Краеведение на уроках изобразительного искусства.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
Краеведение на уроках изобразительного искусства.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шафнер
Актуальность темы
Край, в котором мы живём богат своими истоками, культурными традициями. А село Яренск – один из старейших сёл. Каменные храмы, бревенчатые избы создают особый дух села.
Преподавания уроков я достаточно широко применяю краеведческий материал. Считаю, что эта тема имеет большое значение в формировании гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Ни для кого не секрет, что наши дети живут в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они предпочитают смотреть западные фильмы, играют в иностранные игры, стараются приобретать заграничные предметы быта, одежду, другие вещи. Нарушена связь поколений, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодых людей меняются идеалы, страдает их нравственность. В связи с этим тема приобщения учащихся к культуре своего народа, своего родного края становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Искусство нашего края, как частица национальной культуры, всегда было ориентировано на духовность, высшую культуру чувств и отношений между людьми. Приобщение к родной культуре позволяет развивать у учащихся не только духовно-нравственные качества, но и творческий потенциал.
Трудно переоценить значимость для познавательного развития и воспитания человека изучения малой родины: ее природы, истории, культурных памятников,
духовных ценностей народа. «Где родился, там и пригодился», – гласит пословица. Пригодиться своей родине может только тот человек, которого учили любить ее с детства и, конечно же, невозможно любить то, чего не знаешь. «Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал академик Д.С. Лихачев. Он же утверждал: «Краеведение – самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».
Целью изучения краеведческого материала на уроках изобразительного искусства является приобщение учащихся к культурному наследию родного края через систему работы по развитию познавательного интереса и творческой активности учащихся средствами изобразительного искусства, восстановление связей изучаемого в школе материала по изобразительному искусству с теми знаниями, умениями и навыками, которые приобретаются в результате исследований художественной культуры родного края.
Изучение краеведческого материала по изобразительному искусству направлено на воспитание у учащихся эстетического отношения к культуре и искусству Русского Севера. Воспитание ребенка средствами искусства через обращение к истории, культуре и традициям родного края — важная проблема художественной педагогики.
Учащиеся соприкасаются на уроках ИЗО с миром красоты через эмоционально - чувственное восприятие родной природы, начинают постигать тайны изображения северного народного орнамента. В связи с этим я всячески стимулирую влечение детей к этой деятельности, стараюсь увидеть в каждом ребенке душу художника и стремлюсь оказать им помощь.
Своей задачей считаю поддержку веры детей в свои художественные способности и введение их в мир народного искусства Севера. Тесная интеграция краеведческого материала и изобразительного искусства позволяет учащимся постоянно видеть подлинные произведения различных видов искусства родного края, анализировать их художественные особенности, использовать эмоциональный заряд, полученный при этом в собственном опыте творческой деятельности.
Современные подходы в преподавании изобразительного искусства
В центре современного образования находится личность ученика, его стремление к восприятию целостной картины мира, освоение культуры как огромного опыта предшествующих поколений, приобщение к богатому духовному наследию прошлого, познанию настоящего, к созидательной творческой деятельности.
Программа Б.М. Неменского, по которой я работаю уже много лет, открывает для детей с первых дней обучения неискаженную суть искусства. В ней даётся много тем по изучению народного искусства и художественных промыслов России.
Целенаправленное изучение художественной культуры родного края в рамках регионального компонента не нарушает конструкцию и единство общеобразовательной программы, а лишь решает поставленные задачи на многообразии и богатстве, особенностях художественного творчества Архангельской земли.
