Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) 5 специальный (коррекционный) класс 8 вида
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Данная рабочая программа по русскому языку для 5 специального ( коррекционного) класса 8 вида составлена по ФГОС. (учебник Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fgospo_russkomu_yazyku_5_kl.galunchikovayakubovskaya.doc | 285.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов
пгтСанчурск
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол № ____ от «___» _______ 20___г. |
| УТВЕРЖДАЮ Директор школы ____________/ / «___» _______ 20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
5 специальный (коррекционный) класс
VIII вида
Составитель: учитель русского языка
Авхадиева М.Л.
I квалификационная категория
2018 г.
- Пояснительная записка.
к рабочей программе уроков по русскому языку в 5 специальном (коррекционном) классе VIII вида.
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл. под редакцией И.М. Бгажноковой, М. «Пр.»,2015г. При планировании использован материал учебника русского языка 5 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Автор: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская М., «Просвещение», 2016 г.
Основные задачи обучения грамматике и правописанию:
-развитие у обучающихся устной и письменной речи, формирование
практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
-коррекция активного(пассивного) словаря на основе чтения и выполнения упражнений, составления предложений, ответов на вопросы, объяснения действий;
- коррекция слухового восприятия на основе упражнений запоминания;
- коррекция вербальной памяти на основе выполнения упражнений, заучивания правил;
- коррекция наглядно – образного мышления на основе демонстрации учебных таблиц, иллюстраций, словарной работы;
Цели:
- выработать навыки грамотного письма через выполнение упражнений;
- развивать речь, память, внимание на основе ответов на вопросы, составления предложений, объяснения действий, выполнения упражнений по запоминанию;
- осуществлять нравственное воспитание; прививать интерес к родному языку.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Основное направление коррекционной работы: коррекция речи и мышления учащихся
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по основным разделам русского языка, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников с ОВЗ обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Программный раздел «Письмо и развитие речи» определяет содержание обучения, умения и навыки, которые должны быть отработаны в период со 2-го по 9-ый класс. Структурно процесс обучения по данному предмету распадается на два этапа: 2 – 4-ый и 5 – 9-ый классы. Рабочая программа по русскому языку в 5 классе учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на разностороннее развитие личности детей с нарушением интеллекта, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое развитие. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. В начале учебного года идёт повторение, учитывающее умственные и возрастные возможности учащихся. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей направлено на обогащение и активизацию словаря, формирование у обучающихся навыков единообразного написания гласных и согласных в корне и приставке. Части речи изучаются в 5 классе в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи, формирования навыков грамотного письма.
Тема «Предложение» включена в календарно-тематическое планирование всех лет обучения. В процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространения простого и сложного предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связной речи. Поэтому в 5 классе проводятся 9 творческих работ, что позволяет учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. Прививаются навыки делового письма, написание объявления, заметки в стенгазету.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения:
- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),
- наглядные (наблюдения, демонстрация),
- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
Изучение предмета осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ, заявленных в лицензии, с учетом психофизических особенностей учащихся в специальных (коррекционных) классах VIII вида.
III.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа согласно учебному плану рассчитана в 5 классе - на 4 час в неделю, 135 часов за учебный год.
IV. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета. Личностные результаты
– осознавать роль речи в жизни людей;
- знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения.
– оценивать и объяснять некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
-понимать ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.
– соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметные:
1-й уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);
• участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
• коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
• различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
• находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
2-й уровень
• списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);
• учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
V. Содержание учебного предмета.
Звуки и буквы. Текст (9 ч) Повторение.
Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная азбука — алфавит. Знакомство с орфографическим словарем.
Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.
Разделительный ь. Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.
Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.
Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли. Предложение. Текст (6 ч) Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.
Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более предложениях). Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте (нахождение местоимений и текстовых синонимов — без называния терминов). Слово. Текст (85 ч) Состав слова Корень и однокоренные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые безударные гласные.
Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.
Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания.
Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение.
Разделительный ъ в словах с приставками.
Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.)
Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о предмете темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль («Ежик», «Ежик-спаситель»). Части речи. Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи.
Имя существительное. Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д.
Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).
Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Правильное написание названий праздников.
Изменение имен существительных по числам.
Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода.
Изменение существительных по падежам (склонение). Склонение существительных в единственном числе с ударным окончанием.
Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа.
Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.
Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога.
Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное восстановление текста по плану и опорным словам.
Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных).
Имя прилагательное. Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.
Упражнения в образовании прилагательных от существительных.
Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).
Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям.
Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение за родовыми окончаниями.
Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным.
Распространение предложений именами прилагательными.
Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по опорным словосочетаниям.
Глагол. Значение в речи.
Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства).
Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.
Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам.
Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы. Предложение. Текст (16 ч) Нераспространенное и распространенное предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении.
Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.
Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование.
Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении.
Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем).
Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.
Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления.
Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с деформированным текстом. ПОВТОРЕНИЕ (10 ч) Связная речь (9 ч) Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста. Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях.
Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова.
Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях.
Коллективное составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы, структуры текста и средств связи. Использование образных слов и выражений. Запись текста на доске и в тетрадях.
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых).
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.
Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных средств языка.
Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части.
Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на доске и в тетрадях.
СЛОВАРЬ: адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе, внезапно, герой, граница, диалог, до свидания, жалеть, желтый, забота, здравствуй, идти, иней, каникулы, килограмм, коллекция, конверт, конструктор, корабль, Красная площадь, космос, космонавт, лестница, лягушка, минута, область, облако, огромный, однажды, отряд, охрана, пассажир, победа, природа, салют, свобода, случай, столица, телефон, телевизор, ураган, человек, черный (48 слов).
Формируемые БУД:
Личностные учебные действия: осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями; способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности. Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. Проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Коммуникативные учебные действия : вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.п.); использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач. Формировать вербальные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);формировать невербальные способы коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); формировать умение работать в парах и малых группах. Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль и совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с нею свою деятельность Познавательные учебные действия: Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать логическое действие (сравнение. Анализ, синтез, обобщение. Классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном, вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности(природных, социальных, культурных и т.д.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Грамматика, правописание и развитие речи
- Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
- Оценка письменных работ учащихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ во II-IV классах – списывание и диктанты, в V-IX классах - диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся специальных (коррекционных) классов.
Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить.
Примерный объем текстов контрольных работ :
V – 45-50 слов;
VI – VII – 65-70 слов;
VIII–IХ 75-80 слов;
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
V-IX классы
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
«3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
«1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
- повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);
- недописывание слов;
- пропуск одной части слова при переносе;
- повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
«1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
- Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В IV-V классах для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах – 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.
«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
«1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.
VI. Календарно – тематическое планирование уроков русского языка
№ п/п | Тема урока | кол-во часов | Тип урока (форма и вид деятельности) | дата | |
по плану | по факту | ||||
1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48. 4 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 | ПОВТОРЕНИЕ. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами Ь, Е,Ё,И,Ю. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы Е,Ё,Ю,Я. В начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения слова Алфавит. Звуки и буквы.
Предложение. Практические упражнения в составлении и распространении предложений.. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различие предложений по интонации. Предложение. Составление предложений СЛОВО.Текст СОСТАВ СЛОВА Корень и однокоренные слова. Практические упражнения в нахождении и обозначении корня в словах. Окончание. Сочинение по картинкам (стр. 26.Упр. 66). Приставка Образование слов при помощи приставок. Суффикс Образование слов при помощи суффиксов. Образование слов при помощи приставок и суффиксов. Контрольный диктант по теме «Состав слова». Работа над ошибками. Две безударные гласные в словах. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные. Правило проверки звонких и глухих согласных в корне слова. Непроизносимые согласные. Упражнение в написании слов с непроизносимым согласным. Двойные согласные. Сочинение «На экскурсии» Контрольный диктант по теме « Правописание гласных и согласных в корне». Работа над ошибками.
