Разработка урока для 9 класса по ИЗО на тему"Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме
Цель. Формирование представления о фотографии как одном из изобразительных возможностей искусства.
Задачи:
познакомить с этапами развития фотографии, становлением фотографии как искусства;
вырабатывать навык передачи видимого мира через фотографию;
выработать умение выполнять ретушь на фотографиях;
воспитывать любознательное отношение к миру фотоискусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izobrazitelnogo_iskusstva.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства "Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства" в 9 классе
Тип урока. Изучение нового материала.
Цель. Формирование представления о фотографии как одном из изобразительных возможностей искусства.
Задачи:
познакомить с этапами развития фотографии, становлением фотографии как искусства;
вырабатывать навык передачи видимого мира через фотографию;
выработать умение выполнять ретушь на фотографиях;
воспитывать любознательное отношение к миру фотоискусства.
Оборудование: мультимедийные средства - компьютер, проектор, демонстрационная доска, фотоаппараты (70-х, 80-х гг., цифровой), цветные карандаши, альбомный лист.
Зрительный ряд: демонстрация съёмочных фотоаппаратов и изображений, слайдов, репродукций, фотографий.
Ход урока
I. Организационный момент урока.
II. Повторение ранее изученного материала.
- Назовите тему второй четверти. (Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.)
- С чем мы с вами знакомились на прошлом уроке? (Художник и художественные технологии.)
Вашим домашним заданием было: подготовить материал в различных технологиях – фотопрезентации.
1. Просмотр презентаций.
Фотограф через фотографии передаёт своё понимание мира природы, вещей, человека.
Каждый из вас, если возьмёт фотоаппарат, по-своему увидит окружающий мир, отобразит мгновение.
2. Беседа.
- Какие технологии использованы авторами презентаций?
- Как вы понимаете слово “фотография”? (Сплав искусства и техники).
Первый в мире отдел этого искусства появился в 1940 году в Музее современных искусств в Нью-Йорке. Искусством её признают не все.
- О каком искусстве идёт речь? (Об искусстве фотографии).
- Когда отмечается День святой Вероники, покровительницы фотографии?
(4 февраля отмечается День святой Вероники, покровительницы фотографии.
Согласно легенде, святая Вероника – женщина, которая подала Иисусу, шедшему на Голгофу, ткань, чтобы он отёр пот с лица. На ткани остался запечатлённым лик Спасителя. После изобретения фотографии святую Веронику стали считать её покровительницей.)
- Кто был создателем фотографии?
(Создателем фотографии был французский художник и изобретатель Луи Дагер.
В честь создателя в 1839 г. назвали предка фотографии Дагерротипом. При дагеротипии светочувствительным веществом служил иодид серебра.)
- Какое вещество в начале XX века использовали для фотовспышки?
(Для фотовспышки в начале XX века использовали металл магний.
III. Сообщение темы и задач урока.
- Как вы думаете, с чем мы будем знакомиться сегодня на уроке?
(С фотографией).
Тема нашего урока: “Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства”.
Мы с вами на уроке познакомимся с различными фотоаппаратами, с их устройством, со становлением фотографии как искусства.
IV. Изучение нового материала.
1. Демонстрация фотоаппаратов и их устройства.
- Какой предмет нам нужен для получения фотографии? (фотоаппарат).
Обратите ваше внимание на фотоаппараты. Перед вами фотоаппараты, которые использовали при фотосъёмке ваши родители, бабушки и дедушки, прадедушки, прабабушки.
(“ФЭД” (Феликс Эдмундович Дзержинский – политический деятель. Фотоаппарат увидел свет в 1934 году в Харькове), “Лейка” (Фирма Leica впервые в мире в 1924 году начала производство 35-миллиметровых малоформатных фотоаппаратов), “Зоркий”, “Этюд”, “Зенит”, “Смена -8М”.
В народе простейшую автоматическую фотокамеру называют “мыльницей”.
Устройство фотоаппарата.
А) Вид спереди: 1 - корпус; 2 – держатель для фото-принадлежностей; 3 – видоискатель; 4 – ручка обратной перемотки плёнки; 5 – объектив видоискателя; 6 – съёмочный объектив; 7 – клавиша спуска затвора.
Б) Вид сзади (со стороны кадровой рамки): 8 – окно счётчика кадров; 9 – курок взвода затвора; 10 – приёмная катушка; 11 – зубчатый (мерный) валик; 12 – светонепроницаемая камера; 13 – гнездо для кассеты; 14 – вилка – поводок кассетной катушки; 15 – окуляр видоискателя.
- Назовите марки современных фотоаппаратов.
Canon, Nikon, Olympus, Pentax, Sony, Fujifilm, Panasonic, Samsung.
Фотография прочно вошла в нашу жизнь. Для лучшего воспроизведения увиденного мы стараемся использовать современные фотоаппараты. Сейчас все используют цифровые фотоаппараты.
- По каким показателям мы определяем превосходство современного фотоаппарата над другими?