Эта программа в разных видах искусства, во-первых, обращена к творческому началу в растущем человеке; во-вторых, чем больше создатели этой программы погружаются в глубину художественного творчества в том или ином виде искусства, тем яснее выступает общность педагогических принципов, отражающих современные подходы в преподавании изобразительного искусства:
- опора на особенности и благоприятные предпосылки развития учащихся разных возрастных групп;
- обеспечение возможности раскрытия индивидуальности каждого ребенка в
собственном творчестве и восприятии искусства;
- органическое единство учения и творчества;
- реализация принципа наглядности через демонстрацию произведений искусства разных видов и жанров, а также ярких примеров из жизни природы и человека;
- преимущественно диалогический характер общения учителя с детьми;
- принцип непрерывности, то есть изучение предметов искусства на протяжении всех лет обучения в школе;
- принцип интеграции предметов искусства между собой и с другими учебными предметами;
- принцип дифференциации и индивидуализации, дающий право выбора для учащегося в соответствии с их индивидуальными особенностями и интересами, уровнем художественного и интеллектуального развития;
- принцип вариативности, предусматривающий возможность реализации единого содержания предмета на базе различных научно-методических подходов и культурных традиций страны, своего региона, что позволяет включать в содержание предмета краеведческий материал.
Опыт педагогической работы в данном направлении в течение более десяти лет показывает, что краеведческий материал:
- эффективное средство связи обучения и воспитания с жизнью; повышение уровня знаний о родном крае – знакомство с его историей, традициями, культурой;
- способствует патриотическому воспитанию;
- расширяет кругозор и развивает познавательную активность учащихся;
- приобщает к творческой деятельности, к местным традициям и обычаям родного края;
- формирует практические и интеллектуальные умения;
- формирует чувство ответственности за сохранение природы и традиций родного края;
- создает условия для развития индивидуальности, для самореализации учащихся.
Использование ИКТ как познавательный фактор школьников
на уроках краеведения.
Как придать краеведческой работе деятельностный характер? Как заинтересовать школьников изучением истории своего села, малой Родины? Ведь без добровольности поисковая работа не сможет затронуть чувства ребёнка и пробудить в нём любовь к Отечеству. Одним из способов решения этих проблем является применение в краеведческой деятельности информационных технологий. Применение ИКТ в краеведении является не данью моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности.
Организация работы на уроках с использованием ИКТ, прежде всего, зависит от оснащенности компьютерной техникой школы и кабинета. В моём кабинете есть персональный компьютер, мультимедиа проектор, есть возможность проведения уроков в компьютерном классе с выходом в интернет.
Уже нельзя представить современное обучение и воспитание учащихся без применения информационно-коммуникативных технологий. Они достаточно эффективны, так как умело сочетаются с соответствующими педагогическими технологиями, позволяя от авторитарной школы перейти к педагогике сотрудничества, когда учитель и ученик, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами при ведущей роли педагога.
Уроки изобразительного искусства – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей, предусматривают большое количество межпредметных связей и включают в себя демострации практически всего окружающего мира, (т.е. мы должны научится видеть и изображать все) и иллюстративного материала часто бывает недостаточно. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал. Включение в процесс обучения ещё и аудио, и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к учёбе. Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические места, залы музеев, даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет.
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают много возможностей для творчества учителя. Учащиеся могут составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства. Эффективность использования современных образовательных технологий вполне очевидна. Внедрение их в учебный процесс, как показывает практика, позволяет интенсифицировать обучение, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Учащиеся с интересом обучаются на уроках, сами включаются в подготовку информационных материалов на цифровой основе.
В результате можно определить формы применения компьютера на уроках ИЗО:
1.как источник информации
2.поддержка учителя
3.организация проектной деятельности учащегося
Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента.
Урок становиться более результативным, так как в его основу положено следующее:
- привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
- принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;
- проведение урока с мультимедиа выступлением;
- выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся.
Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового.
Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО очевидны:
- знакомство с любой темой с сопровождением показа видеофильмов, фото, репродукций;
- «погружение» в пространство и время;
- самостоятельная работа учащихся;
- активизация учебного процесса.
Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии.
