Рабочая программа по предмету изобразительное искусство в 5 классе
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
• Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, по программе Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_5_klass.docx | 76.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»
« Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель Руководитель МБОУ
руководителя по УВР «Ленинская СОШ»
МОУ «Ленинская СОШ»
/ Демидова Л.С. / / Хасанов Р.Р. / ______ / Трошина Е.А. /
ФИО ФИО ФИО
Протокол № от Приказ № от
« » 2012г. « » 2012 г. « » 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
преподавателя первой квалификационной категории
Карасёвой Галины Павловны
по предмету изобразительное искусство в 5 классе
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № от
« » 2012 г.
2012 – 2013 учебный год
Стандарт основного общего образования по изобразительному искусству
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Изобразительное искусство и его виды. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-при- кладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).
Художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) живописи, графики и скульптуры: тон и тональные отношения; колорит; цвет и цветовой контраст; линейная и воздушная перспектива; пропорции и пропорциональные отношения; фактура; ритм; формат и композиция[1].
Художественные материалы и возможности их использования.
Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символи-ческого языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Различение произведений народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Орнамент как основа декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов России (дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома).
Изобразительное искусство и архитектура России. Художественная культура Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIII-XX вв. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн). Художественные объединения (Товарищество передвижников, «Мир искусства» и др.). Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры (А.Рублев, Дионисий, В.В.Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Ве-нецианов, И.Мартос, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Суриков, И.Е. Репин, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, В.А.Серов, К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, В.И. Мухина, В.А.Фаворский).
Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.). Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, А.Дюрер, Рембрандт ван Рейн, Ф.Гойя, К.Моне, П.Сезанн, Ван Гог, О.Роден, П.Пикассо, Ш.Э. ле Корбюзье).
Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Понимание смысла деятельности художника в современном мире. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.
Синтез искусств[2]. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Примерные программы по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.
Примерные программы являются ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также могут использоваться при тематическом планировании курса учителем. Примерные программы определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса в различных образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования.
Созданные на основе примерной программы авторские учебные программы и учебники должны логически развивать идеи начальной школы, способствовать формированию опыта художественно-творческой деятельности, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, запечатленным в произведениях изобразительного искусства, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.
Структура документа.
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов (в модальности «не менее») по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика предмета.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Содержание обучения в примерной программе дано крупными блоками. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, варьировать содержание учебников, различными средствами распределять учебный материал и время для его изучения как внутри одного класса, так и между классами.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Цели художественного образования:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, в VIII и IX – по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.
Примерная программа «Изобразительное искусство рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса «Музыкальное искусство» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в звучащем пространстве, значимыми для сохранения и развития музыкальной культуры.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать, воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.
В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
V-VII классы (105 час)
Изобразительное искусство, его виды и жанры (40 часов). Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.
Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.
Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).
Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.
Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.
Язык изобразительного искусства и художественный образ (35 час). Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.
Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).
Опыт творческой деятельности. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 час). Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.
Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления (В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.).
Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.
Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).
Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).
Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИСКУССТВО» (Изобразительное искусство)
- ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
- Статус документа
- Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
- Место предмета в базисном учебном плане
- Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения «искусства» в 5 классе отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.
- Общая характеристика учебного предмета
- 5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
- Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
- Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
- Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
- Цель программы:
- Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:
- - дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- - понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.
- - осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
- Формирование художественно-творческой активности:
- - учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- - учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- - проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
- Формирование художественных знаний, умений, навыков.
- 1 год обучения (5 класс)
- Учащиеся должны понимать:
- -значение древних корней народного искусства;
- -связь времён в народном искусстве;
- -место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
- -особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;
- -знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):
- -уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
- -представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
- Учащиеся должны уметь:
- отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
- создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
- Учебный год – 2012 – 2013.
- Количество годовых часов – 34 часа (1 час в неделю).
- 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (34 ч).
- Учебником для 5 класса открывается серия учебных изданий, закладывающих основы художественного мышления. предусмотрены целостные блоки искусства. Связи искусства с жизнью рассматриваются теперь с позиции жизненных функций видов искусств (декоративных, изобразительных, конструктивных) и вытекающих отсюда особенностей их образных языков.
