Рабочая программа по предмету изобразительное искусство в 6 классе
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе по программе Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_6_klass.docx | 73.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»
« Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель Руководитель МБОУ
руководителя по УВР «Ленинская СОШ»
МОУ «Ленинская СОШ»
/ Демидова Л.С. / / Хасанов Р.Р. / ______ / Трошина Е.А. /
ФИО ФИО ФИО
Протокол № от Приказ № от
« » 2012г. « » 2012 г. « » 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
преподавателя первой квалификационной категории
Карасёвой Галины Павловны
по предмету изобразительное искусство в 6 классе
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № от
« » 2012 г.
2012 – 2013 учебный год
Стандарт основного общего образования по изобразительному искусству
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Изобразительное искусство и его виды. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-при- кладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).
Художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) живописи, графики и скульптуры: тон и тональные отношения; колорит; цвет и цветовой контраст; линейная и воздушная перспектива; пропорции и пропорциональные отношения; фактура; ритм; формат и композиция[1].
Художественные материалы и возможности их использования.
Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символи-ческого языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Различение произведений народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Орнамент как основа декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов России (дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома).
Изобразительное искусство и архитектура России. Художественная культура Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIII-XX вв. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн). Художественные объединения (Товарищество передвижников, «Мир искусства» и др.). Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры (А.Рублев, Дионисий, В.В.Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Ве-нецианов, И.Мартос, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Суриков, И.Е. Репин, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, В.А.Серов, К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, В.И. Мухина, В.А.Фаворский).
Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.). Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, А.Дюрер, Рембрандт ван Рейн, Ф.Гойя, К.Моне, П.Сезанн, Ван Гог, О.Роден, П.Пикассо, Ш.Э. ле Корбюзье).
Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Понимание смысла деятельности художника в современном мире. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.
Синтез искусств[2]. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Примерные программы по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.
Примерные программы являются ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также могут использоваться при тематическом планировании курса учителем. Примерные программы определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса в различных образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования.
Созданные на основе примерной программы авторские учебные программы и учебники должны логически развивать идеи начальной школы, способствовать формированию опыта художественно-творческой деятельности, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, запечатленным в произведениях изобразительного искусства, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.
Структура документа.
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов (в модальности «не менее») по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика предмета.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Содержание обучения в примерной программе дано крупными блоками. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, варьировать содержание учебников, различными средствами распределять учебный материал и время для его изучения как внутри одного класса, так и между классами.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Цели художественного образования:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, в VIII и IX – по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.
Примерная программа «Изобразительное искусство рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса «Музыкальное искусство» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в звучащем пространстве, значимыми для сохранения и развития музыкальной культуры.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать, воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.
В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
V-VII классы (105 час)
Изобразительное искусство, его виды и жанры (40 часов). Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.
Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.
Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).
Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.
Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.
Язык изобразительного искусства и художественный образ (35 час). Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.
Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).
Опыт творческой деятельности. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 час). Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.
Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления (В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.).
Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.
Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).
Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).
Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИСКУССТВО» (Изобразительное искусство)
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАСС А
Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 6-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Цель программы:
Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Формирование художественно-творческой активности личности:
- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
2 год обучения (6 класс)
Учащиеся должны знать:
- особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
- основные жанры изобразительного искусства;
- известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
- о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
- о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.
Учащиеся должны уметь:
- работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
- выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
- пользоваться различными графическими техниками
- оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»-9ч.
Для изучения раздела программы «Мир наших вещей. Натюрморт»-7ч.
Для изучения раздела программы «Вглядываясь в человека. Портрет» - 10ч.
Для изучения раздела программы «Человек и пространство в изобразительном искусстве»- 8ч.
6 класс «Искусство в жизни человека» - 34 часов
Программа представляет собой целостный интегрированный курс, который системно соединяет в себе изучение основ всех видов пространственных искусств: изобразительных, декоративных, архитектуры и дизайна. Тематическая цельность и последовательность программы не допускает механических повторов и даёт возможность ученику двигаться от урока к уроку по ступенькам постижения искусства как необходимой и естественной составляющей его повседневной жизни.
Цель – введение ученика в систему художественной изобразительной культуры как формы выражения опыта поколений, воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, своего рода зоркости души.
Задача развития художественно-образного мышления ученика обеспечивается характером обучающего материала, системой творческих заданий и жёстким отказом от выполнения заданий по схемам, образцам и заданным стереотипам. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, на задачу самостоятельного построения художественного образа как выражения своего отношения к реальности.
Учебник «Искусство в жизни человека» для 6 класса хорошо иллюстрирован: зрительный ряд, репродукции произведений – это тоже текст, который направлен на развитие зрительских умений учащихся. Только в единстве восприятия искусства и творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления каждого ребёнка.
