рабочая программа ИЗО 7 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа № 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Н. М. Веретёхина
Приказ№ 59 от 30.08.12
Рабочая программа
по изобразительному
искусству
для обучающихся 7 класса
на 2012/2013 учебный год
Учитель: Жук Е.Н.
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Зам. директора по УВР
протокол №1 от 27.08.12 И.Н. Позднякова
руководитель ШМО 28.08.12
Е.В. Чернявская
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для VII класса составлена на основе:
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 г. №1089, источник: Сборник нормативных документов/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2005);
- Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (приложение к письму Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана», источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде);
- Авторской программы Неменского Б.М., Горяевой Н. А., Неменской Л. А. и др. Изобразительное искусство и художественный труд, источник: Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. С краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010;
- Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 N 1312);
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области на 2012-2013 учебный год (приказ департамента общего и профессионального образования Брянской области от 23 марта 2012 г № 552;
-Учебного плана МБОУ Климовской СОШ№1 на 2012-2013 уч.год (приказ от 30.08.2012г. №58)
- Годового календарного учебного графика МБОУ Климовская СОШ№1 на 2012-2013 учебный год (приказ от 31.08.2012 г № 64);
Цель программы: формирование у обучающихся художественного способа познания мира, системы знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
Задачи программы:
1. развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
2. воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
3. освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
4. овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
5. формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение изобразительного искусства в основной школе (V-VII класс) отводится 105 часов: 1 ч в неделю в каждом классе, что полностью соответствует используемой авторской рабочей программе.
Изменения и дополнения, внесённые в авторскую программу Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»: в связи с изучением модуля «Изобразительное искусство» в рамках регионального курса «Брянский край» из темы «Место и роль картины в искусстве XX века» исключено изучение творчества братьев С. и А. Ткачевых. Также в отличие от уроков в 5 и 6 классах при изучении тем курса региональный компонент не рассматривается.
Требования к уровню подготовки обучающихся VII класса по изобразительному искусству
Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);— о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
-о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.
Учащиеся должны уметь:
- связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
- передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
- изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
- выполнять элементы оформления альбома или книги;
- отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
- вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
В процессе практической работы учащиеся должны:
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образно го видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чу кость и активность восприятия реальности;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции. По выбранной теме и поиски способа ее выражений;
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности на уроках ИЗО
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Формы и методы организации и проведения занятий, межпредметные связи
Осуществляя педагогическую деятельность, применяют особые методы художественно- эстетического воспитания:
-метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);-метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
-метод диалогичности (позволяет учащимся общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);
-метод сравнений (для активизации мышления);
-метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
-метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);
-метод привлечения жизненного опыта детей;
-метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных);
-визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);
-словесный метод;
-наглядный метод.
Формы работы:
-коллективно - творческая деятельность;
-индивидуально практическая деятельность;
-игровые формы работы.
В современном образовании огромное место занимают межпредметные связи, позволяющие учащемуся сформировать для себя единую картину познаваемого мира и собственное эмоционально-ценностное отношение к нему. Особенно проблема межпредметных связей, а в перспективе- и интегрированного образования- характерна для преподавания ИЗО, которые по определению не может не опираться на разделы курсов литературы, музыки , прочих гуманитарных и даже естественных дисциплин.
Формы контроля и возможные варианты проведения.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ, а итоговая- в форме теста.
Методика контроля как целостная система состоит из разных структурных компонентов.
По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков на уроке изобразительного искусства подразделяются на: устные, письменные, тесты, наглядные, проблемно- поисковые и др..
Методы контроля используются в комбинированном виде, процессе изучения искусства они дополняют друг друга. Каждый методвключает в себя совокупность приёмов контроля.
Формы контроля:
- По количественному составу обучающихся:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная;
- классно- обобщающая проверки.
2. По особенностям организации деятельности учащихся на уроке:
- письменная;
- устная;
- домашняя самостоятельная практическая работа.
3. По технологии проведения:
- графическая;
- тестированная.
-викторины
-отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4. По интенсивности проверки:
- зачёт;
- уплотненный опрос;
- комбинированный опрос.
5. По уровню познавательной самостоятельности учащихся:
- репродуктивная;
- самостоятельная работа по заданию;
- самостоятельные практические исследования.
Виды контроля на уроках ИЗО:
Вводный (предварительный)- диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы.