Приставки и предлоги. Правописание приставок.. Буква Ъ после приставок. Изложение «Вьюга в лесу». Части речи Общее понятие о частях речи. Различие частей речи по вопросам. Определение частей речи. Сочинение по вопросам. «Отзыв о прочитанной книге». Контрольный диктант по теме «Части речи». Работа над ошибками . Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные. Определение собственных имен. Названия газет, журналов, книг, кинофильмов и др. Деловое письмо. Адрес на конверте. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Число имен существительных. Род имен существительных. Определение рода имен существительных. Правописание имен существительных женского и мужского рода С шипящей (Ж,Ш,Ч,Щ,) на конце. Число и род имен существительных. Контрольный диктант по теме «Род имен существительных» Работа над ошибками. Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж. Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж. Предложный падеж. Три склонения имен существительных Первое склонение имен существительных. Второе склонение. Третье склонение. Контрольный диктант по теме «Склонение имен существительных». Работа над ошибками. Написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения в И.п. Окончания имен существительных 1-го склонения в Родительном падеже. Окончания имен существительных 1-го склонения в Дательном падеже. Написание падежных окончаний сущ-ых 1-го склонен. в Родительном и Дательном падежах. Окончания имен существительных 1-го склонения в Винительном падеже. Окончания имен существительных 1-го склонения в Творительном падеже. Окончания имен существительных 1-го склонения в Предложном падеже. Написание падежных окончаний сущ-ых 1-го склонен. в Дательном и предложном падежах. Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения. Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения, обозначающих имена и отчества. Сочинение по картине «Весна». Контрольный диктант по теме «Первое склонение имен существительных». Работа над ошибками. Второе склонение имен существительных в единственном числе. Ударные и безударные окончания имён существительных 2-го склонения. Окончания имен существительных 2-го склонения в И. п. и В.п. Окончания имен существительных 2 –го склонения в Родительном падеже. Определение Родительного и Винительного падежей существительных 2-го склонения. Окончания имен существительных 2-го склонения в Дательном падеже. Окончания имен существительных 2-го склонения в Творительном падеже. Окончания имен существительных 2-го склонения в Предложном падеже. Изложение рассказа «Храбрый сторож». Контрольный диктант по теме «Второе склонение имен существительных». Работа над ошибками. Третье склонение имен существительных в единственном числе. Написание ударных и безударных окончаний существительных 3-го склонения. Окончания имен существительных 3-го склонения в Родительном, Дательном, Предложном падежах ед.ч.. Неодушевленные имена существительные 3-го склонения в Именительном и Винительном падежах. Окончания имен существительных 3-го склонения в Творительном падеже. Написание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения. Падежи и падежные окончания имен существительных. Правописание окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения. Изложение по вопросам «Как спасся зайчишка?» Использование существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения в различных падежах при составлении ответов на вопросы. Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных» Работа над ошибками. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Грамматический разбор предложений. Второстепенные члены предложения. Связь между словами в предложении. Нераспространенные и распространенные предложения. Распространение предложений с помощью вопросов. Составление рассказа по картинкам. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие и сказуемые. Однородные второстепенные члены. Составление ответов на вопросы предложениями с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Союз И между однородными членами предложения. Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного». Работа над ошибками. Сочинение «Мой товарищ» («Моя подруга».) (557) Повторение Состав слова. Корень и однокоренные слова. Составление рассказа по опорным словам. Разбор слов по составу. Рассказ по сюжетным картинкам. Приставка, корень, суффикс, окончание. Составление рассказа по началу. Правописание гласных и согласных в корне слова. Работа с текстом. Части речи. Работа с диалогом. Составление текста письма другу. (родственнику) Грамматические признаки имен существительных. Работа с диалогом. Морфологический разбор имени существительного. Составление рассказа по картинке. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Грамматический разбор предложений. Работа с текстом. Однородные члены предложения. Работа с диалогом. Знаки препинания при однородных членах. Работа с текстом. Составление предложений с однородными членами. Поздравительная открытка. Работа с текстом. Работа с диалогом. Изложение по мотивам повести Н.Гарина –Михайловского «Тема и Жучка». Грамматический разбор предложений. | 1 1 1 1 1 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Урок обобщения и систематизации знаний и умений Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Обобщения и систематизации знаний Комбинированный Комбинированный Комбинированный
Урок активизации знаний и умений Комбинированный Комбинированный Комбинированный Урок контроля и коррекции знаний и умений
