Рабочая программа по изобразительному искусству для 5к, л классов на 2013-2014 учебный год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Ершова Наталья Валерьевна

Рабочая программа по изобразительному искусству для V классов составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;

- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М.    Неменский.- М.: Просвещение, 2009;

- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.

Развёрнутый тематический план для учащихся 5 классов составлен применительно к учебной программе, разработанной под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», год издания 2010. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

(учебный корпус №3)

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению методическим советом

Председатель  МС _____________

                         

                        Пониткова Л.А.

Протокол №1 от 29.08.2013г

Утверждаю

Директор МБОУ

«Первомайская средняя

 общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

______________А.Ю.Самохвалов

Приказ №128 от 30.08.2013г

Рабочая программа

по изобразительному искусству  для 5к, л классов

на 2013-2014 учебный год

Составитель:

 Ершова Н.В.

учитель

изобразительного искусства

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для V классов составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;

- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М.    Неменский.- М.: Просвещение, 2009;

- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.

Развёрнутый тематический план для учащихся 5 классов составлен применительно к учебной программе, разработанной под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», год издания 2010.

Обоснование выбора программы Б.М.Неменского.

        Для успешного развития общества, формирования чувства гражданственности необходимо поднимать общий уровень культуры граждан, уровень эстетических понятий, эстетических потребностей и интересов.

        Эстетическая и художественная культура являются важнейшими составляющими духовного облика личности. От них зависит его интеллигентность, творческая направленность, особая одухотворённость отношений к миру.

        Программа Б.М.Неменского является органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания школьников.

        Содержание Программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:

- приобщение школьников к искусству как духовному опыту поколений;

-овладение способами художественной деятельности;

- развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка; -приобщение к декоративному творчеству наших предков.

Изобразительное искусство в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения или компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.

        Эстетическое воспитание развивает самосознание, формирует социальную позицию, оптимизирует поведение детей, развивает способность к творчеству. Так достигается главная цель- формирование целостной личности, творчески развитой индивидуальности.        

Эти задачи заложены в Программе по изобразительному искусству  Б.М.Неменского.

Ценность Программы в следующем:

  1. Программа составлена в соответствии с нормами и требованиями Государственного стандарта общего образования к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» и Примерной Программой основного общего образования;
  2. федеральный компонент содержит два стандарта: для начального и основного общего образования;
  3. каждый из стандартов включает: цели, обязательный минимум содержания образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся;
  4. даётся тематическое планирование уроков на 35 часов в каждой возрастной параллели;
  5. опирается на приоритеты современного школьного образования;
  6. комбинированный урок является преобладающим и позволяет реализовывать несколько образовательных целей.

Примерная программа составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта 2004 года и Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству. Учебная программа рассчитана на 35 часов.

        Программа является органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания школьников. Примерная программа имеет изменения, внесённые с учётом использования её в данной школе, в соответствии с проблемой над которой работает школа. 

Рабочая программа способствует:

  • развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

 Программа развивает наблюдательность, которая является не врождённой, а приобретённой активной формой познания, формирует творческое мышление (память, воображение, умение анализировать), способствующее развитию ребёнка. 

Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

        Цель данной Программы: создание условий нравственного и художественно-эстетического развитию личности каждого ребёнка и его творческого потенциала.

Задачами программы являются:

- формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры;

-  формирование ценностно-смысловой компетенции;

- приобщение школьников к общечеловеческим ценностям;

- освоение художественного опыта прошлого и настоящего;

- воспитание художественного вкуса учащихся; повышение уровня их художественного развития.

        Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся является анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ; игровые формы (викторины, составление и решение кроссвордов, лото и др.).

        Оценивать работы учащихся следует по следующим критериям:

- декоративность (композиция, цвет, форма, изобразительные элементы);

- содержательность (полнота реализации в практической деятельности знаний, полученных в процессе восприятия);

- индивидуальность (авторская позиция, фантазия, новизна в рамках традиции).         Разработанная программа даёт воспитаннику декоративно- оформительские, художественные навыки и частично знакомит с дизайном, готовит детей к самореализации в жизнедеятельности.

В процессе реализации Программы используются разнообразные формы занятий:

  1. Занятие.
  2. Занятие- путешествие.
  3. Дискуссия.
  4. Тестирование.
  5. Занятие- игра.
  6. Защита творческих работ.
  7. Экскурсии.
  8. Итоговые занятия.