(Качество объектива фотоаппарата, в том числе такие его параметры как: аберрация, разрешение, просветление, светосила, угол зрения объектива, глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), зум, наличие и тип стабилизации кадра, наличие и типы автофокусировки изображения;
Тип матрицы фотоаппарата, физический размер матрицы, разрешение матрицы, эквивалентная чувствительность и отношение сигнал/шум матрицы, скорость считывания информации с матрицы;
Электронный и механический затворы фотоаппарата, лаг затвора, (англ. lag — отставание);
Процессоры фотоаппарата, алгоритмы обработки изображений и подавления шума, системы меню, число предустановленных программ и внешний интерфейс, (англ. interface — соединять), фотоаппарата;
Типы видоискателей фотоаппарата;
Типы и объёмы внешней памяти фотоаппарата;
Тип энергопитания фотоаппарата и энергопотребление фотоаппарата;
Вспышки и осветительное оборудование фотоаппарата.
Объектив.
2. Из истории фотографии.
По целому ряду причин так случилось, что история фотографии начала разрабатываться лишь в XX веке, в основном в послевоенные годы. В разных странах именно в это время стали выходить книги, посвященные как отечественной фотографии, так и зарубежным фотографическим школам.
Если говорить о зарубежной истории фотографии, то следует отметить, что работы европейских авторов появлялись раньше американских, они их явно превосходили по серьезности подхода к материалу.
Долгое время за фотографией не признавалось право на эстетическое творчество. Художники и искусствоведы минувшего века рассматривали светопись как механическую копию действительности. Для того чтобы хоть как-то преодолеть бездушие технического средства — фотоаппарата, многие фотографы прошлого тратили немало сил и воображения, создавая снимок неадекватный фиксируемой натуре. Они широко использовали монтаж и печать с нескольких негативов, колдовали с кистью в руках над отделкой отпечатка, сочиняли и ставили, подобно театральным режиссерам, сцены на мифологические сюжеты.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский снимал Псков лет сто назад. Ныне эти его цветные фотографии города по праву считаются уникальными.
- В чём их уникальность?
(Это были первые цветные фотографии.)
Французский художник Эжен Делакруа быстро оценил возможности новой техники и часто пользовался фотоаппаратом, чтобы запечатлеть человеческое тело в разных позах.
Эдгар Дега на многих своих картинах, писавший танцовщиц, специально имитировал стиль фотоэтюдов.
Винсент Ван Гог писал портрет своей матери не с натуры, а с её фотографии.
В 1840 году в России появилась первая фотостудия. “Художественный кабинет” для желающих получить портрет “величиной с табакерку”. Её открыл Греков в Москве.
В России одним из самых известных русских фотографов XIX века, который единственный носил звание “фотограф императоров России и Франции”, был Сергей Львович Левицкий. У него снимались вся российская знать и деятели русской культуры.
В середине XIX века в Европе фотографы, по примеру художников, стали называть свои мастерские – ателье.
Многие люди приносили с собой в фотоателье любимые вещи, чтобы увековечить их вместе с собой. Это были не только сумочки, веера, цилиндры, трости, но даже кресла. Получившиеся портреты называли портретом в интерьере. Фотографы быстро уловили пристрастия клиентов и стали обзаводиться собственным инвентарём. На фото 1860-х гг. уже видны ширмочки, тумбы, столы.
В 1958 году Джон Уитни создавал картины при помощи компьютера. Через два года искусствоведы признали, что создание картины при помощи компьютера – творчество, “компьютерной графики”.
V. Практическая работа.
В ваших семейных альбомах есть, наверное, старые фотографии. Вид этих фотографий говорит сам за себя: потрескались, края обтрепались за давностью лет. Сейчас фото можно восстановить. Как? (Компьютерные технологии - фото-шоп).
Когда не было компьютеров, то при помощи чего восстанавливали фотографии?
Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку.
Попался в руки мне журнал.
Добавил я волос к портрету,
Потом усы пририсовал…
А как назвать поправку эту? (Ретушь).
Ретушь – французское слово, исправление изображения рисунков и фотоснимков.
С профессии ретушёра начали свой путь в искусстве известнейшие русские художники Крамской, Шишкин, Куинджи, Шагал.
- Значит, кто стал помощником фотографа? (Ретушёр)
(Он мог по желанию клиента улучшить фотографию – исправить овал лица или закрасить морщинки. А мог и раскрасить фото акварелью.)
С детства мы помним книжки – раскраски. Мы занимались ретушью – придавали рисункам красочный вид.
Сегодня каждый из вас поработает ретушёром. Перед вами фотографии, которые много нужно преобразить, придать им изящный вид - цвет. В работе можно использовать цветные карандаши, акварель.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ и самооценка.
2. Беседа с учащимися по вопросам.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Смогли ли вы на своих фотографиях - раскрасках передать цветовую гамму?
VII. Домашнее задание.
Принести на следующий урок собственные фотографии - композиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по технологии одноуровнего цикла по теме: "Квадратный трехчлен и его корни" ( 9 класс)
Технология учебных циклов мною применяется очень широко в старших классах. Разработка данного урока позволить учителю познакомиться с этой технологией, а ученикам оценить себя....
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...
Разработка урока литературы по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет".
· Урок литературы проведён в 6 классе с использованием таких сингапурских структур как ТОКИН МЭТ, ФЭН ЭН ПИК, ПЛЕЙ...
Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева
Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...
Возникновение искусства и религии. Разработка урока 5 класс история Горкуша А.Н.
Урок . Возникновение искусства и религии.Цели урока 1.обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления2.продолжить формирование умений ра...
Разработка урока 6 класс 1 модуль на тему "Члены семьи"
Разработк урока на тему "Члены семьи" для 6 класса по учебнику "Spotlight 6"...