Краеведческий материал в содержании уроков изобразительного искусства
Используя авторскую программу Б.М.Неменского, я наполняю ее краеведческим содержанием, сохраняя основную структуру, последовательность изучения материала. Краеведческий материал применяю в целях активизации учебного процесса, пробуждения интереса к теме, расширения кругозора учащихся, развития познавательного интереса к истории и традициям родного края.
Рассмотрим тему «Древние корни народного искусства». Для проведения всех уроков по этой теме используется материал Яренского краеведческого музея. Провожу предварительную экскурсию в музей, что даёт не только информацию о родном селе, но и активирует мотивацию к её изучению. На занятии я предлагаю прикоснуться к старине и начать с малого. Очень многое могут рассказать бытовые вещи о своём хозяине и о времени, когда они были в ходу. Мной созданы презентации в которые включён краеведческий материал по всем темам:
- «Древние образы в народном искусстве»;
- «Убранство русской избы;
- «Внутренний мир русской избы»;
- «Конструкция и декор предметов народного быта»;
- «Русская народная вышивка»;
- «Народный праздничный костюм».
Например, мы обсуждаем наличники. Какие они по характеру? Пытаемся создать образ хозяина дома, в котором эти наличники украшали окна. Дети сами выбирают себе наличник для работы, я только слежу, чтобы он был не очень сложной формы. Далее, в ходе беседы, мы наблюдаем как строгие, прямые линии окна переходят в изящные, пластичные линии наличника. Ребята в состоянии его нарисовать, поскольку уже знают, что в основе всех предметов лежат простые геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг и т.д. При выполнении зарисовок детьми используются знания, полученные на уроках рисунка: умение владеть линией, визировать, строить симметричные формы. В завершении учащиеся, изменяя толщину линии, достигают передачи объёма и пространства в листе, либо решают рисунок тонально.
Дети зачастую в первый раз задумываются, в каком селе они живут, и, выходя на улицу, по-иному смотрят на такие привычные и вдруг ставшие такими интересными, «ожившими», архитектурные постройки, улицы.
( фотографии из музея Яренского, из Айкино, фотографии изб различных селений Ленского района)
Ещё одна тема «Связь времён в народном искусстве». На уроках по данной теме использую презентации со сведениями об особенностях каргопольских игрушек, их значение в жизни, способах их изготовления и материалах, используемых для изготовления игрушек. Также говорим об особенностях и технологии изготовления посуды, предметов быта у нас на Севере, об украшении её росписью. Изучение традиций, особенностей северных росписей и основ декоративно-прикладного творчества родного края приобщает учащихся к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Для закрепления знаний о северных росписях мной создана презентация «Азбука Северных росписей», которая позволяет закрепить материал по данной теме в интересной для учеников форме.
Большое внимание уделяю природе родного края. Во время экскурсий мы закрываем глаза, вдыхаем запахи пробуждающегося после долгой и суровой северной зимы села: аромат смолы, которая стекает по нагретому солнцем дереву, запах отопревшей травы и земли. Слушаем звуки: звон колоколов, скрип воротин, шум ветра. И эти звуковые, обонятельные ощущения, накладываясь на впечатления, рождают образы в сознании детей. Это помогает впоследствии изображать свои мысли на листе, развивает умение внутренне рассуждать, формирует образное мышление. Работа в жанре пейзаж строится полностью на местном материале: вид из окна, рисование по памяти, пленэрные зарисовки, архитектурный пейзаж. Показать красоту родной природы помогают презентации и слайд-шоу о природе родного края, с использованием стихов Яренских поэтов.
В содержание бесед по искусству, предлагаемых программой, включаю краеведческий материал. Созданная мной презентация знакомит с произведениями художников Ленской земли. Её можно использовать на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала;
- закреплении пройденного материала;
- повторении пройденного.
Провожу беседы об искусстве с использованием интерактивной технологии обучения, предусматривающей диалоговое взаимодействие учителя и обучаемых. Учащиеся должны почувствовать специфическую красоту произведения, творимую художниками в разных видах искусства разными художественными средствами.
