видов искусств. Театр и экран- две грани изобразительной образности – особенности образного языка синтетических видов искусства, единство функционального и художественного начал; – основные этапы развития и истории синтетических искусств, тенденции современного их развития Уметь: передавать в работе (выражать) свое настроение (ощущение) и состояние от происходящего в театре и на экране, Сравнивать сценический и экранный образ в процессе просмотра и обсуждения фотографий видеофрагментов спектаклей и фильмов. | Компью тер | |||
Сценография или театрально-декоративное искусство – особый вид художественного творчества | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с двумя направлениями художнической деятельности сценографа: создание образно-игровой среды, оформление сценического пространства и создание внешнего облика актёра | Работа над макетом спектакля | Компьютер цветная бумага картон клей, ножницы | |||
Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим, маска | 1 | Изучение нового материала | Искусство и специфика театрального костюма. Образность театрального костюма, грима, причёски | Эскиз костюма или маска | Компью тер цветная бумага картон клей, ножницы пластилин | |||
Театр кукол Театрализованный показ проделанной работы | 1 | Изучение нового материала | Кукольный театр-единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Виды театральных кукол и способы работы с ними. | эскиз кукольного персонажа | Компью тер цветная бумага картон клей, ножницы пластилин | |||
Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.
Задачи :научить практическим действиям
Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств | 5 | Знать: Как анализировать художественные технологии: от карандаша к компьютеру, грамоту фотографирования и операторского мастерства. Художественно-изобразительная природа творчества оператора; – основные этапы законов композиции. Уметь: передавать в работе (выражать) свое настроение (ощущение) и состояние от происходящего в природе, картинах жизни рисовать на компьютере, фотографировать. | ||||||
Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств | 1 | Художник и изобразительные средства. Роль художественных инструментов в творческом процессе. Объективное и субьективное в живописи и фотографии или кино. | Эскиз киноафиши | Компью тер карандаш альбом фломас теры | ||||
Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования и операторского мастерства | 1 | Изучение нового материала | Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Этапы развития фотографии. Становление фотографии как искусства. | Освоение элементарных азов съёмоч ного процесса | Компьютер Фотоап парат | |||
Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора | 1 | Изучение нового материала | Художественно-композиционные моменты в сьёмке. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Основа операторского искусства –талант видения и отбора. | Работа с фотокамерой; подготов А к съёмке,: осмотр объёкта ,выбор точки съёмки, ракурса и освеще ния | Компьютер Фотоап парат репродукции и слайды живопи си и фотографии | |||
Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета | 1 | Изучение нового материала | Фотоизображение- образное обобщение или лицо конкретного человека в кадре. Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии. Автопортрет- портрет без прикрас. | Съёмка человека в момент какого-либо действия. | Компьютер Фотоап парат репродукции и слайды живопи си и фотографии | |||
Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся | 1 | Изучение нового материала | Событие как объект репортажной съёмки, требуюший подготовки, оперативности и мастерства. Фотоизображение как документ времени, летопись замечательных мгновений историй и зримая информация. «Мой фотоальбом» | Репортажсъёмки индивидуальные задания | Компьютер Фотоап парат | |||
|
Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.
