Рабочая программа 2 - 7класс по изобразительному искусству для специальных коррекционных классов VIII вида
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Рабочая программа с пояснительной запиской и содержанием учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_._2-7_kl.docx | 62.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 им. Н.Л. Мещерякова
Утверждаю:
Директор
МБОУ СОШ №1
...………………..
Вуколова Н. И.
«….»…...……….2013 г
Рабочая программа
по изобразительному искусству
2 - 7 классов коррекции VIII вида
(базовый уровень)
Составитель:
Астафьева О. А.
учитель изобразительного
искусства МБОУ СОШ №1
высшей квалификационной категории
г. Зарайск
2013 год
Пояснительная записка к рабочей программе
изобразительного искусства во 2 классе
Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы для 1 –4 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида: « Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1 – 4 классы. Изобразительное искусство (И.А.Грошенков)./ Под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2006г.- 190 с.
Курс изобразительного искусства рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Основные цели преподаваемого предмета
- образовательные
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- Коррекционно-развивающие
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- воспитательные
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- воспитывать художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Содержание программы
№ | Вид занятий | Количество часов |
1 | Рисование с натуры | 12 |
2 | Декоративное рисование | 16 |
3 | Рисование на темы | 5 |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 1 |
Итого | 34 |
Содержание программы 2 класса
(34 часа в год)
Первая четверть (9 ч.)
Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор).
Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).
Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.
Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами).
Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях).
Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (например, папка, линейка, треугольник чертежный).
Декоративное рисование — узор из цветов для коврика прямоугольной формы.
Вторая четверть (7 ч.)
Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).
Декоративное рисование — орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с Городецкой росписью.
Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).
Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Рисование с натуры праздничных флажков.
Рисование с натуры елочных украшений.
Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками».
Третья четверть (10 ч.)
Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера).
Рисование на тему «Снеговики».
Рисование с натуры игрушки-рыбки.
Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».
Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка).
Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов-майданскими изделиями.
Рисование узора в полосе по мотивам полхов-майданской росписи
Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям).
Рисование узора в круге — расписная тарелка (круг — готовая форма).
Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (домик — квадрат и треугольник, тележка — прямоугольник и два круга, скворечник — прямоугольник и треугольник и т. п.).
Четвертая четверть (8 ч.)
Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.
Декоративное оформление открытки «Ракета летит».
Рисование с натуры домика из элементов строительного материала.
Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.
Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».
Рисование узора в полосе из цветов и листочков.
Узор из цветов в круге (круг — готовая форма).
Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 кл
Учащиеся должны уметь:
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
- самостоятельно располагать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- делить лист на глаз на две и четыре равные части;
- анализировать с помощью учителя строение предмета;
- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности:
- рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
- в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше: изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
- различать и называть цвета и их оттенки;
- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
- анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Учащиеся должны знать:
- цвета;
- строение изображаемого предмета;
- правила построения узора в полосе, квадрате, круге.
Пояснительная записка к рабочей программе
изобразительного искусства в 3 классе
Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы для 1 –4 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида: « Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1 – 4 классы. Изобразительное искусство (И.А.Грошенков)./ Под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2006г.- 190 с.
Курс изобразительного искусства рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Основные цели преподаваемого предмета
- образовательные
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- Коррекционно-развивающие
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- воспитательные
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- воспитывать художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Содержание программы
№ | Вид занятий | Количество часов |
1 | Рисование с натуры | 12 |
2 | Декоративное рисование | 10 |
3 | Рисование на темы | 7 |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 5 |
Итого | 34 |
Содержание программы 3 класса
(34 часа в год)
Первая четверть (9 ч.)
Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень» или др.
Рисование узора в полосе из веток с листочками.
Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева).
Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени ( В.Поленов. «Золотая осень»).
Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).
Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе).
Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.
Рисование шахматного узора в квадрате.
Вторая четверть (7 ч.)
Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).
Рисование с натуры двухцветного мяча.
Рисование с натуры будильника круглой формы.
Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).
Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.).
Иллюстрирование русской народной сказки «Снегурочка»
Рисование на тему «Нарядная елка».
Третья четверть (10 ч.)
Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма).
Рисование симметричного узора по образцу.
Рисование на тему «Елка зимой в лесу».
Рисование с натуры молотка.
Рисование с натуры штыковой лопаты.
Рисование с натуры теннисной ракетки.
Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др.
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».
Рисование по образцу орнамента из квадратов.
Рисование с натуры игрушки-машинки.
Четвертая четверть (8 ч.)