Чувство Родины начинается с ощущения неповторимости и красоты родной природы. Подлинная культура, подлинная духовность немыслима без благоговения перед родной природой, перед Родиной. Это чувство благоговения было свойственно и нашим предкам. На уроках «История родного края в красках», «Народные традиции в живописи», «Моя родная земля» школьники изображают в своих рисунках родное село.
В предварительной беседе перед выполнением композиций исторического жанра обязательно вспоминаем события, связанные с историей родного края. При выполнении практической работы ребята с удовольствием используют этот материал, он им становится близким и дорогим. (работа о памятниках Левчук Дмитрия)
Таким образом, рассмотрев программу обучения изобразительному искусству в школе, можно сделать вывод, что каждый раздел программы предполагает использование краеведческого материала.
Использование краеведческого материала при изучении каждого раздела сделает обучение не только интересным, но и активизирует деятельность детей. В осуществлении краеведческого подхода на уроках изобразительной деятельности, принципиальное значение имеет учет возрастных и психологических особенностей учащихся. Мы живем в удивительном крае, который богат историческими событиями, культурным наследием, традициями и неповторимой природой. Умелое включение этого богатства в содержание уроков благотворно влияет на решение стоящих передо мной задач.
Формы проведения занятий.
Уроки изобразительного искусства – это увлекательное путешествие, интересное, взаимодействие и сотрудничество педагога и ребенка, детей между собой. На своих уроках часто использую групповые формы работы. Работа в парах и группах дает возможность учащимся, не уверенным в своих способностях, раскрепоститься и внести вклад в продукт коллективного творчества. Немаловажна работа учащихся в группах, когда, вступая в контакт, дети решают, в том числе коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках изобразительного искусства, который очень тесно связан с Интернет - технологиями. Проектная деятельность максимально социализирует ребенка, готовит его к жизни во взрослом трудовом коллективе. Результаты проекта учащиеся чаще оформляют с помощью компьютерных технологий. Компьютер используют и сами учащиеся в качестве выполнения домашнего задания (проект). Тем самым показывая высокий уровень творческой самостоятельности. При изучении материала краеведческой направленности очень ценно, когда учащиеся могут проиллюстрировать изучаемый материал собственным опытом и знаниями добытыми из беседы с родственниками, соседями, прогулок по родному селу и краю и т.п.
Использование проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Какая бы тема урока ни была, ребята выполняют домашнее задание. Чаще всего, это наблюдения. Дети с большим удовольствием делятся впечатлениями, полученными во время наблюдения за повадками домашних животных, за растениями, людьми; учатся видеть разнообразие оттенков цвета в траве, в бутоне цветка, в осенней листве. Они приносят на уроки зарисовки, книги, репродукции с картин, открытки с видами родной природы, фотографии, дополнительный материал по изучаемой теме.
(Алексеева Катя)
Вместе с повышением интеллектуального уровня детей расширяется возможность для внеклассной краеведческой деятельности, и учащиеся сами ведут краеведческую работу под моим руководством, что способствует развитию самостоятельности, стремлению к самопознанию и самосовершенствованию. При этом объем, содержание и формы краеведческой деятельности зависят от возраста учащихся, от их уровня знаний и умений.
(привести примеры работ Красовской Дианы и Пашинской Леры)
Самое главное условие в краеведении – работа должна быть связана с вещами, по-настоящему интересными, дорогими для детей. Результаты нашего труда: дополнительная наглядность на уроках, богатый краеведческий материал.
Социально педагогический проект
«Нижневычегодская роспись – миф или реальность».
Систематическое и целенаправленное осуществление краеведческого подхода в преподавании уроков в школе требует от учителя больших усилий, постоянного поиска, систематической и целенаправленной работы над собой, изучения и накопления обширного краеведческого материала, его анализа и дидактической обработки.
