Рабочая программа по изобразительному искусству для 5к, л классов на 2013-2014 учебный год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству для V классов составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;
- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009;
- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
Развёрнутый тематический план для учащихся 5 классов составлен применительно к учебной программе, разработанной под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», год издания 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса | 43.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
(учебный корпус №3)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом Председатель МС _____________
Пониткова Л.А. Протокол №1 от 29.08.2013г | Утверждаю Директор МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области ______________А.Ю.Самохвалов Приказ №128 от 30.08.2013г |
Рабочая программа
по изобразительному искусству для 5к, л классов
на 2013-2014 учебный год
Составитель:
Ершова Н.В.
учитель
изобразительного искусства
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для V классов составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;
- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009;
- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
Развёрнутый тематический план для учащихся 5 классов составлен применительно к учебной программе, разработанной под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», год издания 2010.
Обоснование выбора программы Б.М.Неменского.
Для успешного развития общества, формирования чувства гражданственности необходимо поднимать общий уровень культуры граждан, уровень эстетических понятий, эстетических потребностей и интересов.
Эстетическая и художественная культура являются важнейшими составляющими духовного облика личности. От них зависит его интеллигентность, творческая направленность, особая одухотворённость отношений к миру.
Программа Б.М.Неменского является органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания школьников.
Содержание Программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:
- приобщение школьников к искусству как духовному опыту поколений;
-овладение способами художественной деятельности;
- развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка; -приобщение к декоративному творчеству наших предков.
Изобразительное искусство в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения или компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.
Эстетическое воспитание развивает самосознание, формирует социальную позицию, оптимизирует поведение детей, развивает способность к творчеству. Так достигается главная цель- формирование целостной личности, творчески развитой индивидуальности.
Эти задачи заложены в Программе по изобразительному искусству Б.М.Неменского.
Ценность Программы в следующем:
- Программа составлена в соответствии с нормами и требованиями Государственного стандарта общего образования к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» и Примерной Программой основного общего образования;
- федеральный компонент содержит два стандарта: для начального и основного общего образования;
- каждый из стандартов включает: цели, обязательный минимум содержания образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся;
- даётся тематическое планирование уроков на 35 часов в каждой возрастной параллели;
- опирается на приоритеты современного школьного образования;
- комбинированный урок является преобладающим и позволяет реализовывать несколько образовательных целей.
Примерная программа составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта 2004 года и Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству. Учебная программа рассчитана на 35 часов.
Программа является органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания школьников. Примерная программа имеет изменения, внесённые с учётом использования её в данной школе, в соответствии с проблемой над которой работает школа.
Рабочая программа способствует:
- развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Программа развивает наблюдательность, которая является не врождённой, а приобретённой активной формой познания, формирует творческое мышление (память, воображение, умение анализировать), способствующее развитию ребёнка.
Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Цель данной Программы: создание условий нравственного и художественно-эстетического развитию личности каждого ребёнка и его творческого потенциала.
Задачами программы являются:
- формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры;
- формирование ценностно-смысловой компетенции;
- приобщение школьников к общечеловеческим ценностям;
- освоение художественного опыта прошлого и настоящего;
- воспитание художественного вкуса учащихся; повышение уровня их художественного развития.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся является анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ; игровые формы (викторины, составление и решение кроссвордов, лото и др.).
Оценивать работы учащихся следует по следующим критериям:
- декоративность (композиция, цвет, форма, изобразительные элементы);
- содержательность (полнота реализации в практической деятельности знаний, полученных в процессе восприятия);
- индивидуальность (авторская позиция, фантазия, новизна в рамках традиции). Разработанная программа даёт воспитаннику декоративно- оформительские, художественные навыки и частично знакомит с дизайном, готовит детей к самореализации в жизнедеятельности.
В процессе реализации Программы используются разнообразные формы занятий:
- Занятие.
- Занятие- путешествие.
- Дискуссия.
- Тестирование.
- Занятие- игра.
- Защита творческих работ.
- Экскурсии.
- Итоговые занятия.
Для выполнения поставленных задач Программа предусматривает следующие виды деятельности:
-рисование с натуры (рисунок, живопись),
-рисование на тему или иллюстрирование (композиция),
-декоративно-прикладные формы деятельности,
-беседы об изобразительном искусстве.
При проведении занятий учитывается:
- уровень ЗУН воспитанников, их индивидуальные особенности;
- самостоятельность ребёнка;
- индивидуальные особенности;
- особенности мышления, познавательные интересы
Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному развитию школьника, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Школьник шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1. | Древние корни народного искусства
| 9 1 1 1 1 1 1 2 1 |
2. | Связь времён в народном искусстве.
| 7 2 1 1 1 1 1 |
3. | Декор – человек, общество, время
| 10 1 2 2 2 1 2 |
4. | Декоративное искусство в современном мире
| 9 1 1 2 2 2 1 |
Всего: | 35 часов |
Содержание тем
Тема года: «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»
Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Тема 1 Древние корни народного искусства
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Тема: 2 Связь времён в народном искусстве
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
Тема 3 Декор – человек, общество, время
Зачем людям украшения Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус людей О чем рассказывают гербы и эмблемы Символы и эмблемы в современном обществе
Тема 4 Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство Роль декоративного искусства в жизни человека и общества Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (панно)
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
Учащиеся должны уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
Виды контроля.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
- Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
- Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
- Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
- Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Список литературы
- Пластические искусства: краткий терминологический словарь/ Под ред. А.М.Кантора.- М.: ПАССИМ, 2008.
- Замечательные полотна: кн. Для чтения по истории русской живописи 18- начала 20 веков.- Л.: Художник, 2009.
- Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству: методическое пособие/ И.Д.Агеева.- М.: Творческий центр, 2008.
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека: методическое пособие/ Н.А.Горяева.- М.: Просвещение, 2009.
- Бирич И.А. Тесты. Основы художественной культуры. Изобразительное искусство и архитектура: Кн. 1/ И.А.Бирич, М.Т.Ломоносова.- М.: Владос, 2010.
- Соколов А.В. Посмотри, подумай, ответь. Проверка знаний по изобразительному искусству: из опыта работы/ А.В.Соколов.- М.: Просвещение, 2009.
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство \ Сборник для учащихся 5-8 классов : в 4 ч. / Н. М. Сокольникова. - Обнинск : Титул, 2008.
Учебник 5 класс: Горяева Н.А., Островская О.В. /Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 2011 г. Просвещение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике 6 класс на 2013-2014 учебный год
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, ...
Рабочая программа по кубановедению и КТП на 2013-2014 уч.год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кубановедения на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программа По химии 8 класс на 2013-2014 уч.год
Программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004...
Рабочая программа По химии 9 класс на 2013-2014 уч.год
Программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089, Примерной программы по химии, дл...
Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2013 / 2014 учебный год ( по учебнику Ю. Н. Макарычева)
Рабочая программа по алгебре в 7 классе рассчитана на 3 часа в неделю , 102 часа в год....
Рабочая программа по алгебре 11 класс Колягин. 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольные работы...
Рабочая программа по геометрии 11 класс Атанасян. 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольные работы...