Рисование узора из растительных форм в полосе.
Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.).
Рисование с натуры весенней веточки.
Рисование на тему «Деревья весной».
Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).
Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный
салют).
Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).
Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос»).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 кл
Учащиеся должны уметь:
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
- самостоятельно располагать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- делить лист на глаз на две и четыре равные части;
- анализировать с помощью учителя строение предмета;
- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности:
- рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
- в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше: изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
- различать и называть цвета и их оттенки;
- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
- анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Учащиеся должны знать:
- цвета;
- строение изображаемого предмета;
- правила построения узора в полосе, квадрате, круге.
Пояснительная записка к рабочей программе
изобразительного искусства в 4 классе
Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы для 1 –4 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида: « Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1 – 4 классы. Изобразительное искусство (И.А.Грошенков)./ Под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2006г.- 190 с.
Курс изобразительного искусства рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Основные цели преподаваемого предмета
- образовательные
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- Коррекционно-развивающие
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- воспитательные
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- воспитывать художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Содержание программы
№ | Вид занятий | Количество часов |
1 | Рисование с натуры | 15 |
2 | Декоративное рисование | 8 |
3 | Рисование на темы | 5 |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 6 |
Итого | 34 |
Содержание программы 4 класса
(34 часа в год).
Первая четверть (9 ч.)
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков.
Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).
Рисование с натуры ветки рябины.
Составление узора в квадрате из растительных форм.
Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).
Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).
Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.
Вторая четверть (7 ч.)
Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).
Рисование с натуры игрушки-автобуса.
Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона).
Рисование на тему «Городской транспорт».
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).
Третья четверть (10 ч.)
Декоративное рисование панно «Снежинки».
Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).
Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).
Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.).
Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.
Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).
Четвертая четверть (8 ч.)
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).
Рисование на тему «Космические корабли в полете».
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).
Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.
Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).
Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 класса:
Учащиеся должны уметь:
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
- передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
- пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
- анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
- рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Учащиеся должны знать:
- понятие «симметрия»
- названия народных промыслов
- правила построения узора в полосе, квадрате, круге.
Пояснительная записка к рабочей программе
изобразительного искусства в 5 классе
Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы для V - IX классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы в двух сборниках. Изобразительное искусство (И.А.Грошенков)/ автор В.В. Воронкова;– ООО «Гуманитарный издательский центр Владос»,2011г.
Курс изобразительного искусства рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Основные цели преподаваемого предмета
- образовательные
- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
- ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
- расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
- коррекционно – развивиющие
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся, путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов; их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами:
- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
- улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- Воспитательные
- воспитание и развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- воспитание и развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Содержание программы 5 класса
(34 часа в год)
1 четверть ( 9 ч.)
Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех).
Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья).
Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету).
Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг — по шаблону).
Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан).
Рисование симметричного узора по образцу.
Декоративное рисование - изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг - по шаблону диаметром 12 см).
Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая).
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура).
II четверть ( 7 ч.)
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»).
Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов).
Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка)
Декоративное рисование - оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7 х 30 см).
Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см).
Рисование на тему «Лес зимой»
III четверть ( 10 ч.)
Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье. Портрет как жанр живописи»
Рисование с натуры фигуры человеку (позирующий ученик).
Рисование на тему «Зимние развлечения»
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий.
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом).
Декоративное рисование плаката «8 Марта».
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка).
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками).
Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник).
IV четверть ( 8 ч.)
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).
Рисование с натуры игрушки - кукла.
Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» — карикатура).
Рисование симметричных форм: насекомые — бабочка, стрекоза, жук — по выбору (натура — раздаточный материал).
Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.
Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана).
Содержание программы 5 класса
№ | Вид занятий | Количество часов |
1 | Рисование с натуры | 13 |
2 | Декоративное рисование | 11 |
3 | Рисование на темы | 4 |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 6 |
Итого | 34 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса:
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
- Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
- Уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
- Передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
- Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
- Делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
- Находить в картине главное, рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
Учащиеся должны знать:
- Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
- Отличительные признаки видов изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, живопись);
- Особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь);
- Основные средства выразительности (цвет, объем, освещение)
Пояснительная записка к рабочей программе
изобразительного искусства в 6 классе
Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы для V - IX классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы в двух сборниках. Изобразительное искусство (И.А.Грошенков)/ автор В.В. Воронкова;– ООО «Гуманитарный издательский центр Владос»,2011г.