Учебный материал посвящён изобразительным видам искусства, то есть живописи, графике и скульптуре:
Часть 1 «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»;
Часть 2 «Мир наших вещей. Натюрморт»;
Часть 3 «Вглядываясь в человека. Портрет»;
Часть 4 «Человек и пространство. Пейзаж».
Главы учебника соответствуют четвертям года. Каждая из глав делится на несколько тем, соотнесённых с количеством недель, и может быть изучена при одном учебном часе в неделю.
Каждая глава учебника начинается с теоретической части, предназначенной для беседы и восприятия произведений данной темы, и заканчивается обобщающим материалом.
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр – натюрморт, портрет и пейзаж – рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образных представлений человека, позволяет нам поставить в центр духовные проблемы и подчинить им способы изображения.
Материал учебника подчинён принципу постепенному нарастанию сложности задач и поступенчатого приобретения навыков и знаний. Это позволит ученику пройти интересный творческий путь, формирующий его созидательные интересы и новое видение окружающего мира
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
(базовый уровень)
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны:
уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
Учебник для общеобразовательных учреждений Л. А. Неменская под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека 6 класс». Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации , Москва «Просвещение» 2011.
6 класс. Календарно-тематическое планирование - 34 ч
№ | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Вид контроля | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. | 1 | Комбинированный | Виды изобразительного искусства Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные Знакомство с пространственными, конструктивными (архитектура и дизайн); декоративно-прикладными; изобразительными видами искусства (живопись, графика, скульптура). | Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа | Текущий | 3.09 | |
2 | Рисунок – основа изобразительного творчества | 1 | Комбинированный | Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства. Знакомство с понятиями: графика, набросок, зарисовка, технический рисунок, учебный рисунок, творческий рисунок. | Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер) Уметь делать графические зарисовки с натуры. | Текущий Фронтальный | 10.09 | |
3 | Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. | 1 | Практический | Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников. Знакомство с произведениями художников: Кузьмина, Пикассо, Ван Гога, Митурича, Дейнеки. | Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры Уметь изображать любым графическим материалом гнев, радость, не рисуя предметов; порыв ветра, спокойствие | Текущий Фронтальный | 17.09 | |
4 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. | 1 | Комбинированный | «Формула» хорошей работы – «линия» плюс «пятно». Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное – светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Знакомство с произведениями художников: Рачёва, Дейнеки, Констебля. Знакомство с понятиями: пятно, контраст, тон, тональная шкала, фактура поверхности пятна. | Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики Уметь объяснить на примере и изобразить резкий контраст и мягкий контраст. Уметь определять тональные отношения пятен. Уметь работать широкой и маленькой кистью от «пятна». | Текущий Фронтальный | 24.09 | |
5 | Цвет. Основы цветоведения. | 1 | Комбинированный | Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета | Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов | Фронтальный | 1.10 | |
6 | Цвет в произведениях живописи. | 1 | Комбинированный | Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Растяжка цвета. Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Пуантилизм. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д. Знакомство с произведениями художников: Церетели,Грабаря, Ренуара,Маврина, Обросова. Повторить закрепить понятия: цветовые отношения, тёплые и холодные цвета, локальный цвет, колорит, звонкие и приглушённые цвета. | Уметь работать гуашевыми красками. Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа. Владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи | Фронтальный | 8.10 | |
7 | Объёмные изображения в скульптуре. | 1 | Комбинированный | Выразительные возможности объёмного изображения. Связь объёма с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы Знакомство с понятиями: характер материала, круглая скульптура, рельеф, анималистический жанр, парковая скульптура, произведения мелкой пластики. | Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе Уметь лепить из пластилина или глины животных путём выдавливания частей тела из общего куска. | Текущий Фронтальный | 15.10 | |
8 | Основы языка изображения. | 1 |
| Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения. Закрепить знания о средствах выразительности | Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произве-дения искусства | Фронтальный | 22.10 | |
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 | Комбинированный | Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность Знакомство с понятиями: творческое воображение, правда искусства. Отличие искусства от науки. | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве | Текущий | 29.10 | |
10 | Изображение предметного мира – натюрморт. | 1 | Комбинированный | Многообразие форм изображения мира вещей Повторить закрепить понятия: натюрморт., композиционный центр. | Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (каран | Текущий Фронтальный | 12.11 | |
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 | Комбинированный | Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы. Знакомство с понятиями: конструкция, геометрические фигуры, геометрические тела. | Иметь представление о многообразии и выразительности форм Уметь выполнять из белой бумаги простые геометрические тела, чтобы потом научиться их рисовать; рисунок, например, «геометрической семьи» где все состоят из треугольников, прямоугольников и кружков. | Текущий | 19.11 | |
12 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. | 1 | Комбинированный | Плоскость и объём. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объёмного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения геометрических тел. Понятие ракурса. Знакомство с понятием: перспектива, точка зрения, линейная перспектива, точка схода, линия горизонта, угловая перспектива, центральная линейная перспектива. | Научиться изображать объёмные тела с разных сторон и во взаимодействии друг с другом. Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры | Текущий | 26.11 | |
13 | Освещение. Свет и тень. | 1 | Комбинированный | Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине. Знакомство с произведениями художников: Латура, Сурбарана, Леонардо да Винчи, Ван Хейсума, Хеда, Шардена, Хруцкого, Толстого | Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры Уметь делать карандашом зарисовки того, как распределяется светотень на геометрических телах при боковом их освещении. | Фронтальный | 3.12 | |
14 | Натюрморт в графике. | 1 | Комбинированный | Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника, и выразительность художественных техник. Гравюра, её виды и выразительные возможности. Печатная форма (матрица) и оттиски. Знакомство с произведениями художников: Купреянова, Самарина. Знакомство с понятиями: рисунок, печатная графика (гравюра), эстамп. | Уметь выполнять графический натюрморт углём или пером чёрной тушью. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; | Текущий | 10.12 | |
15 у | Цвет в натюрморте. | 1 | Комбинированный | Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Знакомство с произведениями художников: Сезанна, Матисса, Ван Гога, Коровина, Грабаря, Кончаловского, Машкова, Фалька, КупринаКузнецова, Петрова-Водкина, Сарьяна. Знакомство с произведениями художников Сезанна, Ван Гога, Матисса, Коровина, Грабаря, Кончаловского, Машкова, Куприна, Фалька, Кузнецова, Петров-Водкина, Сарьяна | . Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра | Текущий Фронтальный | 17.12 | |
16 | Выразительные возможности натюрморта. | 1 | Комбинированный | Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Знакомство с произведениями художников Никича, Стожарова, Неменского | . Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра Уметь создавать свой натюрморт. | Фронтальный | 24.12 | |
1 17 | Образ человека – главная тема в искусстве. | 1 | Лекция | Виды портрета (парадный и лирический, социальный, психологический, автопортрет, костюмированный и др.). История возникновения и развития жанра портрета. Изображение человека | Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр | Текущий | 14.01 | |
18 | Конструкция головы человека и её основные пропорции. | 1 | Комбинированный | Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика. | . Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека Уметь создавать портрет в аппликации. | Текущий | 21.01 | |
19 | Изображение головы человека в пространстве. | 1 | Практика | Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика. | Уметь перерисовывать рисунки головы, с целью изучения строения головы человека, её пропорций и расположения в пространстве. | Фронтальный | 28.01 | |
20 | Портрет в скульптуре. | 1 | Комбинированный | Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Образ (индивидуальные особенности, характер, настроение) человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала. Знакомство с понятиями: монументальная скульптура, камерная скульптура. Знакомство с произведениями художников: Аникушина, Манцу, Голубкиной, Белашовой. | Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человекаУметь сделать из пластилина скульптурный портрет литературного героя. | Текущий Фронтальный | 4.02 | |
21 | Графический портретный рисунок. | 1 | Комбинированный | Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет Знакомство с произведениями художников: Фаворского, Рембранта, Дюрера,Кипренского, Тышлера, Сомова, Клуэ. | Уметь выполнять углём портретный рисунок своего товарища, делать портретные зарисовки своих близких, сделать автопортрет. Знать пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры | Текущий Фронтальный | 11.02 | |
22 | Сатирические образы человека. | 1 | Комбинированный | Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Знакомство с понятиями: шарж, чувство меры, чувство правды. Знакомство с произведениями художников: Леонардо да Винчи, Домье, Пикассо, Кузьмина, Ефимова, Горяева. | Уметь делать дружеский шарж, наблюдать. Уметь выполнять рисунок. Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами | Текущий Фронтальный | 18.02 | |
.23 | Образные возможности освещения в портрете. | 1 | Комбинированный | Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. Знакомство с понятием: искусственный и естественный источник света. | Уметь выполнять портретные изображения человека: против света, по свету, при боковом освещении. Уметь работать гуашью – тремя красками (тёмной, тёплой и белой), а также в технике аппликации или монотипии. | Фронтальный | 25.02 | |