Предпосылка для успешного планирования учебным процессом;
Промежуточный - выявление глубины, объёма и качества восприятия материала. Определение имеющихся проблем в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей развития;
Итоговый- выявление степени усвоения знаний раздела нескольких тем в форме зачёта, контрольной работы. Оценка знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями учебной программы.
Эти методы и формы контроля делают урок интересным и , как следствие активизируют учебный процесс.
Также с учётом специфики предмета используются следующие критерии оценки знаний и умений обучающихся по изобразительному искусству:
Отметка | Показатели оценки результатов учебной деятельности |
Оценка «5» (отлично) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно. Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера. Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету. |
Оценка «4» (хорошо) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки. Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем. Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла |
Оценка «3» (удовлетворительно) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах. Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта. Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала. |
Оценка «2» (неудовлетворительно) | ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки. |
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.
К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.
Содержание программы учебного курса
Виды и приемы художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в VII классе:
– изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
– декоративная и конструктивная работа;
– восприятие явлений действительности и произведений искусства;
– обсуждение работ, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
– изучение художественного наследия;
– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
– прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания:
-восприятие учебного материала;
- осмысление;
- усвоение;
- применение усвоенного в практической деятельности.
Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений.
I четверть «Изображение фигуры человека и образ человека» ( 8 ч)
Тема. Изображение фигуры человека в истории искусства
Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.
Задание: аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур, коллективное создание фризов, изображений древних шествий, характерных для древних культур (по представлению, на основе аналитического рассмотрения и обсуждения памятников древнего искусства).
Материалы: альбомные листы и графические материалы; полотно обоев, ножницы, клей для коллективной работы.
Зрительный ряд: Египет: рельеф «Зодчий Хесира», фрагменты фризовых изображений; античные изображения фигуры человека в росписи ваз и в скульптуре: Мирон. Дискобол; Поликлет. Дорифор.
Тема. Пропорции и строение фигуры человека
Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения фигуры человека.
Задание: зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.
Материалы: карандаш, альбомные листы бумаги; для аппликации: вырезанные из тонированной бумаги части схемы фигуры.
Зрительный ряд: учебные пособия и таблицы; учебные рисунки фигуры человека; изображение фигуры человека в древнегреческой вазописи, рисунки великих мастеров Возрождения.
Тема. Лепка фигуры человека
Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX — начала XX века.
Задание: лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) с использованием проволочного каркаса. Выразительность пропорций и движений.
Материалы: пластилин или глина, проволока для каркаса.
Зрительный ряд: скульптурные работы Мирона, Поликлета, Донателло, Микеланджело, О. Родена, В. Мухиной.
Тема. Набросок фигуры человека с натуры
Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
Задание: наброски с натуры одетой фигуры человека — наброски одноклассников в разных движениях.
Материалы: карандаш, тушь, фломастер, перо, черная акварель (по выбору).
Зрительный ряд: зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве.
Тема. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый — понимание красоты человека в античном искусстве; второй — духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.
Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.
Интерес к жизни конкретного человека, значение индивидуального образа, высокое значение индивидуальной жизни. Потеря высоких идеалов* человечности в европейском искусстве конца XX века. Беседа о восприятии произведений искусства.
Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства указанных периодов.
II четверть «Поэзия повседневности» (8 ч)
Тема. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов.
Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.
Задание: изображение учащимися выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства.
Материалы: гуашь, акварель или материалы для графического рисунка, бумага.
Зрительный ряд: фрагменты древнеегипетских фризовых росписей, сюжеты древнегреческой вазописи, фрески Помпеи, персидская миниатюра, японская гравюра.
Тема. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры
Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их.
Появление и развитие интереса к повседневному бытию человека в европейском искусстве. Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и сострадание человеку.
Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.
Беседа о восприятии произведений искусства.
Зрительный ряд: сцены крестьянской жизни в картинах П. Брейгеля, в картинах фламандских и голландских художников XVII века; Ж.-Б. Шарден. Молитва перед обедом; А.Ватто. Общество в парке; А.Венецианов. На жатве; П.Федотов. Сватовство майора; О.Ренуар. Качели; Э.Дега. Балетный класс; В. Перов. Тройка, Чаепитие в Мытищах; Н. Ярошенко. Всюду жизнь; Б.Кустодиев. В трактире.
Тема. Сюжет и содержание в картине
Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.
Задание: работа над композицией с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни, например «Завтрак», «Ужин», «Утро (или вечер) в моем доме», «Чтение письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и т. п.