Урок закрепления знаний и умений Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Урок активизации знаний и умений Урок контроля и коррекции знаний и умений Урок закрепления знаний и умений Комбинированный Комбинированный Урок активизации знаний и умений Комбинированный Комбинированный Урок активизации знаний и умений
Урок контроля и коррекции знаний и умений Урок закрепления знаний и умений Комбинированный Комбинированный Комбинированный Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Урок контроля и коррекции знаний и умений Урок закрепления знаний и умений
Урок изучения нового материала и первичного закрепления Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Урок изучения нового материала и первичного закрепления Комбинированный Комбинированный Комбинированный Урок контроля и коррекции знаний и умений Урок закрепления знаний и умений
Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Урок активизации знаний и умений Урок контроля и коррекции знаний и умений Урок закрепления знаний и умений Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Урок активизации знаний и умений Урок контроля и коррекции знаний и умений Урок закрепления знаний и умений Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Урок активизации знаний и умений Урок обобщения и систематизации знаний и умений Урок контроля и коррекции знаний и умений Урок закрепления знаний и умений Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Урок активизации знаний и умений Комбинированный Комбинированный Комбинированный Урок закрепления и систематизации знаний и умений Комбинированный Комбинированный Урок контроля и коррекции знаний и умений Урок закрепления знаний и умений Урок активизации знаний и умений Комбинированный Комбинированный Урок повторения и закрепления Комбинированный Комбинированный Комбинированный Урок активизации знаний и умений Комбинированный Урок закрепления и систематизации знаний Комбинированный Комбинированный
Комбинированный Комбинированный Комбинированный Урок закрепления и систематизации знаний Комбинированный Урок активизации знаний и умений Комбинированный |
Выполнение практической части программы
Вид работы | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | всего |
Контрольные работы | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 |
Творческие работы | 2 | 2 | 3 | 2 | 8 |
VII.Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса;
Учебник : В.В.Воронкова Русский язык 5 класс М. , «Просвещение», 2005 г.
Дополнительная литература:
А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка» М., «Просвещение» 1991 г.
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Имя существительное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение» 2002 г.
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение» 2002 г.
А.К.Аксенова «Методика русского языка» М., «Просвещение» 1992 г.
Н.М.Барская, Л.А.Нисневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы» М., «Просвещение» 1992 г.
В.В.Волина «Веселая грамматика» М., «Знание» 1995 г.
Б.Т.Панов «Внеклассная работа по русскому языку» М., «Просвещение» 1980 г.
Л.Т.Григорян «Язык мой – друг мой» Пособие для учителя. М., «Просвещение» 1980 г.
Л.Успенский «Слово о словах» Ленинград, 1956 г.
П.А.Грушников «Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах» М., «Просвещение» 1973 г.
Э.Д.Вартаньян « Из жизни слов» М., «Детская литература» 1973 г.
И.В.Веркеенко «Упражнения и проверочные задания по русскому языку»: тетрадь для учащихся 5 кл. спец. (коррекц.) общеобразоват. шк. VIII вида. М., «Владос» 2005 г.
Дидактический материал, карточки, картинки, раздаточный материал.(для учащихся)
Таблицы:
«Предложение. Главные и второстепенные члены предложения»
«Однородные члены предложения»
«Звуки и буквы»
«Гласные и согласные звуки»
«Звонкие и глухие согласные»
«Ударные и безударные гласные»
«Алфавит»
«Корень и однокоренные слова»
«Окончание», «Приставка», «Суффикс».
«Непроизносимые согласные», «Двойные согласные в словах»
«Части речи», «Имя существительное», «Число имен существительных», «Род имен существительных»
«Падежи», «Склонение имен существительных», «Собственные и нарицательные имена существительные»
Мультимедийное оборудование, экран, музыкальный центр.
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
1-й уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);
• участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
• коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
• различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
• находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
2-й уровень
• списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);
• учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя
ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольные диктанты.
5 класс.
Тема: Повторение. Различие предложений по интонации.
Дятел.
Стук в окно. Кто там? Молчит. Смотрю – дятел! Прицепился за раму и стучит. Избу он принял за дерево, а окно – за дупло. И в дупле кто-то сидит. Белку в дупле видел, птичку тоже. А человека увидел дятел первый раз.
Это был молодой дятел. Он еще мало что видел.
49 слов.
Тема: Звуки и буквы (Звонкие и глухие согласные на конце слова, проверка безударных гласных путем изменения формы слова).
По рога.
Ходили летом по грибы? Весной по рога. Это лоси их зимой скинули.
К зиме рога стали слабые. Задел лось головой за дерево – рог и упал в снег. А снег стает – найдете рога в лесу.
За лето у лося новые рога вырастут.
45 слов.
Тема: Состав слова. Правописание в корне.
Осень.