24 | Роль цвета в портрете | 1 | Комбинированный | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура. Знакомство с произведениями художников: Серова, Ренуара, Архипова, Борисова-Мусатова, Дерена, Врубеля. | Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи Уметь выполнять линейный набросок портрета пастелью или восковым мелком, затем красками. | Фронтальный | 4.03 | |
25 | Великие портретисты прошлого. | 1 | Комбинированный | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Знакомство с произведениями художников: Леонардо да Винчи, Рубенса, Рембранта, Репина, Сурикова, Ярошенко, Крамского. | Уметь выполнять живописный портрет. Знать художников-портретистов и их творчество Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра | Фронтальный | 11.03 | |
26 | Портрет в изобразительном искусстве XX века | 1 | Комбинированный | Музеи как кладовые культуры, хранилища духовного опыта человечества. Лувр (Франция). Национальная галерея (Великобритания). Прадо (Испания). Пинакотека (Германия). Эрмитаж Закрепление материала по теме «Портрет». |
Фронтальный | 18.03 | ||
27 | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | Комбинированный | Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры | Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства | Фронтальный | 1.04 | |
28 | Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | 1 | Комбинированный | Виды перспективы. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл. Знакомство с настенной росписью Древнего Египтас фресками Древнего Рима, с произведениями Брейгеля Старшего, Хоббема, Воробьёва, Карраччи. Знакомство с правилами построения перспективы, с правилами воздушной перспективы, с понятиями: точка схода, линия горизонта | Уметь пользоваться в рисунке правилами линейной и воздушной перспективы. | Фронтальный | 8.04 | |
29 | Пейзаж – большой мир. | 1 | Комбинированный | Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Знакомство с произведениями художников: Го Си, Тобиаса, Эль Греко, Айвазовского, Богаевского. | Уметь создавать живописный романтический пейзаж. Уметь работать тушью, гелевой ручкой и одной чёрной краской. | Фронтальный | 15.04 | |
30 | Пейзаж настроение. Природа и художник. | 1 | Комбинированный | Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Знакомство с произведениями художников: Моне, Мане, Сислея, Синьяка, Ван Гога, Сезанна. | Уметь выполнять пейзаж-настроение. | Фронтальный | 22.04 | |
31 | Пейзаж в русской живописи. | 1 | Комбинированный | Роль колорита в пейзаже-настроении. Создание с помощью цвета художественного образа природы, передача настроения в рисунке. Знакомство с произведениями художников: Сороки, Венецианова, Саврасова, Васильева, Шишкина, Левитана. Уметь писать пейзаж на тему «Страна моя родная» или «Дали моей Родины»; пейзаж-настроение на тему «Весенний мотив», «Весеннее утро», «Весенний ветерок». | Натурные пейзажные наброски и зарисовки карандашом или ручкой; выполнить графический пейзаж в технике граттажа или монотипии. | Теку щий Фронтальный | 29.04 | |
32 | Пейзаж в графике. | 1 | Комбинированный | Знакомство с понятиями: зарисовки, наброски, граттаж, монотипия. Знакомство с произведениями художников: левитана, Пименова, Рембранта, Ван Гога, Фаворского, Конашевича, Куманькова, Гаева. | Уметь выполнять графическую работу «Весенний пейзаж», | Теку щий Фронтальный | 6.05 | |
33 | Городской пейзаж. | 1 | Комбинированный | Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Знакомство с произведениями художников: лоренцетти, Гонзага, Алексеева, Мазереля, Кокорина, Фаворского. | Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике | Теку щий Фронтальный | 13.05 | |
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 | Значение изобразительного искусства в жизни людей и его виды. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка | Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров | фронтальный | 20.05 |
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
[2] Настоящий раздел, совместно с разделом «Музыка в формировании духовной культуры личности» учебного предмета «Музыка», по решению образовательного учреждения может преподаваться в VIII-IX классах в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку в 6классе
Рабочая программа по русскому языку в 6классе создана на основе прогаммы к традиционному учебнику Ладыженской и рассчитана на 6уроков в неделю. По этой программе также сделано планирование на 6уроков ...
Рабочая программа по математике к учебнику 6класса авторы Виленкин Н.Я идр.
Настоящая программа по математике для основной общеобразовательной школы 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОи...
Рабочая программа по русскому языку для 6класса
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Государственного стандарта, Примерной программы (основного) общего образования по русскому языку, программы по русском...
Рабочая программа по предмету "Профильный труд" 6класс на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа для 6 класса по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2014-2015 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных н...
Рабочая программа по учебному предмету "Технология. 6класс. Девочки".
Рабочая программа по учебному предмету "Технология. 6 класс. Девочки" составлена для учащихся коррекционных школ с нарушением опорно-двигательного аппарата....