В связи с эти методическое объединение учителей изобразительного искусства под руководством Шипицыной Марины Васильевны, методиста по учебным дисциплинам ОП «Информационно-методического центра» в течении нескольких лет работает над несколькими муниципальными социально-педагогическими проектами.
Один из них, о котором я хотела бы рассказать, «Нижневычегодская роспись – миф или реальность».
Целью является знакомство с художественной росписью предметов быта – сундуков, обнаруженных на территории Ленского района.
В данном Проекте мы постарались учесть имеющийся практический опыт сбора информации: фотографии сундуков, рассказов владельцев, экскурсий и поездок в поисках сундуков, поиск информации по сундукам в других источниках, встреч с населением, а также культурно-эстетические особенности регионального и муниципального развития.
На одном из семинаров в 2010 году обсуждался вопрос: «Роспись Нижней Вычегды, на примере предметов быта из фондов школьного краеведческого музея «Мир крестьянина» Ошлапецкой МООШ». Для исследования были предложены предметы быта, в том числе два сундука. По двум сундукам было сложно сделать вывод о самобытности росписи, и было предложено поискать сундуки на территории Ленского района. Так началась очень кропотливая исследовательская работа всех учителей ИЗО Ленского района.
В марте 2011 года посетили дом жительницы села Ирта Пиминову Капиталину Васильевну. В её доме было обнаружено много старинной мебели и сундуков. В тот же день встав на лыжи сходили через реку Вычегду в деревню Берег. В этой деревне есть изба Пиминовой Капиталины Васильевны и в ней обнаружили хорошо сохранившийся кухонный буфет на дверцах которого имеется роспись. Лев часто изображался на входных дверях, дверцах шкафов.
Учителя Изо совместно с учителями географии побывали в историко-краеведческом музее с. Усть-Вымь. В этом музее имеется огромное количество прялок с северной росписью. Необходимо было определить вид росписи. Просмотрев все прялки выяснилось, что все они покрыты мезенской росписью. Кроме того в этом музее мы также обнаружили с росписью похожей на росписи сундуков найденных в нашем районе.
Осенью 2011 года учителя ИЗО и географии съездили на экскурсию в деревню Вожем и дорога завела нас в деревню Ивановку, где живёт Векшин В.Н. Дом большой, красивый, мы сразу стали вокруг него бегать всё осматривать. Хозяин встретил нас очень приветливо, позволил нам не только осмотреть дом снаружи, но и внутри и подворье. Владимир Николаевич согрел для нас чай в самоваре, что для нас сейчас является совершеннейшей экзотикой, и накормил картошкой, которую сварил в настоящем чугунке и в настоящей русской печи. Шикарно, мы все были в восторге и с огромным аппетитом всё поели. Мы сидели за столом, который стоит в красном углу избы, вдоль стен - лавки. Стены не крашены, чисто вымыты. У Владимира Николаевича мы так же увидели несколько сундуков.
Стараниями учителей ИЗО, были найдены сундуки в различных селениях нашего района: в Лене, в Ирте, в Лысимо, в Урдоме, несколько сундуков было найдено в Яренске (в Яренском краеведческом музее, в детских садах «Теремок» и «Незабудка», Яренском школьном музее, в Яренском центре культуры, были найдены сундуки у односельчан). Сундуки были обнаружены и в краеведческом музее деревни Гам. Так появилась целая коллекция фотографий сундуков и она продолжает пополняться. Таким образом мы получили богатейший материал для исследования. Но что же с росписью?
Вторым этапом нашей работы стала отработка элементов росписи каждого сундука. Инициативная группа учителей ИЗО выполнили эскизы росписи некоторых сундуков, рассмотрели последовательность использования красок, разобрали рисунок на основные элементы.
Третий этап проекта стал самым длительным. Перво-наперво было решено обобщить имеющийся в наличии материал и выпустить методическое пособие по технике росписи. Сейчас работа над созданием методического пособия почти завершена. В её разработке приняли участие почти все учителя ИЗО Ленского района. Над печатным вариантом пособия было поручено заняться мне.
