Красота родной природы
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Урок «Красота родной природы» познакомит ребят с произведениями живописи И. Левитана, В.Бакшеева, А. Саврасова, а также с творчеством поэтов Ф. Тютчев, А. Фета, музыкальным произведением  П.Чайковского « Времена года».Урок предполагает практическую работу, где ребята, используя цветовую палитру слов, связанных с весной, попробуют выполнить графический рисунок на заданную тему. Презентация с произведениями художников, стихами о весне и музыкой поможет им в этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_6_klasse.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 6 классе

«Красота родной природы»

Шишлова Надежда Васильевна, учитель  изобразительного искусства  МОУ СОШ  № 1,

Урок «Красота родной природы» познакомит ребят с произведениями живописи И. Левитана, В.Бакшеева, А. Саврасова, а также с творчеством поэтов Ф. Тютчев, А. Фета, музыкальным произведением  П.Чайковского « Времена года».Урок предполагает практическую работу, где ребята, используя цветовую палитру слов, связанных с весной, попробуют выполнить графический рисунок на заданную тему. Презентация с произведениями художников, стихами о весне и музыкой поможет им в этом.

Цель урока: расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре искусства.

Задачи урока: расширение знаний о пейзаже, о русских художниках, поэтах.

Формировать эстетическое отношение к весенним изменениям в природе.

Развивать аналитическое восприятие и воображение у учащихся.

Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Формировать умения живописно и графически выражать в рисунках свои впечатления  о природе.

  Оборудование: 

 Компьютер;

 Презентация к уроку  «Красота родной природы».

Зрительный ряд и музыкальный ряд:

 Репродукции картин художников И.Левитана «Весна, большая вода», В.Бакшеев « Голубая весна», А. Саврасов «Грачи прилетели».

 Методические рисунки.

 Литературный ряд: Стихотворения

 Оформление  доски:

 Эпиграф:  

 « В очарованье русского пейзажа

 есть подлинная радость, но она

 открыта не для каждого и даже

не каждому художнику видна»

                                                      Н. Заболотский

Слова на доске:

  Пейзаж.                                              

  Термины:

 Пейзаж –  пришло в 18 веке из французского языка, означает « местность,  страна»,  а с латинского – «село, деревня».

 Тип урока: информационный, урок формирования знаний, умений и навыков.

Формирование УУД:   личностных,  регулятивных, познавательных.

 Метод: комбинированный

Структура урока:

  1. Организационная часть – 1 мин.
  2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи -2 мин
  3. Изложение нового материала – 14  мин.
  4. Закрепление изученного материала -2 мин
  5. Практическая работа – 25 мин.
  6. Подведение итога урока. Рефлексия - 1 мин.

 Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.   Организация внимания.

2.Актуализация знаний.

   Эпиграф урока: « В очарованье русского пейзажа

 есть подлинная радость, но она

 открыта не для каждого и даже

не каждому художнику видна».

Музыка  П.Чайковского « Апрель» или «Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева.

3.Постановка учебной задачи.

Мы прослушали музыкальный  фрагмент  романса на стихи Ф.Тютчева « Весенние воды», прочитали эпиграф.

Вопрос. О чем же пойдет наш разговор на уроке?

( о пейзаже, о весне, о природе и т.д.) А помогу нам в этом художники, поэты, композиторы.

4.Изложение нового материала.

Сопровождается показом презентации  

 Пейзаж -  пришло в 18 веке из французского языка - означает  «местность,  страна»,  а с латинского – «село, деревня».

Пейзаж -  изображение природы.(2 слайд)

И художники,  и поэты показывают нам красоту родного края в своих произведениях, а вдохновляет их на творчество  - природа, именно она является источником их творческой деятельности.

Послушаем музыку П. Чайковского « Времена года» - « Апрель» и попытаемся увидеть, какие изменения происходят в природе?

Вопрос. Что можно услышать в музыке? Какие звуки?

(Ребята  называют звуки, учитель записывает на доске, ребята – на половине листа, в столбик).

Звуки.

1.Пение птиц,

2.Журчание ручьев,

3.Звон капели,

4.Тишина и т.д.

А теперь посмотрим репродукции с картин замечательных художников(слайд3,4,5)

  1. А. Саврасов  «Грачи прилетели»
  2. И. Левитан  «Большая вода»
  3. В. Бакшеев  «Голубая весна»

Что мы можем сказать, глядя на эти репродукции? Одинаковая или разная весна у этих художников?  (разная)

Художники показали весну такой, какой видят ее сами.

Картина А. Саврасова « Грачи прилетели»- это рассказ о том, как тает весной снег и среди сугробов образуются озерки талой воды, как поскрипывают у корней покачиваемые ветром корявые березы, как начинают розоветь и набухать их тонкие ветки, как на вершинах берез хлопочут грачи. Природа – которую люди изменили и дополнили своими сооружениями: церквями, деревянными избами, хозяйственными постройками.