        Для выполнения поставленных задач Программа предусматривает следующие виды деятельности:

-рисование с натуры (рисунок, живопись),

-рисование на тему или иллюстрирование (композиция),

-декоративно-прикладные формы деятельности,

-беседы об изобразительном искусстве.

        При проведении занятий учитывается:

- уровень ЗУН воспитанников, их индивидуальные особенности;

- самостоятельность ребёнка;

- индивидуальные особенности;

- особенности мышления, познавательные интересы

        Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному развитию школьника, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Школьник шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование  раздела

Кол-во часов

1.

Древние корни народного искусства

  1. Древние образы в народном искусстве.
  2. Орнамент как основа декоративного украшения
  3. Декор русской избы.
  4. Внутренний мир русской избы.
  5. Конструкция и декор предметов народного быта.
  6. Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.
  7. Народный праздничный костюм
  8. Народные праздничные обряды. Масленица.

9

1

1

1

1

1

1

2

1

2.

Связь времён в народном искусстве.

  1. Древние образы в современных народных игрушках.
  2. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
  3. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
  4. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
  5. Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла
  6. Связь времён в народном искусстве

7

2

1

1

1

1

1

3.

Декор – человек, общество, время

  1. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства  в эпоху Древнего Египта.
  2. Декоративное искусство Древней Греции. Костюм и керамика.
  3. Одежда говорит о человеке.
  4. О чем рассказывают гербы и эмблемы.
  5. Символы и эмблемы в современном обществе
  6. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

10

1

2

2

2

1

2

4.

Декоративное искусство в современном мире

  1. Современное выставочное искусство.
  2. Изготовление куклы берегини в русском народном костюме
  3. Современная ваза для интерьера. Ты сам -  мастер ДПИ.
  4. Витраж. Ты сам -  мастер ДПИ
  5. Мозаика. Ты сам -  мастер ДПИ.
  6. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

9

1

1

2

2

2

1

Всего:

35 часов

Содержание тем  

Тема года: «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»

Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

 Тема 1  Древние корни народного искусства

        Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. 

Тема: 2 Связь времён в народном искусстве

        Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.

Тема 3  Декор – человек, общество, время

        Зачем людям украшения  Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта   Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус людей   О чем рассказывают гербы и эмблемы   Символы и эмблемы в современном обществе

Тема 4 Декоративное искусство в современном мире

        Современное выставочное искусство   Роль декоративного искусства в жизни человека и общества   Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (панно)

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);
  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

Виды контроля.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

  1. Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
  2. Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
  3. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме  выставки или теста.
  4. Заключительный контроль. Методы диагностики -  конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Список литературы

  1. Пластические искусства: краткий терминологический словарь/ Под ред. А.М.Кантора.- М.: ПАССИМ, 2008.
  2. Замечательные полотна: кн. Для чтения по истории русской  живописи 18- начала 20 веков.- Л.: Художник, 2009.
  3. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству: методическое пособие/ И.Д.Агеева.- М.: Творческий центр, 2008.
  4. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека: методическое пособие/ Н.А.Горяева.- М.: Просвещение, 2009.
  5. Бирич И.А. Тесты. Основы художественной культуры. Изобразительное искусство и архитектура: Кн. 1/ И.А.Бирич, М.Т.Ломоносова.- М.: Владос, 2010.
  6. Соколов А.В. Посмотри, подумай, ответь. Проверка знаний по изобразительному искусству: из опыта работы/ А.В.Соколов.- М.: Просвещение, 2009.
  7. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство \ Сборник для учащихся 5-8 классов : в 4 ч. / Н. М. Сокольникова. - Обнинск : Титул, 2008.

Учебник  5  класс: Горяева Н.А., Островская О.В. /Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 2011 г. Просвещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 6 класс на 2013-2014 учебный год

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, ...

Рабочая программа по кубановедению и КТП на 2013-2014 уч.год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кубановедения на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программа По химии 8 класс на 2013-2014 уч.год

Программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004...

Рабочая программа По химии 9 класс на 2013-2014 уч.год

Программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089, Примерной программы по химии, дл...

Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2013 / 2014 учебный год ( по учебнику Ю. Н. Макарычева)

Рабочая программа по алгебре в 7 классе рассчитана на 3 часа в неделю , 102 часа в год....

Рабочая программа по алгебре 11 класс Колягин. 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольные работы...

Рабочая программа по геометрии 11 класс Атанасян. 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольные работы...