Рабочая программа по изобразительному искусству для 6к, л классов на 2013-2014 учебный год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству для VI класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;
- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009;
- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
Рабочая программа способствует:
§ развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
§ воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
§ освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
§ овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
§ формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Развёрнутый тематический план для учащихся 6 классов составлен применительно к учебной программе, разработанной под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», год издания 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса | 49.02 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество ча-сов | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся) | Содержания урока | Виды, формы контроля. | Домашнее задание | Дата проведения | |
По плану | фактически | ||||||||
1. | Виды изобразительного искусства (8 часов) | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 1 | Урок формирования новых знаний. | Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве | Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических) искусств | Принести природный материал (веточки, колоски, зонтичные растения) | ||
2. | Виды изобразительного искусства | Рисунок -основа изобразительного творчества | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Зарисовки с натуры отдельных растений или веточек (колоски, ковыль, зонтичные растения и др.) с использованием графических материалов (карандаш, уголь, фломастер) | Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности | Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ | Принести травянистые растения | ||
3. | Виды изобразительного искусства | Линия и ее выразительные возможности | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие в характере линий: тонких, широких, ломких, корявых, волнистых и т. д.). Материалы: карандаш, уголь | Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова | Анализ результатов собственной художественной деятельности | Подобрать репродукции графических работ А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова | ||
4. | Виды изобразительного искусства | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | 1 | Урок формирования новых знаний, умений и навыков Изображение различных состояний в природе тени) черной и белой гуашью | Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой | Просмотр и анализ работ | Подобрать репродукции произведенй графики с ярко выражен-ными тональными отношениями | ||
5. | Виды изобразительного искусства | Цвет. Основа цветоведения. | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой. («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца». Материалы :гуашь, кисть | Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов | Просмотр и анализ работ | Подобрать осенние листья одного цветового тона, но разной светлоты. | ||
6 | Виды изобразительного искусства | Цвет в произведениях живописи. | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихий. | Понятия : «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовых композиций. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. | Диктант по живописи. Просмотр, анализ и оценивание работ | Принести иллюстрированные книги о животных или рисунки и фото животных. | ||
7 | Виды изобразительного искусства | Объемные изображения в скульптуре | 1 | Комбинированный Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки | Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством | Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ | Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного материала четверти | ||
8 | Виды изобразительного искусства | Основы языка изображения | 1 | Повторительно- обобщающий Конкурсные задания | Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения | Балльная оценка конкурсных заданий | Составить кроссворд (5-(слов), используя приобретенные знания | ||
9 | Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) | Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 | Урок формирования новых знаний | Во все времена человек | Ответить на во произведения изобразительного искусства и высоко их ценят, передавая из поколения в поколение?». | Подобрать произведения изобразительного искусства, контрастные между собой по языку изображения | ||
10 | Мир наших вещей. Натюрморт | Изображение предметного мира: натюрморт | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию , ритм. Материалы: бумага формата А4, карандаш, мелки | Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков | Просмотр и анализ работ | Подобрать репродукции натюрмортного жанра | ||
11 | Мир наших вещей. Натюрморт | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира | 1 | Комбинированный Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус, цилиндр, куб, призма) | Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм | Игра: «Определи произведение и его автора по фрагменту?» Просмотр и анализ работ. | Подобрать изображения природных форм и форм, созданных человеком | ||
12 | Мир наших вещей. Натюрморт | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива | 1 | Урок формирования новых знаний, умений Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел. Материалы: карандаш, бумага формата А4 | Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости | Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ | |||
13. | Мир наших вещей. Натюрморт | Освещение. Свет и тень | 1 | Урок формирования новых знаний, умений Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага формата А4 | Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине | Фронталь-ный опрос (устно). Самоанализ работ учащихся. | Сбор материала на тему: «Выдающиеся русские и зарубежные художники и их произведения натюрмортного жанра» (П.Сезанн, В.Ван Гог, И.Машков и др.) | ||
14 | Мир наших вещей. Натюрморт | Натюрморт в графике. | 1 | Комбинированный Урок. Выполнение натюрморта в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне) | Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. .Творчество А. Дюрера, В. Фаворского | Просмотр и анализ работ. | Продолжение по сбору материала. | ||
15. 16. | Мир наших вещей. Натюрморт | Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта | 2 | Урок-обобщение Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный. Материалы: гуашь, кисти, бумага формата A3 | Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен: И. Машков, «Синие сливы»; А. Матисс, «Красные рыбки»; К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника | Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества Защита работ. | Завершение работы по сбору материала. Оформление работы о художнике. | ||
17 | Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов) | Образ человека -главная тема искусства | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин | - | Подобрать репродукции портретов И. Е. Репина, которые не рассматривались на уроке | ||
18. | Вглядываясь в человека. Портрет | Конструкция Головы человека и её пропорции | 1 | Урок формирования новых знаний, умений и навыков Работа над изображением головы человека с соотнесенными по-разному деталями лица (аппликация вырезанных из бумаги форм | Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта | Просмотр и анализ работ | Оформить рамку для портрета в технике коллажа, которая отражала бы ваши личные интересы и увлечения. Принести зеркало | ||
19. | Вглядываясь в человека. Портрет | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | 1 | Комбинированный урок Выполнение автопортрета с натуры. Материалы: бумага формата А4, уголь, мелки, карандаш | Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова | Просмотр и анализ работ | |||
20 | Вглядываясь в человека. Портрет | Портрет в графике | 1 | Комбинированный Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль). Материалы: черная тушь, гуашь, бумага | Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. | Просмотр, анализ и оценка работ | Подобрать небольшие литературные фрагменты, характеризующие человека по его предметному окружению | ||
21. | Вглядываясь в человека. Портрет | Портрет в скульптуре | 1 | Комбинированный Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д.) | Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова | Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного литературного героя. Анализ и оценка работ | |||
22 | Вглядываясь в человека. Портрет | Сатирические образы человека | 1 | Комбинированный урок. Изображение сатирических образов литературных героев (бумага формата А4, черная акварель или гелевая ручка, тушь) | Человек - основной предмет изображения . | Тест. Просмотр и анализ работ | Сбор материала на тему «Художники-портретисты и их произведения» | ||
23. | Вглядываясь в человека. Портрет | Образные возможности освещения в портрете | 1 | Комбинированный урок. Наблюдение натуры и наброски (пятном) головы в различном освещении (бумага формата А4, черная акварель, кисть) | Изменение образа человека при различном освещении | Просмотр и анализ работ | Подобрать репродукции (фото) с изображением человека в различном освещении | ||
24. | Вглядываясь в человека. Портрет | Портрет в живописи | 1 | Комбинированный урок. Ассоциативный портрет в технике коллажа («Мама», «Папа», «Дедушка», «Друг», «Сестра» и т. п.). Групповая работа | Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля | Тождество и контраст( сравнительный анализ произведений), Представление работ, анализ и оценивание | Продолжение работы над проектом | ||
25. | Вглядываясь в человека. Портрет | Роль цвета в портрете | 1 | Комбинированный Анализ цветового решения образа в портрете. Материалы: бумага, гуашь, кисть | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура | Ответить на вопрос: «Кому из известных тебе художников ты заказал бы свой портрет? Почему?». Просмотр и анализ работ | Завершение работы над проектом | ||
26. | Вглядываясь в человека. Портрет | Великие портретисты | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Презентация рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения» | Презентация проектов на тему «Художники-портретисты и их произведения» | |||
27 | Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов) | Жанры в изобразительном искусстве | 1 | Комбинированный урок. | Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры | Сгруппировать предложенные произведения по жанрам | Выписать названия нескольких произведений, относящихся к разным жанрам, одного художника: И. Е. Репина или В. Васнецова (на выбор) | ||
28 | Человек и пространство в изобразительном искусстве | Изображение пространства. | 1 | Уро формирования новых знаний. | Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл. | Тест | |||
29 30 | Человек и пространство в изобразительном искусстве | Правила линейной и воздушной перспективы. | 2 | Урок формирования новых знаний, умений и навыков Изображение уходящей в даль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. Материалы: ф.А4, карандаш, гуашь с ограниченной палитрой. | Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. | Соотнести репродукции произведений разных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов. Просмотр и анализ работ | Сбор материала для кроссворда. | ||
31 | Человек и пространство в изобразительном искусстве | Пейзаж – большой мир. Организация пространства | 1 | Комбинированный урок. Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки, изображение уходящих планов и наполнение их деталями. | Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Высота горизонта в картине и его образный смысл. | Опрос. Просмотр и оценка работ. | Подобрать репродукции или фото, иллюстрирующие правила перспективы. | ||
32 | Человек и пространство в изобразительном искусстве | Пейзаж – настроение. Природа и художник. | 1 | Комбинированный урок. Создание пейзажа – настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. | Пейзаж – настроение. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Беседа по пейзажам К.Мане, П.Сезанна, И.Грабаря, К.Юона. | Ответить на вопрос: :почему о картинах Левитана говорят: «Мало нот – много музыки»?» Просмотр, анализ и оценка работ. | Наброски с натуры городских пейзажных видов. | ||
33 34 | Человек и пространство в изобразительном искусстве | Городской пейзаж | 2 | Урок - творческого применения знаний, умений, : навыков Работа над графической композицией «Мой город» (бумага формата A3, гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с аппликации на картоне) | Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | Подготовка к КВН (составить кроссворд для команды соперников) | ||
35 | Человек и пространство в изобразительном искусстве | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | 1 | Повторительно- обобщающий | Обобщение материала учебного года | Оценка конкурсных заданий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике 6 класс на 2013-2014 учебный год
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, ...
Рабочая программа по кубановедению и КТП на 2013-2014 уч.год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кубановедения на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программа По химии 8 класс на 2013-2014 уч.год
Программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004...
Рабочая программа По химии 9 класс на 2013-2014 уч.год
Программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089, Примерной программы по химии, дл...
Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2013 / 2014 учебный год ( по учебнику Ю. Н. Макарычева)
Рабочая программа по алгебре в 7 классе рассчитана на 3 часа в неделю , 102 часа в год....
Рабочая программа по алгебре 11 класс Колягин. 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольные работы...
Рабочая программа по геометрии 11 класс Атанасян. 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольные работы...