Материалы: гуашь или акварель, возможны также графические материалы по усмотрению учителя, бумага.
Зрительный ряд: по нескольку произведений с похожим сюжетом разных авторов: Ян Вермеер. Служанка с кувшином молока; А.Пластов. Ужин трактористов; 3. Серебрякова. Крестьяне; И.Левитан. Осенний день. Сокольники; К. Моне. Прогулка в парке; А.Ватто. Общество в парке; В.Борисов-Мусатов. Прогулка на закате; и др.
Тема. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве
Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к человеку, к окружающим людям — необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.
Задания: 1) жизнь моей семьи: увидеть глазами художника, как дома проходят утро, вечер, воскресные и будние дни. (Или по выбору учащихся жизнь в школе.) Выделить один или несколько простых сюжетов, например: «Мама готовит ужин», «Семейный вечер», «Поездка к бабушке», «Завтрак» и т. д. Сделать композиционные рисунки на выбранные темы. Расширение задания: композиция (изобразительное сочинение) на выбранную тему после, подготовительных зарисовок;
2) жизнь людей на моей улице: выполнение набросков или зарисовок, сценок на улице — по возможности с натуры, по памяти и по представлению, например: «Продавцы цветов», «У киоска», «Во дворе», «На бульваре», «У витрины магазина».
Материалы: карандаш, фломастер, перо или гуашь (по выбору), бумага.
Зрительный ряд: произведения графики и живописи российских художников XX века с ярким пластическим выражением сценок из жизни города или села, например: работы Л. Сойфертиса, А. Кокорина, О. Верейского, Ю. Пименова, А. Дейнеки, Д. Жилин-ского, В. Попкова и др.
Тема. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)
Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.
Задание: создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом.
Материалы: по выбору учащихся.
Зрительный ряд: Б.Кустодиев. Серия «Российские типажи»; П.Федотов. Зарисовки жизни города; работы А. Рябушкина, Ап. Васнецова, а также В. Перова и других передвижников, произведения местных художников.
Литературный ряд: литературные отрывки и воспоминания о жизни в данном месте.
Тема. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)
Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник — это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т. е. превращение обычного в необычное.
Задание: создание композиции в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или коллективная работа).
Материалы: гуашь, кисти, бумага, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: произведения К. Сомова, А. Бенуа, Б. Кустодиева, М. Врубеля, а также П. Брейгеля, Ф. Гойи, А. Ватто, О. Ренуара.
III четверть «Великие темы жизни» (11 ч)
Тема. Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох
Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи— фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.
Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей; обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века.
Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства.
Зрительный ряд: примеры монументальных фресок эпохи Возрождения художников Т. Мазаччо, А. Мантеньи, Пьеро делла Франчески, С. Боттичелли, Рафаэля; исторические и мифологические картины Д. Веласкеса, П.-П. Рубенса, Н. Пуссена, исторические произведения Э. Делакруа, Ф. Гойи, Ж.-Л. Давида.
Тема. Тематическая картина в русском искусстве XIX века
Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина — философское размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства.
Беседа о великих русских живописцах XIX столетия (выбор произведений для более углубленного рассмотрения — за учителем).
Зрительный ряд: К.Брюллов. Последний день Помпеи; А.Иванов. Явление Христа народу; В.Суриков. Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни; И.Репин. Бурлаки на Волге; И.Крамской. Христос в пустыне; Н. Ге. Библейский цикл картин; М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею.
Тема. Процесс работы над тематической картиной
Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы — поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды — сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобия и условности в изобразительном искусстве. Беседа.
Задание: выбор темы из истории нашей Родины; сбор зрительного материала и зарисовки необходимых деталей (из книг и альбомов): костюмов, предметной и архитектурной среды, соответствующей теме; композиционные поисковые эскизы; исполнение композиции. Темы могут быть найдены учениками, но может быть общая для всего класса тема, предложенная учителем, подготовленная под его руководством и получившая разное решение в работах учеников. Подготовительные материалы к картинам А. Пластова, Е. Моисеенко см. в главе («Открытая мастерская» в книге Б. Йеменского «Познание искусством» (М., 2000).
Материалы: карандаши, альбомные листы для подготовительной работы, краски гуашь или акварель, более крупный формат бумаги для исполнения композиции.
Тема. Библейские темы в изобразительном искусстве
Вечные темы в искусстве.
Занятие 1. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков.
Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий.
Занятие 2. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.