- Ученик осваивает содержание и образный язык разных видов декоративно-прикладного искусства – традиционного народного, классического и современного.
- Занятия строятся с учётом тематической и содержательной целостности каждой четверти, они логически связаны между собой. При этом каждая тема – это новый шаг в познании особенностей языка декоративного искусства, которое осуществляется в единстве восприятия и практической деятельности. При выполнении детьми творческих заданий учебные задачи решаются в единстве с творческими.
- Весь материал учебника разделён на блоки:
- Блок 1 «Древние корни народного искусства» имеет особое значение. Он закладывает основы понимания специфики образного языка декоративно-прикладного искусства.
- Нашли отражение в программе и календарные народные праздники, которые можно провести как театрализованное коллективное действо. Главная задача, которую решает педагог на таком занятии-празднике, - это организация живого общения между детьми и взрослыми, включение в эмоциональное пространство занятия всех видов фольклора, а также творческих работ учащихся.
- Блок 2 «Связь времён в народном искусстве» логически продолжает первый блок, вводя учащихся в мир современного искусства, представленного художественными промыслами. Содержание этой главы – сохранение преемственности традиций в современных художественных промыслах.
- Ученики должны видеть характерные признаки того или другого промысла, вариативность образов и мотивов, осознавать, что это искусство развивается по законам народного искусства, черпая темы, образы и мотивы из сокровищницы природы. Учащиеся выполняют творческие задания, используя по возможности традиционные для промысла приёмы росписи и цветовые сочетания.
- Блок 3 «Декор – человек, общество, время» важен для понимания самой сути существования в обществе декоративно-прикладного искусства, его главно, коммуникативной функции.
- Ученики учатся видеть чёткую социальную регламентацию форм, материала, цвета, декора одежды и предметов быта. Они осознают функции декора в разные времена, у разных народов, его возможностей в обозначении определённых общностей, групп людей, а также той роли, которую играет человек, как в сословной, так и в современной среде.
- Блок 4 «Декоративное искусство в современном мире»нацелен на ознакомление с многообразием проявлений современного искусства, с новым языком его произведений, созвучным времени, а также на творческую деятельность учащихся в конкретном материале.
- Дети смогут сореинтироваться в области современного декоративного искусства, увидеть на примере конкретных произведений взаимосвязь материала, формы и содержания, а также новое понимание красоты современными художниками.
- Учебник предлагает по каждой теме систему творческих заданий и вопросов, цель которых – развитие художественно-творческих способностей учащихся, осознанное использование знаний образного языка декоративного искусства в процессе воплощения собственного художественного замысла, воспитание чувства материала.
- Календарно-тематическое планирование - 34 ч
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Вид контроля | Дата | Дата по факту |
1 урок | Введение. Декоративно-прикладное искусство и человек. (стр. учеб. 3 – 9) | 1 | Урок взаимопроверки | Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. Зрительный ряд: примеры древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах. | Выявить уровень ЗУН учащихся. Знакомство с понятиями: образный язык, художественные средства, символическое значение. | Текущий Фронтальный | 4.09 | |
2 урок | Древние образы в народном искусстве. (стр. учеб. 12 - 19) | 1 | Комбинированный урок | Знать основы изобразительной грамоты. Знакомство с символами, образами, с помощью которых человек выражал своё понятие о мире. | Текущий | 11.09 | ||
3 урок | Убранство русской избы. (стр. учеб. 20 - 29) | 1 | Урок-лекция | Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный строй). Знакомство с понятиями: конь-охлупень, доски-полотенца, доски-причелины, фронтон, наличники, лобовая доска. | Уметь правильно держать карандаш, кисть, создавать эскиз декоративного убранства избы. Знать основы изобразительной грамоты. | Текущий Эскиз декоративного убранства избы | 18.09 | |