Осень пришла, холода и дожди принесла. Лужи покрыты тонким ледком. Пора жителям леса запас на зиму делать.
Водяная крыса картошку с огорода тащит. Медведь сало под шкурой копит. Белка грибки по сучкам развесила. Хомяк с поля носит горох. Сам рядом спит, припас сторожит.
Все зимой пригодится!
47 слов.
Разобрать слова по составу: поездка лесник
Тема: Состав слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне.
Новоселье.
Мы купили новую квартиру. Наш дом недалеко от фабрики. У дома аллея берез. Рядом остановка троллейбуса. Приехали. Шофер весело сигналит. Я хватаю вой мешок и мчусь по лестнице. Новоселы выгружают мебель и всякую утварь. Радостные улыбки украшают ненастный день.
39 слов.
Тема: Приставка и предлог.
Сказки.
Ребята на всей земле очень любят сказки. Чтение их – всегда маленький праздник. За лесами, морями живут чудеса. Иванушка летит на волшебном ковре в заморские страны. Добрый молодец спасает красавицу из темницы.
У сказки всегда хороший конец. Поэтому сказки ходят по земле и учат нас добру.
46 слов.
Тема: Разделительный твердый знак.
Угощение.
Зимой ребята повесили для птиц кормушку. Однажды они заметили там белку. Зверек взял в лапки рябину и ловко объел ягодки. Ребята сделали для гостьи столик. Клали туда хлеб, грибки, орешки. Иногда орешки падали в снег. У белки чутье отличное. Сразу найдет орех в снегу и съест его.
48 слов.
Тема: Части речи.
Поздняя осень.
Вчера еще грело солнце. В садах летали шумные стайки птиц. По воздуху плыла паутина.
А сегодня дунул резкий ветер. Иней лег на травы. Стали седыми их тонкие стебли. Съежились от холода листья. К вечеру выпал первый снег.
39 слов.
Второе предложение разобрать по частям речи.
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Булька.
В село Озеры бежит собака Булька. Бежит домой деловито. Откуда она? В деревню Сосновку отдали ее щенка Тузика. И каждый день Булька бежит кормить его.
Наступила весна. Речка Быстрянка разлилась. Теперь щенок на том берегу. Что делать?
Бурные потоки не испугали Бульку. Маленькая собачка бросилась в воду и поплыла.
50 слов.
Тема: Род и число имен существительных.
В лесу.
От села Петушки я шел на лыжах. Тихо стояли деревья. Снежком прикрыты вековые сосны и ели. На снегу следы. Это зайцы бежали к реке. Там они грызли веточки ив. Быстро взлетел глухарь. Крыльям он поднял столб снега. В сильные морозы глухари спят в сугробах. Там им теплее.
49 слов.
Грамматический разбор выделенных существительных.
Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Радости.
Девочки делились своей радостью. У каждой новая вещь. У Аленки красивая брошь. У Тани платье. Ваня молчит и слушает.
В лесу он видел яркие цвета и голубой ручей. Луч солнца дрожал в воде. Казалось: в ней играли серебряные рыбки.
Ваня находил радость там, где хотел.
45 слов.
Тема: Определение типа склонения имен существительных.
Суд над декабрем.
Решили птицы декабрь судить. Устали от него. День он сократил, а ночь удлинил.
Филин выступил против. Ночью хорошая охота.
Тогда надо судить декабрь за снег. Он хоть и мягкий, а травка глубоко. Теперь тетерев против. Он в снегу спит.
Судили, рядили и оставили все как есть.
49 слов.
В первых двух абзацах подчеркнуть существительные, указать склонение.
Тема: Правописание падежных окончаний существительных 1 – го склонения.
Опушка.
Человека и зверя влечет лесная опушка. Хорошо отдохнуть там под березкой. Зимой вдоль опушки идет лыжня. В поле вьюга. По лесу трудно пройти. А по опушке тишь и бродить можно свободно. Вот следы. Это в поле мышковала лиса. Испугалась и бросилась к опушке. Заяц тоже топтался у края леса.
50 слов.
Тема: Правописание падежных окончаний существительных 2-го склонения.
Первая красавица.
Капля была дочкой сосульки и солнца. Она висела на кончике сосульки и хвасталась ручью. Другой такой красавицы нет на свете.
Вдруг дунул ветерок. Упала капля в ручей. А в ручье много таких. Журчит весенний ручей. И в потоке талой воды не видны капли.