Задание: создание композиции на библейские темы: «Святое семейство», «Поклонение волхвов», «Рождество», «Возвращение блудного сына» и др. по выбору обучающихся.
Материалы: гуашь или графические материалы по выбору учителя, бумага.
Зрительный ряд: 1) иконы «Владимирская Богоматерь», «Ангел Златые Власы»; А.Рублев. Троица; Ф. Грек. Фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде; Дионисий. Спас в силах; другие произведения древнерусской иконописи по выбору учителя; 2) Леонардо да Винчи. Благовещение, Тайная вечеря; Рафаэль. Сикстинская мадонна; Микеланджело. Страшный суд; Рембрандт. Возвращение блудного сына, Святое семейство; А.Иванов. Явление Христа народу; И.Крамской. Христос в пустыне; Н. Ге. Тайная вечеря; Г.Доре. Гравюры к Библии.
Тема. Монументальная скульптура и образ истории народа
Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.
Задание: создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или историческому герою.
Материалы: пластилин (глина), стеки, дощечка.
Зрительный ряд: Э.-М. Фальконе. Медный всадник (Санкт-Петербург); И. Mapтос. Памятник Минину и Пожарскому (Москва); С. Орлов. Памятник Юрию Долгорукому (Москва); А. Опекушин. Памятник А.С.Пушкину (Москва); Н.Андреев. Памятник Н. В. Гоголю (Москва); Е. By чети ч. Воин-освободитель в Трептов-парке (Берлин); В.Мухина. Рабочий и колхозница (Москва); мемориалы, посвященные памяти героев Великой Отечественной войны в Волгограде, Санкт-Петербурге.
Тема. Место и роль картины в искусстве XX века
Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П.Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм (П.Пикассо. Герника; работы К.Коль-виц, Р.Гуттузо; Ири и Тосико Map у к и. Серия панно «Хиросима»). Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм Сальватора Дали. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве.
Трагические темы в искусстве середины века.
Драматизм истории и личностные переживания человека в искусстве российских художников. Драматический лиризм. Возрастание личностной позиции художника во второй половине XX века.
Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.
Множественность изобразительных языков в российском искусстве второй половины XX века (В. Попков, Д. Жилинский, И. Обросов, Б. Неменский, братья Смолины, В. Иванов, Н. Нестерова, Т. Назаренко и другие по выбору учителя).
Беседа и дискуссия о современном искусстве.
IV четверть «Реальность жизни и художественный образ» (8 ч)
Тема. Искусство иллюстрации. Слово и изображение
Слово и изображение. Искусства временные и пространственные.
Видимая сторона реальности, зримый художественный образ.
Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.
Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.
Задание: выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него; собрать необходимый для иллюстрирования материал (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.); построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить.
Материалы: графические материалы (по выбору) или гуашь, акварель, кисти, бумага.
Зрительный ряд: иллюстрации В. Фаворского, Д. Шмаринова, Н. Куприянова, Кукрыниксов, Д. Бисти и других отечественных художников, а также Г. Доре, О. Домье.
Тема. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве
Конструктивное начало — организующее начало в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реально сти в пространстве картины. Построение произведения как цело го. Зрительная и смысловая организация пространства картины
Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX века.
Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное познание.
Декоративное значение произведений изобразительного искусства и декоративность как свойство и средство выразительности в произведении изобразительного искусства.
Задание: конструктивный анализ произведений изобразительного искусства.
Зрительный ряд: примеры знакомых произведений.
Тема. Зрительские умения и их значение для современного человека
Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».
Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.
Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства.
Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства — звенья культурной цепи.
Задание: более глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.
Зрительный ряд: возвращение к уже знакомым по предыдущим урокам произведениям.
Тема. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве
Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн.
Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Однако направление не становится общей нормой художественной культуры своего времени.
Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений XX века.
Задание: анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.
Зрительный ряд не выходит за пределы уже известных по предыдущим занятиям произведений.
Тема. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства
Беседа. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Великие художники в истории искусства и их произведения.
Целостный образ творчества выбранных учителем двух-трех великих художников.
Задание: произведения, выбранные для беседы о художниках.
Тема. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.
Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи в становлении особого лица русской живописи).
Знания о российских музеях должны быть дополнены знакомством с музеями местного значения. Список зарубежных музеев может быть изменен и дополнен.
Главным содержанием занятия должно стать представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством.
Зрительный ряд: альбомы, подборки слайдов, видеофильмы, посвященные коллекциям музеев.