4 урок | Внутренний мир русской избы. (стр. учеб. 30 - 35) | 1 | Урок- семинар | Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок- небо, пол -земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет, и т.д.). Жизненно-важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты | Знать особенности русского крестьянского дома. Уметь делать построения русского крестьянского дома. Уметь пользоваться цветом как средством художественной выразительности, Знакомство с понятиями: красный угол, ткацкий стан - кросно, люлька. | Текущий Цветовая композиция внутреннего пространства избы | 25.09 | |
5 урок | Внутренний мир русской избы. (стр. учеб. 30 - 35) | 1 | Практическое занятие | Уметь работать в группе. Знать особенности интерьера русского крестьянского дома, иметь представление о национальном характере народа. Знакомство с понятием: подмалёвок. Уметь правильно держать кисть. | Текущий Фронтальный | 2.10 | ||
6 урок | Конструкция и декор предметов народного быта. (стр. учеб. 36 - 43) | 1 | Комбинированный урок | Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов | Умерь срисовывать по образцу, знать основные предметы народного быта: ковш-скобкарь, ковш-конюх, ковш-черпак, солоницы, хлебница, рубель, прялки, лопасть прялки и их назначение. Уметь окрашивать изображение в пределах сложного контура. | Текущий Эскиз предмета крестьянского быта | 9.10 | |
7 урок | Конструкция и декор предметов народного быта (стр. учеб. 36 - 43) | 1 | Практическое занятие | Уметь выполнять эскиз, составлять композицию росписи. Уметь использовать в композиции геометрические и растительные элементы, выстраивая их в определённом порядке. | Текущий Фронтальный | 16.10 | ||
8 урок | Русская народная вышивка (стр. учеб. 44 - 49) | 1 | Урок – организационно - деятельностная игра | Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. | Уметь работать в группе. Знать основные элементы орнамента, уметь их воспроизводить на бумаге. Уметь применять традиции в творческих работах. Уметь пользоваться цветом как средством художественной выразительности. Знать понятия: орнамент, сюжет, эскиз, мотив. Знать значение белого и красного цветов в вышивке. | Текущий | 23.10 | |
9 урок | Народный праздничный костюм. (стр. учеб. 50 - 59) | 1 | Комбинированный урок | Народный праздничный костюм -целостный художественный образ. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостного мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды | Уметь различать народные костюмы. Уметь выполнять эскиз народного праздничного костюма. | Текущий | 30.10 | |
10 урок | Народный праздничный костюм (стр. учеб. 50 - 59) | 1 | Практическое занятие | Уметь работать в группе. Знать о роли узора в убранстве народного костюма. | Текущий Фронтальный | 13.11 | ||
11 урок | Народные праздничные обряды (стр. учеб. 60 - 63) | 11 | Комбинированный урок | Календарные народные праздники- это способ участия человека , связанного с землей. В событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника. Их символическое значение. Зрительный ряд: работы , выполненные в течение темы, слайды. | Уметь применять традиции в творческих работах. Уметь пользоваться цветом как средством художественной выразительности | Текущий | 20.11 | |
12 урок | Древние образы в современных народных игрушках. (стр. учеб. 66 - 75) | 1 | Комбинированный урок | Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках. Их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащим к различным художественным промыслам (филимоновской, дымковской, каргопольской). Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. | Знакомство с дымковской, филимоновской, каргопольской глиняными игрушками. Уметь срисовывать по образцу. | Текущий | 27.11 | |
13 урок | Древние образы в современных народных игрушках. (стр. учеб. 66 - 75) | 1 | Практическое занятие | Знать особенности русских народных игрушек, уметь их отличать. Уметь создавать из глины или пластилина свой образ игрушки, Иметь навык работы с гуашевыми красками. | Текущий Фронтальный | 4.12 | ||
14 урок | Искусство Гжели. (стр. учеб. 76 - 81) | 1 | Комбинированный урок | История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов. Тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. | Знать понятия: майолика, квасник, кумган, «мазок с тенями». Уметь работать красками и кистью. | Текущий | 11.12 | |
15 урок | Искусство Гжели. (стр. учеб. 76 - 81) | 1 | Практическое занятие | Знать особенности росписи Гжели. Уметь окрашивать изображение в пределах сложного контура. | Текущий Фронтальный | 18.12 | ||
16 урок | Городецкая роспись (стр. учеб. 82 - 85) | 1 | Комбинированный урок | История развития промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки- основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи | Знакомство с понятиями: розан, купавка, замалёвок, оживка, грунтовка, гармония цвета. Знать своеобразие городецкой росписи. | Текущий | 25.12 | |
17 урок | Городецкая роспись (стр. учеб. 82 - 85) | 1 | Практическое занятие | Знать особенности росписи Городца. Уметь составлять композицию, выполнять эскиз. Уметь окрашивать изображение в пределах сложного контура, используя гуашь и кисти разных размеров. | Текущий Фронтальный | 15.01 | ||
18 урок | Хохлома (стр. учеб. 86 - 91) | 1 | Комбинированный урок | Из истории промысла. Разнообразие вариантов росписи. Особенности росписи Хохломы: основные цвета и цвет для мелкой прорисовки - приписок, роспись - под листок, травка, приём - под фон, вид росписи – кудрина. | Знать особенности росписи Хохломы: основные цвета и цвет для мелкой прорисовки - приписок, роспись - под листок, травка, приём - под фон, вид росписи – кудрина. | Текущий | 22.01 | |
19 урок | Хохлома (стр. учеб. 86 - 91) | 1 | Практическое занятие | Уметь окрашивать изображение в пределах сложного контура | Текущий Фронтальный | 29.01 | ||
20 Урок | Жостово. Роспись по металлу. (стр. учеб. 92 - 95) | 1 | Комбинированный урок | Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Основные приемы письма: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка | Уметь составлять композицию из крупных, средних и мелких форм. Уметь работать с белилами. | Текущий Фронтальный | 5.02 | |
21 урок | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. (стр. учеб. 96 - 103) | 1 | Комбинированный урок | Из истории промысла. Разнообразие форм сказочных птиц. птица счастья – способы изготовления. Знакомство с понятиями: щепная птица, мезенская роспись, алтайская роспись, тиснение узорами, резное узорочье. | Знать технику мезенской росписи, алтайской росписи. | Текущий | 12.02 | |
22 урок | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. (стр. учеб. 96 - 103) | 1 | Практическое занятие | Текущий Фронтальный | 19.02 | |||
23 урок | Зачем людям украшения. (стр. учеб. 106 - 107) | 1 | Комбинированный урок | Беседа на тему: «Какую роль играет ДПИ в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности». Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить- значит наполнить вещь общественно-значимым смыслом, определить роль ее хозяина. | Уметь применять традиции в творческих работах, уметь пользоваться цветом как средством художественной выразительности. | Текущий Фронтальный | 26.02 | |
24 урок | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. (стр. учеб. 108 - 117) | 1 | Комбинированный урок | Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества. | Знакомство с понятиями: фараон, скипетр,, жезл, жрецы, чиновники. Знать место и роль костюма в данном обществе, систему декоративной символики: лотос, скарабей, ладья вечности, священная змея, глаза - уаджета. | Текущий | 5.03 | |
25 урок | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. (стр. учеб. 108 - 117) | 1 | Практическое занятие | Уметь выполнять эскиз-импровизацию украшения в стиле дрвнеегипетского искусства, используяхарактерные знаки-символы, выстраивая их в причудливый узор. Уметь работать гуашью тёплых пастельных тонов. | Текущий Фронтальный | 12.03 | ||
26 урок | Одежда «говорит» о человеке. (стр. учеб. 118 - 133) | 1 | Комбинированный урок | Одежда как знак положения человека в обществе(на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и Западной Европы 17 века (эпоха барокко).Отличие ДПИ Западной Европы от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус людей. | Знакомство с Древним Китаем, западной Европой и ролью костюма в этих странах. Выявить и подчеркнуть роль людей, их отношения в обществе. | Текущий | 19.03 | |
27 урок | Одежда «говорит» о человеке. (стр. учеб. 118 - 133) | 1 | Практическое занятие | Уметь применять традиции в творческих работах. Знать основные элементы старинной одежды. Уметь работать в группе. | Текущий Фронтальный | 2.04 | ||