Курс изобразительного искусства рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Основные цели преподаваемого предмета
- образовательные
- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
- ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
- расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
- коррекционно – развивиющие
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся, путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов; их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами:
- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
- улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- Воспитательные
- воспитание и развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- воспитание и развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Содержание программы 6 класса
( 34 часа в год)
I четверть ( 9 ч.)
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (народные игрушки — глина, дерево).
Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путем упрощения их рисунка (стилизация).
Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (например, яблоко и груша).
Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (например, морковь и огурец).
Декоративное рисование — составление симметричного узора.
Декоративное рисование — составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся).
Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Картины художников В. Фирсова «Юный живописец», В. Серова «Девочка с персиками», П. Кончаловского «Сиренью.
II четверть (7 ч.)
Рисование с натуры игрушки - собачка.
Рисование на тему «Цирковое представление».
Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (Э. Фальконе. «Медный всадник»; ф. Фивейский. «Сильнее смерти; Е. Вучетич. «Статуя воина-освободителя» в Трептов-парке в Берлине).
Рисование с натуры цилиндрических предметов, расположенных ниже уровня зрения (барабан).
Рисование новогодней открытки (элементы оформления — флажки, снежинки, сосульки, звезды, серпантин, конфетти, елочные игрушки и т. п.).
Изготовление новогодних карнавальных масок.
III четверть (10 ч.)
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка).
Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» (А. Бубнов. «Утро на Куликовом поле»; В. Васнецов. «Богатыри»; В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы»).
Рисование с натуры объемного предмета конической формы (кофейник).
Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин).
Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой).
Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова).
Декоративное рисование – эскиз росписи пасхальных яиц.
Иллюстрирование отрывка литературного произведения, например из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина
IV четверть ( 8 ч.)
Рисование по памяти и по представлению птиц.
Тематический рисунок «Птицы — наши друзья.
Декоративное рисование – составление фриза «Мы встречаем весну».
Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (В. Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!»; Д. Шмаринов. «Не забудем, не простим»; Ф. Богородский. «Слава павшим героям»; Кукрыниксы. «Конец»).
Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка — по выбору.
Рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла-неваляшка)
Содержание программы 6 класса
№ | Вид занятий | Количество часов |
1 | Рисование с натуры | 12 |
2 | Декоративное рисование | 10 |
3 | Рисование на темы | 6 |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 6 |
Итого | 34 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса:
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
- уметь подбирать гармоничные сочетания цветов в декоративном рисовании;
- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
- делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
- найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
Учащиеся должны знать:
-знать форму предметов (круглая, овальная, прямоугольная и т.д.);
- знать понятие «объем»;
-знать правила линейной перспективы;
- знать понятие скульптура, как вид изобразительного искусства.
Пояснительная записка к рабочей программе
изобразительного искусства в 7 классе
Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы для V - IX классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы в двух сборниках. Изобразительное искусство (И.А.Грошенков)/ автор В.В. Воронкова;– ООО «Гуманитарный издательский центр Владос»,2011г.
Курс изобразительного искусства рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Основные цели преподаваемого предмета
- образовательные
- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
- ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
- расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
- коррекционно – развивиющие
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся, путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов; их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами:
- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
- улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- Воспитательные
- воспитание и развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- воспитание и развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Содержание программы 7 класс
( 34 часа в год)
1 четверть ( 8 ч.)
Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы, повернутого углом к рисующему (например, высокая коробка, обернутая цветной бумагой и перевязанная лентой).
Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы во фронтальном положении.
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись». Расширение представлений о работе художника-живописца, о материалах и инструментах живописца. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая и бытовая живопись (И. Грабарь. «Березовая аллея»; И. Машков. «Снедь московская. Мясо, дичь»; В. Серов. «Мика Морозов»; И. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван»; В. Маковский. «Свидание»). Крупнейшие музеи страны.
Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка; стеклянная банка с водой и керамический бокал).
Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом 1/4 части («Сыр»; «Торт»).
Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса (чашка; цветочный горшок; ваза).
Рисование с натуры предмета комбинированной формы (торшер; подсвечник со свечой).
Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи. Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и теплая цветовая гамма. Композиция. (И. Шишкин. «Полдень»; А. Куинджи. «Березовая роща»; И. Левитан. «Сумерки. Стога»; М. Врубель. «В ночном»; В. Поленов. «Московский дворик»).
2 четверть ( 8 ч.)
Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса.
Рисование с натуры объемных предметов — посуда (отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза — по выбору учащихся).
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора. (Памятник Ю. Гагарину на площади Гагарина в Москве; Н. Томский. «Портрет И. Д. Черняховского»; мемориал в Волгограде на Мамаевом кургане; скульптуры С. Коненкова и др.).
Народная скульптура (игрушки), ее образность и выразительность.
Декоративное рисование – эскиз русской игрушки.
Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа).
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура». Памятники архитектуры Московского Кремля. Архитектура твоего города.
Разработка декоративной композиции (совместно с учителем), посвященной школьному празднику (эскиз оформления сцены).
Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета.
3 четверть ( 10 ч.)
Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса.
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация. Плакат. Карикатура.
Выполнение эскизов элементов оформления книги — рисование заставок, буквиц, концовок.
Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты).
Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (овощи). Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня).
Рисование с натуры предметов комбинированной формы (ваза; кринка).
Декоративное рисование — составление узора для вазы.
Рисование с натуры предметов комбинированной формы (столярные или слесарные инструменты).
4 четверть ( 8 ч.)
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное творчество». Городецкая роспись (расписные доски, скамейки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно и т. п.).
Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чайник; самовар).
Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки).
Разработка эскиза плаката ко Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне (П. Логинов и В. Панфилов. «Знамя Победы»; П. Кривоногов. «Брестская крепость»; Ф. Усыпенко. «Ответ гвардейцев-минометчиков» и др.).
Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвященной спортивным соревнованиям.
Обобщающий урок – игра.
Содержание программы 7 класса
№ | Вид занятий | Количество часов |
1 | Рисование с натуры | 14 |
2 | Декоративное рисование | 8 |
3 | Рисование на темы | 5 |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 7 |
Итого | 34 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса:
Учащиеся должны уметь:
- передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательными линиями при построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности (от общего к частному);
- изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая их объем и окраску;
проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построение узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;
- использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения;
- проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о них оценочные суждения.
Учащиеся должны знать:
- виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
- отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);
основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
- особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);
- отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства;
- названия крупнейших музеев страны.
Список методической литературы:
1. Грошенков И. А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебн. Пособие для учителей спец. Коррекционных школ и студентов дефектологов. Ф-тов педвузов. - М., ООО «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы.- М., Просвещение, 1975.
- Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -М., Педагогика, 1974.
- Мозговая В.М. Основы олигофренопедагогики. - М., ACADEMA, 2006.
- Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. М., Совхуд, 1966.
- Платонова Н.И., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М., Педагогика, 1983.
- Народно-художественные промыслы под общ. ред. Поповой О.С. М., Легкая и
пищевая промышленность, 1984.
- Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в школе. М., Просвещение, 1984.
- Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. М.,
Дрофа, 2008.
9. Времена года. Пейзаж в творчестве русских художников XIX- начала XX века.
М., Просвещение, 1983.
СОГЛАСОВАНО
Протокол методического объединения
учителей коррекционных классов №__
от «___» ________ 2013 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
«___» ________ 2013 г.
____________Одинокова Е. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 7 специального (коррекционного) класса VII вида
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе разработано с учетом индивидуальных особенностей детей, обучающихся к коррекционных классах....
Рабочая программа педагога по изобразительному искусству для 1-7 классов для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Школьный курс по изобразительному искусству с 1– 7 классы направлен на продолжение решения следующих основных задач:Коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающихся путем с...
Рабочая программа по алгебре для 7-го специального (коррекционного) класса VII вида к учебнику Ю.Н. Макарычева и др.
Рабочая программа содержит следующие разделы: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета (курса), описание места учебного предмета (курса) в учебном плане, планируемые результаты из...
Рабочая программа по алгебре для 8-го специального (коррекционного) класса VII вида к учебнику Ю.Н. Макарычева и др.
Рабочая программа содержит следующие разделы: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета (курса), описание места учебного предмета (курса) в учебном плане, планируемые результаты из...
Рабочая программа по геометрии для 8-го специального (коррекционного) класса VII вида к учебнику Л.С. Атанасяна и др.
Рабочая программа содержит следующие разделы: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета (курса), описание места учебного предмета (курса) в учебном плане, планируемые результаты из...
Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) 5 специальный (коррекционный) класс 8 вида
Данная рабочая программа по русскому языку для 5 специального ( коррекционного) класса 8 вида составлена по ФГОС. (учебник Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская)...
Образовательные программы . по предмету «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов VIII вида.(адаптированные)
Образовательные программы . по предмету «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов VIII вида.(адаптированные)...