Задачи :научить практическим действиям
Азбука экранного искусства | 4 | Знать: – как анализировать произведения экранного искусства изобразительный язык кино и монтаж, их общее начало и специфику; – основные этапы развития истории экранного искусства, тенденции современного анимационного фильма. Уметь: передавать в работе (выражать) свое настроение (ощущение) и состояние от происходящего в природе, картинах жизни Работать в группах по созданию фильма; на компьютере анимационного фильма | ||||||
Кино – запечатленное движение. Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка | 1 | Изучение нового материала | Кино как зволюция изображения в визуальном искусстве. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж, Грамота изложения киномысли. | Тренинг операторского умения снимать монтажно. | Компьютер Фотоап парат | |||
Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры | 1 | Изучение нового материала | Изменяюшееся и неизменное в фильмах .Немые фильмы, чёрно-белые, цветные фильмы. Реклама, клипы. Жанры кино: анимационный, игровой, документальный, художественный фильмы. Событийный репортаж, интервью. | Съёмка видеорепо ртажа | Компьютер видеокамера | |||
Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме | 1 | Изучение нового материала | Главенство играемого актёрами сюжета, Фильм как динамическое сочетание изобразительной, звукомузыкальной и словесно-игровой драматургических линий или действий. Компьютерная графика. | Компьютер видеокамера | ||||
Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм | 1 | Изучение нового материала | Компьютерная графика. Новые способы получения изображения. Технология создания и основные этапы творческой работы. | Эскиз телевизионной заставки | Компьютер видеокамера |
Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.
Задачи :научить практическим действиям
Фильм – искусство и технология («Мы делаем видеофильм») | 4 | Знать: – как анализировать произведения экранного искусства, изобразительный язык кино и монтаж, их общее начало и специфику; – основные этапы развития истории экранного искусства, тенденции современного анимационного фильма. Уметь: передавать в работе (выражать) свое настроение (ощущение) и состояние от происходящего в природе, картинах жизни Работать в группах по созданию фильма; на компьютере анимационного фильма | ||||||
От «большого» кинофильма к твоему видеоэтюду | 1 | Изучение нового материала | Кино дело коллективное. От кино к видео. Специфика видеофильма. | Коллективная работа | Компьютер видеокамера | |||
Этапы сценарной работы над фильмом | 1 | Изучение нового материала | Определение жанра предстоящих съёмок, замысел, сценарный план и сценарий. | Коллективная работа | Компьютер видеокамера | |||
Съемка: дела операторские и дела режиссерские Монтаж видеофильма: правила и реальность | 1 | Изучение нового материала | Наивность и грамота киносъёмочного этапа работы. Практика монтажа: технология и реальность. Основные моменты. | Коллективная работа Коллективная работа | Компьютер видеокамера | |||
Звук в любительском видеофильме Итог на экране | 1 | Обобщающий урок | Роль звук (музыка ,шумы, закадровый текст, прямой диалог) в видеофильме..Теория и практика. | Коллективная работа Показ видиофильма | Компьютер видеокамера |
Учебно-методическое обеспечение уроков.
- Сборник «Комплекс уроков по ИЗО». 9 класс. СD, 2010.
- Фрагменты фильмов Г.Козинцева, А. Тарковского, Н.Михалкова, Д. Вертова.
- Фрагменты фильмов У.Диснея.
- С.И. Пономарькова. Декоративное оформительское искусство в школе.- Москва: Просвещение, 1976.
- А. Н. Тихомиров. Искусство итальянского возрождения.- Москва: Просвещение, 1963.
- Современная иллюстрированная энциклопедия.- Москва: Росмэн- Пресс, 2007.
- Портретная живопись в России 18 века. Из собрания Эрмитажа.- Ленинград, 1987.
- Н.Н.Ростовцев. Методика преподавания ИЗО в школе. Москва: Просвещение, 1998.
- Л.Б. Рылова. Изо в школе.-М.,1992.
- Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. -М, 1998.
- Школа изобразительного искусства под редакцией А.Н. Пономарева.- М., 1998.
- В.В.Шоган. Технология личностно- ориентированного урока.-М.,2003.
- Б.М.Неменский. Искусство вокруг нас.- Москва: Просвещение, 2003.
- Б.М.Неменский. Твоя мастерская.- Москва: Просвещение, 2003.
- А.Ф Шембель. Основы рисунка. –М.: Высшая школа, 1994.
16. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера»,
2002.
17. Киреева Л.Г.,Саськова О.А., Рисуем кукольный спектакль. – Волго-
град;Изд.»Учитель», 2008.
18. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному ис-
кусству . – М.; Просвещение,2006.