Картина И.Левитана «Весна - большая вода». Еще недавно было белым бело, завалено снежными сугробами, река скована льдом, но стало проглядывать солнышко, закапала звонкая капель, зажурчали ручьи, побежали к реке, озеру. И вот уже не застывший стеклянный лед, а прозрачная гладь воды – а в ней, как в зеркале – отражаются, голубое небо,  облака и солнце. Еще сыра и пуста земля, тени от деревьев неяркие, прозрачные, но все готово к пробуждению природы. Вот – вот зазеленеет трава, покроются зеленью деревья,  прилетят  и запоют  птицы – это образ русской весны.

Картина В. Бакшеева « Голубая весна».  Смотришь на эту картину, и перед тобой встает голубая весна всей земли, а глаза невольно охватывают безмерное море неба, прелую землю с весенними тенями и кружево тянущихся вверх березок.

Вопрос. Какие же цвета использовали художники, чтобы показать нам весну.

Цвета:(Голубой, серый,  фиолетовый, зеленоватый, охристый, и т. д.).

Но весной восхищались не только композиторы, художники, но и поэты.

 Стихи о весне Ф. Тютчева, А. Плещеева, А.Фета и т.д.

   Дети читают стихи о весне, затем выбирают слова или словосочетания, с помощью    которых поэты рассказали о весне.

 Вопрос.  Какие слова или словосочетания использовали поэты,  с помощью которых            рассказали нам о весне.  (тает снег, бегут ручьи, небесная лазурь, ярче солнце и т.д.)

Значит, кроме звуков, которые можно услышать, и цвета, который можно увидеть мы можем почувствовать весну

 По запаху: талый снег, запах деревьев, прошлогодняя листва…

По осязанию: теплые лучи солнца, свежий ветер, влажность воздуха…

5.Закрепление изученного материала.  

Что же общего в произведениях художников, поэтов, музыкантов? Какие чувства возникают у нас, глядя на эти картины, слушая эту  музыку и стихи?

Ребята отвечают.- Чувства радости, гордости, что мы живем среди этой природы. И вновь обращаясь к словам эпиграфа можно сказать, что не всем, открывается природа, а только тем, кто сам, добр и кто бережно относится к ней и сам открыт природе.

И так, мы увидели с вами, как показали нам весну музыканты, художники и поэты, какие цвета использовали, какие слова или словосочетания.

6.Практическоя работа

Попробуем и мы создать с вами образ весны, а для этого каждое слово или словосочетание  мы покажем  цветом, а потом -  линией.

Работаем на второй половине альбомного листа. Смачиваем лист водой и используя цветовую палитру слов, покроем весь лист цветом,  прозрачным и плавно переходящим  из одного в другой, не забывая при этом, что снег и ручьи у нас в нижней части листа, а небо, облака – в верхней. На цветовой палитре, используя графические навыки прошлого урока  показать пейзаж родной природы.

  Вопрос. Что же мы должны знать, работая линией, штрихом?

 Не забываем о перспективе, линии горизонта, о структуре различных пород деревьев.

Лист можно брать как вертикально, так и горизонтально.

Музыка П.Чайковского « Времена года»

7. Подведение итога урока. Рефлексия.

Рассматривая ваши работы, мы видим, что каждая из них по своему индивидуальна по цвету и графике. Давайте еще раз вспомним имена художников, поэтов и композиторов, с которыми познакомились сегодня   и которые помогли нам

  1.  А. Саврасов  
  2. И. Левитан  
  3. В. Бакшеев  
  4. Ф. Тютчев
  5. А.Плещеев
  6. А.Фет
  7. П. Чайковский

В завершении нашего урока мне бы хотелось сказать, что Природа- это книга мудрости.

Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.

Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открыть ее сокровенный смысл.

Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

Литература.

1.Энциклопедия мирового искусства. Шедевры русской живописи- «Белый город»,2005г.,-567с.  

2.ru.wikipedia.org›wiki/Грачи_прилетели – картина «Грачи прилетели» и её описание

3.detskiysad.ru›Большая вода – картина  «Весна. Большая вода» и её описание

4.otherreferats.allbest.ru›Музыка›00166537_0.html музыка - произведение П.И. Чайковского «Времена года»  «Март. Жаворонок»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе Тема: «Красота родной природы» - рисование по памяти и представлению пейзажа с ярко выраженной эмоциональной трактовкой

Данная разработка урока по теме "Красота родной природы " поможет  познакомить учащихся с колористическими возможностями изображения пейзажа, сформировать навыки создания цветового единства изобр...

Методическая разработка урока по теме "Красота родной природы в творчестве художников. Рисунок "Летний пейзаж"".

Данный материал предназначен для 4 класса, состоит из пояснительной записки к уроку, сценария урока и приложения. В сценарии урока показывается ход урока, работа учителя и детей, все этапы урока, опис...

презентация "Красота родной природы"

Презентация составлена на основе авторских фотографий нашей местности....

Конспект к уроку изобразительного искусства по теме "Красота родной природы"- рисование пейзажа

Конспект урока содержит подробную структуру и ход урока. В урок включена беседа по картинам художников-пейзажистов, а также подробное объяснение выполнения задания....

«Красота родной природы. Весенний пейзаж » Занятие по изобразительному искусству, 6 класс. Учитель ИЗО Лукианова Эльвира Михайловна

За В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимост...