Проектная деятельность на уроках изо
проект (изобразительное искусство) по теме
Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnyy_metod_na_urokakh_izo.ppt | 2.49 МБ |
prilozhenie.pptx | 454.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Введение Раздел I . Основные компоненты проектной деятельности учащихся Раздел II . Методические аспекты использования метода проекта, на уроках изо Заключение Литература Приложение
Введение Формирование исследовательских компетенций как освоение учащимися способов деятельности провозглашено одной из целей преобразования российской системы и директивно зафиксировано в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Ведущим методом обучения в школе должна стать проектно-исследовательская деятельность. На первый план выступает ориентация на практические навыки , на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, принимать решения.
Актуальность проблемы, определяется: 1.Реализация метода проекта в методику преподавания изо, для достижения нового результата образования. 2.Формирование информационной компетентности школьников на основе организации проектной и исследовательской деятельности учащихся послужила основанием для использования метода проекта в урочной системе и внеурочное время в работе с одарёнными детьми.
Цель проектного метода: Развитие исследовательских умений и художественных способностей, способствующих воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Задачи проектного метода: - использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся; -формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства; - воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала; - овладение практическими умениями и навыками в проектной художественно творческой деятельности ; -формирование устойчивого интереса к достижениям мировой культуры, к искусству народа России, к его художественным традициям; воспитание духовности, нравственности, патриотизма и гражданственности Ожидаемые результаты. 1 .Самоопределение учащегося в различных видах и формах проектной деятельности. 2.Cамооценка и рефлексия процесса и результата собственной художественной деятельности.
Раздел I. Основные компоненты проектной деятельности учащихся. Е.С.Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (учащимися), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом». Основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода: - наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы); - реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта; - обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы; - наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом; - представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.
Портфолио Проектирование (планирование) Проблема Поиск информации Презентация Продукт Проект
Проект на уроке изо Предмет не так связан со своей научной основой и носит в значительной степени интегрированный или прикладной характер. Кроме того он тесно связан с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. Преподавание изо требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
Раздел II. Методические аспекты использования метода проекта , применяемого на уроках изобразительного искусства Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Проект Прикладной Ролевой Творческий Поисковый Исследовательский И другие
Проект По содержанию проект учащегося может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета) и межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов). По продолжительности выполнения проекты бывают краткосрочными , средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными. Проект может быть индивидуальным и групповым .
Этапы проекта Подготовка Защита Самооценка
Классификация проектов Мини-проекты могут укладываться в один урок, индивидуальные и мини- работа в группах. Индивидуальные п роекты на уроках в 5классе : - «Древние образы в народном искусстве»; - «Единство конструкции и декора в народном жилище»; - «Народные промыслы их истоки и современное развитие»; - «Современное выставочное искусство» и др.
Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2 уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы. Коллективные проекты на уроках изобразительного искусства: -«Народные праздничные обряды»; - «Журнал мод Василисы Прекрасной»; - «Музей народных промыслов» и др. Классификация проектов Проект «Моя деревня» Коллективная работа 4а класса
Проект «Макет средневекового замка»8а кл.
Проект «Город- крепость» 4а кл.
Проект «Макет города» 8а кл.
Недельные проекты выполняются в группах, по классам в ходе предметных декад эстетического цикла. Годичные или четвертные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы презентации (защиты) выполняются на уроке и во внеурочное время. Итогом такого проекта является живописная или графическая композиция или альбом по темам бытового, исторического и библейского жанра. Проект «Вглядываясь в мир природы…» Купцова К . Проект Котович И. Купцова К . Июдина Н. Аксютина Л.
План работы над проектом 1.Информационный этап. Проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы. 2.Плановый этап. Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы. 3.Поисковый этап. Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации. 4. Обобщающий этап. Производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования. 5.Этап представления и защиты проекта. Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы. 6.Аналитический этап. Анализируются результаты работы над проектами.
Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности , развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения. развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Заключение
Литература 1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. 2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180. 4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47. 5. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование,1998.-256с. 6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Тема Содержание Цель Методические задачи Основополагающие и проблемные вопросы Концепция Обоснование проблемы Основные принципы и методы работы с детьми Этапы работы Сроки проведения Выводы и ожидаемые результаты
Цель: Освоение учащимися пейзажного жанра; Раскрытие значения природы как в жизни, так и пейзажном творчестве художников
Задачи: Познакомить учащихся с изображением природы художников реалистов; Формирование художественных знаний, умений, навыков; Воспитание чувства красоты, бережного отношения к природе; Развитие эстетического восприятия, творческих способностей, воспитание художественного вкуса.
Основополагащий вопрос: Каким видят мир природы художники? Проблемные вопросы: Могут ли произведения художников воспитывать в нас чувство красоты, доброты, патриотизма, бережного отношения к природе? Значение изобразительного искусства в нашей жизни; Почему русских пейзажистов называли «передвижниками»?
Концепция проекта: Изобразительное искусство – особая форма познания мира человеком, которое осуществляется через чувственное конкретно-образное восприятие действительности и последующее изображение. Данный проект даёт возможность расширить круг наблюдения действительности и вести работу разносторонне и глубоко относительно выбранной темы, развивать творческий подход учащихся.
Обоснование проблемы Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, эстетический вкус. Культура всё больше внимание уделяет чувствам и в тоже время мы всё меньше и меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Возникает в результате дефицит эмоционально-ценностного отношения к миру, образное мышление приводит к грубой примитивной жизненной ориентации. Всё это устойчиво проявляет себяв отношении к искусству, к окружающему миру, к учителю, сверстникам и, наконец, собственной личности. Не рекламы и боевики на радио и телевидении должны оказывать воздействие на чувства учащихся, а встречи с прекрасным: картиной, словом, природой, способными заворожить их.
Основные принципы и методы работы с детьми: Единство восприятия; Постоянный диалог; Принцип наглядности; Метод коллективной работы; Исследовательская работа; Домашние задания на восприятие; Многовариантный показ зрительного материала; Использование слайдов в процессе приобщения учащихся и к искусству, и природе; Работа доступными материалами в соответствии с психическим и физиологическим развитием (возрастом); Использование ИКТ
Этапы работы Обсуждение вопросов, связанных с проведением проекта за «круглым столом» 1урок; Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез, решение проблем 2урок; Выбор творческого названия проекта 3,4урок; Обсуждение плана работы, источники информации 5,6урок; Самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий 7,8,9,10 уроки; Семинар «Пейзаж в русской живописи» 11урок; Проведение бесед, классных часов; Подготовка школьной презентации по отчёту о проделанной работе 11-14 урок; Итоговая конференция «В мире прекрасного» 15урок
Сроки проведения проекта: Данная работа над проектом рассчитана на три четверти учебного процесса.
Выводы и ожидаемые результаты: По окончании работы над проектом учащиеся должны знать: Роль и предназначение изо для человека; Специфические особенности языка изо: стили, жанры, художественные направления и отдельные материалы; Разновидности пейзажного жанра: стили, направления, яркие представители пейзажного жанра; Эстетически воспринимать действительность и самостоятельно создавать художественный образ; Анализировать и давать собственную оценку произведениям изо и другим явлениям культурной жизни общества; Умело использовать компьютер, интернет, материалы на печатной основе.
Используемая литература: Коротеева Е.И. Искусство и ты/ Под ред. Б.М. Неменского. Изд.-М: Просвещение 2001г. Александрова Л.Г., Капустина Н.В. «ИЗО и художественный труд» -изд. «Учитель» 2004 г. «Искусство в школе» 2003,3 «Искусство в школе» 2001,3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.
О роли проектной деятельности в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
«Проектная деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, ее роль в реализации концепции ФГОС ООО»
Что такое проект – замысел? Разработанный план?...