Учебно-тематический план
№ | Учебный период | Тема учебного периода | Количество часов |
1 | I четверть | «Изображение фигуры человека и образ человека» | 8 |
2 | II четверть | «Поэзия повседневности» | 8 |
3 | III четверть | «Великие темы жизни» | 11 |
4 | IV четверть | «Реальность жизни и художественный образ» | 8 |
Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного
искусства в VII классе (35 уроков)
№ п/п | № уро-ка | Дата проведенных уроков | Наименование раздела, тема урока | Элементы содержания уроков |
I четверть «Изображение фигуры человека и образ человека» ( 8 ч) | ||||
1 | 1 | Изображение фигуры человека в истории искусства. Вводный контроль | Знакомство с изображением фигуры человека в истории искусства. Зарисовка изображений фигуры человека характерных для разных древних культур | |
2 | 2 | Пропорции и строение фигуры человека | Выполнение схемы разнообразных движений фигуры человека Конструирование подвижной модели фигуры человека. | |
3 | 3 | Великие скульпторы. Изображение фигуры человека в истории скульптуры | Знакомство с творчеством известных скульпторов. Защита информационных проектов. Лепка фигуры человека в движении из пластилина | |
4 | 4 | Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX — начала XX века. | Лепка фигуры человека в движении из пластилина с использованием проволочного каркаса на сюжетной основе (по выбору учащихся: балет, цирк, спорт и т.д.) | |
5 | 5 | Набросок фигуры человека с натуры | Наброски с натуры одетой фигуры человека - наброски одноклассников в разных движениях. | |
6 | 6 | Красота движений человека | Рисунок на тему: урок физкультуры в школе, на улице, занятия в секции и на тренировках. Эскиз, выбор композиции, рисунок. | |
7 | 7 | Понимание красоты человека в европейском искусстве | Развитие умения выявлять и анализировать внутренний мир человека в зависимости от его внешнего облика. Защита информационных проектов | |
8 | 8 | Понимание красоты человека в русском искусстве | Защита информационных проектов. Участие в дискуссии. Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме четверти. | |
II четверть «Поэзия повседневности» (8) | ||||
9 | 1 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | Анализ бытовых тем и их поэтического воплощения в искусстве Китая и Японии. Творческая работа: рисование ветки сакуры. | |
10 | 2 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | Развитие навыков анализа произведений искусства. Знакомство с художественными направлениями в русском и европейском искусстве 18- 19 в.в.Работа над проектом «Творчество русских художников» | |
11 | 3 | Творчество художников-передвижников | Знакомство с историей создания Товарищества передвижников. Художник – выразитель мыслей, чувств, идей своего времени. Творчество Крамского, И. Репина, В. Перова, Пукирева. Презентация проектов по творчеству русских мастеров бытового жанра | |
12 | 4 | Сюжет и содержание в картине | Выполнение композиционных набросков, различных по сюжету, но на одну тему. | |
13 | 5 | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве | Выполнение композиционных рисунков по теме: «Жизнь моей семьи». | |
14 | 6 | Жизнь в моём городе в прошлых веках | Выполнение композиционных рисунков по теме: «Жизнь моего села» | |
15 | 7 | Тема праздника в бытовом жанре. | Создание эскиза на тему: «Быт-это не только будни, но и праздники» | |
16 | 8 | Карнавал в изобразительном искусстве. Тестирование по темам «Изображение фигуры человека и образ человека» и «Поэзия повседневности» Промежуточный контроль. | Защита художественно - творческих проектов. Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме четверти. | |
III четверть «Великие темы жизни» (11 ч) | ||||
17 | 1 | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох | Знакомство с монументальной живописью (фреска, мозаика, панно) Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы , батальная картина. | |
18 | 2 | Тематические картины в русском искусстве 19 века | Знакомство с историческими, батальными жанрами Образ могучего вольнолюбивого народа, его судьба и национальный характер, драматический героизм, жизнелюбие и многоликие оттенки переживаний людей в творчестве В. Сурикова | |
19 | 3 | Процесс работы над тематической картиной | Ознакомление с творчеством художников бытового и исторического жанров (Репин, Суриков, Брюллов). | |
20 | 4 | Процесс работы над тематической картиной | Выполнить этюды и зарисовки – сбор натурного материала | |
21 | 5 | Процесс работы над тематической картиной | . Исполнение выбранной исторической композиции. | |
22 | 6 | Библейские темы в изобразительном искусстве | Ознакомление с русской иконописью, особенностью перспективы, композициями на библейские темы. Создание композиции на библейские темы. | |
23 | 7 | Библейские темы в изобразительном искусстве | Создание композиции на библейские темы. | |
24 | 8 | Монументальная скульптура и образ истории народа | Роль монументальных памятников в исторической памяти народа и народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы. | |
25 | 9 | Монументальная скульптура и образ истории народа | Эскиз памятника, посвященного выбранному историческому событию | |
26 | 10 | Место и роль картины в искусстве XX века | Познакомиться с творчеством выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя). Искусство плаката. Роль плаката. | |
27 | 11 | Место и роль картины в искусстве XX века | Выражение в рисунках своих переживаний. Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме четверти. | |
IV четверть «Реальность жизни и художественный образ» (8 ч) | ||||
28 | 1 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | Знакомство с творчеством известных иллюстраторов книг.