45 слов.
Тема: Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения.
В роще.
В роще росли огромные дубы. Их ветки темнели на фоне лазури. В зелени свили гнезда птицы. Пестрые дятлы стучали по толстой коре. По тропинкам бегали муравьи. Под тенью листьев цвели ландыши. Свежий ветер говорил о близости озера.
К ночи в роще наступила тишина.
45 слов.
Тема: Дифференциация падежных окончаний существительных 1 –го и 3-го склонения в Р. , Д. , П. падежах.
Белка – прыгунья.
В нашей местности живут белки. Большая часть их жизни проходит на деревьях.
Я стоял у ели и наблюдал игру зверьков. Они прятались в пышной хвое, мчались к верхушке ели. В ловкости, смелости и красоте трудно найти равных белке. Как безотказно служат ей цепкие лапки и пушистый хвост!
49 слов.
Тема: Правописание падежных окончаний существительных ед. ч..
Март.
В марте зима с весной спорят.
Ночью зима ходит хозяйкой. Скуёт лужи. Остановит ручей. Наморозит сосульку. Свесит ее морковкой с крыши.
А днем весна гуляет, солнцем командует. Лужи на дороге блестят. Ручей в овраге журчит. Повсюду звон капели.
И нет ничего милей этой музыки весны.
39 слов.
Тема: Главные и второстепенные члены предложения.
Нашествие сорняков.
Гонит ветер по дороге листья. Идет осенний дождь. Вместе с водой и ветром прибыли в огород плоды сорняков. Кто приплыл, кто шариком прикатил. А пушинки одуванчиков спустились на парашютике.
Так с осени пробрались в огород хитрые сорняки.
39 слов.
1-е и 2-е предложения разобрать по членам предложения.
Тема: Однородные члены предложения с одиночным союзом И.
Птицы летят.
Март прячет весну под снегом и льдом. Но уже летят на родину грачи.
В апреле чернеют проталины. Журчат в овраге ручьи. Спешат домой стрижи и скворцы.
В конце мая зеленеют луга и сады. Летят домой ласточки.
Много бед ждет птиц в дороге.
44 слова.
Найти три предложения с однородными членами. Однородные члены предложения подчеркнуть.
Тема: Однородные члены предложения без союзов.
У кого какой дом.
Весной в лесу шум и гам. Это птицы начинают строить новые дома.
Им нужны веточки, солома, трава, перья. Славке – портнихе нужен стебелек.
Им она сошьет два листа. Ласточке нужна глина. Пеночке – травка.
Целый дворец с входом и выходом копают под землей крот и мыши.
48 слов.
В 3-ем предложении подчеркнуть однородные члены.
Тема: Повторение пройденного за год.
Отнятая радость.
Вдоль дороги зеленая полоска. Это первые цветы. На короткой ножке солнечная капелька.
Прошло несколько дней. Шла я из деревни той дорогой. Впереди заметила фигурку. Девочка нагибалась, и за ней тускнела золотая полоска. Она рвала цветы. Я подошла к девочке. Из подола посыпались солнечные капельки.
Меньше стало на земле радости.
51 слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку в специальных (коррекционных) классах 8 вида 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа по русскому языку в специальных (коррекционных) классах 8 вида 5-9 классы...
Рабочая программа по русскому языку ФГОС для 5 класса
Рабочая программа по русскому языку составлена с учётом требований ФГОС. Расчитана на 5 часов в неделю, всего 102 часа....
Рабочая программа по русскому языку ФГОС для 6 класса по учебнику Т.А.Ладыженской
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС согласно новому положению о рабочих программах...
Рабочая программа по русскому языку ФГОС 5-9 класс
Рабочая программа по русскому языку и литературе, составленная учителем русского языка и литературы Шевченко Г.Г....
Рабочая программа по русскому языку ФГОС для 7 класса к учебнику Ладыженской, Баранова и др.
Рабочая программа по русскому языку ФГОС для 7 класса к учебнику Ладыженской, Баранова и др....
Рабочая программа по русскому языку - ФГОС ОВЗ, 8 класс, 136 часов
УМК Якубовская, Галунчикова + календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по русскому языку ФГОС 10- 11 классы
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:Выпускник на базовом уровне научится:использовать языковые средства адекватно цели общения и ре...