Обобщив весь собранный материал, я провела открытый урок для учителей района по теме «Истоки развития сундучной росписи».
Этому уроку предшествовала большая работа. В целях стимулирования и развитии познавательного интереса использовала коллективные формы работы, предусмотренные программой под редакцией Б. М. Неменского. Весь класс был разделён на группы «артели» по пять человек. Каждая артель вела поисковую работу по определённой теме: «История развития сундучного промысла», «Центры производства сундуков», «Виды сундуков», «Для чего применялись сундуки» и готовили выступления. Ребята знакомились с сундучной росписью в нашем районе, получили первоначальные представления о характерном для нашей местности узоре, выполняли упражнения по рисованию кистью элементов росписи. Знакомились с правилами работы, посадкой, с приемами росписи по таблице, разрабатывали проект макета сундука.
Урок можно с полным правом назвать современным. Он отличается преобразующим характером деятельности учащихся, самостоятельностью, коллективным поиском, созданием педагогических ситуаций общения, активизирующих самовыражение детей. Активизация деятельности каждого ученика предполагает разнообразные формы обучения, его творческую самостоятельность, формирует интерес к способам учебной работы, самооценке и самоконтролю.
Этот урок явился самым важным мероприятием проекта, так как показал, как можно через обучение детей, через их художественную память сохранить на века роспись, бытовавшую на территории района в прошлом.
Заключение
Самоанализ и обобщение педагогического опыта показали, что интеграция краеведческого материала и изобразительного искусства играет важную роль в нравственном и эстетическом воспитании личности, дает положительные результаты: учащиеся показывают хорошие знания по культуре родного края; они являются постоянными участниками конкурсов рисунков, посвященных природному, историческому, культурному наследию родной земли, становятся победителями. Активное включение детей в поисково-исследовательскую работу дает им возможность самопознания, саморазвития и самосовершенствования, играет важную роль в социализации личности учащихся. Кабинет изобразительного искусства пополняется новыми открытиями и находками ребят. Внеклассная работа и тесная связь с классными руководителями расширяет возможности ребят видеть подлинные произведения различных видов искусства родного края, анализировать их художественные особенности, повышать интеллектуальный и эстетический уровень развития, выражать впечатления собственном опыте творческой деятельности. Самое главное, что дети, которые творят красоту своими руками, с восхищением смотрят в музее на картины художников, смогут по глазам увидеть крик о помощи, увидеть огорчение или усталость близких, услышать, отозваться, прийти на помощь. И если наших ребят удается с детства соединить с искусством, то тем самым будут созданы условия для воспитания новых поколений людей, обогащенных культурой, живущих в постоянном общении с ней.
Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет учащимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Знакомство и отражение в своих работах быта и истории своего села, расширение знаний об истории своего края, местных обычаев в конечном итоге будет способствовать сохранению традиций своего народа.
Современные педагогические технологии, такие, как: проектная методика, использование информационных технологий, Интернет-ресурсы, позволяют реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов.
Считаю, что главная цель учителя изобразительного искусства сельской школы: воспитать грамотного, заинтересованного зрителя и активного творца, независимо от того, какую профессию в жизни он выберет. Каждому ученику предоставлена возможность найти себя, свое дело, в котором можешь пережить успех, выйти на свой максимум, чтобы потом раздвинуть границы своих возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведение на уроках изобразительного искусства.
Краеведение на уроках изобразительного искусства.Богданова И.И.Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим ШафнерПодлинная н...
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Обобщение опыта по теме: "Краеведение как средство повышения мотивации на уроках изобразительного искусства"
Обобщается опыт учителя изобразительного искусства о том, как использовать краеведческий материал на уроках ИЗО...
«Краеведение в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского»
Обобщение опыта...
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...