19. Перепелкина Г.П., Искусство смотреть и видеть. – М.; Просвеще-
ние , 1982.
20.Уоллэйс Ф., Мир Леонардо. – М.; Терра, 1997.
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
Цифровые образовательные ресурсы:
«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;
«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.
Интернет – ресурсы:
Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
Пояснительная записка
Документы, в соответствии с которыми составляется РП:
- Закон об образовании РФ
- федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования;
- примерная программа по изобразительному искусству;
- федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ;
- базисный учебный план 2004 года.
Количество часов в неделю:
- по программе: 34
- по учебному плану школы:34
Рабочая программа курса IX класса «Изобразительной творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству, на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
Учебный курс представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Имено синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня во всей системе видеокультуры.
Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий(телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств.
Курс должен обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться в информационном потоке, получаемом посредством экрана. Иначе он не приобретет способность противостоять этому потоку, отделяя в нем позитивное от негативного.
Еще одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими видами искусств, является то, что многие ученики используют в своем быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются.
Цель программы IX класса – помочь учащимся получить представление:
- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
- о принципах художественной образности в специфике изображения в фотографии и экранных искусствах;
- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды;
- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.
Основные задачи курса | |
Общеучебные | Учебно-познавательные: - развитие воображения и эстетического вкуса, кругозора, фантазии, чувства гармонии; - умение самостоятельно планировать свою учебную деятельность; - развитие способности к самооценке своей учебно-познавательной деятельности; - готовность использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни; Развитие способности - к творческому решению учебных и практических задач; - к самостоятельному выполнению различных творческих работ; Приобщение к участию в проектной деятельности. Информационные : - овладение умениями использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы. Коммуникативные: Овладение умениями выражать свои мысли; взаимодействовать с окружающими людьми и предметными объектами; Использовать разные информационные источники, отыскивать, преобразовывать информацию и доносить ее до коллектива, использовать современные коммуникативные технологии Социальные: Развитие способности оценки своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. |
Предметно-ориентированные | -Учиться анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения; - Развитие навыков создания собственных композиционных работ; - Учиться понимать как построены образ и композиция в произведениях экранного искусства; - Освоение элементарной азбуки фотографирования и операторской грамоты; - Умение анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съемочной фотопрактике; - Усвоение принципов построения изображения в пространственно-временном развитии; научиться построению видеоряда – раскадровки; усвоить принципыкиномонтажа и реализовать их в простейших учебных кино- и видеоэтюдах; - Усвоение принципов аргументированного подхода к анализу современных течений в изобразительном искусстве; - Иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве; |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1 Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах
Понятие «синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Книга, спектакль, эстрадное шоу, интерьер, фильм, телепередача, их художественный язык, существующий на стыке форм разных искусств
Синтетизм театрального спектакля и кинофильма. Роль изображения в фильме..
Пространственно-временной характер произведений синтетических искусств. Специфика синтетических искусств – коллективное творчество. Лидерская роль режиссера и многообразие его художнических и организационных функций.
Тема 2 Театр и экран – две грани изобразительной реальности
Условность театрального искусства. Актер-режиссер-художник и их роль в коллективном творчестве. Виды театрально-зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента. Игровая природа сценографии.
Тема 3 Сценография – особый вид художественного творчества
Направления художнической деятельности сценографа: создание образно-игровой среды (т.е. места действия спектакля) , оформление сценического пространства и создание внешнего облика актера. Выразительные средства сценографии: пространство сцены, цветосвет, внешний облик сцены и актеров. Условность художественно-образного языка сценографии. Роль детали.
Сценический мир как композиция из реальных вещей и придуманных изображений, конструкций. Виды сценического оформления. Динамичность и постоянная изменчивость «театральной картинки». Актер как участник сценической среды.
2. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц, неделя | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Виды контроля | Материалы | |
Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств | 9 | ||||||
Сентябрь | 1 | Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах | 1 | Понятие «синтетические искусства». Книга, спектакль, эстрадное шоу, интерьер, фильм, телепередача, их художественный язык. Пространственно-временной характер произведений синтетических искусств. Специфика синтетических искусств. | Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения | Ватман А3, графические материалы | |
2 | Театр и экран – две грани изобразительной реальности | 1 | Условность театрального искусства. Актер-режиссер-художник и их роль в коллективном творчестве. Виды театрально-зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента. Сценография. | Анализ театральных эскизов отечественных и зарубежных сценографов. Создание эскиза сценического образа места действия | Ватман А3, графические материалы | ||
3 | Сценография – особый вид художественного творчества | 1 | Направления художнической деятельности сценографа. Выразительные средства сценографии. Условность художественно-образного языка сценографии. Роль детали. Виды сценического оформления. | Эскиз оформления сцены по определенному типу сценического декорационного оформления | Ватман А3, графические материалы, цветные карандаши, фломастеры | ||
4 | Сценография как искусство и производство | 1 | Как и с кем работает художник-постановщик. Театральные службы и цеха. Театральное здание и устройство сцены. Элементы декорационного оформления спектакля. Макет и специфика театрального макетирования | Создание эскиза декорации спектакля | Ватман, ножницы, материалы для оформления маски, клей | ||
Октябрь |
| 5 | Изобразительные средства актерского перевоплощения: грим и маска | 1 | Роль грима в быту , театре и карнавально-массовых мероприятиях. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера. Традиции и культура театра масок | Создание карнавальной маски | Ватман, ножницы, материалы для оформления, клей, графические материалы или гуашь, косметика |
6 | Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм | 1 | Искусство и специфика театрального костюма. Образность театрального костюма, грима и прически. Своеобразие материалов для сценических костюмов. Самостоятельность костюма в шоу-представлениях и в театре моды | Эскиз и создание костюма и театрального грима персонажа. Сценические этюды | Картон, ватман, ножницы, клей, графические материалы | ||
7 | Театр кукол | Кукольный театр – единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник куклы-создатель образа куклы-актера. | Создание эскиза кукольного персонажа | Картон, ватман, ножницы, клей, графические материалы | |||
8 | Театр кукол | 2 | Виды театральных кукол и способы работы с ними. Черный театр | Продолжение работы над куклой и оформлением запланированного спектакля | |||
9 | Театрализованный показ проделанной работы | 1 | Игровое действо, основанное на использовании одной из форм художественно-сценографической работы, проделанной в четверти | Сценический этюд, фрагмент кукольного спектакля | |||
Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств | 7 | ||||||
Ноябрь | 10 | Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств | 1 | Художник и изобразительные средства. Роль художественных инструментов. Развитие изобразительных средств. Кино как движущееся в условном времени фотоизображение. | Обзор живописи, фотографии и экранных произведений; их сравнительный анализ | Фотоаппарат; Информационные сообщения «Современная съемочная техника и значение работы оператора для общества XXI века» | |
11 | Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования. | 1 | Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Этапы развития фотографии. Специфика фотоизображения | Освоение элементарных азов съемочного процесса: изучение фотокамеры, выбор режима съемки и др. | Фотоаппарат; | ||
12 | Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки | 1 | Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции живописи при построении фотокадра. Выбор объекта съемки. Точка съемки и ракурс | Подготовка к съемке; осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения. Отработка простейших приемов съемки статичных объектов с помощью камеры. | Фотоаппарат; Поиск и подбор в «Мой фотоальбом» пейзажных и натюрмортных черно-белых и цветных фотографий (журнал и собственные) | ||