28 урок | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. (стр. учеб. 134 - 139) | 1 | Комбинированный урок | Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак государства, страны, города, партии, фирмы… Основные части классического герба. Зрительный ряд: изображение средневековых гербов, старинных русских гербов. Примеры современных эмблем. Знакомство с понятиями: геральдика, геральдические фигуры, негеральдические фигуры, щит, щитодержатель, корона, шлем, намёт, мантия, эмблема. Символическое значение цвета. | Знать значения условных изображений и цветов. Уметь пользоваться цветом как средством художественной выразительности. Уметь создавать герб и эмблему, знать их отличия. | Текущий Фронтальный | 9.04 | |
29 урок | Современное выставочное искусство. (стр. учеб. 142 - 167) | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с понятиями: керамика, майолика, терракота, ансамбль, фактура, художественное стекло, гутное стекло, металл, ковка, литьё, гобелен горячий батик, холодный батик, ассоциации, образное звучание. | Знать отличие выставочных произведений декоративно-прикладного искусства от изделий массового производства. Знать какие средства художественной выразительности использует художник для передачи своих мыслей и чувств в произведениях декоративно-прикладного искусства. Уметь воплощать замысел в эскиз. Уметь переносить эскиз по клеткам на большой формат. | Текущий | 16.04 | |
30 урок | Ты сам мастер. (стр. учеб. 168 - 189) | 1 | Практическое занятие | Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. Изучение технологической последовательности выполнения изделий в технике «папье-маше» | Уметь выполнять декоративные панно из солёного теста или из других подручных материалов, например, шпагат, бечёвка, ткани, кусочки кожи, комбинируя их и сочетая. Уметь работать с клеем. | Групповой | 23.04 | |
31 урок | Ты сам мастер. (стр. учеб. 168 - 189) | 1 | Практическое занятие | Шпагат, слоёное тесто. Знакомство с техникой приготовления слоёного теста. | Уметь работать с материалами: шпагат, кусочки мешковины, холст, кожа, клей ПВА. Уметь создавать куклу-образ Уметь создавать нарядные декоративные вазы, выполнять узелки, петельки, завитки, косички, кручёные веревочки. | Групповой Древо жизни. | 30.04 | |
32 урок | Ты сам мастер. (стр. учеб. 168 - 189) | 1 | Практическое занятие | Лоскутная аппликация, коллаж, витраж. | Уметь выполнять работу в технике коллажа, витража. Знать отличия коллажа и витража. | Групповой | 7.05 | |
33 урок | Ты сам мастер (стр. учеб. 168 - 189) | 1 | Практическое занятие | Знакомство с понятием: мочало, откуда его получают. | Уметь выполнять декоративные игрушки и панно из мочала. Уметь работать в парах. | Групповой | 14.05 | |
34урок | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
| 1 | Обобщающий урок | Выставка работ учащихся. Беседа с учащимися -роль материала в создании художественного образа. -возрастание эстетической функции современного декоративного искусства. - народный мастер и современный художник дпи. | Знать содержание и образный язык разных видов декоративно-прикладного искусства – традиционного народного, классического и современного. Уметь видеть характерные признаки того или иного промысла, вариативность образов и мотивов, осознавать, что это искусство развивается по законам народного искусства, черпать темы, образы и мотивы из сокровищницы природы. | Тематический контроль | 21.05 | |
Итог: 3 4 часов |
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
[2] Настоящий раздел, совместно с разделом «Музыка в формировании духовной культуры личности» учебного предмета «Музыка», по решению образовательного учреждения может преподаваться в VIII-IX классах в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5класса (календарно-тематическое планирование)
Календарно-тематическое планирование для 5 классаУчебники: Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кул...
Пояснительная записка к рабочей программе по штукатурно-малярному делу 5класс.
Пояснительная записка к рабочей программе 2 вида по штукатурно-малярному делу, разработана на основе государственной программы специальных (коррекционных) обр...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству, общее образование 5класс
Рабочая программа «Изобразительное искусство. 5 классы» составлена в соответствии- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духов...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...