Методическая разработка по ИЗО "Цветоведение"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Методическая разработка обобщающего урока по теме: «Цветоведения» в 6 классе.  Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся по цветоведению.Урок обобщения проходил в виде викторины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon цветоведение61 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

                                       Обобщающий урок по ИЗО в 6 классе.

                                              Тема: Цветоведение.

         Цели: углубить и систематизировать знания учащихся по цветоведению.

         Задачи:

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущем уроке;  обобщить материал как систему знаний; сформировать умения составлять сближенную цветовую гамму.
  •       воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего.
  •       развивающие: развивать пространственное мышление, внимание, память. умение формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес.

         Краткий план урока.

  1. Организационный момент. Постановка цели.-3 мин.
  2. Этап проверки  знаний, умений, навыков.-35 мин.
  3. Анализ ученических  работ. Итог урока-5 мин.  
  4. Рефлексия - 2 мин.

        Зрительный ряд: методические таблицы, «цветовой круг», муляжи, иллюстрации, электронные презентации.

        Оборудование: акварель, гуашь, бумага, кисти, палитра.

        ТСО: мультимедиа, фотоаппарат.

        Методическая литература: 

Алексеев С.С. О цвете и о красках. Искуство,1980

Сокольникова Н.М. Основы рисунка.

Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.-Титул,2001

Чарнецкий Я.Я. Рисование.-М.: Просвещение 1970.

 

                                                             Ход урока.

  1.  Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня мы продолжаем беседу о цвете. А проведем урок – обобщения в виде викторины. Создать две команды – синие и красные. Ответы оцениваются фишками.

  1. Беседа

Учитель: Ребята, Вы знаете, что основным средством выразительности в живописи является цвет. Художнику цвет помогает раскрыть образ. Наука о цвете называется цветоведением и возникла она очень давно.

И мы сегодня приведем в систему наши знания о цвете, вспомним все, что уже знаем.

Учитель: К нам на урок пришли проверить ваши знания три добрых мастера: мастер изображения, мастер украшения и мастер постройки.    

                                        Мастер изображения – учит рисовать, лепить          и видеть мир глазами художника.

                                        Мастер украшения – учит украшать,                любоваться красотой, удивляться.

                                        Мастер постройки – учит строить и создавать новые вещи, конструировать.

Начинаем викторину.

Вопрос 1 команде: Как называется наука о цвете? (цветоведение).

Вопрос 2 команде: Как называется круг, в котором расположены все цвета, и какое количество цветов должно быть в нем? (Цветовой круг. Может быть разное количество цветов, но не более 150 (больше количества глаз не различает).

                                        Важно чтобы были основные цвета (красный, желтый, синий) и вы знаете, что каждый цвет имеет оттенок (зеленый: светло-зеленый, темно-зеленый).  А если все эти цвета смещать межу собой, то получится несколько тысяч цветов и оттенков.

Вопрос 1 команде: Какие цвета называются основными? (красный, желтый, синий.  Они самостоятельны и их нельзя получить при смешивании).        

Вопрос 2 команде: Какие цвета называются производными (составными). Каким путем можно получить?  (доказать их на стекле) (оранжевый, зеленый, фиолетовый).

        Учитель: Так ребята и появился цветовой круг.

Вопрос 1 команде: Какой цвет получается при смешивании белой и черной краски. И так эти цвет называются? (серый цвет).

Серый, черный и белый называется ахроматические – они, по существу, бесцветны и отличаются друг от друга по светлоте.

          Вопрос 2 команде: Как называются все остальные цвета в цветовом круге, которые отличаются друг от друга по светлоте и цветовому тону? (хроматические)

Например: красный светлее синего, и отличается цветовым тоном.

Учитель дополняет:  Эти цвета можно увидеть, если поймать солнечный зайчик зеркалом и направить на стену.

А где это явление можно увидеть в природе. Ответ ученика (радуга).

Вопрос 1 команде: На какие 2 группы можно разделить хроматические цвета? (теплые, холодные)

Теплые – преобладают оттенки желтого, красного,  и связан с ощущением тепла, радости, счастья, хорошего настроения.

                                        Холодные- оттенки синего и фиолетового и

                                       связан  с ощущением холода, льда. Выразить

                                       можно печаль, грусть, беду.                                                                                              

                                       

Вопрос 2 команде:       Назовите контрастные цвета  и как они лежат в цветовом круге? (красный и зеленый, фиолетовый и желтый, оранжевый и синий. Лежат в цветовом круге друг против друга).

          Ученик дополняет: Если нужна скромная, спокойная расцветка, например, для обоев в комнате, для ткани на костюм, лучше сочетать близкие по цветовому тону: зеленый и коричневый, красный и оранжевый, голубой и серый. Эти цвета взаимно гасят друг друга.

Если нужна яркая, выразительная расцветка, то нужно сочетать контрастные цвета (дополнительные).

О  секретах  дополнительных цветов должны помнить художники (например художник – натюрморщик). Красный помидор будет выглядеть еще более красным рядом с зеленой петрушкой, огурцом, а фиолетовый баклажан станет более ярок и выразительный с желтой репой, лимоном.

    Контрастные цвета усиливают звучание друг друга. Зная эти хитрости, портные умело подбирают украшения. Если нужна яркая, выразительная расцветка, то пользуются дополнительными цветами. А если спокойная, скромная, то подбирают близкие по цветовому звучанию.

        Вопрос 1 команде: Здесь геометрические фигуры теплых и холодных тонов. Какие из них удаляют, а какие приближают? (Почему?) (Холодные тона удаляют, а теплые приближают).

        Этим секретом пользуются дизайнеры. Если потолок побелить в розовый цвет, тот будет казаться ниже, а если окрасить в голубой, синий, то будет казаться выше.

         Вопрос 2 команде:    Даны две одинаковые фигуры, но различный фон.

Скажите, на каком фоне фигура, кажется больше? (светлая фигура на темном фоне, кажется больше).

Общий вопрос: Я прочитаю стихотворение, а вы подсчитайте количество цветов, о которых идет речь. (10 цветов).

Не во сне,

А наяву –

Что же здесь такого?

Я на радуге живу,

В домике лиловом.

Выбегая поутру

В бежевых сапожках,

Ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев падают роса

В темно-синей чащи,

Филин желтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К розовым озерам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым хвостом,

Белорыбицы плывут

Под вишневый мостик…

Я на радуге живу,

приходите в гости!

Практическое задание: Его приготовил мастер изображения.

Учитель читает задание в письме.

  1. Составить гармонию теплых пятен    «В солнечном городе».
  2. Составить гармонию холодных пятен «В царстве снежной королевы»

         III. Итог урока. Выявление победителей.

Итак, Ребята, о секретах цвета мы будем еще много узнавать. Сегодня на уроке мы обобщили знания о цвете и цветовом круге, о влиянии цвета друг на друга, учились составлять гармонию теплых и холодных пятен.

          IY Рефлексия. Выставление оценок. Уборка рабочих мест.

  • Кто на уроке испытывал трудности, кому было неинтересно, прикрепите к нашему дереву красный листочек, а кому показалось всё легко – зеленый.
  • Каких листочков больше? Почему?
  • Над чем предстоит ещё поработать?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...