Декабрь | 13 | Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии | 1 | Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Свет в натюрморте и пейзаже. Природные и световые эффекты. Цвет в фотографии. Графическое искусство черно-белой фотографии | Фотосъемка натюрморта: постановка света, тренинг по выбору точки съемки, ракурса и плана. Съемка пейзажа; решение композиционных и цвето-световых задач, передача настроения в пейзаже | Фотоаппарат; Поиск и подбор в «Мой фотоальбом» постановочных или оперативно-документальных фотопортретов | |
14 | Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета | 1 | Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии. Типичное и случайное при передаче характера в фотопортрете. Постановочный и репортажный портреты. Грамота портретной съемки. | Фотосъемка модели с различно поставленным светом и в различных ракурсах. Приобретение навыков работы с моделью. Анализ домашних работ | Фотоаппарат; Поиск и подбор в «Мой фотоальбом» репортажных снимков | ||
15 | Событие в кадре. Информативность и образность изображения | 1 | Событие как объект репортажной съемки. Фотоизображение как документ времени. Правда и ложь в фотографиях. Семейный фотоальбом | Репортажная съемка в школьных условиях. Овладение навыками съемки панорамы. Азы съемки с движения | Оформление фотографий для выставки; Оформление снимков в «Мой фотоальбом» | ||
16 | Мой фотоальбом. Выставка работ учащихся | 1 | Разбор информационно-изобразительного содержания фотографий различных жанров с точки зрения композиционного построения; случайности или правдивости, полноты передачи облика, состояния и сути объекта и события. | Диспут по всей проблематике четверти | Видеокамера или фотокамера с функцией видео; Подборка фотоснимков, позволяющих построить кинофразу | ||
Азбука экранного искусства | 10 | ||||||
Январь | 17 | Кино – запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж | 1 | Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Грамота изложения киномысли. Практика монтажа. Условность передачи времени в кино | Составление кинофразы и рассмотрение изменения ее содержания в зависимости от изменения монтажной последовательности кадров | Видеокамера или фотокамера с функцией видео; Иллюстративный материал (фотографии, вырезки из газет, журналов, буклетов, рекламных изданий) | |
18.01-23.01 | 18 | Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка | 1 | Замысел-начало фильма. Литературно-словесная запись фильма – сценарий. Изобразительная запись, т.е. покадровая зарисовка – раскадровка. | Работа над литературным сценарием, работа по созданию раскадровки. Начальный практикум монтажа ранее снятого материала по предварительно снятому плану и раскадровке. | Сообщения по проблемам истории кино, документальном кино; Видеокамера или фотокамера с функцией видео; | |
25.01-30.01 | 19 | Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм | 1 | Немые фильмы. Черно-белые фильмы. Цветные фильмы, Рекламы и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой, документальный фильмы. | Создание сценарного плана и раскадровки документального видеоэтюда на свободную тему (1,5-3 мин) | Съемка видеоинтервьью или короткого видеорепортажа; Сообщения «Телевидение: правда или внушение?» Видеокамера или фотокамера с функцией видео; | |
февраль | 1.02-6.02 | 20 | Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры | 1 | Социокультурное многообразие телевидения. Реальность времени прямого эфира. Сиюминутность – специфика телевизионного изображения. Событийный репортаж. Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Интервью – искусство диалога и общения. Принципы работы с человеком в кадре. Скрытая камера и закадровый текст. Экранная манипуляция сознанием зрителя. | Съемка видеоинтервью или короткого видеорепортажа о событиях в школе с использованием приобретенных навыков | Видеокамера или фотокамера с функцией видео; |
8.02-13.02 | 21 | Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры | 1 | Анализ видеоинтервью Звукооператорский тренинг монтажного соединения звука (музыки) и изображения в единое драматургическое целое (теория) | Сообщение «Проблемы режиссуры и актерского мастерства в современных отечественных и зарубежных игровых фильмах и сериалах». Монтаж клипа или фильма Видеокамера или фотокамера с функцией видео; | ||