| |
29 | 2 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | Исполнение иллюстраций к выбранному литературному произведению | |
30 | 3 | Зрительские умения и их значение для современного человека | Глубокий и системный анализ какого-либо произведения ИЗО | |
31 | 4 | История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве | Знакомство с направлениями и стилями в искусстве. | |
32 | 5 | История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве | Анализ произведений изобразительного искусства с точки зрения их принадлежности к определённому направлению и стилю. | |
33 | 6 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства | Анализ творческой деятельности, творческая индивидуальность художника ( по выбору учителя) | |
34 | 7 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | Ознакомление с хранилищами мирового искусства. Третьяковская галерея в Москве. Эрмитаж и Русский музей в Петербурге. Лувр в Париже. Метрополитен в Нью-Йорке. , др. | |
35 | 8 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре Итоговая контрольная работа по теме курса «Искусство в жизни человека» Итоговый контроль. | Участие в беседе о роли музеев ИЗО в культуре. Художественно-творческие проекты, их защита. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества и знаний учащихся. |
Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения учебного процесса по изобразительному искусству в VII классе
(в соответствии с письмом Рособразования от 01.04.2005 N 03-417 "О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений")
Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз.),
К - полный комплект (наполняемость класса - ___человек),
Ф - комплект для фронтальной работы ( 1 экз. на двух учащихся),
П - комплект, необходимый для практической работы в группах (2-4 человека)
N | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||
1.1. | Стандарт основного общего образования по образовательной области "Искусство" - Сборник нормативных документов/ Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.-М.: Дрофа, 2005 | Д |
1.2. | Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству - сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде) | Д |
1.3. | Авторская программа: Неменский Б.М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. и др. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. С краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010. | Д |
1.4. | Учебно-методические комплекты к программе по ИЗО, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства: УМК под редакцией Неменского Б. М. | К |
1.5. | Учебник по изобразительному искусству: Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Архитектура и дизайн в жизни человека. 7-8 класс /Под ред. Неменского Б.М. – М.: Просвещение, 2010 | К |
1.6 | Альбомы по искусству | Д |
1.7 | Книги о художниках и художественных музеях | Д |
1.8. | Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры | Ф |
1.9 | Словарь искусствоведческих терминов | П |
1.10. | Портреты русских и зарубежных художников | Д |
1.11. | Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента | Д |
1.12. | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека | Д |
1.13. | Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству | Д |
2. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (в том числе в электронном (цифровом) виде) | ||
2.1. | Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям | Д |
2.2. | Видеофильмы: | Д |
2.3. | Слайды (диапозитивы): | Д |
3. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||
3.1. | Мольберты | К |
3.2. | Краски акварельные | К |
3.3. | Краски гуашевые | К |
3.4 | Бумага А3, А4 | К |
3.5 | Бумага цветная | К |
3.6 | Фломастеры | К |
3.7 | Восковые мелки | К |
3.8 | Кисти беличьи N 5, 10, 20 | К |
3.9 | Кисти щетина N 3, 10, 13 | К |
3.10 | Емкости для воды | К |
3.11 | Пластилин / глина | К |
3.12 | Клей | Ф |
3.13 | Ножницы | К |
3.14 | Подставки для натуры | П |
3.15 | Муляжи фруктов (комплект) | Д |
3.16. | Муляжи овощей (комплект) | Д |
3.17. | Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов | Д |
3.18 | Гипсовые геометрические тела | Д |
3.19 | Керамические изделия (вазы, кринки и др.) | П |
3.20 | Драпировки | П |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...