15.02-20.02 | 22 23 | Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме | 2 | Главенство играемого актерами сюжета в игровом (художественном) фильме. Фильм как динамическое сочетание изобразительной, звукомузыкальной и словесно-игровой драматургических линий или действий. Музыка и шумы в фильме. Контрапункт в кино. Практика звукооформления видеофильма | Сценарная запись и раскадровка своего музыкального клипа Звукооператорский тренинг монтажного соединения звука(музыки) и изображения в единое кинодраматургическое целое (практика) | Разработка сценария для создания анимационного клипа или кинофразы | |
Март | 1.03-6.03 | 24 | Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм | 3 | Новые способы получения изображения. Компьютерная графика: технические диапазоны и творческие возможности в дизайне, рекламе. Создании книги. Компьютерный анимационный фильм: технология создания и основные этапы работы. | Разработка эскиза телевизионной заставки, музыкального клипа или анимационного фильма. Компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию | Компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию |
15.03-20.03 | 25 26 | Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм | |||||
Фильм – искусство и технология | 8 | ||||||
1.04-3.04 | 27 | От большого кинофильма к видеоэтюду | 1 | Производственный процесс создания фильма. От кино к видео. Специфика видеофильма. | Изучение технологической цепочки выпуска видеофильма. Создание творческих групп. Составление плана-графика производства фильма | Сценарий фильма | |
Апрель | 5.04-10.04 | 28 | Этапы сценарной работы над видеофильмом | 1 | Жанр предстоящих съемок, замысел, сценарный план и сценарий | Практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на этап сценарной работы | Отснятые материалы для будущего фильма |
12.04-17.04 | 29 | Деятельность оператора и режиссера | 1 | Наивность и грамота киносъемочного этапа работы. Подражание и самобытность. Смысл и ценность любительского видео. | Коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенности работы режиссера и оператора в период съемок | Нарезка клипов и монтаж | |
19.04-24.04 | 30 | Монтаж видеофильма: правила и реальность | 1 | Основные моменты монтажного периода работы над видеолентой. Практика монтажа | Практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенность монтажного периода работы над видеолентой | Подбор звукового ряда для будущего фильма | |
26.04-30.04 | 31 | Звук в любительском видеофильме | 1 | Роль звука в видеофильме. Теория и практика звукового оформления видеоленты в реальных домашних условиях | Практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенность работы над звуковым оформлением | Монтаж видефильма, подготовка к показу | |
3.05-8.05 | 32 | Итог на экране | 1 | Просмотр и обсуждение киноработы, проделанной за четверть Анализ экранных работ учащихся Коллективное обсуждение и защита готовых работ, анализ их достоинств и недостатков, поиск вариантов исправлений и изменений | Коллективное обсуждение и защита готовых работ, | Монтаж видефильма, подготовка к показу | |
Май | 10.05-15.05 | 33 | Итог на экране | 1 | Коллективное обсуждение и защита готовых работ, | Монтаж видефильма, подготовка к показу | |
17.05-22.05 | 34 | Итог на экране | 1 | Коллективное обсуждение и защита готовых работ, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной
полная рабочая программа по литературе 9класс...

Рабочая программа по литературе 9класс
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. ...
Рабочая программа "Русский язык" 9класс
Программа представляет собой пояснительную записку, список литературы и календарно-тематическое планирование...

рабочая программа платные курсы 9класс
Дополнительные платные занятия «Задачи повышенного уровня сложности» предназначены для обучающихся IХ классов, собирающихся после окончания основной школы продолжить обучение в 10 классе с углубленным...

рабочая программа по геометрии 9класс
Рабочая программа по геометрии разработана по учебнику Геометрия 9класс автора Атанасяна...

рабочая программа по химии . 9класс , Габриелян О.С.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна , к учебнику химии 9 кл. О.С.Габриеляна(2 часа в неделю)...

рабочая программа по математике-9класс
Рабочая программа по математике для 9 класса составлена на основе следующих документов:1. Программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9...